Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект НОД по экспериментальной деятельности в средней группе «Извержение вулкана»

Конспект НОД по экспериментальной деятельности в средней группе «Извержение вулкана»
Автор: Василькова Татьяна Леонидовна ,воспитатель детей дошкольного возраста в МДОУ «Октябрьский детский сад»Калужская область , Ферзиковский район ,п.Октябрьский.
Назначение: в помощь воспитателям ,педагогам дополнительного образования ,для проведения занятия –эксперимента.
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие ,
Социально-коммуникативное развитие,
Развитие речи,
Физическое развитие,
Художественно-эстетическое развитие.
Виды детской деятельности:Познавательно-исследовательская,коммуникативная,игровая,продуктивная.
Место проведения: помещение группы «Зайчата».
Участники: Дети ,воспитатель.
Цель: Познакомить детей с таким природным явлением ,как вулкан, его строением. Способствовать накоплению представлений об окружающем мире .Показать детям эксперимент –извержение вулкана.
Задачи:
-Формировать интерес к окружающему миру;
-развивать у детей любознательность ,познавательную активность в процессе выполнения опыт а ,коммуникативные навыки ,развивать интерес к эксперементано-иследовательской деятельности;
-расширять и активизировать словарный запас детей на основе формирующихся представлений о мире: лава ,жерло ,вулкан ,пепел ,спящий вулкан ,действующий вулкан.
-укреплять здоровье детей ,используя здоровьесберегающие технологии: динамические паузы ,пальчиковую гимнастику.
_создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность ,формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование: Поднос ,муляж вулкана ,уксус ,сода ,гуашь ,моющее средство ,иллюстрации с изображением вулкана ,листы бумаги ,карандаши ,схема проведения опыта « Извержения вулкана»,игрушка «Лунтик»,презентация на тему : «Вулканы»,папка «Юные исследователи»,знаки безопасности.
Предварительная работа : Рассматривание книг об окружающем мире ,о вулканах ,просмотр мультиков о вулканах(«Леонардо 1 сезон,10 серия «В жерле вулкана», «Лава» от PIXAR полная версия на русском языке, «Будни аэропорта «Извержение вулкана»»)
Методы и приёмы:
Словестные методы: уточнения ,опросы ,художественное слово ,беседа ,вопросы , пооширения .
Практические методы: совместные действия воспитателя и детей ,схемы для проведения опытов.
Литература:
1.Равиза Ф.В. «Простые опыты» М.1997
2.Иванова А. И. «Детское экспериментирование как метод обучения»Управление ДОУ №4 2004
3.Соловьёва Е. «Как организовать поисковую деятельность детей»Дошкольное воспитание№1 2005
4.Перельман Я.И. «Занимательные задачи и опыты »Екатеринбург

Ход Непосредственно –образовательной деятельности.

