Детское сочинительство и исполнительство – эффективное средство развития речевой функции и творческого потенциала дошкольников.
Автор: Гуляева Татьяна Анатольевна, музыкальный руководитель ГБОУ ООШ №19 СП "Детский сад "Кораблик" г. Новокуйбышевска Самарской области
В нашем детскому саду воспитываются дошкольники с тяжёлыми нарушениями речи. Они затрудняются не только в произношении различных групп звуков, но и имеют трудности в развитии грамматического строя и связной речи. В статье описывается технология стимулированию речевой коммуникативной функции через детское сочинительство и исполнительство.
Ни для кого не секрет, что ребёнок легче и с интересом запоминает то, что придумал или создал сам - самостоятельно или с помощью взрослого. Просто здорово сочинять новые сказки! А если детский замысел воспроизвести сначала в виде книги, а потом показать, проиграть сказочную историю перед сверстниками - это будет очень увлекательно и значимо для малыша. С целью развития самостоятельной связной речи мы активно применяем детское сочинительство сказок. Причем, сказка может быть похожа на знакомую сказку, а может быть совершенно новая, необычная, но подчинённая определённой теме.
В процессе сочинительства с детьми проводится работа с применением элементов фантазийного бинома:
• Составление новой истории со знакомыми сказочными персонажами (колобок, баба Яга);
• Придумывание нового конца знакомой сказки (как сделать так, чтобы мышка не разбила яйцо)
• Придумывание собственного окончания незаконченного произведения (например, рассказ «Вова и волки»)
• Придумывание собственной истории с опорой на личный опыт.
На первом этапе у детей рождаются сказки, очень похожие на знакомые нам произведения. Тем не менее, эти истории рассказаны по-другому, в них есть вымысел и авторская фантазия. Как же происходит работа по составлению авторских сказок? На утреннем круге дети вместе с воспитателем беседуют на определённую тему. Педагог предлагает вспомнить сказочные истории, рассказы, стихи, которые можно отнести к данной теме и предлагает сочинить собственную историю.
У некоторых дошкольников история появляется мгновенно! В таком случае воспитатель «записывает» историю на диктофон для дальнейшего оформления в книгу. Затем организуются конкурсы детских авторских сказок «Экологическая сказка», «Сказочка для мамочки», «Волшебные истории». Дети вместе с родителями сочиняют сказочные истории и оформляют их в виде книги. Родители принимают роль оформителя, а авторами являются дети. Сочинять собственные сказки и рассказы очень интересно и, вместе с тем, полезно. Ведь у дошкольников развивается не только связная речь, фантазия и воображение, обогащается словарь, но и проявляется огромный интерес к чтению.
А что же дальше? Ведь нельзя оставить свою сказочную историю только в книге, необходимо сделать так, чтобы её увидели друзья и сверстники.
В каждой группе выявляется победитель конкурса на самую интересную историю. Именно эту сказку дети обыгрывают в группе и показывают воспитанникам младших групп. Но перед этим музыкальный руководитель проводит предварительную работу по постановке сказки – включает в содержание сценария и разучивает с детьми музыкально-художественные номера, работает над выразительным исполнением ролей. Этому способствует углубленная работа по развитию навыков актёрского мастерства в течение года.
Используются следующие методы и приёмы работы:
-
Двигательные этюды, импровизации. В них ребёнок пробует себя в роли трусливого зайчика, сердитого волка, хитрой лисички, осторожной мышки и т.д. Разыгрываются сценки из сказок, обыгрываются стихотворения.
-
Пластическое интонирование. Это жесты, движения, вызванные музыкой и выражающее ее образ (передача выразительных средств музыки – динамики, темпа, регистра и т.д.) Например, фрагмент из “Утра” Грига - показать движением, как развивалась музыка (руки детей плавно поднимаются вверх, показывая, как восходит солнце). Или «Ветерок и ветер» Бетховена (качаются листочки или ствол дерева)
-
Этюды на выражение эмоций М.Чистяковой. Ребенок мимикой и движениями передает конкретный образ (старый гриб, кислый лимон, сладкое варенье). Учится владеть телом – напрягать и расслаблять мышцы.
-
Песенно-игровое творчество. Педагог предлагает придумать музыкальный ответ на музыкальный вопрос. Ребенок действует с театральной куклой. Например: «Зайка, зайка, где бывал?» Ребенок- «зайчик» поёт свой вариант ответа («На полянке танцевал») и так далее.
-
Звукоподражания. Ребёнок имитирует определенный образ, персонаж, меняя высоту и силу голоса. Учится интонационно окрашивать различные эмоции и ситуации. Например: Еж колючий пробегал: «Пых-пых-пых». Птичка маленькая пела: «Тиль-тиль-тиль». И сердитый жук жужжал: «Жжж».
-
Инструментальное музицирование. Дети озвучивают шумовыми инструментами и подручными материалами сначала стихотворения, рассказы, а затем и целые сказки, выбирая характерный инструмент для передачи образа, персонажа, явления природы.
-
Сюжетные танцы. В роли петрушек, зайчиков, кукол дети учатся согласовывать свои движения с музыкой, передавать образные действия в танце.
Таким образом, рождается музыкальный спектакль. Это сценическое действие с единым художественным замыслом объединяет все способности ребёнка и приобретённые умения и навыки для максимального использования его творческого потенциала.
Наша работа не проходит бесследно. Воспитанники сочиняют не только сказочные истории в прозе, но и в стихотворной форме, используя приобретённый навык сочинительства и умение составлять рассказы по замыслу.
Рекомендуем посмотреть:
Развитие речи детей дошкольного возраста
Развитие речи и творческих способностей детей дошкольников через сочинение сказок
Моделирование, как средство развития связной речи дошкольников по ФГОС
Эйдотехника в детском саду