Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Беседа о милосердии для 6 класса

(О милосердии беседа)
Цель: усвоение учащимися одного из основных нравственных принципов, которым должны руководствоваться все люди, формирование культуры ведения беседы.

Эпиграф. "Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире".
Зигфрид Ленц

1. Помнящий добро никогда не сотворит зла.
2. Помоги, раздели беду - и твоя не так давить будет.
3. Радость у кого-то - порадуйся за него. В твоей душе посветлеет.
4. Любите друг друга. Любовь как благодатный дождик, после него даже сквозь самую твердую почву обязательно травка пробьется.
5. Милосердие - готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
"Красота светит всем, но не каждому, не каждый в состоянии встретить ее. Но бывает - не красота, а что-то другое лучится в улыбке, в глазах человека, что-то на редкость удивительное, небывало хорошее". Ну что, казалось бы, необыкно-венного сделала ведущая передачи "Основной инстинкт" I телевизионного канала Светлана Сорокина удочерила девочку. А как нам тепло стало от такого сообщения. Как будто на капельку солнца прибавилось в мире!

Сегодня я приглашаю вас к разговору о милосердии.

Как вы понимаете значение слова "милосердие"?
Приведите примеры милосердия из прессы, литературы, жизни.

Идет беседа
Вот так много фактов людского участия, щедрости, красоты человеческой души. Милосердие - готовность помочь кому-либо или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

Милосердие - традиционная черта россиян.
"Вернемся" на столетие назад.
В 1890 - 1894 гг. в России расходовали на дела милосердные за год:
1. в Санкт-Петербурге - 1981327 рублей;
2. в Москве - 1813060 рублей;
3. в Одессе - 709863 рубля;
4. в Риге - 504556 рублей.

Невозможно сравнить города те и нынешние, ну и, покупательную способность рубля тоже:
1. 7- 9 рублей стоила корова;
2. 3 - 5 рублей - костюм тройка;
3. 25- 40 рублей в месяц - зарплата квалифицированного рабочего.

В 1896 году благотворительных обществ, братств, попечительств насчитывалось по всей России 3555.

А сколько их интересно сегодня?
Кому они помогают?

Идет беседа
В тяжелые годы Великой Отечественной войны, в голодной окопной жизни было исключено, чтобы при виде раненого пройти мимо. Помогали, тащили на себе, подвозили.

Обсуждение видеофрагмента
Демонстрируется фрагмент видеофильма
"Фронтовой санбат".

И после войны самые добрые, самые горячие чувства взаимопомощи, взаимообязанности сохранялись. Люди делились всем. Тысячи детей, оставшихся без родителей, были усыновлены и удочерены.

Но вот беда - все чаще мы видим в современной жизни совсем другое. Около 500 тыс. брошенных детей при живых родителях - результат жестокости и эгоизма. Человек считает воз-можным пройти мимо упавшего, пострадавшего, лежащего на земле.

Чтение и обсуждение статьи
(Ю.Владимирова "Жестокие игры" из газеты "Новый мир" от 26 июня 2004 г. или С.Березиной "Месть стаи" из журнала "Воспитание школьников" № 2, 1996 г.)

• Почему мог произойти такой случай?
• Откуда же в людях равнодушие?
• Почему бездушие, жестокость стали нормальными?
• Почему утрачивается чувство милосердия?

Милосердие убывало не случайно. Во времена раскулачивания, в тяжкие годы массовых репрессий никому не позволяли оказывать помощь семьям пострадавших, нельзя было приютить детей арестованных, сосланных. Людей заставляли высказывать одобрение смертным приговорам. Даже сочувствие невинно арестованным запрещалось. Чувства, подобные милосердию, рассматривались как подозрительные, а то и преступные.

Обсуждение гл. 6-8 повести
Б.Васильева "Завтра была война"

(Отец Вики Люберецкой арестован. Намечено собрание, которое должно решить комсомольскую судьбу дочери "врага народа". Вика не может отказаться от отца. Молчаливое сочувст-вие девочке со стороны большинства учителей, директора, од-ноклассников, но не всех. Смерть Вики Люберецкой.)

Милосердие, действительно, могло мешать беззаконию, жестокости, оно мешало сажать, оговаривать, нарушать закон-ность, избивать, уничтожать.
Порой зародыш жестокости бывает таким микроскопич-ным, что его подчас очень трудно разглядеть. "- Ну, побей, по-бей бабушку, - говорит с умилением старая женщина трехлет-нему крепышу. - Ух, какой ты у нас сильный - пресильный, смотри как бабушке больно!" И такими невинными забавами внушается ребенку мысль, что причинять боль другому забавно и что в этом твоя сила, которой окружающие восхищаются.

