Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Сценарий фольклорного мероприятия для начальной школы на тему Осень

Сценарий детского фольклорного праздника «Деревенские посиделки»
Автор: Ройтблат Татьяна Фёдоровна, воспитатель
Место работы: КУ "СРЦН "Гармония"

Сценарий детского фольклорного праздника «Деревенские посиделки»
Цель: приобщение детей к народной культуре.
Задачи:
• ознакомление детей с русским народным обычаем – проведением «Деревенских посиделок» осенью - в связи с праздником урожая;
• воспитание у детей эстетического чувства;
• коррекция и развитие речи, памяти, мышления, внимания у детей.
• пополнение словарного запаса у детей (ознакомление со словами кафтан, лен).

Сцена ярко украшена в традиционном народном стиле. Стол накрыт яркой скатертью. На столе самовар, угощения, расписная посуда, дымковские игрушки. Сестрицы – красавицы вяжут на спицах, вышивают на пяльцах платочки, в углу стоит прялка. Горит свеча.
Ход праздника.
Ведущая Т.Ф.: "Здравствуйте, ребятишки: девчонки и мальчишки, здравствуйте гости дорогие. Ребята, посмотрите, как изменилась наша сцена. Похожа она у нас на деревенскую избу, и печка у нас есть, такая, как была у Емели в сказке. Такие печки были в каждой русской избе. Вдоль стен стояли лавки, на которых сидели, а иногда даже спали. В каждой избе была прялка, на которой пряли женщины шерстяные нитки. Из этих ниток вязали носки, варежки и другие вещи. А вот и свечка на столе стоит. Ребята как вы думаете, зачем нужны были свечки? (Дети отвечают). Правильно, раньше не было света, поэтому народ пользовался свечками. А еще раньше, ребята не было телевизоров, магнитофонов, и молодежь собиралась вечерами, после работы в какой-нибудь избе и устраивали посиделки с песнями, танцами и играми. И у нас сегодня будут посиделки. Зима ведь на дворе, а это время отдыха в году перед весенней страдой, пора и повеселиться!
В старину люди по вечерам собирались на пели любимые песни, водили хороводы, рукодельничали. Вот и мы сегодня пригласили вас на наши веселые посиделки. Милости просим, гости дорогие!

1 Ребёнок: Россия, Россия, края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут
Они прославляют просторы родные
Раздольные русские песни поют.

1 Ребёнок: Собрались мы с вами для беседушки,
Собрались мы с вами для забавушки.
Как когда-то наши прадедушки,
Ну а с ними наши прабабушки.

Ведущая Т.Ф.: мы сегодня отправимся в удивительный мир русской народной культуры. А о каком русском чуде мы вам расскажем, должны узнать сами. Отгадайте загадку.

Стоит девица в избе,
А коса – на дворе (печь)

Ведущая Т.Ф.: Да, русская печка – это чудо! Без неё нет жизни в избе. Это тепло и счастье, это песни и разговоры по вечерам, это встреча гостей. А какие угощения она нам дарит!

1-й ребёнок:
Рады видеть вас у печки,
Без неё и дом пустой.
В ней и жарить, в ней и парить,
И зимой с ней как весной.

2-й ребёнок:
В старину так говорили:
«Печь нам мать родная всем,
На печи всё красно лето,
У печи и сплю, и ем».
(дети низко кланяются печке.)

1-й ребёнок:
Не красна изба углами,
А красна пирогами.
Вот они румяные на столе лежат,
С мясом и повидлом,
Запахом дразнят!

2-й ребёнок:
Хозяйка, что есть в печи –
всё на стол мечи.
Гости дорогие, чем богаты –
тем и рады.

Ведущая Т.Ф.: Такими словами встречали в старину гостей.
ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ
(Две сестры сидят на лавке и разговаривают друг с другом)
Обращаются в зал к детям и взрослым.

1 сестрица: "Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте к нам в русскую избу! Веселья вам, да радости!
Давно мы вас ждем - пождем, праздник начинаем! У нас для каждого найдется и местечко и словечко. Удобно ли вам гости дорогие, всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?"

Взрослый из зала:
"Гостям-то известное дело место хватило, да не тесновато ли хозяевам?"

2сестрица:
"В тесноте - не в обиде. Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус, кому - сказку, кому-правду, кому-песенку. Небылицы в лицах, сидят в теремах-светлицах, щелкают орешки да творят насмешки".
Ведущая Т.Ф.: А ну, дорогие сестрицы – красавицы, покажите-ка нам небыличку!