Дети заходят в группу.
Воспитатель предлагает всем встать в круг и поиграть.
Игра –приветствие.
Наши умные головки(руками взяться за голову),
Будут думать много ,ловко(раскачивают головой вправо ,влево).
Ушки будут слушать(руками взяться за ушки),
Ротик чётко говорить(чётко проговорить эти слова).
Ручки будут хлопать(хлопки руками),
Ножки будут топать(ножки топают).
Спинки выпрямляются,
Друг ,другу улыбаемся!(дети улыбаются друг ,другу)
Воспитатель: Ребята ,а вы заметили ,что к нам сегодня пришли гости?
Дети: Да!
Воспитатель: А давайте мы сначала поздороваемся с гостями ,а потом поделимся своим хорошим настроением и своими улыбками .И отправим наши улыбки воздушным поцелуем !Молодцы !
Сюрпризный момент. На полу лужа.
Воспитатель :Ой ,ребята, а что это за лужа у нас на полу?
Предположения ребят .В это время слышатся всхлипы и появляется игрушка «Лунтик».
Воспитатель: А так это ты тут свои слёзы пролил ?Что же у тебя случилось?
Лунтик: Мой дедуля Шершуля загадал мне очень интересную загадку ,а я всё никак не могу её разгадать .Вот я и расстроился .Может вы поможете мне отгадать её?
Воспитатель :Поможем Лунтику отгадать загадку?
Дети: Да ,конечно !Загадывай !
Лунтик загадывает загадку.
Я черный страшный великан,
Что делать мне - решаю сам
Могу я спать, могу рычать,
Огонь и пепел извергать,
А ну, попробуй угадать,
Как же меня звать?
Дети: Мы знаем !Это вулкан!
Лунтик :Ребята ,какие вы молодцы !А что это такое –вулкан?
Воспитатель: Сейчас я вам всем расскажу и покажу легенду про древнего бога Вулкана. Слушайте и смотрите внимательно(показ презентации)
Слайд №1.Жил на свете бог по имени Вулкан. Нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжёлым молотом по железу, раздувать огонь в горне.
Слайд №2.Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда вулкан работал, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным рёвом летели раскалённые камни, огонь и пепел. «Вулкан работает», - со страхом говорили люди и уходили жить подальше от горы, чтобы не спалило огнём их жилища, не засыпало пеплом их сады и поля. Говорят с тех пор, все огнедышащие горы стали называть вулканами
Слайд №3. Ребята, как вы думаете, на что похож вулкан? Посмотрите на наш вулкан.(в презентации и на макет вулкана)
Дети: На треугольник, конус.
Воспитатель: Правильно! А что извергает вулкан?
Дети: Вулкан извергает раскалённую лаву, пепел, камни.
Слайд №4. Посмотрите на наш вулкан и скажите, на что похожа верхняя часть вулкана? Может Лунтик нам скажет?
Лунтик: Верхняя часть похожа на большую яму, воронку.
Воспитатель: Верно, молодец и называется она кратер вулкана.
Воспитатель: Верно, вулкан на вид обычная гора, но внутри нее есть очень горячая жидкость – магма.
Слайд №5 Вулкан считается спящим, пока магма живет в своем домике.
Слайд №6. А если вулкан извергает магму, то – это действующий вулкан.
Ребята, а сейчас давайте мы с вами расскажем и покажем Лунтику , как извергается вулкан.
Динамическая пауза.
Дети садятся на корточки руки вверх в виде конуса.
1. Вулканы начали играть
Из жерла лаву извергать (начинают подниматься на носки, руки вверх, потянуться, встряхнуть кистями, опустить вниз).
2. Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!
Как грозен он сейчас на вид! (руки на поясе, поднимаем их вверх, сжимаем и разжимаем кулаки ,топаем ногами).
3. Но вот он начал уставать,
Огонь в нем начал угасать (медленно опускаем руки с приседом).
4. Последний раз огнем дыхнул (сидя долгий выдох).
5. И на десятки лет уснул! (руки под щеку, засыпает вулкан).
Воспитатель: Ребята,а вы сами хотите разбудить вулкан?
Дети :Да ,очень!
Воспитатель: Ну тогда
Быстро встали ,улыбнулись!
Выше ,выше потянулись!
Вправо ,влево поворот !И бежим скорей вперёд!
Воспитатель: Вот мы и прибежали в лабораторию. В лаборатории у нас все готово для проведения опытов. Давайте посмотрим, как будет извергать лаву наш вулкан .Но сначала вспомним правила поведения в нашей лаборатории.
Правила!(Заранее изготовляются знаки безопасности)Теперь я одену специальную защитную одежду (халат ,колпак ,перчатки ).
Воспитатель: Молодцы!
(Проведение опыта).
Воспитатель: Лунтик и ты садись рядом с нами. Давайте мы внимательно посмотрим на схему и будем делать всё в точности как в ней указанно! На поднос поставим наш « вулкан». Давайте посмотрим на схеме ,что мы берём первым?Правильно,2 ложки соды ,насыпаем их в стакан с водой .Хорошо размешаем !Большую ложечку красной краски ,опять перемешиваем. Добавляем 1 ложку моющей жидкости .Перемешиваем. Давайте возьмём лейку ,вставим в жерло нашего вулкана .Получился кратер ?Молодцы ,правильно !А сейчас ,внимание делаем все 2 шага назад !Я беру очень опасное вещество –уксус ,никогда его не трогайте без взрослых !Наливаем 1 ложку уксуса ,и добавляем в наш вулкан !Что вы наблюдаете?
Дети: Вулкан начал извергаться.
Воспитатель: А чем он извергается?
Дети: Лавой!
Воспитатель: Молодцы! Теперь вы и Лунтик узнали, что такое вулкан и как он извергается !А сейчас давайте вернёмся на наши стульчики ,я вам ещё кое-что расскажу о вулканах.
Слайд №7.Ребята ,на территории нашей страны расположено очень много вулканов!
Слайд №8.Крупнейший вулкан расположен на Камчатке ,называется он Ключевская сопка. Посмотрите на него! Какой он огромный!
Слайд№9.Посмотрите какой он красивый ночью !Очень завораживающее зрелище !Но не надо забывать ,что и очень опасное!
Лунтик: Спасибо вам большое !В благодарность вам ,я угощаю вас моими любимыми пирожками с земляничкой ,которые испекла моя бабуля !Приятного аппетита !А я побегу расскажу всем своим друзьям про вулканы! До свидания !
Воспитатель: Дети, вам понравилось наше занятие? Что понравилось больше всего? ( Ответы детей). А давайте сейчас мы нарисуем как извергается вулкан! А самые интересные рисунки поместим в нашу папочку «Юные
исследователи».









