Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Деятельностный характер обучения музыке

Методическая разработка на тему: "Деятельностный характер обучения»
Автор: Вершинина Тамара Борисовна, преподаватель по классу фортепиано, МБУ ДО"ДШИ №1",г.Димитровград Ульяновской области
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию методическую разработку «Деятельностный характер обучения. Программа ФГТ в классе фортепиано ДШИ». Данный материал будет интересен родителям, учителям музыки СОШ, преподавателям школ искусств.

Цель: Формирование навыка самостоятельности в работе.
Задачи:
а) создавать условия для формирования навыка самостоятельности в работе;
б) учить детей ставить цель перед выполнением задачи и предлагать решение проблемы; в) воспитывать чувство радости от выполнения самостоятельной работы и достижения цели.
Описание материала:
В программе ФГТ говорится о том, что ученика необходимо научить умению самостоятельно «добывать» знания. Одним из основных навыков самостоятельности в работе является чтение нот.
С самого начала занятий мы с учеником постепенно составляем Алгоритм(определённый порядок действия) по чтению, который вставляем в дневник. По нему ребёнок учится рассказывать и выполнять работу по пунктам без подсказок учителя, но под его «неусыпным оком», с одобрением и восхищением, как малыш самостоятельно справляется с «труднейшим» заданием!:
Алгоритм
1.Название произведения, композитор.
2.Темп, характер, ключи.
3.На какой звук заканчивается (тоника), ключевые знаки, гамма, трезвучие, тональность.
4.Размер такта.
5.Ритмо-слоги под пульс долей,(в дальнейшем – с дирижированием).
6.Чтение нот под пульс долей,(затем – с дирижированием).
7.Чтение ритмического рисунка обеими руками на столе. ( Левая рука – пульс, правая – ритм). Это сложно, но достижимо, и хорошо развивает слух и координацию движений.
8.Чтение нот точной аппликатурой и штрихами на столе.( После такой работы ребёнок играет очень уверенно, не глядя на клавиатуру).
9.Чтение нот на инструменте с закрытой клавиатурой.(Этим занимаемся почти с самого начала обучения, чтобы ребёнок не искал глазами каждую клавишу отдельно, ( что приводит к усталости), а читал ноты, не отрывая от них взгляда.
10. Левой рукой играть - за правую - петь. (Этот способ облегчает дальнейшее соединение партий обеих рук и учит видеть нотную вертикаль).
11.Фразировка, динамика, кульминация.(Не сразу,а постепенно, учим охватывать фразу целиком, чтобы спеть её выразительно с движением к самому яркому звуку).
12. Гармонический анализ (с 3 класса). Практическая теория: уверенное построение «чёрно – белых» квинт и зрительное представление их на нотоносце. Уже на первых уроках дети могут сыграть «аккомпанемент» квинтами в пьесе Артоболевской «Вальс собачек». В квинты вставляем средний звук и получаем трезвучия мажора и минора. На основе Б53 строим – Д7.
Представление о количестве знаков в мажорных тональностях формируется на следующих пособиях: за диезы «отвечает» правая рука.«Чётная» группа от клавиши ДО(вверх) – 0 знаков, Ре мажор – 2 знака, Ми мажор – 4 знака, Фа диез мажор – 6 знаков. «Нечётная» группа начинается с Соль мажора. Знаки прибавляются тоже по 2: 1 – 3 – 5 – 7.
За бемольные знаки «отвечает» левая рука от клавиши ДО(вниз). Так же сначала идёт чётная группа, потом - нечётная.


