Народная и стилизованная песня в контексте воспитания у дошкольников интереса и любви к родному языку.
Автор: Гуляева Татьяна Анатольевна, музыкальный руководитель ГБОУ ООШ №19 СП "Детский сад "Кораблик" г. Новокуйбышевска Самарской области.
Родной язык – нескончаемое духовное богатство, в котором веками живёт народ, передаёт из поколения в поколение свою мудрость, культуру и традиции. Основными средствами воспитания интереса и любви к родному языку считаются фольклор, народные песни, художественное слово. Слиянием этого синтеза искусств являются, безусловно, народные праздники, объединяющие песню, народный театр, устное народное творчество, танец и игру на русских народных инструментах. Нынешнее подрастающее поколение растёт в отрыве от этнокультурной среды, и соответственно, не владеет языковыми средствами фольклора. Поэтому в детском саду мы ежегодно проводим народные праздники Осенины, Колядки, Ярмарку, Масленицу, Встречу весны «Жаворонки». А также органично вплетаем образцы песенного и устного фольклора в содержание праздников «Осень разноцветная», «Праздник мам и бабушек», «День Земли», «День защитников Отечества» и другие, обращая воспитанников к духовным и культурно-историческим традициям народа, соприкосновению с родным языком. Как же в эпоху гаджетов и цифровизации вовлечь детей в русскую народную культуру? Как заинтересовать и увлечь народным праздником? Нужно наполнить его ярким содержанием, интересным современному поколению! В статье рассматривается роль народных традиционных и стилизованных песен в формировании интереса и любви дошкольников к родному языку. Материал может быть полезен музыкальным руководителям ДОО , учителям музыки.
Русская народная песня зарождалась в виде чистого фольклора -
традиционной народной песни, слова и музыка которой сложились исторически, пелись голосом, без помощи музыкального инструмента. У таких песен не было автора, или он был неизвестен. Это песни о жизни, быте и переживаниях людей того времени: детский потешный фольклор, хороводные, игровые и плясовые песни, календарные, рекрутские (солдатские), исторические, былинные, лирические, трудовые.
При знакомстве с ними мы вводим воспитанников в жанровое многообразие русских песен, обращаем внимание на красоту и поэтичность текстов, поясняем значение новых слов. Пение а капелла (без сопровождения) способствует глубоко прочувствовать исполняемое, формирует ладовое чувство, навыки выразительного интонирования. Исполнение народных колыбельных обогащает речь детей словами «зыбка», «люлька», «колыбать», «баю-бай», «баюшки-баю», дрёма», «гуленьки», «люленьки» и другими исконно русскими словами и выражениями.
Большой эмоциональный отклик вызывает у дошкольников р.н.п. «Коровушка»:
«Уж как я ль мою коровушку люблю, уж как я ль то ей крапивушки нарву.
Кушай вволюшку, коровушка моя, ешь ты досыта, бурёнушка моя.
Уж как я ль мою коровушку люблю, сытна пойла я коровушке налью.
Что сыта была коровушка моя, чтобы сливочек бурёнушка дала»
Какой великолепный образец русского поэтического слова! Коровушка, бурёнушка, крапивушка, вволюшку… А какое воспитательное значение несёт эта незамысловатая песня – прививает бережное отношение к домашним животным, учит заботиться о них. Предваряя разучивание, педагог рассказывает о том, что в старину корова была единственной кормилицей, о ней заботились и берегли, на этапе разучивания протяжно проговаривает вместе с детьми текст, выполняя логические ударения в словах и фразах. Тем самым, вводит в мир народной поэзии.
Народная песня всегда пользовалась огромным вниманием композиторов, которые собирали и записывали её образцы. Они корректировали мелодические интонации, добавляли гармонизацию и метроритмическую основу, даря народной песне вторую жизнь. Так возникли
народные песни в обработке - продукт взаимодействия традиционной песни и профессионального музыкального искусства. В программный репертуар для детей дошкольного возраста входят русские народные песни в обработке советских детских композиторов Т.Попатенко, М.Красева, В.Герчик, Т.Ломовой, В.Агафонникова, М.Иорданского и других. Это нотный материал, размещенный в сборниках для музыкальных руководителей.
