Конспект информационного часа "Имена и люди" для 6-7 классов.
Цель: познакомить учащихся с историей появления имени на земле.
Задачи:
- показать роль и значение традиций и обычаев в определении имени человека;
- способствовать формированию информационной культуры учащихся, умения слушать, понимать информацию, размышлять и делать выводы.
Форма проведения: информационный час
Назначение. Конспект занятия составлен для учащихся 6-7 классов. Думаю, что будет интересен и полезен педагогам дополнительного образования и родителям.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, скажите, как меня зовут?
Все: Татьяна Михайловна.
Воспитатель: Меня так назвали в честь моей прабабушки, которая была учителем начальных классов. Её уже давно нет на земле, а имя живёт. Мне всегда хотелось знать, почему меня назвали в честь прабабушки. Какой она была? Похожа ли я чем-нибудь на того человека, в честь которого получила своё имя?
-А в честь кого названы были вы?
-Знаете ли вы о жизни того человека, в честь которого были названы?
-Что вы знаете об именах, которые вы носите?
(Ответы учащихся)
Воспитатель: Сегодня наш информационный час мы посвятим именам, их происхождению, а также людям, чьи имена оставили огромный след в истории.
(Стук в дверь. Входят Купава, Владимир, княгиня Ольга и Катерина – учащиеся 9 класса в соответсвующих костюмах)
Воспитатель: Гости к нам пожаловали. Проходите, присаживайтесь. Ребята, это гости не простые: они пришли к нам из нашей истории, из истории имён. Давайте познакомимся с ними.
Купава: Меня зовут Купава и пришла к вам из времён язычества.
Владимир: Имя Владимир я получил при крещении Руси.
Княгиня Ольга: Моё имя Ольга стало символом Древней Руси.
Катерина: Я – Катерина. Мой век – двадцатый. И происхождение моего имени символично.
Воспитатель: Спасибо, гости дорогие. Мы рады, что вы хотите нам помочь разобраться в этой важной для нас информации. Готовясь к этому занятию, мы составили карту имён нашего класса, узнали их значение.
(Каждый ученик рассказывает о своём имени)
Дарья: Моё имя в переводе с древнегреческого означает «победительница», «сильная», «мощная». Это женский вариант персидского царя Дария. Мой день ангела – 18 августа.
Анастасия: Имя Анастасия в переводе с древнегреческого языка означает «восставшая», «воскресшая». Несмотря на то, что имя Анастасия является русским именем, оно заимствовано из другого языка. Корневым для него является древнегреческое слово «анастас» (воскресший). День ангела – 5 апреля.
Кристина: Моё имя в русском языке звучит с некоторым иностранным оттенком, имеет греческие корни и означает «христианка». Свой день ангела праздную 26 марта.
Екатерина: Имя пришло из Древней Греции. Происхождение его связано с греческим словом «катарос», что в переводе имеет значение «чистая, непорочная». Именины у меня 7 декабря.
Руслан: Моё имя заимствовано от тюркско-татарских языков и происходит от слова «арслан», что значит «лев». Дня ангела не имею.
Дмитрий: Моё имя имеет греческие корни и в переводе означает «посвящённый Деметре». Это богиня плодородия. И в связи с этим ещё одним популярным значением имени Дмитрий считается значение «земледелец». Мой день ангела 28 мая.
Никита: Моё имя – древнегреческое, восходит своими корнями к такому имени как Ника, которая была богиней победы. В переводе имя Никита означает «победитель». Мой день ангела – 26 октября.
Артём: Это имя имеет греческие корни и происходит от греческого имени Артемиос, что в переводе с греческого означает «невредимый» или «безупречного здоровья». Именины у меня 3 ноября.
Илья: Происхождение имени Илья берёт свои корни от древнееврейского слова Элияху, значение которого – «Яхве – мой бог». Мой день ангела 16 сентября.
Воспитатель: Значение имени для человека является очень важным. Имя – это мир человека. Уважающий себя человек дорожит своим именем, бережёт его. А как появились имена на Руси? Может, наши гости помогут нам узнать это?
Купава: Моё имя связано с красивым праздником, который и сегодня празднуется в России. Я родилась в ночь на Ивана Купалу, поэтому меня назвали Купава. Купать, купаться – это слова, которые стали основой моего имени. На Руси тогда имена давали в честь языческих праздников, событий, которые имели большое значение для народа. Именно с того времени пришли в русский язык имена Владислав, Всеволод, Всеслав.