Алгоритм помогает более точному разбору текста и выполнению самостоятельной работы в конце учебного года. Каждому ученику даётся пьеса по его возможностям,и она проверяется по всем пунктам алгоритма без(конкретных) подсказок. В такой работе выявляются все слабые и сильные стороны ребёнка, что является поводом для размышлений педагога. Надо «незаметно» помочь ученику справиться с заданием хорошо, создать положительное настроение от выполненной «самостоятельно» работы. Детям нравятся такие задачи, и они совсем по-другому относятся к«контрольной» работе.
Для самостоятельной записи домашнего задания в конце дневника вводятся сокращённые слова и предложения: ОКР - Отдельно каждой рукой.
СОР - Соединить обеими руками.
С Дир. - С дирижированием.
Т.А. - Точная аппликатура.
С П Н - С пением нот.
К Щ - Коротко, щипком.
Л И – П П - Левой рукой играть, за правую – петь.
СОВА - Собрать в аккорды. (Это особенно важно при гармоническом анализе произведения. Дети очень удивляются, что в партии левой руки, например, этюдов К.Черни часто встречаются аккорды Тоники и Доминанты. Это облегчает запоминание текста).
С Пуговицей - (Эффективный приём для освоения сложного ритмического рисунка,где много различных длительностей, которые необходимо наполнить пульсацией.Такой рисунок тоже вставляется в дневник)

Уже ко второму классу учащиеся могут сделать запись домашнего задания, оставляя строчку для меня, если необходимо что-то добавить. Это может выглядеть так: Этюд – ОКР,т.а., Лев. рука - СОВА, ЛИ-ПП. И никогда не бывает путаницы. Для чего это нужно? Ребёнок ставит себе цель, обдумывает задание, может его записать, а это запоминается гораздо лучше и точнее. И,что немаловажно, готовит его к будущей студенческой жизни.
Для развития критического мышления сначала учим детей внимательно всматриваться в текст:

Учитель: « Что можно сказать о ноте на карточке»?
Поощряя ученика, добиваемся «Полного Паспорта Ноты», который записываем в тетрадь: Половинная нота Си бемоль написана над первой добавочной линейкой во второй октаве скрипичного ключа со знаком бемоль(понижение звука).Затем мы учимся задавать вопросы для игры «Кто потерялся». Девочка по «Паспорту» спрашивает меня или другого ученика:
«Это высокая нота?»(Ответы только «Да – нет»).
«Она написана на линейке?
Это скрипичный ключ? У ноты есть знак понижения звука?» и т.д.
Только после такой подготовки и обучения можно переходить к более сложным заданиям. Детям нравится быть в роли учителя или проверяющего. В игре, в активной деятельности закрепляются все знания без нажима и усталости.
Очень хорошо развивает самостоятельность в решении вопросов пособие «Угадай-ка».

1 вариант игры: На картинке есть 4 кармашка, в которые дети кладут свои билеты на концерт. На «билетах» написаны отрывки из произведений без указания размера. Ребёнок догадывается сам, или мы ему помогаем «догадаться», какой это размер. Если он двухдольный, значит, билет идёт в кармашек с цифрой 2. Восклицательный знак- для билетов с ошибками.(Это трудная задача).
2 вариант:перепутаны билеты или цифры, надо их расставить правильно; 3 вариант– можно поиграть с длительностями нот. Например, какой длительностью можно заменить 4 восьмых. Более трудный вариант, когда я или ученик-учитель играет мелодию, и надо выложить в кармашки ноты-длительности и т.д.. Хорошо развивают внимание игры на карточках
«Такой же» или «Найди отличия». Важно, чтобы ученик мог рассказать или пропеть все варианты. Такты 13-19 даются для самостоятельной работы.
Учитель:«Какие бы штрихи ты проставил сам".