Слайды презентации.
Слайд №1


Слайд №2

Слайд №3

Слайд №4

Слайд №5

Слайд №6

Слайд № 7

Слайд №8

Слайд №9

Слайд №10
Спасибо друзья!

Ещё несколько слов о самом макете вулкана.Для его изготовления я взяла стеклянную бутылку ,с помощью пластилина сделала желаемую форму.Обклеила салфетками при помощи клея ПВА .После высыхания клея раскрасила гуашью ,после высыхания гуаши покрыла лаком.



Презентация на тему: Вулканы

Рекомендуем посмотреть:

Экологическое воспитание дошкольников Конспект НОД в средней группе по экологическому воспитанию Организация наблюдений в природе поздней осенью в средней группе ДО Эксперименты с водой в средней группе ДО
Участник №81 профессионального конкурса для педагогов на лучшую методическую разработку с 20 октября 2016 года по 20 января 2017 года
Педагогический проект в средней группе детского сада на тему: Покормите птиц зимой
Опубликовано: 2933 дня назад (11 декабря 2016)
Просмотров: 12341
Рубрика: Без рубрики
+18
Голосов: 18
Светлана Сергеевна Соколова # 12 декабря 2016 в 20:28 +1
Здравствуйте, Татьяна Леонидовна. Замечательная НОД для детей средней группы, отражено все: литературное слово, сюрпризный момент, игровая деятельность, интересный познавательный материал, эксперимент, плавный выход из НОД. Больше всего мне понравилось то, что вы не сами рассказываете все деткам, а даете возможность им подумать и самим рассказать о том что они знают, проявить свой опыт. Примите мой голос.
Татьяна Леонидовна Василькова # 12 декабря 2016 в 20:43 0
Большое спасибо!
Татьяна Леонидовна Василькова # 12 декабря 2016 в 20:43 0
Большое спасибо!
Олеся Анатольевна Челпановская # 12 декабря 2016 в 20:29 +1
Здравствуйте,Татьяна Леонидовна!
Давно хотелось увидеть грамотное занятие по исследовательской деятельности.Читаю почти всё на сайте, но пишу только тем кто действительно заинтересовал. У Вас отлично поставлена работа, прописаны все цели, задачи, предварительная работа, какую литературу изучали.Есть мотив у детей отгадать загадку и помочь Лунтику узнать о вулкане. наглядно детям помогают схемы и презентация. Такой эксперимент надолго запомнится детям. Спасибо. Обязательно голосую!!!
Татьяна Леонидовна Василькова # 12 декабря 2016 в 20:45 0
Большое спасибо!!!
Алла Ивановна Ефимова # 12 декабря 2016 в 21:04 +1
Интересно выстроено занятие.
Смена деятельности, вопросы - ответы. Дети увлечены и очень довольны, это главное.
Примите голос №2.
Татьяна Леонидовна Василькова # 12 декабря 2016 в 21:08 0
Большое спасибо!
Татьяна Николаевна Назарова # 12 декабря 2016 в 21:36 +1
Татьяна Леонидовна, Вы провели большую работу по подготовке такого объемного материала. На фото видно как дети увлечены, а значит работа проведена не зря. Принимайте голос +1
Татьяна Леонидовна Василькова # 12 декабря 2016 в 21:38 0
Большое спасибо!
Наталья Викторовна Мишина # 12 декабря 2016 в 22:46 +1
Здравствуйте, Татьяна Леонидовна, знаменательный материал, видно что проделана большая и емкая работа, дети довольны, а это самое главное. все интересно и познавательно, и даже любимый герой присутствует. с удовольствием голосую.
Татьяна Леонидовна Василькова # 12 декабря 2016 в 22:48 0
Большое спасибо!
Валентина Николаевна Мельникова # 12 декабря 2016 в 23:28 +1
Татьяна Леонидовна, здравствуйте!
