Из опыта работы воспитателя детского сада
Статья. Приобщение детей к этнокультурному наследию как одна из форм развития творческих способностей дошкольников
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа.
Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? Какие пели песни? Ответить на эти вопросы – значит восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности.
Приобщение ребенка к различным видам художественной деятельности, основанных на этнокультурном наследии – одно из главных условий полноценного развития его творческих способностей.
Для многих дошкольников первоосновой творческого развития личности является народное искусство. С первой погремушкой, матрёшкой у ребёнка воспитываются и становятся его достоянием форма, цвет, орнамент игрушки, которую веками отбирал и шлифовал каждый народ. Народное искусство более всех понятно и доступно детям.
Чудо-ремесло – дымковская глиняная игрушка. Знакомство с ней происходило начиная самого раннего возраста. Освоение отдельных элементов дымковского орнамента – посильная задача даже для самых маленьких. В старшем дошкольном возрасте дети освоили технику дымковской росписи и начальные этапы лепки игрушки. Параллельно проходило знакомство и с другими народными промыслами (Гжель, Городец, Хохлома и другие). После определённого цикла знакомств с узорами и орнаментами на изделиях народных умельцев дети узнавали, что каждый знак и символ несёт смысловую нагрузку, а их сочетание всегда передаёт строго определённое значение. Большой интерес у детей вызвало знакомство со Старооскольской глиняной игрушкой. Дети с удовольствием передавали в своих работах основные элементы лепки и росписи игрушки-свистульки.
Для ознакомления с традициями русской культуры прошлого и с семейным бытом в детском саду был оформлен этнический уголок в виде «русской избы». Здесь проходило знакомство детей с бытом наших предков, их национальной одеждой. Организуя посиделки в русской избе, детям предлагалось растолочь зерно в старинной ступе, посидеть за настоящей прялкой, расшить кокошник бисером или изготовить настоящие бусы для национального костюма. Большую радость детям доставляло изготовление из различного лоскутного материала, цветных ниток куколок-оберегов. Во время изготовления национальных кукол-оберегов дети узнавали истории их возникновения и почему в старину в каждой избе были свои куклы. Продолжением интерьера «русской избы» стало оформление участка на улице под русский быт: около дома двор с колодцем, берёзка с птичьим гнездом, поленница с дровами, собачья конура, настоящие сани. Посещая этот уголок, дети играли в такие русские народные игры как «Коршун», «Краски», «Жмурки», «Городки» и другие, загадывали друг другу загадки и водили хороводы под русские народные песни.
Одним из условий успешной работы явилось создание предметной развивающей среды игрового пространства. В решении этого вопроса
помогла работа кружка «Рукодельница», который был создан для детей и их родителей. На занятиях кружка осваивали технику народных ремесёл или просто знакомились с различными видами народного промысла. Проводили конкурсы на лучшую народную куклу, на лучшие травяные обереги, на лучшее традиционное семейное блюдо русской кухни, на лучшую глиняную игрушку. Работы (куклы-берегини, глиняные свистульки) использовали в качестве призов и подарков на праздниках, досугах, во время игр.
Тесное сотрудничество с родителями помогало развивать творческие способности детей. Мамы, папы, дедушки и бабушки делились опытом народных игр. С их помощью была создана картотека «Игры нашего детства».
Стремление соблюдать русские народные традиции в повседневной жизни детей всех возрастов помогало устное народное творчество. Потешки, пестушки, прибаутки – сколько нежности, такта, рациональности в этих незамысловатых стихах. Они удовлетворяли рано возникающую у детей потребность в художественном слове. Малыши не только слушали песенки, проговаривали потешки, но и напевали и проговаривали их своим куколкам во время игры.
Особое место занимали игры-упражнения по составлению с детьми загадок о предметах старинного русского быта. Каждая народная загадка отображает окружающий человека мир. Составить загадку значит обычным мыслям и предметам придать метафорическую форму выражения. И наоборот, разгадать загадку – её метафорические образы заменить реальными. Поэтому, показывая детям способы создания загадок, их виды, формы, тем самым создавались условия для развития творческих способностей личности ребёнка.
Исключительное значение в развитии творческих способностей дошкольника играли народные песни с драматизацией. В основе драматизации лежит ролевая игра, а народное представление песни носит импровизированный характер, где участники могут импровизировать с ролями. Здесь рождались большие возможности для творчества и импровизации детьми.
Привитие первоначальных духовных ценностей начиналось с колыбельных. В младших группах это были «Ладушки», «Солнышко», «Баю-баю», в старшей - «Дождик», «Жаворонушки», «Вдоль по реченьке Лебёдушка плывёт…».
Ценность использования этнокультурного наследия в развитии творческих способностей личности заключается в уникальном объединении народного традиционного опыта и возможности импровизации. А импровизировать может лишь творческий человек.
ка.[/h1]
Рекомендуем посмотреть:
Арт-терапия в работе с детьми
Исследовательская деятельность детей в ДОУ
Через художественную литературу — к здоровью детей
Профессиональная компетентность педагога как фактор повышения качества дошкольного образования