Внеклассное мероприятие для учащихся 6 - 9-х классов "Живое пламя свечи"
Цель: формирование представления учащихся об истории свечи;
Задачи:
познакомить учащихся с историческим прошлым образования свечи;
организовать выставку:«Таинственный свет свечи»;
найти и выучить стихи о свечах;
организовать книжную выставку: «Свеча нетающая»;
воспитывать у учащихся уважение к истории.
Пояснительная записка:
Меня всегда интересовала история создания свечи, её судьба и её история. Когда возникли свечи? Для чего они использовались? Как делаются свечи? Какие есть формы свечей? Какое они имеют значение для праздников? Когда зажигают свечи? Как отражается образ свечи в поэзии и в картинах художников? На все эти вопросы даст ответ эта разработка.
Подготовка:
В помещении, где будет проходить мероприятие, рекомендуется организовать выставку « Свеча нетающая», на которой можно представить книги по теме вечера, статьи из периодических изданий, иллюстративные материалы и, конечно же, самые разнообразные свечи и подсвечники. Один из разделов выставки можно назвать: « Таинственный свет свечи». Здесь могут быть представлены подсвечники, которые ребята сделали своими руками дома или на занятиях по трудовой деятельности, предшествовавших вечеру.
Ведущий заранее просит ребят найти и выучить стихи о свечах ( или раздаёт им те, которые уже запланированы). В ходе вечера понадобятся следующие аудиозаписи песен:
•«Пока горит свеча» А.Макаревича,
•«Свечка» из репертуара И. Аллегровой,
•«Свечи» из репертуара М.Шуфутинского,
•русской народной песни «У церкви стояла карета»,
•музыки П.Чайковского «Святки» из музыкального альбома «Времена года»,
•вальса «Диалог у новогодней ёлки» (муз. Э Колмановского, сл. Ю. Левитанского),
•фонограммы песен «Свеча» из репертуара А.Пугачёвой.
Ведущий: Дорогие друзья, возможно, узнав название нашего литературно – музыкального вечера, вы подумали: « Ну что я здесь могу узнать нового?» Мы постараемся развеять ваши сомнения, наберитесь терпения. Итак, зажигаем свечи и начинаем наш разговор!
(Звучит аудиозапись «Пока горит свеча» в исполнении А.Макаревича.)
Полумрак царил в человеческом жилище тысячи лет. В той жизни, открытой днём и погруженной в темноту вечером, был свой ритм, соотносимый с блеском звёзд и луны, было особенное сближение сидящих при трепетном огоньке свечи. Звуки и запахи в полуоткрытом для зрения мире становились явственнее, поэтому так часто в литературе прошлого встречаются стихи об ароматах вечерних цветов, о звучании тишины…
Чтец:
Ушла. Но гиацинты ждали,
И день не разбудил окна,
И в лёгких складках женской шали
Цвела ночная тишина.
А.Блок
Ведущий: Архаическая память людей, сидевших когда – то у первобытного костра, так сильна, что никакие новшества не смогли уничтожить желания погружаться в созерцание живого пламени свечи.
Оно завораживает, увлекая от повседневных мыслей, пронизывает щемящим чувством чего – то утраченного.
(Звучит фонограмма песни «Свеча» из репертуара А. Пугачёвой.)
Чтец:
Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.
Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы,
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
На озарённый потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрешенья.
И падали два башмачка
Со стуком на пол,
И воск слезами с ночника
На платье капал.
И всё терялось в снежной мгле,
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно.
Мело весь месяц в феврале,
И то и дело,
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Б.Пастернак
Историк: Кто бы подумал, что у маленькой свечи есть своя судьба, своя история.
Юбилей в две тысячи лет скоро справит свеча. В Византии до этого уже знали восковые свечи ( их называли «церей» ) и сальные («фебацей»).
До 13 – го века свечи были очень дороги, их жгли во дворцах и церквах.
Производством свечей в средние века занимались мыловары и пекари. Мыловары получали воск, а пекари делали из него свечи.