О.Н. и Ф.В. исполняют шутливый диалог-небылицу:

1. - Фома, что из леса не идешь?
- Да медведя поймал!
- Так веди сюда!
- Да он не идет!
- Так сам иди!
- Да он не пускает!

2. - Федул, что губы надул?
- Кафтан прожег.
- Можно зашить.
- Иглы нет.
- А велика ли дыра?
- Да один ворот остался.

Ведущая Т.Ф.:
Ребятушки, слово незнакомое вам прозвучало? (Ответы детей) Правильно - это слово «кафтан». Кафтан - это длинная мужская одежда, которую носили в старину. Давайте вместе повторим это слово «кафтан», и запомним его.

Дети:
А мы тоже небылицу знаем! Расскажем?
Расскажем!
- Здорово, Hикодим!
- Здорово, Егор!
Откуда идешь?
- С кудыкиных гор.
- А как у вас, Егор, поживают?
- Hа босу ногу топор надевают,
Сапогом траву косят,
В решете воду носят.
Hаши сани
Едут сами,
А лошади наши - с усами,
Бегают в подполье за мышами.

- Да ведь это кошки!
- Комара тебе в лукошке!

Hаши кошки живут в гнезде,
Летают везде.
Прилетели во двор,
Завели разговор:
"Кар, кар!"

- Да ведь это ворона!
- Мухомор тебе вареный!

Hаша-то ворона ушаста,
В огороде шастает часто
Скок да скок
Через мосток,
Белым пятнышком - хвосток.

- Да ведь это зайчишка!
- В нос тебе еловая шишка!

Hашего зайца
Все звери пугаются.
Прошлой зимою в лютый мороз
Серый зайчище барана унес.

- Да ведь это волк!
- По лбу тебя щелк!

Hеужели не слыхал никогда ты,
Что волки у нас рогаты?
Волк трясет бородой,
Пообедал лебедой.

- Да ведь это козлище!
- Щелчков тебе тыща!

Hаш козел
Под корягу ушел,
Хвостом шевелит,
Ставить сети не велит.

- Да ведь это налим!
- Hет, не налим.

Мы про налима не так говорим.
Hалим Hикодим
Гордится собою,
Hалим Hикодим
Hосит шапку соболью
Hи перед кем ее не ломает
И шуток тоже не понимает.

Ведущая Т.Ф.: : Ай да веселые вы, ребятки дорогие! Пора бы от работки отсесть поодаль, да песню веселую спеть!
Все дети поют песню: «Посею лебеду на берегу»:

Посею лебеду на берегу,
Посею лебеду на берегу,
Мою крупную рассадушку,
Мою крупную зеленую.

Погорела лебеда без дождя,
Погорела лебеда без дождя,
Моя крупная рассадушка,
Моя крупная зеленая.

Пошлю казака по воду,
Пошлю казака по воду,
Ни воды нет ни казаченьки,
Ни воды не ни молоденького.

Посею лебеду на берегу,
Посею лебеду на берегу,
Мою крупную рассадушку,
Мою крупную зеленую.
1 сестрица: :
- Кума, что ваши девчата делают?
- Шьют да поют!
- А матушки?
- Порют да плачут.
2 сестрица: : - Фома, у тебя в избе тепло?
- Тепло. На печи да в шубе согреться можно.

Ведущая Т.Ф.: : Ай да шутницы вы, красны девицы! Ну что же,
а сейчас пришло время поиграть в народную игру…


(Раздаётся шорох. Из-за печи выходит Домовой)

Домовенок: Веселитесь, а про меня-то забыли? Я - Домовой, живу за печкой, слежу за порядком в доме: чтобы печка не дымилась, чтобы тесто не убежало, чтоб скотина не захворала. Очень люблю, когда вещи лежат на своих местах.

Ведущий: Здравствуй, здравствуй, Домовой. Как же мы можем про тебя забыть! Издавна, ребята, считается, что Домовой - это хранитель дома. Он никогда никому не вредит и старается лишний раз о себе не напоминать. Но внимание ему уделять нужно. Самый простой способ - оставлять ему еду на ночь, например, молоко. Утром посмотрите, принято ваше внимание или нет.

Домовенок: Правильно, правильно, - я люблю внимание и угощения!
А сейчас для вас, ребятки,
Загадаю я загадки.
Знаю, знаю наперед -
Вы смекалистый народ.

Только не забывайте, что загадки про деревенскую избу!
• Кривой конь лезет в огонь (кочерга).
• Четыре ноги, два уха, один нос, да брюхо (самовар).
• Четыре братца под одной крышей живут (стол).
• Новая посудина, а вся в дырах (сито, решето).
• Бычок рогат, в руках зажат Еду хватает, а сам голодает (ухват).
• Сама не ест, а всех кормит (ложка).

