Методическая разработка на тему: "Деятельностный характер обучения»
Автор: Вершинина Тамара Борисовна, преподаватель по классу фортепиано, МБУ ДО"ДШИ №1",г.Димитровград Ульяновской области
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию методическую разработку «Деятельностный характер обучения. Программа ФГТ в классе фортепиано ДШИ». Данный материал будет интересен родителям, учителям музыки СОШ, преподавателям школ искусств.
Цель: Формирование навыка самостоятельности в работе.
Задачи:
а) создавать условия для формирования навыка самостоятельности в работе;
б) учить детей ставить цель перед выполнением задачи и предлагать решение проблемы; в) воспитывать чувство радости от выполнения самостоятельной работы и достижения цели.
Описание материала:
В программе ФГТ говорится о том, что ученика необходимо научить умению самостоятельно «добывать» знания. Одним из основных навыков самостоятельности в работе является чтение нот.
С самого начала занятий мы с учеником постепенно составляем
Алгоритм(определённый порядок действия) по чтению, который вставляем в дневник. По нему ребёнок учится рассказывать и выполнять работу по пунктам без подсказок учителя, но под его «неусыпным оком», с одобрением и восхищением, как малыш самостоятельно справляется с «труднейшим» заданием!:
Алгоритм
1.Название произведения, композитор.
2.Темп, характер, ключи.
3.На какой звук заканчивается (тоника), ключевые знаки, гамма, трезвучие, тональность.
4.Размер такта.
5.Ритмо-слоги под пульс долей,(в дальнейшем – с дирижированием).
6.Чтение нот под пульс долей,(затем – с дирижированием).
7.Чтение ритмического рисунка обеими руками на столе. ( Левая рука – пульс, правая – ритм). Это сложно, но достижимо, и хорошо развивает слух и координацию движений.
8.Чтение нот точной аппликатурой и штрихами на столе.( После такой работы ребёнок играет очень уверенно, не глядя на клавиатуру).
9.Чтение нот на инструменте с закрытой клавиатурой.(Этим занимаемся почти с самого начала обучения, чтобы ребёнок не искал глазами каждую клавишу отдельно, ( что приводит к усталости), а читал ноты, не отрывая от них взгляда.
10. Левой рукой играть - за правую - петь. (Этот способ облегчает дальнейшее соединение партий обеих рук и учит видеть нотную вертикаль).
11.Фразировка, динамика, кульминация.(Не сразу,а постепенно, учим охватывать фразу целиком, чтобы спеть её выразительно с движением к самому яркому звуку).
12. Гармонический анализ (с 3 класса). Практическая теория: уверенное построение «чёрно – белых» квинт и зрительное представление их на нотоносце. Уже на первых уроках дети могут сыграть «аккомпанемент» квинтами в пьесе Артоболевской «Вальс собачек». В квинты вставляем средний звук и получаем трезвучия мажора и минора. На основе Б53 строим – Д7.
Представление о количестве знаков в мажорных тональностях формируется на следующих пособиях: за диезы «отвечает» правая рука.«Чётная» группа от клавиши ДО(вверх) – 0 знаков, Ре мажор – 2 знака, Ми мажор – 4 знака, Фа диез мажор – 6 знаков. «Нечётная» группа начинается с Соль мажора. Знаки прибавляются тоже по 2: 1 – 3 – 5 – 7.
За бемольные знаки «отвечает» левая рука от клавиши ДО(вниз). Так же сначала идёт чётная группа, потом - нечётная.
Алгоритм помогает более точному разбору текста и выполнению самостоятельной работы в конце учебного года. Каждому ученику даётся пьеса по его возможностям,и она проверяется по всем пунктам алгоритма без(конкретных) подсказок. В такой работе выявляются все слабые и сильные стороны ребёнка, что является поводом для размышлений педагога. Надо «незаметно» помочь ученику справиться с заданием хорошо, создать положительное настроение от выполненной «самостоятельно» работы. Детям нравятся такие задачи, и они совсем по-другому относятся к«контрольной» работе.
Для самостоятельной записи домашнего задания в конце дневника вводятся сокращённые слова и предложения:
ОКР - Отдельно каждой рукой.
СОР - Соединить обеими руками.
С Дир. - С дирижированием.
Т.А. - Точная аппликатура.
С П Н - С пением нот.
