Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Экологическое воспитание дошкольников

Из опыта работы воспитателя ДОУ. Экологическое воспитание дошкольников
Экологическое воспитание дошкольников в последние годы стало приоритетным направлением деятельности многих дошкольных учреждений. Поэтому сразу можно сказать, что от эффективности экологического образования сегодня зависит будущее человечества завтра. И это не громкие слова, а объективная реальность.
Переступив рубеж третьего тысячелетия, человечество начало осознавать, что вследствие прогрессирующей мощи его влияния на окружающую среду уменьшается продуктивность биосферы, истощаются природные ресурсы. Человечество подошло к тому порогу, когда понятия «экологический кризис», «глобальные экологические проблемы» и т.п. - не только предмет исследований ученых, но и реальность повседневной жизни.
Наиболее оптимальный путь выхода из создавшейся ситуации видится в формировании высокого уровня экологической культуры у широких слоев населения. Но это сложный и длительный процесс, и он должен начинаться с осуществления экологического образования и воспитания подрастающего поколения. Очевидно, что взрослому человеку нелегко преодолеть косность, антиэкологичность сознания, поэтому процесс экологического воспитания должен начинаться как можно раньше, в дошкольном возрасте. Едва ли стоит рассчитывать на экологически целесообразное поведение человека, у которого в дошкольном возрасте не был заложен фундамент экологической культуры. В.А. Сухомлинский писал: «То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте. Это правило касается всех сфер духовной жизни ребенка». Нельзя не согласиться с этим утверждением, актуальным и для сферы экологического воспитания.