Иногда имена детям давались в зависимости от того, какими они рождались по счёту в семье. Это мог быть Третьяк – третий ребёнок в семье. Имя давалось и по особенностям цвета волос, например, Беляк, особенностям телосложения – Малой.
Княгиня Ольга: Я княжеского рода. Моё имя хорошо известно не только в Древней Руси, но и в современной истории. Чем же я знаменитая?
(Ответы учащихся)
Княгиня Ольга: Вы правы, ребята. Спасибо, что знаете о событиях очень древних. Самыми распространёнными именами моего времени были княжеские имена, имеющие корни из Скандинавии. Это имена Ольга, Олег, Игорь. Эти имена стали популярными тогда, когда люди с этими именами возглавили борьбу русского народа с врагами Руси. Может, вы скажите, в каком литературном произведении Древней Руси об этом рассказывается?
(Ответы учащихся)
Владимир: Именно с введением христианства на Руси люди начали получать личное имя. Имена были записаны в церковных книгах и пришли к нам из Византии. Христианские имена были в обиходе у греков и римлян, египтян и евреев. Самым распространённым именем на Руси после её крещения стало имя Владимир, которое означает «владеть миром». Русским людям было тяжело воспринимать на слух христианские имена.
Имя давали ребёнку по святцам. Святцы – это сборник имён святых. Каждый святой имеет в святцах свой день. Вот по дню каждого святого в святцах священник и давал имя ребёнку. Родители не имели права выбирать имя.
Послушайте стихотворение М. Владимова.
Ученик: Был в старину такой обычай:
Несли младенца в церковь. Там,
В страницы святцев пальцем тыча,
Поп имена давал по дням.
Коль ты родился в день Ефима,
То назван именем таким.
Но если в день Иеронима –
То – хошь не хошь – Иероним.
Владимир: Ребята, знаете ли вы имена своих предков? Можете ли их назвать?
(Ответы учащихся)
Воспитатель: Война 1812 года с французами. Влияние английской, немецкой культуры внесли свои коррективы в появление новых имён на Руси. В дворянских купеческих семьях стали называть детей «заморскими» именами: Элен, Люси, Пьер. Как вы думаете, правильно ли это?
(Ответы учащихся)
Катерина: Моё имя в России также известно, как и имя Иван. В годы Великой Отечественной войны это имя стало символом борьбы за свободу русского народа в Отечественной войне. Может быть, кто-то скажет, почему?
(Ответы учащихся)
Катерина: Правильно. Моим именем назвали миномётную установку «Катюша», которая изменила ход войны. Это имя внесло свои коррективы в ход войны и доказало, что даже имя может бороться с врагом.
После Великой Отечественной войны появилось очень много имён, связанных с памятью народа о войне. Очень распространёнными стали имена Зоя в честь Зои Космодемьянской, Александр в честь Александра Матросова, но по словам историков все рекорды било имя Иван. Это имя стало олицетворением мужества и стойкости всех солдат Великой Отечественной войны.
Воспитатель: В ХХ веке, в связи с бурным развитием научно-технического прогресса, стали появляться имена, которые возникли оттого, что люди восхищались происходившими изменениями в стране. Например, появилось имя Электрина в честь электричества, которое вошло в дома людей, или Гертруда, производное от слов «герой труда» и другие. По этому поводу я предлагаю послушать стихотворение Ю.Благого.
Ученик: Дед, стараясь для внучонка, нахватал из разных мест
Ряд имён, звучащих звонко: Товий…Муций…Свен…Орест…
Зять решил по ходу прений повернуть вопрос ребром:
Назовём посовременней – Гелий…Атом…Космодром…
Дочь, захваченная спором, шумно лезет на рожон
С целым импортным набором: Эдвин…Мельвин…Сельвин…Джон…
Бабка с нехристями знаться не желает, и сама
Вносит лепту, глядя в святцы: Той…Сысой…Кузьма…Фома…
Сочинительством премудрым занимаясь вчетвером,
Ночь проспорили, а утром мальчик назван был Петром.
Воспитатель: Что вам понравилось в этом стихотворении?
