Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект открытого урока по изобразительному искусству в 5 классе с самоанализом

Урок ИЗО в 5 классе «Значение одежды в выражении принадлежности человека к различным слоям общества. Костюм эпохи средневековья».
Задачи:
Образовательная: познакомить учащихся с особенностями костюма эпохи Людовика XIV, учить выполнять костюм, познакомить с понятием «аксессуар», учить гармонировать цвета;
Развивающая: развивать воображение, память, творческую активность и фантазию, и интерес к искусству и его истории;
Воспитывающая: воспитывать нравственно – эстетическое отношение к миру, искусству, культуре.

Оборудование и материалы:
Иллюстрированный материал с изображением костюмов эпохи Средневековья; изображение зала на ватмане; художественные материалы.
Музыкальный ряд: органная музыка И. Баха.
Основные понятия: котта, камизо, плащ, фетровая шляпа, барбет, горж, вуаль.
Ход урока.
I. Орг. момент.
1. Приветствие учащихся;
2. Проверка присутствующих;
3. Проверка готовности.
II. Объяснение новой темы «Значение одежды в выражении принадлежности человека к различным слоям общества. Костюм эпохи средневековья».

- Посмотрите, ребята, на изображения соборов. Как вы думаете, о каком периоде истории мы будем говорить сегодня? (На доске иллюстрации соборов эпохи Средневековья).

- О Средневековье, эпохе средних веков.

- Правильно. И сегодня король Франции Людовик XIV приглашает нас на бал.

Можем ли мы посетить бал в современной одежде?
-Нет.

Костюм характеризует человека, его возраст, национальность. Профессию, материальное положение, черты характера, историческую эпоху.
В эпоху барокко во Франции все новинки в моде из королевского дворца – Версаля, поэтому и мода тогда называлась «версальской».
Давайте еще раз посмотрим на соборы и костюмы героев наших иллюстраций.

Что интересного вы заметили?
В XIV и XV вв. возникло то, что мы уже с полным правом можем назвать модой.
Стиль одежды, обуви, головных уборов стали намного разнообразнее, люди одевались со всей экстравагантностью, до которой только могли додуматься, в зависимости от толщины своих кошельков ( считалось, что самой красивой отделкой костюма являлся мех, а не золото и драгоценные камни).

Небольшое сообщение учащимися о мужской и женской одежде.
Мужская одежда.(Иллюстрации мужского костюма).

Мужчины носили две одежды – одну поверх другой: верхняя, длинная и широкая – котта, была без рукавов, с прорезями для рук, из них выходили длинные узкие рукава нижней одежды – камизо. Штаны были расширенны вокруг колен и больше похожи на женскую юбку. Завершал мужской костюм плащ. Дополняли наряд высокие фетровые шляпы различных фасонов. Украшенные мехом и павлиньими перьями и перчатки.
Костюм украшали аксессуары (т.е. дополнение к одежде): к поясу подвешивали кошелек, на цепочке у пояса крепили кинжал, а через плечо на поясе – охотничий рог.

Женская одежда. (Иллюстрации женского платья).

Для женской моды характерно плотно прилегающее по фигуре платье.
Поверх узкой юбки, надевали подобранное верхнее платье другого цвета разделенная спереди. Характерной особенностью также является корсет с широким вырезом вокруг шеи; рукава украшали кружевами и лентами.
На голову обычно надевали барбет – это широкий венец с полотняной повязкой, охватывающий голову и подбородок, или горж – это сшитая из ткани труба, расширенная по концам с разрезом спереди. Но самым изысканным женским головным убором во всех странах Европы считались тонкие прозрачные вуали.
Женщины носили красивые прически.
Они были обычно очень высокие и достигали значительных размеров благодаря проволочному каркасу. В прически вплетались корабли и корзины с фруктами или букеты цветов.
Женский костюмы украшали различными аксессуарами – это дополнение к одежде (веер, шляпки, бижутерия, сумочки).

