Защита проекта «Чудеса на нашей грядке»
Выполнила Сухарева Т.Е. учитель начальных классов МКОУ СОШ с. Андреевка Екатериновского района Саратовской области
Цель: знакомство детей с разнообразием овощей, их значение для организма человека.
Задачи:
• развивать мышления и познавательную активность, творческие и коммуникативные способности учащихся;
• показать уникальность и значимость осенних даров для человека ;
• пробудить у детей интерес и любовь к окружающей природе;
• закреплять навыки речи – доказательства, развивать речь, мышление, смекалку;
• воспитывать аккуратность и прилежание.
Оборудование: картинки с изображение овощей; политическая карта мира; наклейки; перчаточные куклы, ширма для кукольного театра; обруч, кегли, картофель, лейки
Паутинки кто-то тянет,
И легко листва летит.
Кто куда теперь ни глянет –
Всюду золото блестит.
Разгорелись клён и липа,
Это кто же там без слов
Столько солнышка рассыпал
На дорожках у домов?
Меж зелёных веток ловко
Кажет слива чёрный глаз,
Краснощекая морковка
С грядки лезет напоказ.
В небе дымка голубая,
Журавлей отлётных строй…
Это осень молодая
Отмечает праздник свой
- Осень, осень на дворе. Листья падают с деревьев, трава увядает. Летят в небе птицы, на хвостах осень уносят.
Но грустить некогда. В былые времена с осени новый год начинался. И не случайно: куда не глянь, все вроде бы совсем новое – и поле, и лес, и небо над головой. Как хороша земля в эту пору года! Осень действительно золотая: прекрасен её наряд, щедры её плоды, собранные на необъятных полях нашей Родины. Осень – время уборки урожая.
Вот наши ученики пошли на школьный огород и подслушали, случайно, один интересный разговор.
Спектакль «Дело было в огороде» (автор Н.Н.Луконина)
Скворец:
- Я Скворец-молодец,
Я полсвета облетел,
В огород к вам прилетел!
Эй, вы, репка и лучок,
Свёкла, редька, кабачок!
Лежебоки – домоседы,
Иль не рады вы соседу?
Вам на грядке все б сидеть,
Снизу в верх на мир смотреть!
Посмотрите на меня –
Облетел я все моря!
Был в Японии, и в Арктике,
И в далёкой жаркой Африке!
Картошка:
- Не хвались, Скворец, неумеренно,
А вот был ты в Южной Америке?
Скворец: - Нет, туда не залетал!
Картошка:
- Что ж, ты много потерял!
Вот прослушай про меня,
Это родина моя!
Тому назад полтыщи лет
Появился я на свет.
На корабль меня грузили
И в Европу отвозили.
Есть сырою захотели,
Только долго не поели,
А сварили – похвалили:
«Очень вкусно!» - говорили.
Помидор: - Ну, что расхвалился ты тут?
- Скажи-ка лучше,
Скворушка, а как меня зовут?
Скворец:
- Самый важный здесь синьор,
Знаю я, ты - Помидор!
Помидор:
- Из-за моря – океана
К вам привёз меня фрегат!
Имя мне индейцы дали:
«Большая ягода – Томат».
Скворец:
- По свету много ты скитался,
А как же тут ты оказался?
Помидор:
- Купцы и иностранцы
Меня везли из Франции,
Везли совсем не для еды,
Сажали в сад для красоты!
Один смельчак в конце концов
Отведал и моих плодов!
И с той поры так повелось: я на столе желанный гость!
Скворец: - Что за странный старикашка,
Сто рубашек нараспашку?
Лук:
- Я знаменитый старичок,
А зовут меня Лучок!
Среди наших овощей
Я всех старше и мудрей!
Скворец: - Расскажи скорей, откуда
К нам пришло такое чудо?
Лук:
- Средь жрецов и фараонов
Я знакомства заводил,
Видел воинов и войны,
Переплыл великий Нил!
Для здоровья и для силы
Мною воинов кормили!
Во мне витаминов целые груды,
От насморков вылечу и от простуды!
Есть пословица про лук:
«Лук – он от семи недуг!»
Скворец: - Апчхи! Апчхи! Ой, видно простудился,
И лук мне очень пригодится!
Капуста:
- Я тоже лекарь хоть куда,
Лети-ка, Скворушка, сюда!
Мною лечат кашель,
Головную боль,
От насморка избавлю,
Сниму любую хворь!
Скворец: - Откуда ты знаешь, как надо лечить?
Ты целыми днями на грядке сидишь?
Капуста:
- Я приехала когда-то
К вам сюда издалека,
Римляне меня назвали «капут»,
То есть просто «голова»,
А по-русски, а по-русски
Называюсь я «Капуста»!
