Внеклассное занятие «У меня растут года…» для учащихся начальных классов
Автор: Сухарева Татьяна Евгеньевна, учитель начальных классов МКОУ СОШ с.Андреевка Екатериновского района Саратовской области.
Занятие будет интересно учителям начальных классов, педагогом дополнительного образования.
Цель: создание условий для формирования представлений о мире профессий, формирование коммуникативной компетентности воспитанников.
Задачи:
•
Учебная: используя загадки, пословицы сформировать и закрепить первичные знания о различных сферах и видах профессий;
•
Развивающая: развивать познавательный интерес и творческую деятельность детей, развивать мотивы образовательной деятельности
•
Воспитывающая: подчеркнуть важное значение и огромную пользу всех без исключения профессий.
Инновационная технология: интеллектуально игра
Оборудование: таблички (для каждой команды), тест «Не зря пословица молвиться», ручки, призы.
Спортивный инвентарь: 2 разделочной доски, 2 воздушных шарика, 10 картофелин, бумажные комочки, 2 верёвки (по 5 – 7 м), 2 набора пазлов , наборы инструментов, 6 «льдинок» из картона.
Ожидаемые результаты:
• активизация процесса профессионального самоопределения;
• расширение представлений о различных сферах труда, мире профессий.
Актуализация знаний
Ребёнок: У меня растут года,
будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,
чем заниматься?
- Здравствуйте, геологи и репортёры, модельеры и дизайнеры, комбайнёры и шахтёры, конструкторы и защитники Отечества. Почему вы удивились, что я вас так назвала.
Ребята, не далек тот час, когда перед Вами станет сложный вопрос - какую профессию выбрать. Будете ли руководить крупной фирмой или строить небоскрёбы, будете печь ароматный хлеб или выведете новый сорт клубники, найдете лекарство от старости или откроете новую звезду. Но прежде, чем кем –то стать в жизни, вам надо прежде вырасти и выучиться. Сейчас главным для вас является учеба. Знания, которые вы получите – это база вашей дальнейшей жизни. Пришла время поразмыслить о выборе своей будущей профессии.
В вашем возрасте это сделать очень трудно. Помочь вам смогут ваши учителя, родители, старшие братья и сестры, друзья, люди, к мнению которых вы прислушиваетесь, которые служат вам примером. Я сегодня предлагаю вам отправиться в путешествие по стране профессий. Во время него каждый сможет подумать, какая профессия ему больше понравится.
- Кто нужней и всех важней, какая профессия? Спорить можно долго. “Все профессии нужны, все профессии важны”
Постановка задач.
В мире насчитывается около 40 тысяч разных профессий. Каждая из них интересна по своему: одни связаны с опасностью и приключениями, другие с оказанием помощи людям, кто-то руководит, кто-то выполняет приказы, кто-то варит сталь, а кто –то выращивает богатый урожай ...
Выбор профессии – жизненно важный вопрос. Он сравнивается со вторым рождением.
Обдумать вопрос о будущей профессии заранее - полезно. Это значит поставить себе много вопросов и найти правильный ответ. Прекрасных профессий на свете огромное множество, и каждой профессии слава и честь.
Для вас сегодня важно:
• суметь разобраться в этом многообразии;
• узнать, чем занимаются люди данной профессии;
• познакомиться какие качества необходимо вырабатывать для своей будущей профессии;
• учитывать собственные интересы и способности.
При многих обязанностях человека в обществе о нём судят, прежде всего, по труду на общее благо. Труд помогает раскрыть свою личность, показать свои способности. Недаром народ сложил о труде множество пословиц и поговорок. А вот знаете ли вы их – это мы сейчас проверим.
1. Игра “Закончи пословицу”
О человеке судят… (по его труду). На работу с радостью,… (а с работы с гордостью). Всякому молодцу… (ремесло к лицу). К чему душа лежит, …(к тому и руки приложатся). У плохого мастера …(и пила плохая). Чтоб в почете быть, … (надо труд свой полюбить). Была бы охота – … (заладиться всякая работа). Ремесло не коромысло, … (плеч не оттянет). Не просит ремесло хлеба, … (а само кормит).
Учитель.
- Как вы видите из собранных вами пословиц, труд всегда был в почете, а мастера своего дела были уважаемыми людьми. Так, что вам важно выбрать по душе и согласно своим способностям.
Ребёнок.
Мы в профессии играем,
По душе их выбираем,
И мечтаем поскорее
Мамы с папой стать взрослее,
Чтоб не просто так мечтать,
А кем быть решить и стать.
Учитель.
Но каждая их них по- своему интересна, в каждой есть особые загадочные моменты, которые нужно только подметить. Будь ты врач, учитель, строитель или повар - о твоей профессии обязательно сложена загадка.
2. Игра «Отгадай загадку» (команды отгадывают по очереди)
1.Мы землю глубоко копаем,
И в глубине земли
Мы людям уголь добываем,
Чтоб дом топить могли.
шахтёры
2. Кто шагает на параде,
Вьются ленты за спиной,
Ленты вьются, а в отряде
Нет девчонки ни одной.
моряки
3. Коз, коров зовет, скликает,
В свой витой рожок играет.
пастух
4. В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра — машинист.
Должен знать он очень много, Потому что он -...
артист
5. Скажите, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды?