Термин "милосердие" несколько не популярен сегодня. "Сестра милосердия", "Брат милосердия" в словаре даны как устаревшие сочетания слов.

- Нужно ли милосердие сегодня?

Идет беседа
Изъять милосердие - значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности. Подлинное милосердие бескорыстно.

Однажды замечательного хирурга, изобретателя принципиально новых аппаратов для излечения травматизма доктора Г.А. Илизарова спросили: "Вы так много работаете для других, а когда же вы работаете для себя?" Врач - целитель страшно удивился: "Живу так, а не иначе, не потому что должен, а потому, что хочу помочь большему количеству людей".

Трагедия в городе Беслане в сентябре 2004 года показала яркие примеры самопожертвования во имя жизни другого чело-века. 18 учителей погибли от пуль озверевших террористов, спасая школьников. Среди них 74-летний учитель физкультуры Иван Константинович Канидзе, спасший 30 детей и получивший в спину 3 пули. Страшное бедствие всколыхнуло людей, вызвало самые добрые чувства, помощь пострадавшим оказывали все народы России. Сдавали кровь, перечисляли деньги, приносили вещи, игрушки детям.

Террористические акты, наводнения, землетрясения - это аварийные ситуации.

- Нужно ли милосердие в нормальной, повседневной жизни?
- Нужно ли помогать пожилым, больным, бедным людям?

Идет беседа
Действительно, куда чаще милосердие и сочувствие требуются в нормальной, повседневной жизни. В нашей стране есть много людей, которым необходимо простейшее чувство сострадания и милосердия. Это пожилые люди, больные, бедные, нуждающиеся в помощи. Для них очень важно неформальное, деликатное участие.

В стихотворении "Памятник" А.С. Пушкин подводит итог своей поэзии:

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

Как бы ни трактовали последнюю строку, в любом случае, она есть прямой призыв к милосердию.

Этот пушкинский завет пронизывает творчество Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, современного прозаика Г. Гальего. Эти писатели обращались к героям униженным и несчастным, падшим, таким, как Сонечка Мармеладова, Катюша Маслова.
• Как вы считаете, нужно ли приносить себя в жертву ради помощи другим людям?
• А можно ли приносить в жертву одних людей ради помощи другим?
• Нужно ли проявлять милосердие к "падшим" людям: бомжам, пьяницам, наркоманам…?

Идет беседа

Делайте людям добро, а не зло, разделяйте с ними и радость и беду, любите, уважайте друг друга, будьте готовыми помочь всем, кто в вашей помощи нуждается.

Рекомендуем посмотреть:

Сценка-миниатюра для учащихся 5-6 классов Сценарий спортивно - игровой программы для 3-6 классов Конспект внеклассного занятия для учащихся старшего звена. Здоровье или "имидж" Театр-экспромт. Сказка "Репка" для школьников 6-8 класса

Похожие статьи:

Шоу – программа для подростков. Сценарий

Сценарий осеннего праздника для 9 - 11 классов | Школьный праздник ко Дню святого Валентина. Сценарий
Опубликовано: 3586 дней назад (28 января 2015)
Просмотров: 4745
+3
Голосов: 3
Людмила Юрьевна Потехина # 28 января 2015 в 17:00 0
Тамара Владимировна, спасибо за содержательную беседу. Тема о милосердии актуальна и необходима.
Тамара Владимировна Гончарова # 13 сентября 2015 в 19:14 0
спасибо!
Екатерина Санникова # 28 января 2015 в 17:05 0
Тамара Владимировна!Тема о милосердии очень важна и нужна.С учащимися нужно эту тему обсуждать.Спасибо.
Наталья Сергеевна Катаева # 31 января 2015 в 09:19 0
Тамара Владимировна! вы подняли очень актуальную тему, привели столько много примеров, провели экскурс в историю! Мне кажется, что на таком мероприятии ученики усвоили основной нравственный принцип, которым должны руководствоваться все люди: творить добро во благо других. Спасибо за душевную щедрость!
Алевтина Михайловна Бахтарова # 31 января 2015 в 14:50 0
Добрый день! Актуальная тема в наше время, хорошие цитаты в данной работе, побольше бы учителей разбирали вопросы о морально-нравственных проблемах в мире. Если правильно подать материал детям, как вы это сделали, то в любом возрасте ребенок задумается о данной проблеме и станет добрее smile