Развивающая среда в ДОУ
На сегодняшний день вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды в нашем учреждении стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, небольшими площадями групповых ячеек учреждения и в частности для нашей группы: условиями разновозрастной группы старшего дошкольного возраста.
Необходимо, чтобы развивающая предметно-пространственная среда обеспечивала максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы и территории, прилегающей к детскому саду, а так же возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в старшую разновозрастную группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.
Создавая развивающую предметно-пространственную среду нашей группы мы учитывали психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности нашей возрастной группы. Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребёнка.
Всё оборудование и дидактический материал условно размещён по секторам, что позволяет детям при желании объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование).
Важными положениями ФГОС дошкольного образования являются обеспечение эмоционального благополучия дошкольников, ориентация на гуманистическое взаимодействие, учет индивидуальных потребностей детей. Одно из требований в отношении образовательной среды - психологическая безопасность. Психологическая безопасность среды обеспечивается путем формирования положительной, доброжелательной обстановки, в которой ребенок чувствует себя уверенно, спокойно, не испытывает враждебного воздействия.
Социальные отношения как компонент образовательной среды строятся на следующих способах взаимодействия: сотрудничество, признание прав ребенка и его свобод, обсуждение и сопереживание.
В условиях такой системы социальных отношений ребенок испытывает чувства психологической защищенности, принятия своей индивидуальности, веры в справедливый мир.
При организации предметно-развивающей среды нашей группы нами учитывалась необходимость обеспечения эмоционального благополучия каждого ребёнка, что достигается за счёт учета индивидуальных способностей детей как в вопросах организации жизнедеятельности, так и в формах и способах взаимодействия с ребёнком, проявление уважения к его индивидуальностям, чуткости, к его эмоциональным состояниям, поддержка его чувства собственного достоинства.
Предметно-пространственная среда и игровая среда в каждой возрастной группе детского сада в соответствии с ФГОС ДО должна иметь отличительные признаки. Для детей пятого года жизни, необходимо учесть их потребность в игре со сверстниками и особенность уединяться; для детей шестого и седьмого года жизни важно предложить детям игры, развивающие восприятие, память, внимание и т.д. Необходимо отметить, что старшие дети сами создают и изменяют развивающую среду с точки зрения своих интересов.
Задача для педагога заключается в том , как все это устроить в ограниченном пространстве группового помещения.
Так как нет однозначного соответствия между видом культурной практики и материалом. Многие материалы полифункциональны – они могут использоваться и для игровой, и для продуктивной, и для исследовательской деятельности.
Развивающая среда должна быть мобильной и динамичной. В её организации педагогу необходимо учитывать зону ближайшего развития, возрастные и индивидуальные особенности ребенка, его потребности, стремления и способности.
Необычные сказочные герои, живущие в группе, побуждают детей в практической деятельности реализовать понимание эмоциональных категорий, эмоционального состояния человека: радость, грусть, гнев, печаль, страх, удивление и другие.
Предметно-развивающая среда должна служить интересам и потребностям ребенка, обогащать развитие специфических видов деятельности, побуждать делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, формировать личностные качества дошкольников, развивать творческие способности. продуктивной деятельности. Таким образом, у каждого ребёнка появляется возможность отражать собственное художественное восприятие, видение мира и его понимание.
Самое значимое влияние предметно-пространственная развивающая среда оказывает на здоровье воспитанников, как физическое, так и психологическое. Поэтому необходимо создавать такую среду, которая способствовала бы сохранению и укреплению здоровья воспитанников.
Так, спортивное оборудование, инвентарь приобщают к физической, оздоровительной деятельности, в процессе которой у ребенка вырабатывается позиция по отношению к своему здоровью, гигиене тела, двигательным умениям и навыкам.
При организации предметно-развивающей среды нами учитывалась необходимость развития ответственных и плодотворных отношений с семьями воспитанников. При взаимодействии с родителями нами используются разнообразные формы работы, что позволяет нам успешно реализовывать общеобразовательную программу дошкольного образования.
Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому такой важной является и среда, в которой проходит воспитательный процесс.
Рекомендуем посмотреть:
Консультация для педагогов. Эстетизация предметно-развивающей среды детского сада
Развивающая среда групповой комнаты ДОУ
Наглядное пособие для детского сада своими руками «Как накрыть на стол». Мастер-класс с пошаговыми ф
Организация развивающей среды ДОУ