Иногда хочется сразу подсказать ребёнку решение задачи: (Вот здесь ты играешь не то и не так), но это не научит его мыслить в дальнейшем. Он всегда будет ждать, когда придёт помощь.Поэтому я попрошу его в трудном случае отвернуться и сыграю два разных варианта, чтобы ученик услышал разницу в звучании. Или сделаю запись на видеокамеру. А потом будем выяснять, что понравилось, а что – нет, «кто виноват», как это можно исправить, по мнению ученика, и каким способом необходимо поучить. Иногда педагог «может задуматься» над непростой задачей и «очень обрадоваться» вниманию, сообразительности ученика, если тот предложит своё решение проблемы, например, «Сова или ЛИ-ПП». Деятельностный характер обучения, воспитание навыка самостоятельности в работе требует изменения сознания и мышления, в первую очередь, самого учителя. Так что, пусть будет нелегко педагогу в начале совместного пути, чтобы потом ученик сам «осилил дорогу к новым знаниям»...

Рекомендуем посмотреть:

Индивидуально-дифференцированный подход в обучении пению Сценарий фестиваля национальной культуры для детей школьного возраста Мелодия и аккомпанемент как фон в музыкальном произведении Развитие навыков игры на виолончели у детей

Похожие статьи:

Сценарий выпускного вечера в музыкальной школе

Анализ рассказа Паустовского «Корзина с еловыми шишками»
Опубликовано: 2955 дней назад (18 марта 2016)
Просмотров: 1629
+20
Голосов: 20
Софья Владимировна Юхнина # 19 марта 2016 в 07:47 +3
Здравствуйте, Тамара Борисовна! Благодарю за приглашение на знакомство с методической разработкой на тему: "Деятельностный характер обучения». Интересно! Познавательно! Вы создаёте условия для формирования навыка самостоятельности в работе, учите детей ставить цель и достигать её. Материал оформлен по правилам сайта, ярко проиллюстрирован. Но меня смущает одно - ФГТ, мы в дошкольном образовании давно работаем по ФГОС, а Вы? Мой голос +2! УДАЧИ ВАМ!!!!
Тамара Борисовна Вершинина # 19 марта 2016 в 08:19 +2
Софья Владимировна! Спасибо за ответ и отзыв. В работе я ориентировалась на ФГОС, но у нас это называется ФГТ.
Лариса Владимировна Валитова # 19 марта 2016 в 08:50 +3
Здравствуйте, Тамара Борисовна. Очень серьезная и интересная разработка. Алгоритм написан четко, поэтапно. Я думаю, дети с интересом берутся за поставленные перед ними задачи. И, конечно, это хорошая интеллектуальная работа. Спасибо.
Тамара Борисовна Вершинина # 19 марта 2016 в 18:24 +1
Лариса Владимировна! Благодарю за комментарий!
Татьяна Гуляева # 20 марта 2016 в 21:32 +3
Тамара Борисовна! Задача педагога в современном мире - давать ребенку не готовые знания, умения и навыки, а побудить его к самостоятельному поиску решения поставленной задачи.
Ваша разработка содержательная, глубокая, содержит интересные задания на развитие мышления, логики, памяти, самостоятельности.
Мой голос № 4!
Тамара Борисовна Вершинина # 20 марта 2016 в 21:46 +1
Татьяна! Спасибо большое за отзыв.
Лиза Нугумановна Якупова # 20 марта 2016 в 21:58 +3
Тамара Борисовна, действительно работа кропотливая и емкая,примите мой голос, желаю удачи!
Тамара Борисовна Вершинина # 20 марта 2016 в 22:43 +1
Лиза Нугумановна! Спасибо за поддержку.
Ольга Валерьевна Прохорова # 23 марта 2016 в 20:55 +2