Очень большое значение уделяли цвету одежды. Повседневные платья изготавливали главным образом из материй серого, черного и фиолетового цветов. В парадных платьях преобладал красный либо белый цвет. Синий и зеленый цвета были символами любви; синий – влюбленности; зеленый – верности. Слуги носили одежду пестрых цветов.

Физкультминутка.
Когда красками рисую,
(Водить кистью по воображаемому полотну)
Кажется, что побывал,
И в море
(Волнообразные движения руками)
И в небе
(Руки поднять высоко)
И в лесу я.
(Поднятыми руками показать ко¬лыхание верхушек деревьев)
Где я только не бывал!
(Широко развести руки)
Все, что видел, рисовал!
(«Рисовать» по воображаемому полотну).

III. Практическая работа.
Постановка художественной задачи.
Сегодня на уроке мы с вами будем выполнять героя эпохи Средневековья. Для того чтобы наш герой посетил бал мы выполним его в костюме соответствующей данной эпохе. В центре зала уже стоят хозяева замка и ждут гостей.(На доске иллюстрация зала на ватмане)

После того как вы выполните фигуру в цвете, мы ее вырезаем и помещаем в бальный зал.
Компоновка листа по горизонтали (Педагогический рисунок).

Во время практической работы осуществляются целевые обходы:
1. Контроль и организация рабочего места;
2. Контроль правильности выполнения приемов работы;
3. Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;
4. Контроль объема и качества выполненной работы.
Во время практической работы тихо звучит органная музыка И. Баха.

IV. Итог урока.
Сегодня на уроке мы совершали путешествие в эпоху Людовика XIV, эпоху Средневековья.
Итак, давайте еще раз повторим, из чего состоит мужской и женский костюмы.(На доске записаны название элементов женского и мужского костюмов).
- Мужской костюм состоит из коты, камизо, широких штанов и плаща.
- женский костюм состоял из корсета с широким вырезом вокруг шеи и прилегающей юбки поверх которой надевали платье другого цвета.
На голову надевали барбет, горж или вуаль.
- Чем украшали платья и рукава?
- Кружевами, вышивкой, лентами, оборками.
- Что такое аксессуар?
- Это дополнение к одежде (веер, сумочка, бижутерия, шляпка, кошелек, кинжал).
Анализ работ (выделение лучших).
Выставление оценок.