Свечи в их нынешнем виде появились на заре Средневековья. Были они вначале сальными. В зависимости от метода изготовления Владимир Даль различает свечи маканые (от глагола «макать»), катаные и литые. Фитиль первые десятилетия делали из пакли, только спустя какое – то время придумали нитяной. Сальные свечи находились в обиходе вплоть до середины 19- го века.
Но славу свечного освещения составили восковые свечи. Они не так быстро сгорали, меньше коптили, источали медово – дымный запах. Изготовляли их методом обливания: « Над котлом с растопленным воском подвешивали обруч с фитилями и , вращая его, обливали воском фитили, пока свечи не достигали нужной толщины. Затем их выравнивали, раскатывая по гладкой каменной плите».
На Руси до 18-го столетия все свечи изготовлялись в домашних условиях, даже церковные. Но в 1721 году « духовному ведомству была передана монополия на производство свечей». В начале того же века вошли в обиход свечи из спермацета ( воскообразное вещество, содержащееся с специальных полостях головы кашалота). Именно огоньки этих свечей сверкали в подвесках и хрустальном «дожде» огромных люстр и особых подсвечниках – жирандолях ( «снопах водяных брызг»). Пряный аромат спермацетовых свечей витал над бесконечными маскарадами, освещая белоснежный фарфор, на пиршественных столах вельможной знати, а искры огоньков отражались в венецианских стёклах, бросая сказочные тени сквозь большие окна.
19 век был отмечен значительными открытиями в области химии, и это коснулось свечевого производства. К 1830 - м годам стали производить свечи из парафина (воскообразный продукт перегонки нефти белого цвета), затем увлеклись на короткое время церезиновыми свечами, получаемыми тоже из нефти. И, наконец, в середине века в Европе и России появились заводы по производству стеариновых свечей ( тоже продукт перегонки нефти).
Лишь 150 лет тому назад стали делать свечи с равномерным сгоранием самого вещества и фитиля. Ими освещались большие помещения. Современники описывали, как огромную люстру Большого театра опускали на пол, заменяли масляные светильники на стеариновые свечи и медленно поднимали это сооружение под потолок. Для снятия нагара и гашения свечей требовалась особая сноровка, чтобы не помешать танцующим или пирующим гостям, публике в театре.
Экскурсовод: Каких только причудливых форм не бывают свечи: и прямые, и витые, и фигурные.
Невозможно также перечислить все виды подсвечников, канделябров, подвесных, настольных фонарей и сделанных в форме колокола, накрывающего свечу, которые бытовали в разные времена и составляли единый ансамбль с мебелью, гобеленами., драпировками и фарфоровыми фигурками. Мерцание золочёной бронзы, откликающиеся на сквозняки хрустальные подвески, благородное свечение полированного серебра отражали не просто пламя маленьких огоньков, но и художественные стили своей эпохи, её материальную культуру.
Приглашаем вас на выставку «Свеча нетающая», подготовленную к нашему вечеру.
Один из разделов выставки получил название «Таинственный свет свечи». Здесь представлены самодельные подсвечники.
(Далее идёт просмотр выставки и обсуждение свечей и подсвечников, представленных
на ней. Экскурсовод может показать несколько простых способов, как сделать своими руками подсвечник.
Затем ведущий выносит пирог со свечами и предлагает кому –то из ребят задуть их)
Ведущий:
Попробуйте ответить, почему на именинном пороге обязательно зажигают свечи, почему, когда хотят создать в доме атмосферу камерности, праздничности, тепла и уюта, устанавливают на видном месте свечи в красивых подсвечниках.
(Фоном звучит аудиозапись вальса «Диалог у новогодней ёлки» (муз. Э.Колмановского, сл. Ю. Левитанского).
А Новый год? Попробуйте представить этот волшебный праздник без ярких новогодних свечей?!
Чтец:
Все шалости фей, все дела чародеев,
Все ёлки на свете, все сны детворы.