повар
6. Ночью, в полдень, на рассвете
Службу он несет в секрете,
На тропе, на берегу,
Преграждая путь врагу.
пограничник
Самый сладкий мастер – это... Кто?
(кондитер)
Звёздный бухгалтер – это... Кто?
(астроном)
Кто выносит сор из избы?
(уборщица, техничка)
Представители, какой профессии всё время задают молодым людям вопросы, на которые сами знают ответы?
(учителя)
Учитель .
И вновь обратимся устному народному творчеству и правильно выполним тест.
3. Тест« Не зря пословица молвиться»
* Как работает лентяй?
А. Подняв воротник.
В. Спустя рукава.
Б. Расшнуровав ботинки. Г. Расстегнув пуговицы.
* Какого профессионала, согласно русской пословице, «кормит сеть»?
А. Телевизионщика. В. Электрика.
Б. Web-мастера.
Г. Рыбака.
* Как заканчивается русская пословица: «Один в поле ...»?
А. не пахарь. В. не футболист.
Б. не воин. Г. не агроном.
* Вставьте профессию в русскую пословицу: «У семи … дитя без глазу»:
А. Учителей.
В. Нянек.
Б. Окулистов. Г. Тренеров.
* Кем, согласно русской пословице, является человек для своего счастья?
А. Портным.
В. Кузнецом.
Б. Укротителем. Г. Программистом.
Ребёнок
Я люблю перед всем классом
На уроках отвечать.
Этот опыт пригодится –
Я хочу артисткой стать!
4. Конкурс «Песни о профессиях»
Команды по очереди исполняют несколько строк, в которых есть название профессии.
Учитель.
Наши ребята знают ещё стихотворения, посвященные некоторым профессиям. Ребята будут их декламировать, а команды продолжат выполнять уже спортивные задания.
Повар
В небе звёздочка искрится,
Спит клубком усатый кот,
Только повару не спится –
Повар затемно встаёт.
Каша булькает легонько,
И яичница шипит,
И под вкусный шум и гомон
В спальни входит аппетит.
Мы в столовой дружно сядем,
Как огромная семья.
Буду поваром в столовой –
Так сама решила я!
На сковородке перенести воздушный шарик
Водитель.
Умело он ведёт машину –
Ведь за рулём не первый год!
Слегка шуршат тугие шины,
Он нас по городу везёт.
Провести обруч между стойками.
Спасатели.
Они придут на помощь нам,
Когда бушует океан,
Когда землетрясение,
Тайфун иль наводнение.
Рискуя жизнью, нас спасут –
Такой у них опасный труд!
Пройти по льдинам и спасти рыбака.
Слесарь.
Мне нужны такие вещи:
Молоток,
Тиски
И клещи,
Ключ,
Напильник
И ножовка,
А всего нужней –
Сноровка!
Нужно принести только инструменты необходимые слесарю
Конструкторы.
Всю технику людям Земли
Конструкторы изобрели!
Сперва возникает чертёж –
На тонкий рисунок похож.
В нём пользы и силы не счесть,
Сумей его только прочесть!
У каждого участника команды пазл. Из них нужно сложить картинку и угадать профессию. Картинки можно разрезать по количеству членов команды.
Электрик.
Если в доме свет погас,
Если тока нет у вас,
Если сломаны приборы,
Он является к вам скоро:
Оглядит проводку зорко,
Поработает отверткой,
Выключатель щелкнет: "трак!" –
И исчезнет полумрак.
Необходимо пройти через «паутину» из веревок между двумя стойками.
Агроном.
Урожай собрать высокий
Нам поможет агроном.
Знает он посева сроки
И с ботаникой знаком.
Эстафета. Первый пашет поле –кладёт обруч, второй сеет – разбрасывает картофель, третий поливает урожай – о бегает вокруг обруча три круга; четвёртый вносит удобрение – раскидывает бумажные комочки, пятый собирает урожай – собирает только картофелины.
Учитель.
- Вижу и знаю – каждый из вас будет настоящим мастером своего дела, профессионалом, если не будете бояться трудностей.
- Подведём итоги конкурса. Слово предоставляется членам жюри.
Чтецы:
1. Передо мной открыты все дороги,
Как много от судьбы своей я жду.
Но помню я со школьного порога:
Всё что посею, то же и пожну.
2. Знайте, ребята! От знаний зависит
Сила страны и здоровье людей.
«Троечный» трактор в труде не помощник,
«Воин на двойку» - врага он страшней.
3. Труд наш сегодня – это учёба.
Разве нам стыдно свой труд показать?
Так постараемся делать работу
Пусть на четыре, а лучше на пять.
4. Друзья, берегите минуту и час
Любого из школьных дней!
Пусть станет профессором каждый из вас
В профессии нужной своей.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект познавательной беседы в начальной школе по теме: Число семь
Клубный час по профориентации. Конспект
Конкурсно - игровая программа в начальной школе. Весёлые поварята
Конкурсная программа в начальной школе. Профессия Строитель
Похожие статьи:
Внеклассное занятие по профориентации на тему «Ярмарка профессий» для 2-3 классов
Внеклассное занятие для 2-3 класса по профориентации в группе продлённого дня
Классный час во 2 классе. Трудовое воспитание
Классный час «Все работы хороши - выбирай на вкус», 3-4 класс
Классный час «Кем быть?», 1 класс