Тема: «Живые семена»
Занятие проводится в феврале—марте
Цель: Познакомить детей с разнообразием семян овощных и декоративных культур, дать представление о процессе подготовки семян к посеву, их проращивании.
Материал: Стеклянные баночки с прозрачными крышками для проращивания семян, фильтр, вода; семена томатов, огурцов, бобов, бархатцев, циний и т.д.
Ход занятия:
Педагог. Сегодня мы познакомимся с очень интересными живыми существами. Они настолько маленькие, что мы порой их замечаем. (Рассыпает на подносе семена разных растений.) Что же это?
Дети. Семена.
Педагог. Посмотрите, какие они разные. Дети рассматривают семена, сравнивают их.
Педагог. (кладет на ладонь несколько семян). Как вы думаете, почему они не похожи?
Дети. Это семена разных растений.
Педагог. Правильно. Вот семена помидоров они маленькие, темные, круглые, немного бархатистые. А это семена огурцов. Какие они?
Дети. Длинненькие, гладкие, почти белые.
Педагог.Это семена овощных культур, вот у меня есть еще семена. Рассмотрите и их (длинные, тонкие, темные, почти черные, с хвостиком на конце). Это семена цветов - бархатцев.
Все семена разные, и все они живые. Сейчас семена "спят". Это может продолжаться целый год и больше. Но в каждом из них таится огромная "сила жизни". Если создать необходимые условия, эта сила поможет семенам дать жизнь и появится росток, который превратится в прекрасное растение их цветов которого образуются плоды или соцветия которые будут радовать нас все лето.
Каким будет растение и какие этапы в своем развитии оно пройдет, мы узнаем в ходе игры.
Дидактическая игра.
Цель. Познакомить детей с этапами роста и развития овощных культур (от семени до взрослого плодоносящего растения). Развивать внимание, память, мышление, формировать умение анализировать.
Материал. Серии карточек (по 5 штук) с изображением стадий роста овощных культур (огурцов, томатов, тыквы, бобов и т.д.).
Ход игры.
На столе вперемешку лежат карточки с изображением разных фаз роста растений. Каждый ребенок получает одно семя какой-либо овощной культуры. Дети подбирают карточки, которые имеют наклейку с таким же семенем. У каждого ребенка должно быть 5 карточек.
Дети должны разложить карточки по фазам роста растения. Рассказывают о выполнении задания. Занятие продолжается.
Педагог. Мы не можем посадить семена в открытый грунт, потому что за окном хозяйничает зима. Но мы можем вырастить растения у себя на окошке - в "лаборатории". Для этого семена нужно "разбудить". Чтобы они "проснулись", поместим их в вот такие волшебные баночки. (Дети рассматривают баночки - пластиковые).На дно положим круглый мягкий грунт (вату) и увлажним ее. Разместим семена так, чтобы они не мешали друг другу "просыпаться". Закроем баночку.(Обратить внимание детей на то что через несколько минут крышка запотела).
Педагог. Почему крышка запотела?
Дети. Потому что наши семена дышат, они же живые.
Педагог. Значит, мы все сделали правильно. Оставим семена "просыпаться".
Педагог подводит итог занятия.
Тема: «Семена проснулись»
Цель: дать представление о состоянии семян, готового к посадке; закрепить строение растения, значение корня для жизни растения; учить готовить почву к посеву семян.
Материал. почва для посадок, мерная емкость (банка, стакан и т.п.), большая емкость для почвы; детский садовый инвентарь (маленькие совки, тяпки), вода, ящики для посадки, проросшие семена овощных культур, клеенка, тряпочки, фартуки, лейки и т.д.
Ход занятия.
Педагог. Я сегодня пришла в "лабораторию", заглянула к нашим семенам, а там что-то необычное происходит. Посмотрите.
Дети рассматривают набухшие семена. У большинства из них появился белый «хвостик»
Педагог. Как вы думаете, что это за белый хвостик? (предположения детей). Вы правильно догадались, конечно, это корешок. Семена показывают что они «проснулись», и пора их сажать в землю. Но для начала нужно приготовить мягкую, питательную и влажную почву. Зачем нужна такая почва? (Предположения детей.)
Педагог. Чтобы корешок мог легко расти, "пить" воду и впитывать полезные вещества. Такую смесь можно приготовить из торфа, земли, песка и удобрений, но мы возьмем уже готовый грунт, который содержит все необходимые компоненты. Его можно купить в магазине. Насыпим его в посадочные ящики и немного уплотним нижний слой, теперь добавим еще немного земли - его уплотнять не будем, чтобы почва была рыхлой. Что теперь еще нужно сделать?
Дети. Полить.
Педагог. Воду будем добавлять понемногу, чтобы земля была влажной, но оставалась рыхлой. Почему земля должна быть рыхлой? (Предположения детей.)
Педагог. Тогда семечку и корешкам легче будет дышат. Воздух свободно будет проходить к ним.
Приготовили землю, переложили ее в ящичек, а теперь пора сажать наши семена. Как мы будем это делать?
Дети обсуждают различные вариантs: сделать большую ямку в земле и положить туда все семена, чтобы им было не скучно; выбрать только одно и посадить его посередине ящичка или сделать в земле небольшие канавки и разложить туда семена. На этом варианте и остановились.
