Конспект внеклассного мероприятия «Моя коллекция»
Внеклассное мероприятие о коллекционировании в форме занимательной экскурсии
Автор: Толстикова Татьяна Александровна, воспитатель ГБООУ НАО «НСШИ», г. Нарьян-Мар
Описание: Предлагаю Вашему вниманию классный час в форме занимательной экскурсии для учащихся 3-5 классов о коллекционировании. Материал может представлять интерес для всех педагогов и родителей. Мероприятие лучше проводить с небольшой группой детей (не более 10-12 человек).
Цель: Знакомство с коллекционированием как с одним из видов организации детского досуга
Задачи:
Расширять кругозор детей,
Привлечь внимание, заинтересовать коллекционированием,
Закрепить знания по правилам поведения в общественных местах,
Формировать навыки оформления отдельных видов коллекций,
Развивать логическое мышление.
Оборудование:
Телевизор, видеоплеер,
Фильм «Васёк Трубачёв и его товарищи»,
Коллекции:
Марок,
Открыток с изображением артистов,
Монет,
Пазл с котятами,
Пакетов,
Крышечек,
Мягких игрушек – ёжиков;
Спичечные коробки с этикетками,
Альбом с фантиками,
Миска с водой,
Газеты,
Лупы,
Конфеты.
Оформление доски:
Заголовок «Твоя коллекция»,
Высказывание «Коллекционер – счастливый человек»,
Картины из пазл с котятами,
Пакеты с новогодней темой.
Ход мероприятия.
По классу полукругом стоят столы с коллекциями, выполняющие роли витрин. Дети сидят на стульчиках в центре класса.
Вступительная часть.
Педагог: Здравствуйте, ребята!
Вот и снова мы с вами собрались вместе, чтобы провести время в нашей тёплой компании, пообщаться. Очень многие люди, когда у них появляется свободные минутки, встречаются и проводят их за беседой или интересным занятием.
Ребята, как вы думаете, чем ещё можно заниматься в свободное время?
(Ответы детей)
А сегодня я вас познакомлю ещё с одним интересным занятием, которое поможет вам не только разнообразить ваше свободное время, но и может стать увлечением на всю жизнь. А речь пойдёт о собирании различных предметов. В своих анкетах (приложение №1) вы написали, что тоже что-то собираете или мечтаете собирать. Это и машинки, и открытки, и наклейки, и баночки и другие предметы. Но никто из вас не знает, как называется это занятие. А называется оно – коллекционирование. Человек, который занимается коллекционированием, называется – коллекционер. А те предметы, которые коллекционер собирает – коллекцией.
Таблички с определениями слов вывешиваются на доске:
Коллекционирование - это вид хобби, в основе которого лежит процесс создания собраний каких-либо предметов, объединенных одним признаком, имеющих какую-либо ценность или не имеющих таковой.
Коллекция – систематизированное собрание каких-либо предметов, объединённых одним признаком.
Коллекционер – тот, кто собирает какие-нибудь коллекции.
Педагог: Ребята, сегодня я не случайно решила познакомить вас с этим видом досуга. На нашей встрече я хочу поделиться с вами той радостью, которую доставляет мне коллекционирование, и хочу познакомить вас со своими коллекциями.
Поэтому наше мероприятие так и называется «Моя коллекция».
Но коллекционирование доставляет не только удовольствие. Это занятие расширяет кругозор людей, воспитывает аккуратность, любознательность, терпеливость, усидчивость, развивает память, даёт возможность общаться с другими людьми. Так же коллекционирование не требует ежедневного занятия, своей коллекцией мы можем заняться в удобное для вас время.
Педагог: Ребята, вы уже обратили внимание, что сегодня наш класс превратился в выставочный зал, а я стану сегодня вашим экскурсоводом. Но прежде чем начать нашу экскурсию, давайте вспомним, как же надо вести себя в выставочном зале.
Дети: В выставочном зале нельзя шуметь, трогать экспонаты руками, перебивать экскурсовода.
Экскурсия.
Дети вместе с педагогом подходят к столам – витринам.
1 стол – альбомы с открытками.
Педагог: Ребята, в этих альбомах находятся открытки, на которых изображены артисты кино. Эту коллекцию я начала собирать, когда была такой же девочкой, как вы сейчас. Многие девчонки мечтали тогда сниматься в кино, а имена и фамилии почти всех артистов знали наизусть. Мы менялись этими открытками, рассказывали друг другу о новых, могли часами рассматривать их. Благодаря коллекционированию, мы общались, старались узнать как можно больше про любимых артистов.