Спасибо за приглашение!
На мой взгляд вы провели огромную работу!
Цель, познакомить детей с таким природным явлением,
как вулкан, его строением. Способствовать накоплению
представлений об окружающем мире.
Показать детям эксперимент–извержение вулкана,
выполнена в полном объеме! ГОЛОС!!!
Марина Геннадьевна Шабанова # 13 декабря 2016 в 01:49 +1
Татьяна Леонидовна, Интересное и увлекательное занятие. Ребятишкам оно запомнится надолго. Голос №6.
Наталия Ивановна Ковалева # 13 декабря 2016 в 10:32 +1
Здравствуйте,Татьяна Леонидовна! Очень замечательный материал.В детских садах не хватает опыта по экспериментальной деятельности. Такие мастер - классы здорово помогают
Татьяна Сергеевна Дериенко # 13 декабря 2016 в 13:04 +3
Здравствуйте, Татьяна Леонидовна!Спасибо за приглашение на занятие по исследовательской деятельности "Извержение вулкана".Все очень здорово придумано, цель достигнута, задачи просматриваются. Дети всегда рады таким занятиям. Желаю творческих успехов!Голос!
Татьяна Леонидовна Василькова # 13 декабря 2016 в 13:22 +1
Большое спасибо!!!!!
Лариса Борисовна Бугакова # 13 декабря 2016 в 14:32 +5
Не зря приняла приглашение!Вы словно волшебник:разбудили спящий вулкан!Представляю,какой востор был у ребятишек!Да и само занятие получилось интересным,познавательным и необычным.Понравилась и ваша презентация!Хорошо,что поделились описанием изготовления макета вулкана,что облегчит другим работу.Голос!
Ольга Ивановна Кабанова # 13 декабря 2016 в 15:29 +6
Здравствуйте, Татьяна Леонидовна! С интересом посмотрела Ваш конспект НОД по экспериментальной деятельности в средней группе «Извержение вулкана» с прекрасной, интересной презентацией. Целевой блок методически правильно оформлен. Материал адаптирован соответственно возрасту детей и доступно изложен. Замысел мероприятия реализован в полной мере. Я голосу за Ваше творчество и использование современных ИКТ.
Ольга Ивановна Молчанова # 13 декабря 2016 в 17:13 +7
Замечательный материал.В детских садах не хватает опыта по экспериментальной деятельности. Такие мастер - классы здорово помогают педагогам, голос!
Наталья Николаевна Винокурова # 13 декабря 2016 в 18:03 +7
Здравствуйте,Татьяна Леонидовна!Спасибо за приглашение.Очень интересное занятие.Самое главное,видно, что оно заинтересовало детей. Очень красочно, познавательно. Сама бы побывала на нем наяву с большим удовольствием.Творческих вам успехов в вашей работе.
Надежда Ивановна # 13 декабря 2016 в 18:17 +7
Доброго времени суток, Татьяна Леонидовна! Занятия по экспериментальной деятельности требуют тщательной подготовки. Вы продумали все до мелочей, на фотографиях видно, как детям все нравится, Вы такая увлеченная и сосредоточенная. Ваше занятие запомнится ребятам. Спасибо за приглашение! Голос!
Татьяна Леонидовна Василькова # 13 декабря 2016 в 18:47 +3
Огромное Вам,спасибо,дорогие коллеги!!!Это моё первое открытое занятие))))
Ирина Юрьевна Ручина # 13 декабря 2016 в 19:42 +7
Добрый вечер, Татьяна Леонидовна! Спасибо за приглашение. С большим удовольствием познакомилась с вашей публикацией. Конспект НОД по экспериментальной деятельности "Извержение вулкана" очень интересный, мне понравился. Вы проделали большую подготовительную работу с хорошим результатом. Творческих Вам успехов и вдохновения. Примите мой голос. +1!!!