К Щ - Коротко, щипком.
Л И – П П - Левой рукой играть, за правую – петь.
СОВА - Собрать в аккорды. (Это особенно важно при гармоническом анализе произведения. Дети очень удивляются, что в партии левой руки, например, этюдов К.Черни часто встречаются аккорды Тоники и Доминанты. Это облегчает запоминание текста).
С Пуговицей - (Эффективный приём для освоения сложного ритмического рисунка,где много различных длительностей, которые необходимо наполнить пульсацией.Такой рисунок тоже вставляется в дневник)
Уже ко второму классу учащиеся могут сделать запись домашнего задания, оставляя строчку для меня, если необходимо что-то добавить. Это может выглядеть так: Этюд – ОКР,т.а., Лев. рука - СОВА, ЛИ-ПП. И никогда не бывает путаницы. Для чего это нужно? Ребёнок ставит себе цель, обдумывает задание, может его записать, а это запоминается гораздо лучше и точнее. И,что немаловажно, готовит его к будущей студенческой жизни.
Для развития критического мышления сначала учим детей внимательно всматриваться в текст:
Учитель: « Что можно сказать о ноте на карточке»?
Поощряя ученика, добиваемся «Полного Паспорта Ноты», который записываем в тетрадь: Половинная нота Си бемоль написана над первой добавочной линейкой во второй октаве скрипичного ключа со знаком бемоль(понижение звука).Затем мы учимся задавать вопросы для игры «Кто потерялся».
Девочка по «Паспорту» спрашивает меня или другого ученика:
«Это высокая нота?»(Ответы только «Да – нет»).
«Она написана на линейке?
Это скрипичный ключ? У ноты есть знак понижения звука?» и т.д.
Только после такой подготовки и обучения можно переходить к более сложным заданиям. Детям нравится быть в роли учителя или проверяющего. В игре, в активной деятельности закрепляются все знания без нажима и усталости.
Очень хорошо развивает самостоятельность в решении вопросов пособие «Угадай-ка».
1 вариант игры: На картинке есть 4 кармашка, в которые дети кладут свои билеты на концерт. На «билетах» написаны отрывки из произведений без указания размера. Ребёнок догадывается сам, или мы ему помогаем «догадаться», какой это размер. Если он двухдольный, значит, билет идёт в кармашек с цифрой 2. Восклицательный знак- для билетов с ошибками.(Это трудная задача).
2 вариант:перепутаны билеты или цифры, надо их расставить правильно;
3 вариант– можно поиграть с длительностями нот. Например, какой длительностью можно заменить 4 восьмых. Более трудный вариант, когда я или ученик-учитель играет мелодию, и надо выложить в кармашки ноты-длительности и т.д.. Хорошо развивают внимание игры на карточках
«Такой же» или
«Найди отличия». Важно, чтобы ученик мог рассказать или пропеть все варианты. Такты 13-19 даются для самостоятельной работы.
Учитель:«Какие бы штрихи ты проставил сам".
Иногда хочется сразу подсказать ребёнку решение задачи: (Вот здесь ты играешь не то и не так), но это не научит его мыслить в дальнейшем. Он всегда будет ждать, когда придёт помощь.Поэтому я попрошу его в трудном случае отвернуться и сыграю два разных варианта, чтобы ученик услышал разницу в звучании. Или сделаю запись на видеокамеру. А потом будем выяснять, что понравилось, а что – нет, «кто виноват», как это можно исправить, по мнению ученика, и каким способом необходимо поучить. Иногда педагог «может задуматься» над непростой задачей и «очень обрадоваться» вниманию, сообразительности ученика, если тот предложит своё решение проблемы, например, «Сова или ЛИ-ПП». Деятельностный характер обучения, воспитание навыка самостоятельности в работе требует изменения сознания и мышления, в первую очередь, самого учителя. Так что, пусть будет нелегко педагогу в начале совместного пути, чтобы потом ученик сам «осилил дорогу к новым знаниям»...
Рекомендуем посмотреть:
Индивидуально-дифференцированный подход в обучении пению
Сценарий фестиваля национальной культуры для детей школьного возраста
Мелодия и аккомпанемент как фон в музыкальном произведении
Развитие навыков игры на виолончели у детей
Похожие статьи:
Сценарий выпускного вечера в музыкальной школе