Конспект НОД в средней группе по теме «Раз - песчинка, два- песчинка»
Автор: Бородина Оксана Викторовна, воспитатель I квалификационной категории МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 21», г. Амурска, Хабаровского края.
Описание материала: предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей средней группы (возраст с 4 до 5 лет) по теме «Раз - песчинка, два - песчинка» Данный материал будет полезен воспитателям средней группы по экологическому воспитанию детей.
Конспект НОД в средней группе по теме «Раз - песчинка, два - песчинка»
Задачи 1.Познакомить детей со свойствами песка; при выполнении практической работы учить наблюдать, сравнивать, делать простейшие выводы.
2. Развивать познавательный интерес к объектам неживой природы; дать понятие о значимости песка в жизни человека, животных; обогащать и активизировать словарь «пустыня, сыпучий, песчинки».
3. Воспитывать бережное отношение к объектам неживой природы.
Оборудование. 1. Картинки с изображением для чего нужен песок и кому он нужен.
2. Пластмассовая посуда: стаканчики, тарелочки, бутылочки с отверстиями в крышках, воронки.
3. Песок сухой и мокрый.
4. Костюм Песочной Феи.
5. Макет пустыни.
6.Клей, кисточки, салфетки, клеенка, цветной картон с нанесенным по контуру рисунком (на каждого ребенка), цветной песок.
7. Баночки с отверстиями в крышках, соломинки для коктейля, лупы.
8. Ящик ощущений, песочные часы.
Предварительная работа. Чтение стихов Т.Люшнина «Песчаный дом», Л.Квитко «На песке», С.Маршак «Желтая страница», В.Берестов «Песочница», Н.Дилакторской «Песочная страна»; игры с песком: «Забавные отпечатки», «Узоры на песке», «Секретики», «Волшебное превращение» и др., ролевые игры: «Строители», «Дом», «Дорога», «День рождения куклы», наблюдения на прогулках.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Ход совместной деятельности
В группу приходит Фея и приносит чудо-ящик ощущений, в котором находится сюрприз.
Фея- Ребята, вам интересно, что там находится? (дети: да). Тогда просуньте в эти отверстия свои ручки и определите на ощупь, что там лежит. (Один ребенок определяет, что там лежит песок).
Фея- Верно, это песок (воспитатель открывает ящик ощущений и достает пластмассовую тарелочку с песком и показывает его детям). Я Фея не простая, а Песочная.
Фея- Как вы думаете, кому нужен песок и для чего? (дети подходят к фланелиграфу и рассматривают картинки)
Фея- С песком любят играть дети. Песок используется для строительства домов. Его смешивают с особым порошком – цементом и водой. Получается что-то похожее на клей, которым скрепляют кирпичи. Из песка изготавливают стекло и стеклянные игрушки. Песок нужен для песочных часов. А такие животные как крокодилы и черепахи откладываю яйца в песок, из которых позже появляются их детки. Зимой песком посыпают дороги, чтобы не было скользко.
Фея- А еще есть место, где кроме песка больше ничего нет – это пустыня. Хотите побывать в пустыне? Закрывайте глаза и повторяйте волшебные слова:
Дружно все глаза закрыли
Оказались мы в пустыне.
(перед детьми открывается макет пустыни)
Фея- Ребята, посмотрите и назовите животных, которые живут в пустыне.
( верблюд, змея, ящерица).
Фея- Вот видите, песок является еще и домом для многих животных.
Фея- А вам бы хотелось узнать много интересного о песке?
Фея- Проходите ребята за столы.
Практическая работа
Опыт 1. «Песочные струйки»
Фея- Возьмите стаканчик с песком и насыпьте через воронку его в бутылочку.
Фея- Что делает песок? (дети: песок сыпется)
Фея-Как вы думаете, почему он так легко сыпется? (дети: потому, что сухой песок – сыпучий)
Фея- Теперь закройте бутылочку крышкой и нарисуйте солнышко. Видите, как песок сыпется, как вода струйкой течет. Потому что сухой песок – сыпучий.
Фея- Теперь, я возьму мокрый песок и через воронку насыплю в бутылочку. Посмотрите, легко ли он проходит? (дети: нет)
Фея- Да, мне его приходится проталкивать.
