Развитие речи в студии письма.
«Студия открытий»
Автор: Трубина Татьяна Александровна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 9, с углубленным изучением восточных языков и культуры г. Южно-Сахалинска
Описание: Материал будет полезен учителям начальной школы, учителям русского языка и литературы, педагогам дополнительного образования, студентам филологического образования. Предназначен для работы с детьми младшего школьного возраста
Цель: создание условий для понимания ребенком самого себя
Задачи:
- создать условия для развития и понимания самого себя
- способствовать развитию творческой деятельности
- обогащать словарный запас учащихся
- воспитывать любовь к письму, ценностям родного языка
Содержание:
Сколько нужно провести уроков развития речи, чтобы научить ребенка общаться, обогатить его словарный запас, научить видеть красоту слова и его значение в речи?
На каждом уроке ведущая роль принадлежит учителю. Ребенок находится в пассивной позиции, пытается сделать как можно лучше ту, работу, которую хочет получить от него учитель. Все уроки, описанные в методических пособиях, не приносят полного удовлетворения, их нужно дорабатывать в полной мере, исходя их индивидуальных особенностей учеников, потребностей учителя. Дети, выполняют четко все, что нужно учителю, но иногда не хватает творческого начала. За различными текстами – изложениями не было видно конкретного ученика, работы носили обезличенный характер.
А где открытия наших учеников, где творческая нотка? Что им открывать, если учитель стоит у доски и открывает тему сам?
В студии письма все по - другому. Ученик строит свои знания сам, и мысли высказывает свои, и описывает своими словами и собственные образы. А знаток – учитель создает для этого условия. Он тоже пишет свои тексты, но его самореализация не в этом, а в создании студии письма.
Данная студия – вполне технологическая форма обучения. В ней есть заданный алгоритм, ее можно повторить в другом коллективе, другому учителю, и в ней есть результат – тексты участников. Почему же тексты в студии письма получаются, в отличии от уроков, столь разные? Учит ли тогда студия писать хорошие тексты, если нет ничего стандартного: предложенные метафоры, обороты, заданий, готового набора слов?
Чтобы ответить на вопрос, надо, во – первых, уточнить, каковы механизмы студия письма, ее алгоритм, обязательные требования к ней, во – вторых, рассмотреть студию подробно с включением текста участников и материала, а также найти отличие в работе детей, посещающих студию, от ребят, обучающих обычными способами.
Каждая студия письма начинается с личностного введения участника в процесс, включения его каналов и жизненного опыта в работу. Социализация позволяет расширять кладовую слов и ненапряженно написать свободный текст, который пишется на листочках бумаги и афишируется.
Созданию текста может помочь рисование, групповая деятельность, обсуждение, уточнение деталей.
Для создания текста нужна какая – то ситуация, затем следует набор слов, обогащение и расширение словаря. Необходимо движение в пространстве класса, возможная смена места, положения. Завершает работу озвучивание или показ текста (доска, стенд, проектор). И никакого исправления ошибок, иначе текст не может быть свободным.
А как же грамотность? Ведь она присутствует на протяжении всей школьной жизни. В любое время, в любом месте, но не здесь! Зачем же затрачивается столько времени. Ответ можно получить из рефлексии учеников 4 класса.
Для меня главным в студии письма является…
Понять то, что я могу свободно написать любой текст; во мне живет маленький писатель; я стал умнее; я знаю, как ко мне относятся другие; я не боюсь сделать ошибку и написать то, что я думаю;
Название данной студии мы придумали вместе с учениками, и назвали ее «Студия открытий». Это результат совместного труда и творческих волн. Ребята сразу заметили важную цель: дать ребенку осмыслить себя.
На первом занятии мы расставили столы, по желанию детей, кто как захотел. Сели так, как пожелали, кто – то остался стоять рядом с подоконником. Ученики, по просьбе учителя закрыли глаза и попытались побыть в состоянии волшебства… Ребята записали свои первые ощущения, состояния, слова, которые пришли к ним на тот момент.