Помидор:
- Уродились мы на грядке,
Добрые да сладкие!
Лук:
- Без нас – ни суп, ни винегрет,
Без овощей обеда нет!
- И тогда ребята задумались, что мы знаем об овощах, которые едим каждый день. Откуда они родом, что из них можно приготовить, какие свойства помогут нашему здоровью. Так родилась идея проекта «Чудеса на нашей грядке». О своих открытиях они сегодня сами расскажут и покажут. Каждый из них сам выбрал свой овощ и готов рассказать. Позвольте представить (дети выходят в зал и садятся на стулья): о
Картофеле – Сарычев Кирилл; Помидоре – Карева Татьяна, Луке – Мусаева Айшат; Капусте – Амбарцумов Арсен, Моркови – Кривулина Анастасия, Кабачке – Золотова Анастасия, Свёкле – Шамаева Мата, Тыкве – Мокшанова Дарья.
- И так давайте познакомимся поближе.
- Откуда вы родом? (сообщение участников проекта и на карте прикрепляют овощ, указывают страну, откуда она родом)
- Когда и как появились в России?
- Предлагаю нашим гостям немного размяться и поиграть в игру «Посади и собери урожай»
Нам нужны две команды по четыре человека. Первый участник «пашет землю» - кладёт обруч, второй «сажает картошку» - кидает в обручи картошку. Третий «поливает картошку» - обегает каждый обруч с лейкой. Четвёртый «убирает урожай» - собирает картофель в ведро.
"Сказ о капустном кочане" (кукольный театр)
Жили-были баба с дедом.
Говорит дед за обедом:
-Ты капустки поищи
Да свари мне, баба, щи.
Баба враз на деда - глядь:
-Да чего ж её искать?
В огород она пошла
И кочанчик принесла.
Положила на окно.
-Щей наварим! Решено!
А кочан лежал-лежал,
Прыг на двор и - убежал!
Через луг, через мосток
Покатился кочанок.
Вдруг навстречу - верь-не верь -
Длинноухий серый зверь.
- Здравствуй, вкусный кочанок!
Дай щипну с бочка кусок!
Я не ел давно, не пил,
Вкус капустки позабыл.
Отвечает кочанок:
- Я хоть росток невысок
И не очень толстоват,
Быть полезным очень рад!
Смело листик отрывай,
Про меня не забывай!
Только скрылся зверь из глаз,
Новый съесть его горазд:
- Дай кусочек отщипну,
Не то ноги протяну!
- Что ж, пожуй скорей, дружок.
Витаминный мой листок.
В нём - и А, и В, и С.
Съешь - изменишься в лице!
- Раньше я не ел капусты -
Ничего. Прилично. Вкусно.
Ну, бывай! - и зверь исчез,
А кочан вкатился в лес.
- Стой! Ты пойман мною здесь!
В мой мешок, капуста, лезь!
- Не сердись, Потапыч, зря.
Между нами говоря
Угостить тебя я рад,
Хоть ты мне не кум, не брат.
Съешь листочек, не беда.
Я же всё-таки еда.
Для того на свет рождён,
Мок на грядке под дождём,
Солнца лучики ловил,
Вширь раздался что есть сил,
Чтобы всем вам угодить,
Всех листочком угостить.
Похудел, не спорю. Да.
Но так что же… Я - еда.
И полезная при этом.
Хочешь - спросим Лизавету.
- Ах, кого я вижу? Это,
Знать, предобрая примета.
На капустные вечорки
Я спешила по пригоркам.
И встречаю Вас, дружок,
Изумрудный кочешок.
Рада видеть Вас, не скрою.
Вы пойдёте ли со мною?
- Не ходи с ней, кочешок!
Там разденут до кишок.
На пирог тебя изрубят,
Ни за что про что погубят.
- Это, право, не беда.
Я ведь всё-таки еда,
И полезная, не скрою:
А, В, С и всё такое…
Не волнуйтесь за меня.
Кочерыжкой стану я.
Всё случится очень складно:
Детям - вкусно, мне - отрадно.
Я, так исстари велось.
На вечёрках первый гость!
- Так чем полезны наши овощи?
Ведущая.
Кто из вас из овощей
И вкуснее и нужней?
Кто при всех болезнях
Будет нам полезней?
( Сообщения учащихся о полезных свойствах овощей)
Чтоб здоровым, сильным быть,
Надо овощи любить
Все без исключенья!
В этом нет сомненья.
В каждом польза есть и вкус,
И решить я не берусь
Кто из вас важнее,
Кто из вас вкуснее?!
- Народном фольклоре овощи тоже пользуются большим уважением.