Если раньше свою коллекцию я хранила в простой коробке, то сейчас открытки находятся в удобном фотоальбоме.
Темы открыток могут быть любые: цветы, сказки, деды морозы и другие, какие вам по душе.
Ребята, каждый вид коллекционирование имеет своё название. Коллекционирование открыток называется
филокартией.
( на доску вывешивается табличка «филокартия»)
2 стол – планшеты с монетами
Педагог: Если первой моей коллекции больше 40 лет, то следующей только ещё пошёл второй десяток. Это – монеты достоинством в 10 рублей. Такие монеты начали выпускать в 2000 году. На них изображены самые известные достопримечательности наших русских городов, а так же гербы областей, округов и республик. Благодаря этим монетам я узнала о существовании разных древних городов, о которых раньше даже не слышала, с интересом рассматривала их гербы субъектов федерации.
Для хранения монет существуют специальные альбомы, листы из которых вы видите. (Ребята через лупу рассматривают монеты)
Ребята, коллекционирование монет называется
нумизматикой.
(На доску вывешивается табличка «нумизматика»)
3 стол – кляссеры с марками
Педагог: Ребята, а в этих альбомах, которые называются кляссерами, хранятся марки. Этой коллекции около 50 лет. Её собирал мой брат, а сейчас она хранится у меня. Наверное, ни одна коллекция не рассказывает так много, как коллекция марок. Каждая маленькая картинка – это целая история. Настоящий коллекционер не просто положит марочку в кляссер, а обязательно всё узнает о том, что изображено на ней.
Так же, как и с открытками, при коллекционировании марок лучше выбрать одну тему.
Коллекционирование марок называется
филателия.
(На доску вывешивается табличка «филателия»)
А теперь, ребята, давайте сделаем в нашей экскурсии небольшой перерыв и посмотрим отрывок из фильма «Васё Трубачёв и его товарищи» (демонстрируется отрывок из фильма режиссёра И.А. Фрэза о коллекции марок – эпизод с 12 по 15 мин.)
4 стол – спичечные коробки
Педагог: Ребята, очень похожи на марки спичечные этикетки. Коллекционировать их так же интересно, как и марки. Но нужно уметь правильно отделить этикетку от спичечного коробка. Для этого картонку с этикеткой надо положить в воду комнатной температуры вверх рисунком и через некоторое время отделить этикетку и положить между газетными листами под тяжестью.
Хранят этикетки так же, как и марки.
(Практическая работа – ребята самостоятельно отделяют этикетки от коробка)
Коллекционирование спичечных этикеток называется
филумения.
(На доску вывешивается табличка «филумения»)
Есть очень интересные факты о коллекционировании спичечных коробков. О них нам расскажет Лада.
Лада: Американец Эд Браззард собрал 3 миллиона 159 тысяч 119 штук спичечных коробков.
5 стол – мягкие игрушки – ёжики
Педагог: Ребята, когда мы были детьми, у нас совсем не было мягких игрушек. А сейчас пушистые зверята – одни из любимых ваших игрушек. И вы можете тоже их коллекционировать, как это делает моя внучка Саша. Она радуется появлению каждого нового ёжика, играет с ними, делится своими новостями и впечатлениями. И, конечно же, старается узнать всё про этих удивительных зверюшек. Здесь только небольшая часть её коллекции. На каждый праздник я стараюсь подарить ей нового ёжика, и она уже с нетерпением ждёт этих подарков.
Если вы решите коллекционировать мягкие игрушки, выберите редкого зверя. Ведь кошечек, мишек и других популярных зверюшек очень много в продаже и невозможно столько игрушек купить.
Ребята, собирание мягких игрушек называется
арктофилия.
(На доску вывешивается табличка «арктофилия»)
6 стол – пазлы с котятами
Педагог: Вы уже все знаете, что моя дочка Варя коллекционирует пазлы с котятами. Пока хватало стен в её комнате, они служили украшением. Теперь же только большие картины из пазл висят на стене, а маленькие укомплектованы в коробки. А сколько книг про кошек благодаря этому увлечению прочитано ею. Собирание пазл очень сближает членов семьи, ведь картину из 1000 и более пазл одному бывает собрать нелегко. А так же это занятие развивает усидчивость у непосед, развивает внимание, учит размышлять.
Эту коллекцию собирать иногда помогаете нам и вы, за что вам большое спасибо. Предметы этой коллекции и украшают наши спальни.
Собирание пазл называется
джигсопазлофилия.