Ребенок: Русская ложка-чудо из чудес!
Подарил нам это чудо русский лес.
Заиграйте, чудо ложки
Расписные, русские!
(Игра на ложках - мальчики)
Ведущая Т.Ф.: И для всех гостей, званых да почетных, наш домовенок приготовил скороговорки. Ну-ка, кто из вас скороговорки говорить горазд?

Домовой: Коробок мой открывайте, скороговорки вынимайте. Прочитайте-ка скорей, да скажите веселей.

Ведущая Т.Ф.: Итак, бой скороговорок разрешите нам начать. Кто-то пусть скороговорит, остальных прошу молчать.

(Игра с детьми)
Скороговорки.

1. У осы не усы, не усищи, а усики.

2. Мамаша Ромаше дала сыворотки из-под простокваши.

3. Щетина у чушки, чешуя у щучки.

4. На бобра из-за ели глазеют глаза газели.

5. Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон!

Ведущая Т.Ф.: В старину не только пели и плясали, но и в игры русские играли.
ИГРА «ПЕТУШИНЫЙ БОЙ»
Ведущий:
А сейчас мы предлагаем вам игру –
Мерить силу, как бывало в старину.
Самых сильных приглашаем мы ребят,
Ну-ка, станьте, силачи, в потешный ряд.

(Играющие, стоя на одной ноге, толкают друг друга плечом, стараясь заставить один другого встать на обе ноги)
Ведущая Т.Ф.: Молодцы, задорно поиграли-удаль свою показали!
Вот так веселился народ в старину.

Сестрицы – красавицы запели песню: (………………………………)

Ведущая Т.Ф.: Заскучали наши сестрицы – красавицы пора бы им в воскресный день на русскую вечёрку попасть, да в традиции народные окунуться!

1 сестрица: Зимний вечер тёмен, долог.
Насчитаю сорок ёлок.
То на лавке посижу, то в окошко погляжу.
Позову-ка я ребят к себе на посиделки.
Будут песни, будут пляски и игра пойдёт у нас.

2 сестрица: Эй, подруженьки – подружки,
Веселушки – хохотушки!
Эй, ребята – молодцы,
Озорные удальцы!
Приходите поплясать,
Зимний вечер скоротать!

В зал входят гости Чешегорова Елена Михайловна и ребята из отдела по работе с молодёжью Омской и Таврической епархии
Концовка
А мы к столу всех приглашаем
Пирогом всех угощаем!
Подходите, подходите!
Угощение берите!
Чаем запивайте,
Нас добрым словом вспоминайте!

Рекомендуем посмотреть:

Осеннее развлечение в 1 классе. Сценарий Классный час на тему: Осень, 2-4 класс Сценарий игровой осенней программы в начальной школе. Осень в лесу Сценарий осеннего праздника в начальной школе. Праздник урожая

Похожие статьи:

Сценарий праздника Осени в начальной школе

Праздник грибов в 3-4 классе. Сценарий

Классный час во 2 классе на тему: Осень

Внеклассное мероприятие на тему «Покров», 4 класс

Классный час на тему: Осень, 7-9 класс

Аттестация воспитателя | Познавательное занятие для детей 5-7 лет
Опубликовано: 3747 дней назад (19 сентября 2014)
Просмотров: 9719
+2
Голосов: 2
Елена Сергеевна Петрова # 20 сентября 2014 в 12:18 0
Татьяна Фёдоровна, ваш праздник очень хорош!Сколько шуток, прибауток, весёлых сценок.
Все русские традиции запоминаются легко, так как рассказаны с помощью таких красивых,
весёлых, шуточных стихов.Мой голос с удовольствием отдаю вам.+1
Сидорова Зоя Григорьевна # 21 сентября 2014 в 23:37 0
Татьяна Фёдоровна! Осенний праздник удался. Это очень важно с детства приобщать детей к народной культуре, знакомить с русским народным обычаем – проведением «Деревенских посиделок» осенью, воспитывать эстетического чувства. Я думаю, что неспроста столько веков живут русские народные песни, попевки, потешки, заклички и т.д. На самом деле они вызывают какой-то положительный отклик в нашей душе. Обратите внимание, что дети очень любят русские народные песни. Видно в самих интонациях есть какая-то тайна. Дети лучше под них засыпают, ярче веселятся. С помощью русских героев Вы ввели детей в атмосферу русского фольклора. Всё получилось очень успешно. Спасибо!
Зоя.


• пополнение словарного запаса у детей (ознакомление со словами кафтан, лен).