Тамара Борисовна! Ваша разработка показывает путь активного познания ребёнком музыкальной науки. Чтение без алгоритма основано на постоянной подсказке учителя с самого начала и до конца знакомства с произведением. Конечно, каждый пункт алгоритма готовится постепенно, по маленьким крупинкам. Самостоятельная запись домашнего задания приучает детей видеть главное в работе. Игры с карточками многофункциональны, и в этом их значимость и интерес.
Беру себе в закладки. Голос +
Тамара Борисовна Вершинина # 25 марта 2016 в 14:59 +1
Ольга Валерьевна! Спасибо за внимание к работе и положительную оценку.
Татьяна Николаевна Бунтури # 25 марта 2016 в 09:13 +3
Тамара Борисовна, здравствуйте! В Вашей работе чувствуется опыт и высокий профессионализм. Данные методические материалы будут весьма востребованы другими педагогами благодаря их ясности и насыщенности. Я считаю, что дидактические игры - одно из универсальных средств развития и обучения ребёнка в любой сфере, и, конечно же, в музыкальной. Спасибо за Ваш труд!
Тамара Борисовна Вершинина # 25 марта 2016 в 14:58 +1
Татьяна Николаевна! Спасибо за комментарий и положительный отзыв.
Сирануш Агоповна Притула # 27 марта 2016 в 08:47 +2
Здравствуйте Тамара Борисовна, с удовольствием ознакомилась с Вашей работой, несомненно она достойна внимания и уважения. Мой голос за Вас.
Тамара Борисовна Вершинина # 27 марта 2016 в 12:43 +1
Сирануш Агоповна! Спасибо за внимание и поддержку.
Вера Олеговна Седова # 28 марта 2016 в 22:18 +4
Методическая разработка поднимает важный вопрос развития самостоятельности ученика через опорные схемы и алгоритм разбора музыкального произведения.Учу определять знаки в мажорных диезных и мажорных бемольных тональностях по кварто-квинтовому кругу вверх или вниз(до-соль-ре-ля-ми-си-фа диез-до диез и до-фа-си бемоль-ми бемоль-ля бемоль-ре бемоль-соль бемоль- до бемоль). Без систематического повторения дети забывают материал, но при напоминании быстро его восстанавливают.Ваши пособия, Тамара Борисовна, проще, доступнее для понимания ребёнка."Дорогу осилит идущий", если будет дружить с сольфеджио.
Тамара Борисовна Вершинина # 29 марта 2016 в 19:46 +1
Вера Олеговна! Спасибо за отзыв. Я тоже считаю, что без теоретических знаний ученику с новым произведением нужен будет каждый раз "поводырь".
Наталья Владимировна Корецкая # 31 марта 2016 в 14:35 +2
Уважаемая Тамара Борисовна! Очень полезная методическая работа, с вашего позволения возьму себе кое-что на заметку. Спасибо! Мой голос вам!
Тамара Борисовна Вершинина # 31 марта 2016 в 19:32 +1
Наталья Владимировна! Спасибо за внимание и отзыв.
Ирина Сергеевна Куркина # 1 апреля 2016 в 08:40 +3
Тамара Борисовна!
Отличная разработка и практическая методика, позволяющая ребенку действительно развивать навыки самостоятелого анализа своей деятельнсти и ее результатов. Я высоко оцениваю Ваше стремление не просто научить ребенка конкретной игре на фортепиано, но и "умению учиться" , т.е. "учить СЕБЯ". Это задача несомненно выше и значимей.
С удовольствием голосую!
Удачи!
Тамара Борисовна Вершинина # 1 апреля 2016 в 15:10 +1
Ирина Сергеевна! Спасибо за хорошие и добрые слова.
Жанна Генриховна Ищенко # 3 апреля 2016 в 21:51 +3
Здравствуйте Тамара Борисовна, с удовольствием ознакомилась с Вашей работой. Вы учите детей ставить цель перед выполнением задачи, предлагаете им самостоятельно решать проблемы, создавая для этого все условия. Примите мой голос!
Тамара Борисовна Вершинина # 4 апреля 2016 в 06:51 +1
Жанна Генриховна! Спасибо большое за отзыв.
Светлана Витальевна Вострякова # 8 апреля 2016 в 21:02 +2