-Почему мальчика назвали Петром?
-Знаете ли вы о том, как выбиралось вам ваше имя?
(Ответы учащихся)
Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру «Назови имя». Я каждому из вас бросаю мяч и называю букву. Вы, бросая мне мяч, называете имя на данную букву.
(Игра «Назови имя»)
Купава: Ребята, мы приготовили для вас викторину, в которой будем давать характеристику сказочного героя или называть произведение, а вы должны назвать его имя.
Княгиня Ольга:
1.Этот герой живёт в Солнечном городе, у него много друзей. Он попадает в смешные ситуации.
(Незнайка)
2.Эта девочка настолько мала, что в её имени размер её роста.
(Дюймовочка)
3.У этих братьев-близнецов смешные и необычные имена.
(Чук и Гек)
4.У этого мальчика имя в самой популярной детской книге современности такое же, как у принца Великобритании.
(Гарри Потер)
5.Эта девочка, которая живёт в стране чудес, подарила своё имя многим современным девочкам.
(Алиса)
Владимир:
6.Как звали братца и сестрицу из одноимённой сказки?
(Алёнушка и Иванушка)
7.Как звали девочку из произведения Волкова «Волшебник Изумрудного города»?
(Элли)
8.Как звали девочку, у которой один чулок был очень длинным?
(Пеппи)
9.Какое имя дал папа Карло своему деревянному сыну?
(Буратино)
10.Как звали девочку, которая всё время хотела стать учительницей?
(Мальвина)
Катерина:
11.Как зовут красавицу, которая любит носить лягушачью кожу?
(Василиса)
12.Как зовут девочку из стихотворения Агнии Барто, которая очень любит плакать?
(Таня)
13.Как зовут мальчика из произведения Эдуарда Успенского «Каникулы в Простоквашино»?
(Фёдор)
14.Этот сказочный герой с необычным именем любит жить на крыше.
(Карлсон)
15.Как зовут девочку, которую обижала злая мачеха?
(Золушка)
(Награждение победителя)
Воспитатель: Спасибо, гости дорогие за прекрасную викторину.
Есть люди, чьи имена стали им памятниками ещё при жизни. Вот с таким человеком, с которым вы сталкиваетесь на уроках математики, я хочу вас познакомить. Узнав об этом человеке, вы убедитесь в том, что не имя красит человека, а человек имя.
Он родился на острове Самос. Совсем юным Пифагор покинул свою родину. Он прошёл пешком по дорогам Египта и 12 лет жил в Вавилоне, где обучался астрономии и философии. После возвращения домой он поселяется на Сицилии, где рождается его знаменитая Пифагорейская школа. Его ученики и сам учитель жили по следующим правилам:
-Делай лишь то, что впоследствии не огорчит тебя и не принудит раскаиваться.
-Не делай никогда того, чего не знаешь. Но научись тому, что следует знать.
-Приучайся жить просто и без роскоши.
-Не пренебрегай здоровьем своего тела.
-Не закрывай глаза, когда хочется спать, не разобравши всех своих поступков в прошлый день.
Пифагор открыл теорему, которая известна всем школьникам в XXI веке. Он оставил о себе такую память, которую трудно переоценить. Именно Пифагор определил, что земля является шаром, что все музыкальные интервалы подчинены законам чисел. Пифагора люди помнят уже более 2,5 тысячи лет. Его нет, а имя, которое он получил при рождении, известно всему миру и сегодня.
-Ребята, как вы думаете, почему имя Пифагора сохранилось в XXI веке?
-Можно ли считать, что Пифагор собой и своими поступками сохранил в истории своё имя?
(Ответы учащихся)
Воспитатель: Наше занятие подошло к концу. Я благодарю всех за участие.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект классного часа для 5-6 класса по теме Дружба
Классный час в 5-8 классе на тему: Моя семья - моё богатство
Конспект правового классного часа для 5-7 класса «Путешествие по городу Прав»
Конспект классного часа для для 5-7 классов на тему: Города России
Похожие статьи:
Классный час в 7, 8 классе на тему ПДД
Классный час на тему Россия в 6, 7 классе
Классный час в 6, 7 классе по теме: Тайна имени
Классный час 7, 8 класс по теме: Как уберечься от беды
Классный час на тему: Вредные привычки, 7-8 класс