Пример: непонятность, тишина, удивление, внутренний смех, интерес, что-то новое, сказочное.
Далее ребята находятся в ожидании волшебства с открытыми глазами. Учитель открывает книгу и читает все слова наоборот. Затем ученики записывают слова и словосочетания от проживания этого момента.
Нельзя было догадаться, сюрприз, смех, странновато, что-то необыкновенное.
После следующего задания
«Составьте словесный портрет волшебства», происходит первая социализация – запись учителем на доске высказываний ребят:
Интересное, маленькое, веселое, с большими возможностями, неожиданное с короной на голове, мечтательное.
Создание графического волшебства в группе ( задание: нарисовать волшебство) помогает сбросить оставшиеся страхи, почувствовать плечо товарища, выразить в рисунке то, что не удалось словами.
Состояние концентрации на теме состоялось – словарный запас вырос, и можно писать первый текст.
- Возьмите чистый лист бумаги и напишите текст, в котором были слова
«И…о, волшебство!»
Тексты, записанные на листках, вывешиваются на доске и читаются вслух авторами (по желанию).
Пример: Оно появляется в 12 часов ночи и начинаются настоящие чудеса, превращения. Первым делом, проверяя, все ли спят. Дотрагивается палочкой до человека и тот…спит еще крепче.
Тексты выявили у детей
умения, которые они приобрели в студии:
- умение слушать и слышать другого
- взаимообогащение словаря
- умение преподнести свой текст и понять другой
- самоорганизация
- работа в группе
Здесь, в студии, как сказали дети, возможностей больше, чем на обычном уроке. Волшебство описано. Теперь его нужно обнаружить внутри себя.
- Встаньте напротив друг друга, лицом к лицу.
- Скажите друг другу о ее положительных качествах (фразы есть на доске)
- Сядьте на любое место и запишите то, что вы услышали о себе. Подчеркните то, что вас удивило.
- Поделитесь своим удивлением.
- Представьте, что вы смотрите на себя в зеркало. А теперь продолжите фразу:
«Какое счастье, что я…»
- Подчеркните в своем тексте то, что вы относите к слову волшебство.
Пример: Что я – это я. Я девочка, я человек. Я есть на этом необычном свете.
И, наконец, главное задание, на которое работает вся студия:
- Возьмите чистый листочек и запишите заголовок
«Я и волшебство!». Напишите текст.
Когда задание выполнено, начинается афиширование текстов в любой форме:
Не могу поверить, что меня когда – то не было. 10 лет назад я появилась на свет, ну разве это не волшебство?
А кто не верит в волшебство? Покажите мне этого человека! Нет таких. Особенно в моей возрасте – все верят. Ведь оно спасает нас от плохих ситуациях.
Волшебство постоянно рядом с нами.Мой кот упал с окна, ну не волшебство ли это, что он даже не заплакал. На нем не было ни одной ранки.
Тексты радовали, удивляли, не хотелось отрываться от листков. Все это стало возможным потому, что настоящим индуктором в этой студии был сам учитель. Можно было бы показать, как учитель танцует, встает на мостик, поет. Все , что умеет, а дети этого не знают, - и будет вашим волшебством. И только так, учитель сможет создать условия для понимания ребенком, что волшебство – это он! И в этом, вы с ним равноценны!
Рекомендуем посмотреть:
Семинар-практикум для родителей 2-ой младшей группы
Урок развития письменной речи на материале рассказа В. Астафьева "Белогрудка"
Конспект НОД по развитию речи на тему: Зима в подготовительной логопедической группе
Классный час в 4 классе на тему: Семья
Похожие статьи:
Развитие мелкой моторики у детей
Внеклассное занятие на тему Труд, 4 класс
Внеклассное занятие по окружающему миру, 4 класс
Ролевая игра в начальной школе во внеурочное время. Сценарий для 3-4 класса
Правовые клубные часы в ГПД, 3-4 класс