Весь трепет затепленных свечек, все цепи,
Всё великолепие цветной мишуры…
Всё злей и свирепей дул ветер из степи…
Все яблоки, все золотые шары!
Б.Пастернак
Ведущий: Трудно ответить на все поставленные вопросы. Наверное, мы никогда не задумывались над этим, потому что привыкли к такому традиционному атрибуту нашей повседневной жизни, как свеча.
Ребята, давайте вспомним случаи из жизни, когда в вашем доме зажигалась свеча.
(Далее следуют рассказы ребят)
Итак, в большинстве случаев свеча зажигается по случаю юбилея, торжества или праздника. Кстати, а какой месяц самый богатый на праздники? Конечно же: январь: Новый год, Святки, Крещение.
Сколько радости связано с ними, сколько обычаев, обрядов, примет! И здесь свеча является постоянной спутницей.
(Фоном звучит аудиозапись песни «Свечка» из репертуара И. Аллегровой)
Чтец:
Всей семьёй в этот вечер
Соберёмся за столом.
Скажет мама :-Может свечи
Ради праздника зажжём.
Электричество погасим.
Обойдёмся без него.
И торжественно украсим
Общий ужин
В Рождество.
Пусть огонь весёлый скачет
Над малиновой свечой,
А подсвечник
Тихо плачет
Стеариновой слезой.
В.Приходько
Ведущий: В Германии, кстати, существует обычай: за месяц до «священной ночи», когда родился Христос, ставить в домах хвойный венок с четырьмя свечами, которые по одной зажигают в воскресенья и собираются в эти дни всей семьёй. У каждого народа дни Рождества Христова имеют свои названия. Так, в Германии, которую мы только что упомянули , - это святые вечера, в Белоруссии и на Украине- коляды, в России – святки.
Коляды на Украине
Святки в России
Начинаются Святки с кануна Рождества (6 января) и продолжаются до Крещения (19 января). Это время связано со святочными обрядами, увеселениями и, конечно гаданиями.
Чтец:
Настали святки. То – то радость!
Гадает ветреная младость,
Которой ничего не жаль,
Перед которой жизни даль
Лежит светла, необозрима.
А. Пушкин.
Ведущий: Послушайте отрывок из повести Ивана Шмелёва « Лето Господне»…
(Фоном звучит аудиозапись музыки П. Чайковского»Святки» из музыкального альбома « Времена года».)
Чтец: « На кухне весело. Бегают прусачки по печке, сидят у лампочки, - всё живая тварь!...
- Святки нонче, погадать бы, что ли? – говорит Матрёша. – Что – то больно жарко.
--- С жиру жарко, --- смеётся Гришка. --- Ай в короли схлестаться? Ладно, я те нагадаю:
Гадала, гадала,
С полатей упала,
На лавку попала,
Под лавкой Савка,
Матрёше сладко!
---- Я б тебе нагадала, да забыла, как собака по Гришке выла!
-------- Будет вам грызться, --- говорит строго Горкин. – А вот погадаю – ка я вам, с тем и зашёл. Поди – ка, Матрёшь, в каморку ко мне… там у меня у божницы листок лежит. На ключик.
Матрёша жмётся, боится идти в пустую мастерскую: ещё чего привидится.
---- А ты, дурашка, сернички возьми да покрестись. Мартын – то? Это он мне так, со сна при виделсч покойник.Ничего, иди… --- говорит Горкин, а сам подталкивает меня.
Матрёша идёт нехотя.
___ Вот у меня Оракуль есть, гадать то… ----- говорит Гаврила,----- конторщику показать принёс. Говорит --- всё знает! Оракуль…
Он лезет на полати и снимает пухлую трёпаную книжку с закрученными листочками. Все глядят. Сидит на крышке розовая дама в пушистом платье и с голыми руками, перед ней золотое зеркало на столе и две свечки, а в зеркале господин с закрученными усами и в синем фраке. Горкин откладывает странички, а на них нарисованы колёса, одни колёса. А как надо гадать – никто не знает. Написано между спицами: Рыбы, Рак, Стрелец, Весы… Только мы двое с Горкиным грамотные, а как надо гадать – не сказано. Я читаю вслух по складам: « Любезная моя любит ли меня?!», « Жениться ли мне на богатой да горбатой?», « Не страдает ли мой любезный от запоя?» … И ещё, очень много.