Мария Ивановна Пшенникова # 13 декабря 2016 в 20:22 +7
Очень не хватает таких работ и идей! Обязательно повторю самой интересно что получится и думаю деткам будет очень интересно не все же на картинки смотреть))) Спасибо большое за идею!!!
Вера Александровна Орехова # 14 декабря 2016 в 11:24 +2
Татьяна Леонидовна, спасибо за приглашение.
Здорово! Представляю, с каким удовольствием дети принимали участие в занятии и какое впечатление на них произвел опыт с вулканом.
У меня дети были просто потрясены, в восторге. Мы повторяли этот опыт неоднократно)))
Примите мой голос +1.
Желаю удачи!
Ирина Владимировна Жабина # 14 декабря 2016 в 16:38 +4
Добрый вечер, Татьяна Леонидовна!
Мне было интересно на Вашем занятии. Вами подобран интересный, доступный материал для деток среднего дошкольного возраста. Материал содержательный и познавательный. Опыты детишки особенно любят. А представленный Вами опыт увлекателен. С уважением и голосом 14, И.В.
Татьяна Леонидовна Василькова # 15 декабря 2016 в 06:49 +1
Большое спасибо!!!!!!!!!!!
Мира Симеунович # 15 декабря 2016 в 21:50 +3
Здравствуйте, Татьяна Леонидовна! Вы предоставили очень интересное, увлекательное для детей занятие «Извержение вулкана». Знакомя детей с понятием и явлением вулкана, Вы расширяете их кругозор и словарный запас, воспитываете интерес к природе, любознательность. Причём дети – активные участники: они отвечают на вопросы, занимаются физкультминуткой, рисуют. Я уверена, что они были в восторге от лавы! С удовольствием голосую! Желаю успехов!
Татьяна Леонидовна Василькова # 17 декабря 2016 в 20:23 +1
Спасибо!
Юлия Дмитриевна Арчвадзе # 19 декабря 2016 в 09:19 +1
Татьяна Леонидовна, здравствуйте!Спасибо за приглашение и огромную интересную работу по ознакомлению детей с таким природным явлением,как вулкан, его строением. Мероприятие способствует накоплению представлений об окружающем мире, расширению словарного запаса,мышления. Эксперимент–извержение вулкана просто ЧУДО! Примите мой голос!
Татьяна Леонидовна Василькова # 20 декабря 2016 в 07:54 0
Спасибо!
Валентина Николаевна Разумова # 22 декабря 2016 в 17:11 +1
Татьяна Леонидовна, конспект занятия очень понравился. Насыщенное, интересное мероприятие, много интересных моментов, постоянная смена видов деятельности не даёт детям устать и потерять интерес. Применяются ИКТ технологии. Уделяется внимание технике безопасности. Занятие соответствует всем методическим требованиям. Особенно здорово, что вы представили разработку проведённого мероприятия. У меня единственное предложение: вместо уксуса можно использовать лимонную кислоту, это более безопасное вещество. Мы в группе ставили такой опыт с вулканом как раз с применением лимонной кислоты. И даже я думаю можно применить настоящий лимонный сок, выжимая его в вулкан. Эффект будет тот же. Спасибо за приглашение. Желаю всего наилучшего.
Татьяна Леонидовна Василькова # 22 декабря 2016 в 22:27 +1
Большое спасибо за Ваш комментарий!Да,Вы правы , про использование лимонной кислоты вместо уксуса я прочитала,но позно,опыт уже провели.Но в следующий раз ,когда дети станут постарше и будут проводить опыт самостоятельно ,будем использовать лимонную кислоту.