В целях популяризации народных песен стали появляться их
современные оркестровые обработки. И на сегодняшний день песни в таком звучании более интересны дошкольникам. Таким образом, русские народные песни обрели новое звучание – поэтический текст оставался неизменным, а песня окрасилась музыкальным сопровождением (живым аккомпанементом или качественной фонограммой), что повышает их актуальность в работе с современными детьми.
С точки зрения
лингвистического материала все народные песни – кладезь языковой культуры и традиций, несущий в себе образцы русской речи. Они формируют художественный вкус ребенка, обогащает речь типично народными выражениями, словами («Пошла млада за водой, коромысел золотой», «Тень-тень, потетень, выше города плетень», «Курочка по сеничкам зернышки клюёт, Иванушка в горенке песенку поёт» и др.), поэтическими оборотами («зимушка-зима», «травушка-муравушка», «рассыплюся яблонькой», «как лебёдушка плывёт» и др.), народными поэтическими междометиями и частицами «Люли-люли» (р.н.п. «Во поле береза стояла»), «Ой, дид-ладо» (р.н.п. «А мы просо сеяли»), «Ой, жги, жги, говори» (р.н.п. «Вдоль по улице метелица метёт»), «Ишь ты, подишь ты» (р.н.п. «Было у матушки 12 дочерей»), «Ай, ли, ай, люли» (р.н.п. «Я на камушке сижу») и другими. Разнообразие текстов народных песен, содержащих хорошо знакомые детям образы, способствует освоению грамматического строя речи при образовании однокоренных слов. Например, образ кота в р.н. колыбельной «Уж ты, котенька-коток». Это не просто кот, а «котенька», «коток», «котик», «котя». Образ дождя в народных песнях – «дождик», «дождичек», «дождинка». Почти все русские народные песни содержат элементы игры, а значит, легко воспринимаются детьми и поддерживают в них интерес к поэтическому слову, красоте родного языка.
Работа над песней предполагает 4 этапа – ознакомление, разучивание, работа над выразительным исполнением и закрепление.
На первом этапе педагог раскрывает художественный образ песни, вызывает заинтересованность, желание её разучить и исполнить. Проводит предварительную беседу, рассказ с целью погружения воспитанников в содержание песни. Затем ярко исполняет или использует качественную звукозапись. Вместе с детьми обсуждает содержание и характер песни, поясняет значения неизвестных детям слов, показывая иллюстрации или художественные игрушки. Закрепить понимание новых слов и выражений позволяет разучивание загадок, пословиц. Например, при знакомстве со словом «коромысло» педагог предлагает разучить загадку «Разноцветное коромысло через реку повисло», пословицу «Ремесло не коромысло, плеч не оттянет», вспомнить сказки, где встречается слово, попробовать изобразить.
Богата русская песня и народно-поэтическими эпитетами, фразеологизмами.
Знакомя детей со значением выражения «Красна девица», «Добрый молодец», педагог поясняет значение, закрепляет понимание смысла словосочетания пословицей «Не красна изба углами, а красна пирогами», «Доброе братство лучше богатства». Встречаются в русских песнях и образные выражения. Например, «Скок-скок, поскок, молодой дроздок по водичку пошёл, молодичку нашёл». Педагог поясняет, что дроздок и молодичка – это молодец и девица, затем на протяжении нескольких занятий употребляет эти слова при общении с детьми.
Второй этап – разучивание песни, работа над развитием вокально-хоровых навыков, звукообразования, голосоведения, певческого дыхания, дикции и т.д. Педагог добивается осмысленного, внятного произнесения текста. Для быстрого запоминания можно использовать мнемотаблицы, фигурки или картинки по тексту. Например, разучивая р.н.п. в обработке М.Иорданского «Где был, Иванушка?», дети ориентируются на расставленные по порядку фигурки (курочка, уточка, барашек, коровушка). Разучивание происходит в сопровождении мелодии или а капелла. Затем добавляется пение с живым аккомпанементом.