_ Глупая книжка, -говорит Горкин, а сам всё меня толкает и всё прслушивается к чему – то. Шепчёт:
-- Что будет – то, слушь- ка…Матрёша наша сейчас…
Вдруг раздаётся визг в мастерской и с криком вбегает, вся белая, Матрёша.
---- Матушки…чёрт там, чёрт!... ей, ей, чёрт схватил, мохнатый!..
Все схватываются. Матрёша качается на лавке и крестится. Горкин смеётся:
----- Ага, попались в лапы!.. Во как на Святки – то в темь ходить!..
------ Как повалится на меня из двери, как облапит… Не пойду, вовеки не пойду!..
Горкин хихикает, такой весёлый. И тут всё объясняется: скрутили тулупа мужика и поставил в двери своей каморки, чтобы напугать Матрёшу, и подослал нарочно. Все довольны, смеётся и Матрёша.
На то и Святки…»
Ведущий:
Кто хотя бы раз был в православном храме, наверняка запомнил множество горящих восковых свечей. Эти тоненькие, хрупкие восковые свечки символизируют вселенский свет христианской веры и освобождение души от мрака.
Чтец: Я поставлю за тебя свечку
Господу Богу…
Я поставлю свечку, дай только срок…
Прежде чем отправлюсь
В дальнюю дорогу,
Загорится в церкви новый огонёк.
Встану на колени, помолюсь от сердца
И уйду, накинув бархатный платок.
Мне от этих мыслей
Никуда не деться,
Пусть же светит в церкви этот огонёк!
Пусть мою молитву Господи услышит,
Пусть же эту свечку охраняет он.
Счастлив тот, наверное, кто живёт и дышит,
А я порой вечерней сдерживаю стон…
Если есть надежда – надо свято верить,
И звезда вечерняя с неба упадёт…
Загадай желание – сбудется наверное,
И печаль осенняя не сразу, но пройдёт.
Господи, помилуй! Верю в твоё слово!
Сохрани любимого только для меня!
Господи, помилуй, пусть всё будет снова!
Пусть за ночью тёмною
Спустится заря!
А. Старцева.
Ведущий: «Венчается раб Божий рабе божьей…»
Пронзительные слова уносятся под купол храма, растворяются в его атмосфере. Отблеск венчальных свечей озаряет чудным светом лица молодых. Сейчас они произнесут клятву верности, любви не только друг перед другом, но и перед Богом. Жених и невеста встают лицом к алтарю: невеста – слева, жених –справа. Батюшка выходит к новобрачным в полном облачении с крестом и Евангелием, которые кладёт на аналой».
Трижды благославляя жениха и невесту, он вручает им в знак святости зажжённые венчальные свечи. Молодые с каждым благословением осеняют себя крестным знамением и принимают свечи, которые символизируют радость встречи двух любящих сердец. Свечи должны быть достаточно большого размера, так как полагается, чтобы они горели в течение всего обряда бракосочетания. В случае если оба брачующихся вступают в брак не первый раз, свечи не даются. Это напоминание о евангельской притче, где рассказывается о том, как девы (девушки) с зажжёнными свечами выходили навстречу к Жениху.
(Звучит аудиозапись русской народной песни «У церкви стояла карета».)
После венчания обычно начинается свадебный пир, к концу первого дня гости начинают разъезжаться, в доме гасят огни, кроме свадебных свечей, которые должны гореть всю ночь.