Здравствуйте. Материал изложен последовательно, подробно. Все сопровождается наглядным материалом. Мой Вам голос!
Тамара Борисовна Вершинина # 12 апреля 2016 в 07:17 +1
Светлана Витальевна! Спасибо за внимание и отзыв.
Ольга Анатольевна Еланина # 12 апреля 2016 в 19:40 +3
Здравствуйте Тамара Борисовна, с удовольствием ознакомилась с Вашей работой.Ваша разработка поднимает важный вопрос разбора музыкального произведения и чтения его с листа! А как известно - это основа всех основ, без умения читать с листа дальнейшая работа сильно осложняется! Некоторые моменты можно будет использовать и у меня на уроке. Спасибо Вам. Оставляю себе в закладки)+1!
Тамара Борисовна Вершинина # 12 апреля 2016 в 22:01 +1
Ольга Анатольевна, рада, что кому-то статья поможет в работе. Спасибо за отзыв.
Марина Фёдоровна Поволоцкая # 16 апреля 2016 в 20:30 +3
Тамара Борисовна, здравствуйте! Ознакомилась с вашей разработкой. Ну, очень интересно. Вы, даёте детям самостоятельно решать проблемы, мыслить, таким образом, дети, наверное, более втягиваются в процесс познания музыки. Спасибо за вашу работу. Спасибо за ваш комментарий к моему сценарию.
Мой голос вам!
Тамара Борисовна Вершинина # 16 апреля 2016 в 22:55 +1
Марина Фёдоровна! Спасибо за отзыв и пожелания.
Зарема Алимпашаевна Акаева # 11 июня 2016 в 13:41 +2
Тамара Борисовна, очень интересная и занимательная разработка,думаю, вашим ученикам не приходится скучать на уроке.
Тамара Борисовна Вершинина # 13 июня 2016 в 12:54 +1
Зарема Алимпашаевна! Спасибо за внимание и поддержку
Дарья Анатольевна Пахомова # 26 июня 2016 в 07:40 +3
Здравствуйте, Тамара Борисовна!Великолепная работа!Очень серьезная и интересная разработка.Очень интересные задания на развитие мышления, логики, памяти, самости в работе. Весь материал сопровождается иллюстрациями!Спасибо Вам за работу!
Тамара Борисовна Вершинина # 30 июня 2016 в 16:02 +1
Дарья Анатольевна! Благодарю за комментарий к работе.
Ольга Станиславовна Морозова # 28 июня 2016 в 20:59 +3
Тамара Борисовна, очень понравилась Ваша работа «Деятельностный характер обучения"! Взяла ее себе в закладки. Обучение детей через игру, через наглядный материал, всегда воспринимается ими положительно и способствует лучшему запоминанию и закреплению нового материала. Вы учите детей думать, самостоятельно добиваться результата. Беру для себя на заметку пособие о количестве знаков в мажорных и минорных тональностях. Логично и просто для восприятия. Познакомлю с ним своих учеников. Спасибо за Ваш труд! Удачи и мой голос!
Тамара Борисовна Вершинина # 30 июня 2016 в 16:03 +1
Ольга Станиславовна! Большое спасибо за поддержку.
Мария Александровна Антонова # 1 октября 2016 в 02:23 +1
Хороший материал. Кому - то точно пригодится и он сможет воспользоваться таким материалом. Голосую!
Тамара Борисовна Вершинина # 19 апреля 2018 в 21:01 0
Мария Александровна! Спасибо за отзыв!
Галина Александровна Смекалова # 7 октября 2016 в 23:38 +3
Здравствуйте, Тамара Борисовна! Благодарю за приглашение на знакомство с методической разработкой на тему: "Деятельностный характер обучения».
В Вашей работе чувствуется опыт и высокий профессионализм. Публикация содержательная, глубокая, содержит интересные задания на развитие мышления, логики, памяти, самостоятельности. С удовольствием голосую!
С уважением, Галина.
Тамара Борисовна Вершинина # 19 апреля 2018 в 21:02 0
Галина Александровна! Спасибо за отзыв и оценку.