(На доску вывешивается табличка «джигсопазлофилия»)
7 стол – крышечки
Педагог: Ребята, а сейчас мы с вами познакомимся ещё с одним видом коллекционирования. Называется он –
филолидия и означает сбор различных упаковок или её частей.
К филолидии можно отнести коллекционирование крышечек. Сейчас у вас достаточно различных конструкторов и мозаек. А было время, когда ребятам приходилось строить замки и крепости из таких вот крышечек. Вот тогда я и обратила внимание, как много интересной информации кроют в себе эти крышечки. Здесь и названия городов, и изображения людей и праздничная атрибутика. Постепенно этот интерес перерос в новое увлечение.
Все, кто знают о моей коллекции, активно пополняют её. Здесь есть крышечки из Франции, Таиланда, Египта и других стран и русских курортных городов.
Хранить эту коллекцию удобно в коробках из под конфет. На сегодня в моей коллекции насчитывается более 1000 крышечек.
Крышечки помогают мне иногда проводить разные игры. В одну из них мы сегодня поиграем. Я буду доставать из мешочка крышечку, а вы должны назвать, что бывает в природе такого цвета. Кто последним назовёт предмет – получает приз.
Проводится игра. Дети в качестве приза получают конфеты.
Педагог:
Так же к филолидии относится и коллекционирование пакетов. В моей коллекции собраны только новогодние пакеты. Эта идея так же возникла неожиданно. В один из новогодних праздников я обратила внимание, сколько же красивых, ярких и красочных пакетов выпускают к этому дню. На них изображены и Деды Морозы со Снегурочками, и ёлочные украшения, и звери, которые символизируют каждый год, и красивые зимние пейзажи, и снеговики, которых вы и видите перед собой. А всего в моей коллекции около 300 пакетов. Пополняется эта коллекция только в новогодние праздники.
Но самым распространённым видом филолидии является коллекционирование фантиков от конфет.
Ребята, у нас с вами тоже уже накопилось достаточно фантиков, чтобы начать создавать свою коллекцию. Вы согласны? (Ответы детей) Я уже начала оформлять нашу коллекцию. Вы все получили на приз конфеты, и когда мы их съедим, в нашей коллекции появятся новые экземпляры. Эту коллекцию мы будет пополнять до 5 класса и передадим снова первоклассникам. (Сегодня наша коллекция насчитывает уже более 1000 фантиков)
Ребята, на этом наша экскурсия закончилась. Но существует ещё очень много различных видов коллекционирования, с которыми вы уже сможете познакомиться самостоятельно или при помощи взрослых. А сейчас послушаем интересные факты о собирании разных предметов.
Юра: Стивен Долтон из Америки собрал 439 тысяч 900 пуговиц.
Кирилл: Шарлотта Ли за 10 лет собрала 1 тысячу 429 резиновых уточек.
Марта: Врач из Пакистана Муххамад Мустансар собрал 1 тысячу 994 детских соски.
Педагог: Ребята, вы все назвали в своих сообщениях слово «собрал». Каким словом можно его заменить?
Дети: Коллекционировал.
Педагог: Давайте ещё раз вспомним все виды коллекционирования, о которых вы сегодня узнали. (Педагог зачитывает названия видов коллекционирования по табличкам на доске).
Ребята, все эти слова трудно запомнить, да и не обязательно. Но если вы их где-то услышите, то уже будете знать, о чём идёт речь.
Ребята, какой вид коллекционирования вам понравился больше всего? (Ответы детей)
Как вы думаете, почему известный поэт Гёте назвал коллекционера «счастливым человеком»? (Ответы детей)
Я хочу пожелать вам, чтобы вы все стали коллекционерами, и жизнь каждого из вас стала интересней и счастливей.
Приложение № 1.
Анкета
Некоторые люди что-то собирают или копят, как они говорят. Это могут быть наклейки, открытки, коробочки, баночки и другие предметы.
А ты собираешь что-нибудь?
Если «да», то что именно и как давно?
Собирают ли какие-нибудь предметы кто-нибудь в твоей семье?
Если «да», то какие и как давно?
Хотел бы ты что-нибудь собирать?
Если «да», то что именно?
Знаешь ли, как называется «собирание каких-либо предметов»?
Рекомендуем посмотреть:
Виды нестандартных уроков по русскому языку
Интеллектуальная игра с презентацией для 3-5 классов
Программа внеурочной деятельности в начальной школе: Мир творчества
Ангелы всегда рядом. Моя коллекция
Похожие статьи:
Организация внеурочной деятельности в школе по ФГОС
Литературный час в начальной школе. Конспект