Историк: Связь человека с освещённостью жилища, рабочего места или места увеселения всегда была значительно более глубокой, чем это кажется на первый взгляд. Свет и тень стали целым направлением в мировой живописи, начиная с художника 16 – го века Караваджо. Людей пугала темнота, но, научившись её преодолеват, они остались наедине с ярко освещённым, лишённым тёплых сумерек пространством, не живыми отблесками бесконечно давнего костра, когда – то объединившего и оберегавшего их.
Экскурсовод: Предлагаем совершить заочную экскурсию по выставочным залам Русского музея, Эрмитажа, Третьяковской галереи.
(Показывает репродукции картин)
Вашему вниманию представлены живописные полотна: Карла Брюллова « Гадающая Светлана» (1836), Михаила Врубеля « Ангел с кадилой и свечой» (1887), Михаила Нестерова « Князь Александр Невский» (1894 – 1897), Ильи Глазунова « Девушка со свечой во храме» (1992), Константина Васильева « Человек с филином», « Гадание».
К. Васильев « Гадание»
Человек с филином
М. Нестеров « Князь Александр Невский»
Девушка со свечой во храме
Ведущий: А теперь слово вам, ребята. Я знаю, что вы в качестве домашнего задания к вечеру подготовили стихи, где упоминается слово: « Свеча».
(Ребята читают стихи. Затем исполняется современная народная песня « Виновата ли я» , где звучат слова: « Вот свеча догорает, вот свеча догорит, а я жду тебя, не дождусь…»)
Дорогие друзья! Что бы ни было вокруг вас: бури или холодная одинокая тишина, пусть в вашей душе тихо и ясно всегда горит свеча. И её золото огонёк пусть колеблется, но живёт, как крохотное, стойкое сопротивление тьме.
Нам хочется верить, что вам было интересно на вечере, что вы узнали много нового и полезного.
До свидания, до новых встреч!
(Звучит аудиозапись песни «Свечи» из репертуара М. Шуфутинского.)
Дополнительный материал
« Гори, свеча любви»
(Данный материал можно использовать как самостоятельную ( возможно, заключительную) часть вышеприведённого сценария вечера или же раздать предложенные здесь стихи детям для подготовки своих выступлений.)
Ведущий: Стихам, которые вы услышите, --- более 100 лет. Начинали писать их ещё старинными гусиными перьями при свечах. А сегодня самопишушими ручками при электрическом свете поэты продолжают писать о любви, и будут писать всегда, а вернее, « доколь в подлунном мире жив будет хоть один пиит» ( А. Пушкин).
Давайте вместе с вами проследим, как отражается образ свечи, света, любви в поэзии русских поэтов разных эпох и лет.
1812 год. Молодой, блистательный Василий Андреевич Жуковский одну за другой печатает знаменитые баллады (« Людмила», « Светлана»). Лёгкость пера, русская старина, святочные гадания, проходящие при свечах. Послушайте отрывок из баллады «Светлана».
Чтец:
Вот красавица одна;
К зеркалу садится;
С тайной робостью она
В зеркало глядится;
Темно в зеркале; кругом
Мёртвое молчанье;
Свечка трепетным огнём
Чуть лист сиянье…
Робость в ней волнует грудь,
Страшно ей назад взглянуть,
Страх туманит очи…
С треском пыхнул огонёк,
Крикнул жалобно сверчок,
Вестник полуночи.
В. Жуковский
Ведуший: Современник Жуковского, его друг т брат по перу, великий Пушкин был поистине велик. Подлинный талант щедр и добр, это пламень, возле которого тепло. Таков был гений Пушкина. И в его стихах неоднократно упоминается свеча, как символ любви, надежды, вдохновения.
Чтец:
В твою светлицу, друг мой нежный,
Я прихожу в последний раз,
Любви отрады безмятежной
Делю с тобой последний час.
Вперёд одна в надежде томной,
Не жди меня средь ночи тёмной,
До первых утренних лучей
Не жги свечей.