Считалка.
Как- то вечером на грядке
Репа, свёкла, редька, лук
Поиграть решили в прятки
Но сначало встали в круг.
Рассчитались чётко тут же:
Раз, два, три, четыре, пять…
Прячьтесь лучше, прячьтесь глубже!
Ну, а ты иди искать
Игра «Капуста»
Дети встают в круг. В кругу водящий - «Дед Матвей». Все идут хороводом и поют.
«Дед Матвей!
Не жалей лаптей!
Нас, Матвей, развяжи –
На капусту укажи.
В огороде пусто!
Вот она…»
«Дед Матвей» указывает на кого-нибудь, выкрикивая:
«…капуста!»
«Капуста» срывается с места и бежит по внешнему кругу, «Дед Матвей» догоняет. Если он успеет догнать «Капусту» до того, как она встанет на место, меняется с ней местами.
- А ну-ка, дружно
отгадаем загадки:
Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для неё готовим кадки
И крупной соли полмешка.
(капуста)
За зелёный хохолок
«Лису» из норки поволок.
На ощупь очень гладкая,
На вкус как сахар сладкая!
(морковь)
Вырастает он в земле,
Убирается к зиме.
Головой на лук похож.
Если только пожуёшь
Даже маленькую дольку,
Будешь пахнуть очень долго.
(чеснок)
Привязан кустик к колышку,
На кустиках - шары.
Бока, подставив солнышку,
Краснеют от жары.
(помидоры)
Щёки розовы, нос белый.
В темноте сижу день целый.
А рубашка зелена,
Вся на солнышке она.
(редиска)
Голова на ножке.
В голове горошки.
(горох)
Золотая голова
Велика, тяжела.
Золотая голова
Отдохнуть прилегла.
Голова велика,
Только шея тонка.
(тыква)
Наши поросятки выросли на грядке.
К солнышку бочком, хвостики крючком.
Эти поросятки играют с нами в прятки.
(огурцы)
Неказиста, шишковата,
А придёт на стол она,
Скажут весело ребята:
«Ну, рассыпчата, вкусна!»
(картошка)
Круглый бок, жёлтый бок,
Сидит на грядке колобок.
Врос в землю крепко.
Что это? (репка)
Игра «Вытяни репку»
Посчитайте, сколько в сказке «Репка» героев? Давайте соберём две команды по 6 человек и распределим роли. «Деды» по сигналу обегают кеглю и берут по очереди всех своих помощников, каждый раз обегая новый круг. «Мышка» обегая кеглю должна взять её с собой.
- А ещё наши ребята нашли забавные частушки про картошку, капусту и лук и сейчас нам их исполнят.
-
Соберите пословицы :
1.Каждому овощу - своё время.
2. Какие труды, такие и плоды.
3. Каков корень, таков и плод.
4. Лук с морковью хоть и с одной грядки, да неодинаково сладки.
5. Лук семь недугов лечит, а чеснок семь недугов изводит.
6. Съешь и морковку, коль яблочка нет.
7. Хвалилась редька: «Я с мёдом добра».
- Ребята, я подобрал несколько выражений, а что они обозначают, не знаю. Объясните мне, пожалуйста, что они означают и когда употребляются.
1.Проще пареной репы.
2.Дешевле пареной репы.
3. Капуста да репа брюху не крепа.
4. Репой да брюквой люди не хвалятся.
5.Надоел ты мне, что брюква.
6. Хрен редьки не слаще.
7. Надоел хуже горькой редьки.
8. «Горе луковое».
9. Это было при царе Горохе.
10.Ему как об стенку горох.
- Итак, мы с вами можем подвести итог и сделать вывод по проделанной вами работы. Благодаря вашей любознательности узнали много интересного и полезного вы узнали о знакомых с детства овощах. Думаю теперь овощи будут частыми "гостями" на вашем столе. Наши ребята вместе со своими родителями подготовили блюда из тех овощей, о пользе которых они узнали и рассказали нам.
Все собравшиеся приглашаются на дегустацию блюд подготовленные участниками проекта. Приятного аппетита!
Рекомендуем посмотреть:
Формирование исследовательских умений и ИКТ – компетентности младших школьников через проектную деят
Творческий мини-проект по развитию речи и ОБЖ в 4 классе
Исследовательская работа о родном крае в начальной школе
Проектная деятельность учащихся начальных классов
Похожие статьи:
Проектная внеурочная деятельность в начальной школе
Этапы работы над проектом в начальной школе, 3-4 класс
Проекты в начальной школе по математике, 3-4 класс
Проекты в начальной школе, 3-4 класс. Окружающий мир
Методика работы над проектом для одарённых школьников в 4 классе