Программа по экологическому воспитанию «Природа в наших руках» для детей старшего дошкольного возраста
Актуальность выбранной темы:
Нами разработана программа по экологии “Природа в наших руках”, согласно которой экологическое воспитание осуществляется не изолированно, а в связи с нравственным, эстетическим, трудовым воспитанием. Разработанная программа направлена, прежде всего, на развитие гуманного отношения к природе и предполагает участие детей в посильном труде по уходу за растениями и животными, а также освоение ими норм поведения в природном окружении и навыков защиты окружающей среды. Изучение материала идет от возраста к возрасту по принципу “от простого к сложному”. По мере совершенствования знаний и навыков детей усложняется содержание деятельности по уходу за растениями и животными.
Программа по экологическому воспитанию старших дошкольников “Природа в наших руках»
Пояснительная записка.
С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения.
«Указ Президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией), соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создания в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное воспитание. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру.
Экологическое воспитание связано с наукой экологией и различными ее ответвлениями. В его основе – «адаптированные на дошкольный возраст ведущие идеи экологии: организм и среда, сообщество живых организмов и среда, человек и среда.
Причина создания программы: обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительной работы по формированию у детей и родителей экологического сознания, культуры природопользования. Также для коррекции уровня развития, работа со способными детьми и для формирования экологического мировоззрения родителей, повышения их экологической грамотности и культуры.
Процесс становления осознанно – правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности.
Реализация программы «Природа в наших руках» осуществляется в форме проведения бесед, экскурсий, наблюдений, экспериментов, праздников с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
Программа «Природа в наших руках» составлена на основе программы
« Юный Эколог» автора Николаевой С.Н. . Также я опиралась на разработки М. Д. Маханевой, И. В. Цветковой, Л. И. Греховой, и др. План основан на принципе повторяемости
Данная программа рассчитана на год. Количество и частота мероприятий планируется педагогом самостоятельно, предпочтительно во вторую половину дня или во время дневной прогулки.
Ожидаемые результаты к концу года обучения детей 5-и лет.
• Знать и называть некоторых домашних животных.
• Наблюдать за растениями, животными, птицами, рыбами.
• Делать элементарные выводы и делиться впечатлениями об окружающем мире.
• Правильно взаимодействовать с окружающим миром.
• Участвовать в наблюдениях за растениями, животными. Птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и неживом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им (не кормить собаку сладостями и т.п.)
•
Ожидаемые результаты к концу года обучения детей 6-7 лет.
• Объяснять экологические зависимости; устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.
• Ухаживать за растениями и животными в уголке природы. Иметь представления о различных природных объектах; о растительности леса, луга, сада, поля; домашних и диких животных, птицах; Красной книге; природе родного края.
• Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.
• Делать элементарные выводы и умозаключения.
• Устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов и их использованием.
• Иметь представление о родном крае.
• Уточнять представление детей о растениях (травы, деревья)
• Рассматривать комнатные растения (выделять листья, цветы)
• Наблюдать за домашними животными, знакомить с домашними птицами (петушок, курочка с цыплятами)
• Знакомиться с птицами на участке детского сада (ворона, воробей, сойка, синица, сорока, снегирь, голубь, дятел, поползень).
•
Задачи программы:
1. Направлять активную деятельность дошкольника на осознанное сохранение природы.
2. Воспитывать в дошкольниках гуманно-ценностное отношение к природе, к животным.
3. Воспитывать любовь к животному и растительному миру.
4. Формировать навыки элементарного ухода за животными. Учить детей отмечать поведение животных в разное время года.
5. Формировать у детей экологические знания, культуру и отношение к природе.
6. Дать первичные представления о работе фермера.
7. Информировать дошкольников об экологической ситуации в городе, области, мире и о влиянии ее на здоровье людей.
Успех реализации данной программы зависит от тесного сотрудничества педагогов дошкольного учреждения, администрации, родителей, работников пилорамы, работников фермы.
Задачи педагога:
1. Создавать условия для формирования элементарных биологических представлений:
• знакомить с развитием жизни на Земле (рассказывать о происхождении, многообразии форм жизни: о микроорганизмах, растениях, животных, их происхождении, особенностях жизни, среде обитания и т. д. );
• предоставить возможность осваивать учебный материал в доступной форме;
• формировать эмоционально-положительное отношение к природе.
•
2. Обеспечивать условия для развития экологического сознания:
• знакомить с представителями живой и неживой природы;
• рассказывать о взаимосвязи и взаимодействии всех объектов природы;
• способствовать формированию осознано-правильного отношения к планете Земля (наш общий дом) и к человеку как части природы;
• знакомить с проблемой загрязнения окружающей среды, с правилами личной безопасности;
• способствовать развитию бережного и ответственного отношения к окружающей природе;
• создавать условия для самостоятельной деятельности по сохранению и улучшению среды.