А. Пушкин « В твою светлицу…»
(Музыкальная пауза)
Ведущий:
Советский детский писатель – Сергей Баруздин нашёл удивительно вечные слова, характеризующие значение Алексея Кольцова, поэзия которого обогатила русскую музыку: « Как обеднела бы русская поэзия, если бы в ней не было такого замечательного, чуткого, скромного и грустно – нежного певца, как Алексей Васильевич Кольцов».
Около 300 композиторов обращались к стихам Кольцова, и свыше 700 песен и романсов написано на слова поэта.
Поэт Михаил Матусовский написал: «…за одну только песенную строку: « На заре туманной юности», от которой всегда замирает сердце, можно считать Алексея Кольцова великим мастером русского стиха"
Иван Тургенев заметил однажды; «… у Кольцова есть штук двадцать маленьких поэм, которые будут жить, пока жив русский язык».
Горчайшей драмой в его жизни была разлука с любимой. Насильно выданная замуж она вскоре умерла. После перенесённой горячки мук несчастной любви хватило Кольцову на всю жизнь.
Чтец: Я затеплю свечу
Воска ярова,
Распаяю кольцо
Друга милова.
(Музыкальная пауза)
Ведущий:
Всем известно имя русской поэтессы Анны Андреевны Ахматовой (сама она считала себя не поэтессой, а поэтом).
Её стихи отличали неповторимое звучание, особая музыкальность, чувство гармонии.
В творчестве Ахматовой образ свечи неоднократно передаёт настроение: « Свечи в гостиной зажгут…» - ожидание любви; « не зажигала свеч…» - знать, что всё потеряно; « теперь никто не станет свечу до утра жечь» - гулять по свету одному, и слёзы лить одному.
Чтец: Ах, дверь не запирала я,
Не зажигала свеч,
Не знаещь, как усталая,
Я не решалась лечь.
Смотреть, как гаснут полосы,
В закатном мраке хвой,
Пьянея звуком голоса.
Похожего на твой.
И знать, что всё потеряно,
Что жизнь – проклятый ад!
О, я была уверена,
Что ты придёшь назад.
А.Ахматова.
(Музыкальная пауза)
Ведущий: Много стихов было написано в суровые дни Великой Отечественной войны (1941 – 1945). Разлука с родными, любимыми, тяжёлые бои и короткие минуты отдыха. И, конечно, каждый солдат, защищая родину, не забывал о доме, о семье, о любимой. Многим не пришлось вернуться с войны: они ушли « не долюбив, не докурив последней папиросы». И среди них – Иосиф Уткин.
Чтец:
На улице полночь. Свеча догорает,
Высокие звёзды видны.
Ты пишешь письмо мне,
моя дорогая,
В пылающий адрес войны.
Как долго ты пишешь его, дорогая,
Окончишь и примешься вновь,
Зато я уверен, к переднему краю,
Прорвётся такая любовь!
Давно мы из дома. Огни наших комнат
За дымом войны не видны,
Но тот , кого любят,
Но тот, кого помнят,
Как дома и в дыме войны!
Теплее на фронте от ласковых
писем,
Читая, за каждой строкой,
Любимую видишь,
И родину слышишь,
Как голос за тонкой стеной…
Мы скоро вернёмся. Я знаю
Я верю.
И время такое придёт:
Останутся грусть и разлука
За дверью,
А в дом только радость войдёт.
И как – нибудь вечером вместе
С тобою,
К плечу прижимаясь плечом,
Мы сядем и письма,
Как летопись боя,
Как хронику чувств, перечтём…
И. Уткин
(Музыкальная пауза)
Ведущий: 50 – 60 – е годы 20 – го века богаты появлением новых имён в поэзии. Тематика разнообразна: философские рассуждения, стихи о Родине, о деревне, откуда « пошли все города», о космосе, о Вселенной, о прошщедшей войне. Но ни один поэт, будь он молодым, начинающим, известным или не очень, не обошёл стороною вечную тему жизни – тему любви. Предлагаем послушатьб стихи разных лет, но во всех присутствует образ свечи.