Фея- Саша, возьми бутылочку с мокрым песком и нарисуй солнышко.
Фея- Что происходит?
(дети: мокрый песок не может сыпаться, он слипается комочками).
Вывод. Сухой песок – сыпучий, им можно рисовать, а мокрый песок не может сыпаться, он слипается комочками.
Опыт 2. «Из чего состоит песок»
Фея- Возьмите лупы, и внимательно рассмотрите, из чего состоит песок.
(дети: из маленьких камешек)
Фея- Это песчинки.
Фея- Какие они по размеру, форме, цвету? (дети: песчинки маленькие, круглые, желтые и белые)
Фея- Скажите, в сухом песке как лежат песчинки? Вместе или отдельно друг от друга? (дети: в сухом песке каждая песчинка лежит отдельно друг от друга)
Вывод. Песок состоит из маленьких камешков – песчинок. У сухого песка все песчинки – отдельно друг от друга.
Опыт 3. «Песчаные бури»
Фея- Перед вами стоят баночки с сухим песком. Подуйте в трубочку. Что случилось с песчинками? (дети: они «убегают» от нашего ветерка, легко двигаются, сдуваются)
Фея- Теперь подуем на мокрый песок. Что вы видите? Может ли мокрый песок двигаться так же быстро и легко, как сухие песчинки? Почему? (дети: они не сдуваются, не двигаются, потому что мокрый песок тяжелый)
Вывод. Сухие песчинки легко сдуваются, «убегают от ветра», а мокрые песчинки сдуть трудно, потому что мокрый песок тяжелый.
Фея- Что же мы с вами узнали о песке? (рассказ детей)
Фея- Ребята, скажите, а у нас в городе, где много песка? Это место, где вы с родителями бываете летом. Там вы купаетесь, загораете, играете с песком.
(выслушиваю ответы детей)
Фея- Конечно, на берегу реки Амур. Там много желтого, теплого песка, на котором очень хорошо играть, лежать и загорать, и просто отдыхать.
Фея- И я вас приглашаю отдохнуть на речку.
Физминутка
«На речке»
Раз, два, три, четыре, пять,
К речке мы идем гулять.
Мы хотим увидеть рыбок,
И лягушек, и улиток.
В речке будем мы купаться,
И нырять, и кувыркаться.
Быстро поплывем, как рыбки,
Все движенья – без ошибки.
Мы по берегу потом
Как улитки поползем.
Как лягушки мы поскачем,
Словно легкий, звонкий мячик.
А потом мы отряхнемся,
Дружно за руки возьмемся,
Дружно за руки возьмемся,
В нашу группу мы вернемся.
Фея- Ребята, а вы любите рисовать? Сегодня я научу вас рисовать песком. Интересно? Тогда проходите за столы.
Фея- Перед тем как приступим к рисованию давайте поиграем с пальчиками.
Пальчиковая гимнастика
Рыбки весело резвятся
В чистой тепленькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
Продуктивная деятельность
Рисование песком
Фея- Мы с вами сегодня будем рисовать клеем и песком. Возьмите кисточки, мокните их в клей и клеем «раскрасьте» лепестки василька, стебелек и листик. Теперь на лепестки посыпьте голубым песком, середку желтым песком. А стебелек и листик у цветка, какого цвета? Правильно, зеленого, поэтому нам для них нужен зеленый песок.
Фея- Теперь вытрите руки салфеткой. Возьмите свои рисунки и стряхните лишний песок на этот разнос. Вам нравятся ваши цветы? Вы молодцы! Получилось очень красиво!
Фея- Ребята, вам было интересно сегодня? (выслушиваю ответы детей)
Фея- Как вы думаете, людям, животным нужен песок? (выслушиваю ответы детей)
Фея- Ну что же, я благодарю вас за работу и прощаюсь с вами.
(после игр с песком дети идут мыть руки с мылом).
Рекомендуем посмотреть:
Формирование бережного отношения к родному краю у детей старшего дошкольного возраста
Экологическое воспитание дошкольников
Организация наблюдений в природе поздней осенью в средней группе ДО
Эксперименты с водой в средней группе ДО
Похожие статьи:
Игры и упражнения по экологии в старшей – подготовительной группе
Сюжетно – дидактические игры по окружающему миру в детском саду. Средняя группы