•
Активная помощь администрации ДОУ и соблюдение последовательности основных этапов работы ( анализ, планирование, выбор программ и технологий, практическая деятельность, диагностика) являются залогом эффективности решения проблемы внедрения экологического образования в педагогический процесс.
Успех реализации программы обеспечивается следующими педагогическими условиями
1. Создание экологической среды в ДОУ.
2. Готовность педагога к осуществлению экологического образования детей.
3. Личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка в процессе освоения программы.
4. Активное участие родителей в воспитательном процессе.
5. Установление педагогом связей со школой, общественными организациями.
Перспективный план работы.
1. Создать «Альпийскую горку»
2. Обустроить «Дорожку здоровья»
3. Обустроить «Аллею дошколят» (высадка хвойных растений на территории детского сада).
4. Провести конкурс на лучшую цветочную клумбу под названием «Детский сад – цветочный сад».
5. Сезонные экскурсии на речку «Дунайка».
6. Экскурсия на пилораму.
7. Экскурсии на ферму (декабрь, май)
8. Акция «Не забывайте птиц зимой» (изготовление кормушек, стендов, стенгазет.)
9. Акция «Зеленые красавицы в беде»
10. Открытое занятие «Природа в наших руках!»
11. Создание стенгазет и дидактического материала для изучения экологии.
12. Исследовательская работа.
Работа с детьми.
• Высадка растений на территории детского сада.
• Работа на цветочных клумбах.
• Экскурсии на речку Дунайка. (сентябрь, январь, апрель, июль)
• Экскурсии на пилораму: (Беседы на тему о сохранении лесов, переработки древесины, о работниках пилорамы.)
• Экскурсии на ферму (декабрь, май)
• Акция «Не забывайте птиц зимой» (изготовление кормушек, стендов, стенгазет.)
• Акция «Зеленые красавицы в беде» (выставка поделок «Ёлочки». Конкурс рисунков «Зеленая красавица»).
• Открытое занятие «Природа в наших руках!»
• Работа в мини-лаборатории: опыты с природным материалом.
• КВН на тему «Путешествие по реке»
• Экологическая олимпиада «Юный эколог»
Работа с родителями.
1. Работа с родителями проводится в форме собраний (общих и групповых) с целью информирования родителей о совместной работе и стимулирования их активного в ней участия:
• ознакомление родителей с работой ДОУ по экологии (открытые занятия, консультации, видеопрезентации и т. д. );
• организация различных мероприятий с участием родителей (в том числе с использованием их профессионального опыта медицинского работника, лесничего, пожарного);
• ознакомление родителей с результатами обучения детей (открытые занятия, различные общие мероприятия, информация в уголках для родителей и прочее);
• туристические походы на природу, соревнования “Папа, мама, я – здоровая семья” и т.д.,
• изготовление кормушек для птиц;
• изготовление семейных газет.
На общем родительском собрании познакомить родителей с предметом экологии, компонентами экологической культуры, процессом формирования экологических знаний и отношений к природе, методикой экологического воспитания детей, показать групповые уголки природы, огороды и цветочные клумбы детского сада. Среди родителей провести тестирование, анкетирование.
Работа с сотрудниками ДОУ
1. Лекции на тему «Экология глазами дошкольников»; «Земля в опасности!»
2. Семинар-практикум «Что мы знаем об экологии?»
3. Трудовой «десант» на территории дошкольного учреждения.
4. Акция «Сделаем речку чище» (уборка к прилегающей речке территории.)
5. Взаимопосещение открытых занятий на экологическую тематику.
Список литературы
1. Николаева С.Н. « Юный эколог»
2. Воронкевич О.А.. «Добро пожаловать в экологию»,
3. Журнал «Дошкольное воспитание №8» за 2006 г.
4. Журнал «Дошкольное воспитание №7» за 1993 г.
5. Куликовская И.Э. «Детское экспериментирование» «Педагогическое общество России», М., 2005 г.
6. Молодова Л.П. «Игровые экологические занятия с детьми» «ЦГЛ», М, 2003 г.
Рекомендуем посмотреть:
Игра-викторина по экологии «Знатоки природы» для детей старшей группы
Экологическое мероприятие в старшей группе. Сценарий
Конспект эксперимента по экологии в детском саду. Старшая группа
Рабочая программа дополнительного образования в ДОУ по экологии
Похожие статьи:
Конспект занятия на тему «Заповедник» в старшей группе
Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему: Морские обитатели
Конспекты занятий по экологии в старшей группе детского сада
Беседа «Берегите лес» для детей дошкольников старшей – подготовительной группы