На третьем этапе ведётся работа над выразительным пением. Очень важно, чтобы дети не заскучали, не потеряли интерес к материалу. Используются такие способы: «метод оркестровки» (дети подыгрывают на народных инструментах на вступление и проигрыш), «входим в образ» (одевают элементы русского костюма, инсценируют песню, водят хоровод, используют атрибуты, поют с образными движениями, сопровождают пение танцевальными движениями и т.д.).
Четвертый этап - закрепление. На этом этапе детям предлагается исполнить песню уже в современной оркестровой или компьютерной обработке, что им очень нравится. Воспитанников привлекает яркое, насыщенное звучание аккомпанемента, фактура мелодических рисунков, окрашенных голосами разнообразных музыкальных инструментов. Таким образом, в работу над народной песней всегда нужно вносить что-то новое, чтобы дети увлекались ею, ждали встречи с ней.
Понимая важность приобщения подрастающего поколения к народному искусству в условиях современности, композиторы и поэты стали использовать в своих песнях народную стилистику. Так появились
стилизованные песни, песни в народном стиле. Это авторские произведения, очень схожие с традиционными фольклорными образцами по музыкальному стилю, форме, художественному языку и характеру образов, но ориентированные на современные музыкальные тенденции, лёгкость современной эстрадной песни. Такие композиции исполняют фолк коллективы Пелагея, Бурановские бабушки, Золотое кольцо, Иван Купала, Марина Девятова.
Дошкольники с удовольствием разучивают и исполняют
детские стилизованные песни «Русский сувенир» слова и музыка Э.Чуриловой, «Русские матрёшечки» слова А. Осьмушина, музыка В.Темнова, «Ягодки-рябинки» слова и музыка Е.Курячий, «Ложки деревенские» слова и музыка З.Роот, «Бабушка, испеки оладушки», слова и музыка И.Конвенан, «Балалайка» слова и музыка Т.Морозовой и другие. Главная особенность стилизованных песен - ярко выраженное сходство с народной песней (содержание, яркость образов и эмоциональность) в сочетании с возможностями современного звучания, поэтому они интересны нашим детям, и как следствие, способствуют поддержанию в них интереса к народной музыкальной песенной культуре. В таких песнях дети черпают близкие русскому народу поэтические образы («В лавке на прилавке матрёшечки стоят», «Балалайка, балалайка, задушевная, играй-ка!», «Наши ложки знает целый мир, наши ложки – русский сувенир» и т.д.).
Это песни о народных промыслах, сувенирах, русских мастерах и т.д., в них содержатся характерные народным песням мелодика и колорит, в аккомпанементе звучат народные инструменты, проигрыш построен на народных мелодиях. На эти особенности педагог, безусловно, обращает внимание, проговаривает с детьми названия звучащих инструментов, народных мелодий, обсуждает содержание песни. Стилизованные песни - великолепный материал для постановки стилизованных народных танцев (с балалайками, платочками, танца матрёшек, рябинок, пляски с ложками и т.д.). В процессе разучивания танцевальной композиции дети неоднократно слышат песню, непроизвольно запоминают и, танцуя, подпевают! Значит, песня затронула душу, вызвала интерес, глубоко воздействуя на ребёнка, что очень важно в плане развития интереса и любви к народной культуре.
Таким образом, как традиционная народная, так и детская стилизованная песня, и песня в современной обработке приобщает дошкольников к сохранению родного языка, воспитывает чувство национальной гордости. Включая их в содержание различных мероприятий, мы вызываем у воспитанников эмоциональный отклик, интерес, желание исполнять. А значит, народная песня будет жить, сохраняя на долгие годы наш великий, прекрасный родной русский язык!
Рекомендуем посмотреть:
Общеразвивающие упражнения под музыкальную дорожку для детей 5-7 лет
Игровые методы и приёмы для развития музыкального восприятия у детей дошкольного возраста
Консультация музыкального руководителя для родителей в детском саду
Фольклор и его роль в творческом развитии детей
Похожие статьи:
Консультация для родителей. Музыкальное воспитание в семье младшего дошкольника