Педагог. Семена будем класть по одному в небольшие канавки, на небольшом расстоянии друг от друга, чтобы они не мешали друг другу расти. Семечко следует брать осторожно, не касаясь корешка. Как мы будем класть семечко в землю? (Предположения детей.) Чтобы выяснить, кто прав, я познакомлю вас с одним мальчиком, которого звали Павлик. О нем написал известный детский писатель Н. Носов в рассказе “Про репку”. Павлик на даче вместе со своими друзьями посадил семена репки, которые ему купила бабушка. «...Они поливали грядку из лейки и смотрели, не показываются ли из земли ростки. Но прошло несколько дней, а ростков никаких не было видно.
— Что же это такое? — говорили ребята. — Мы, наверное, зернышки вверх ногами посадили — вот они и растут вниз, а не вверх.
Вскоре ребята перестали поливать огород. Никто уже не верил Павлику, что из маленьких семян может вырасти репка.
Павлик подумал: «Может быть, мы и на самом деле зернышки вниз головой посадили? Разве разберешь, где у них голова, где ноги! Они маленькие!»
Еще два дня он поливал огород, а потом тоже бросил.
Один раз Павлик бежал мимо грядки и увидел, что на ней появилась зеленая травка.
— Ну вот, — сказал он, — уже наш огород зарастает травой!
Тут он заметил, что травка растет правильными рядами, будто ее кто-то нарочно посадил.
- Да это ведь наша репа растет! — закричал Павлик».
Педагог. Мальчики не знали, что семечко в земле само поворачивается нужной стороной. Самое главное не торопиться и сажать аккуратно и бережно. Нужно семена присыпать землей и еще раз полить. Теперь осталось их утеплить. Тепло и влажность помогут семенам лучше развиваться и расти.
Педагог накрывает ящики с землей прозрачным полиэтиленом и ставит ящик поближе к свету. Подводит итог занятия.
Тема: «Первые проростки»
Цель. Продолжать вести наблюдение за появлением первых всходов. Развивать внимание, мышление, умение замечать изменения в природе, умение радоваться результатам своего и чужого труда.
Материал. Ростки овощных и цветочных культур в ящичках, лейки с распылительными насадками, фартучки, тряпочки.
Ход занятия.
Педагог. Прошло несколько дней. Что изменилось?
Дети. Появились ростки с крошечными листочками.
Педагог. Наши "маленькие друзья" появились на свет. Снимем полиэтилен, чтобы нам было лучше видно и чтобы солнышку было удобно заглядывать к нашим зеленым малышам. Посмотрите появились первые листочки, которые называются "семядоли", они не похожи на листья взрослого растения. Сейчас зеленые росточки только начинают свою жизнь и довольно беспомощны. Вы должны заботиться о них. Как это нужно делать? (поливать) Зачем поливать растения, вы знаете. А еще нужно поворачивать растения разными "бочками" к солнышку. Кто догадался, зачем это нужно? (Ответы детей). Зеленые малыши тянутся к солнечному свету, к теплу и наклоняются в его сторону. Если мы не будем их периодически поворачивать, то у них будет кривой стебель. А нам нужно, чтобы растения выросли красивыми и стройными. Мы взяли на себя ответственность за эти маленькие существа и должны сделать все, что бы им было хорошо и уютно. Тогда они нас тоже отблагодарят — порадуют своей красотой, цветами и плодами.
Теперь нужно поставить их на самое лучшее место. Найдите это место, пожалуйста.
Дети советуются друг с другом и выбирают место ближе к солнечному свету – ставят ящик на подоконник.
Педагог:Вы нашли правильное место. Теперь наша задача заботиться о растениях: поливать и наблюдать за ними.
Педагог подводит итог занятия.
Последующие занятия дети наблюдают за растениями и отмечают в дневнике наблюдений изменения. В мае растения можно высадить на участке и продолжить наблюдения.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД в средней группе по экологическому воспитанию Организация наблюдений в природе поздней осенью в средней группе ДО Эксперименты с водой в средней группе ДО Эксперименты с водой в средней группе ДО

Похожие статьи:

Экологическое воспитание детей дошкольников

Викторина для старших дошкольников по теме: Полезные растения

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Тема: Невидимка-воздух

Конспект занятия в подготовительной группе детского сада по теме Витамины

Конспект занятия по экологии в старшей группе

Конспект детско-родительского досуга в старшей группе | Викторина для детей подготовительной группы на тему «Моя Москва»
Опубликовано: 3825 дней назад (3 июля 2014)
Просмотров: 3795
Рубрика: опыт работы
+3
Голосов: 3
Наталья Кочергина # 3 июля 2014 в 21:57 +1
Полезный материал! Обязательно возьму на заметку!
Надежда Попова # 4 июля 2014 в 19:13 0
Галина Павловна, очень грамотное и интересное занятие! Ведь не все дети могут видеть что и как растёт. Думаю, что такое занятие заинтересует каждого ребёнка. Творческих Вам успехов!!!
юлия владимировна юдина # 4 июля 2014 в 20:39 0
Галина Павловна, "маленькие живые существа" - очень трогательно. Открыть заново мир природы, удивляться, сочувствовать этому учит взрослых Ваше занятие! Спасибо.