V. Домашнее задание.
Художественные материалы (Альбом, краски).
Самоанализ урока.
Учитель: Шилова Татьяна Андреевна.
Предмет: Изобразительное искусство.
Класс: 5.
Тема урока: «Значение одежды в выражении принадлежности человека к различным слоям общества. Костюм эпохи средневековья».
Тип урока и его структура: Работа на уроке была коллективная, структура урока логическая, последовательная, взаимосвязана с этапами урока. Структура урока соответствует его целям.
I. Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как он работает на последующие уроки?
В 5 классе на урок «Одежда выражает принадлежность человека к различным слоям общества. Костюм эпохи Средневековья» отводится один час. Тема урока связана с предыдущим и последующими уроками. При изучении темы «История костюма» учащиеся изготавливают одежду определенной эпохи для сделанной ими самими бумажной куклы. Эта «игра в куклы» позволяет при изучении темы «Одежда выражает принадлежность человека к различным слоям общества. Костюм эпохи Средневековья» , не только познакомить детей с обстановкой замка, но и организовать коллективную композицию «Бал во дворце». На основе полученных знаний, на последующих уроках изобразить фигуру человека по пропорциям, учащимся не составит труда.
II. Краткая психолого – педагогическая характеристика класса. Какие особенности учеников были учтены при планировании урока?
В классе 23 человека. Успеваемость почти 100%. Большинство детей посещают « ИЗО – студию» и обладают творческими способностями. Общая оценка работы класса – отлично.
При планировании урока учитывались возрастные особенности учеников и включался игровой момент, что позволило заинтересовать учащихся.
III. Какова триединая дидактическая цель урока, дать оценку успешности ТДЦ урока.
Образовательная: познакомить учащихся с особенностями костюма эпохи Людовика XIV, учить выполнять костюм, познакомить с понятием «аксессуар», учить гармонировать цвета;
Развивающая: развивать воображение, память, творческую активность и фантазию, и интерес к искусству и его истории;
Воспитывающая: воспитывать нравственно – эстетическое отношение к миру, искусству, культуре.
IV. Целесообразность форм и методов обучения в соответствии с содержанием и целью урока.
Содержание урока соответствует требованиям государственных программ. Формы и методы обучения подобраны с учетом особенностей учебного материала. Использование интересного материала позволяет доступно объяснить некоторые термины. Для активизации творческой активности и воображения использовался богатый наглядный материал.
V. Выделить главный этап и дать его полный анализ, основываясь на результатах обучения на уроке. Какое сочетание методов обучения было выбрано для объяснения нового материала?
Главным этапом урока является выполнение практической работы. Четко была поставлена цель урока. При объяснении нового материала в основном использовался устный метод изложения.
VI. Рационально ли было распределено время на все этапы урока? Логичны ли «связки» между этими этапами? Показать, как другие этапы работали на главный этап.
По моему мнению, время на уроке было распределено рационально. Главный этап урока – выполнение фигуры человека в средневековом костюме, был в какой – то степени связан со всеми этапами урока. И во-первых эта связь выражается в изучении нового материала.
VII. Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целями урока.
Основным дидактическим материалом была презентация по данной теме, наглядное пособие – изображение зала во дворце (на ватмане), иллюстрации средневековых костюмов и музыка И. Баха.
VIII. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся? На каких этапах урока? В каких формах и какими методами осуществлялся? Как организованно регулирование и коррекция знаний учащихся?
Контроль усвоения знаний был организован во время изучения новой темы (Учащиеся подготовили небольшие сообщения), во время практической части (повторение пропорций человека) и при подведении итого урока (задавались вопросы на актуализацию пройденного материала).
IX. Психологическая атмосфера на уроке и общение учителя и учащихся.
Психологическая обстановка на уроке была доброжелательной, непренужденной. Дети чувствовали себя свободно, не скованно.
X. Как вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?
В целом урок удался. Поставленный цели и задачи были достигнуты. Методы и приемы подобраны в соответствии с задачами урока.
XI. Наметить перспективы дальнейшей деятельности.
В течение всего учебного года стараюсь накопить раздаточный и дидактический материал, занимаюсь оформлением кабинета. И, конечно же не собираюсь останавливаться на достигнутых результатах. Планирую совершенствоваться, проводить открытые уроки, участвовать в конкурсах.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе Материалы на тему: Путешествие в страну белого цвета Конспект урока ИЗО в 5 классе на тему: Снегирь Конспект урока ИЗО в 5 классе: Космическая ракета

Похожие статьи:

Конспект урока по изобразительному искусству в 5 - 6 классах

Аппликация снегирь с элементами рисования для детей своими руками. Мастер-класс с фото | Школьная стенгазета своими руками. Мастер-класс с фото
Опубликовано: 3008 дней назад (30 января 2016)
Просмотров: 5632
+3
Голосов: 3
Елена Борисовна Жданова # 30 января 2016 в 18:08 0
Коллега! Мне понравился ваш урок большим количеством наглядно - иллюстративного материала, создающего визуальный тон урока, хорошей проработанной структурой, достаточно грамотным самоанализом, наличием физкультпаузы, грамотно проведенной практической частью, но хотелось бы дать совет: не забывайте формулировать главную цель урока (помимо задач).
Ольга Станиславовна Средина # 30 января 2016 в 20:57 +1
Заглянула к Вам на урок с большим интересом. Вашим ученикам Было от чего оттолкнуться при создании своих рисунков. Хотелось бы увидеть результат коллективного творчества. Это возможно?
Во всяком случае - голос.