Чтец:
И звёзды все те же над домом твоим,
И месяц глядит – нелюдим –
Твой старый товарищ, твой белый двойник,
Как в старые годы к окошку прилип.
И помню я, кажется, тысячу лет,
И светлую пропасть открытых ворот,
И голос, что змуро меня позовёт.
Пусть годы, как бедые свечи, сгорят,
Разрушится дом, и слова отзвучат,
Я вижу в грядущих, в безвестных мирах
Всё то же окошко в холодных лучах.
Н.Павлович.
«А знаешь, я тебя придумала.
Тебе любовь не по плечу…»
Сказала, как на свечку дунула,
И погасила ту свечу.
И занялся рассвет. И медленно
Качался он мечом дамокловым,
Но стала вдруг листва не медною,
А просто липкою и мокрою.
И клочьями туман белёсый,
Повис на травах и кустах.
И сизый дым от папиросы
Растаял, как последний страх.
Я на тебя, как на беду мою,
Гляжу, ни в чём себе не лгу,
… Когда – то я тебя придумала.
Жаль – вновь придумать не могу.
Н.Полякова.
(Музыкальная пауза)
Ведущий: В поэтическом сборнике «Ведь я же геолог, ребята!» (Иркутск, 1997) наряду с другими напечатано стихотворение: « Свечам» ( песня) Садовниковой Надежды Александровны. Она – геолог, геолог – геофизик. Преподавала в школе, с 1971 года – геофизик Мегетской экспедиции: георазведка, магниторазведка, аэропартии. Стихи пишет с детства. « Свеча» - одно из её лучших стихотворений.
Чтец:
Взойдёт звезда, ей, как врачу,
Поверишь юность, жизнь сначала,
Всё ж не спеши зажечь свечу,
Что скромно быт твой освещала.
Припомни: в вечер голубой
Ты сам нашёл её, дикарку,
Ведь она была звездой
Лучистою, манящей, яркой…
И вот спустилася весной,
В твои озябшие ладони,
Свечою стала и женой,
Изведав все земные боли.
Ломала лучики звезда,
На них очаг твой согревала,
И тихо таяла она –
Любовь, бессмертье отнимала.
Ты песни ей давно не пел,
От сквозняков метались тени,
Порою просто руки грел,
Не видя пламени сиянья.
Не грейте руки над свечой,
Не в том её предназначение.
Она всегда в родстве с мечтой,
Она – источник вдохновенья.
Да посетит тебя вопрос:
С чего свече так одиноко?
И сколько их, упавших звёзд –
Свечей, погашенных до срока.
(Музыкальная пауза)
Ведущий: Если спросить любого из присутствующих: когда в какое время года и суток опускается завеса таиственности, наступает ожидание праздника, звучат пожелания счастья и зажигаются свечи? Все ответят: В Новый год. Латышская поэтесса Мари Залите высказывала своё пожелание в стихотворении « Новогоднее» (1952)
Чтец:
Что пожелать свече?
Гореть?
Свеча горит и без меня.
Расти?
Ель вырастет и без меня.
Что пожелать судьбе?
Добра?
Творят добро и без меня.
Что пожелать тебе?
Чтоб был?
Ты есть и будешь без меня.
Что пожелать себе?
Чтоб ты был счастлив,
Чтоб это не случилось без меня.
М.Залите
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий игровой программы для 5-8 классов «Угадай мелодию»
Внеклассное мероприятие, 7-8 класс. Победители Олимпиад - герои нашей страны!
Внеклассное мероприятие о литературном музее, 6-8 класс. Конспект
Внеклассное мероприятие для 5-8 класса «Мой край задумчивый и нежный»
Похожие статьи:
Сценарий литературно-музыкальной композиции для школьников 7-8 класса «Русь моя, люблю твои березы!»
Внеклассное мероприятие 6, 7 класс
Внеклассное мероприятие 5, 6, 7 класс. Сценарий
Внеклассное мероприятие для 5, 6 классов. Праздник грибов
Внеклассное мероприятие для 6, 7 класса по МХК