Конспект внеурочного занятия для учащихся 4 класса "Равнодушие и отзывчивость"
Цель: углубить представления учащихся о нравственных качествах человека.
Задачи: раскрыть значение понятий «равнодушие» и «отзывчивость»;
- развивать в учащихся стремление проявлять отзывчивость;
- воспитание таких качеств, как отзывчивость, сострадание, сочувствие.
Описание. Конспект занятия составлен для учащихся 4 класса. Полезным будет и для учащихся 5-6 классов.
Ход занятия
Воспитатель: Добрый день, ребята! Каждый человек радуется, когда его хвалят, называют добрым, хорошим, отзывчивым. Никому не нравятся люди равнодушные, которые пройдут мимо чужого горя и не помогут.
Сегодня мы поговорим с вами об отзывчивости, стремлении помочь другу, о желании делать людям добро, ведь с добром жить легко, а со злом – тяжело.
Есть ли среди ваших знакомых, друзей отзывчивые люди? Расскажите о них.
(Ответы учащихся)
Воспитатель: А я вам расскажу о своей подруге Лидии. Я пошла на работу, захлопнула дверь, а ключи дома забыла. Пришла с работы, стала ключи искать, чтобы попасть в квартиру, их нигде нет. Что делать? Тут я вспомнила, что у моей подруги Лиды был выходной день. Пошла к ней, объяснила ситуацию, а она меня успокоила: позвонила своему брату Виктору, который работал слесарем в ЖЭКе и хорошо разбирался в замках. Через полчаса приехал Виктор. У него было много инструментов и целая связка ключей. Он повозился с дверью минут пятнадцать и открыл её. Как я была рада и благодарна Виктору и Лидии! Мои друзья помогли мне. Они люди отзывчивые, неравнодушные, они настоящие друзья! Недаром говорят: «Верному другу цены нет», «Дерево живёт корнями, а человек друзьями».
Давайте вспомним песню «Настоящий друг», в которой поётся о том, что друг в беде не бросит.
(Исполнение учащимися песни «Настоящий друг», музыка Савельева)
Воспитатель: Ребята, какие слова подходят к слову «друг»?
(Ребята называют слова: верный, преданный, хороший, отзывчивый, добрый, щедрый, испытанный, надёжный, милосердный)
Воспитатель: Вот как много слов, характеризующих друзей, вы назвали. Молодцы! Я уверена, что у каждого из вас есть хороший, верный друг. Без друзей жить нельзя! Многие из вас знают весёлую песню о дружбе, в которой есть замечательные слова: «С голубого ручейка начинается река, ну, а дружба начинается с улыбки…»
(Исполнение песни «Улыбка», музыка Владимира Шаинского)
Воспитатель: В самом деле, добрая, открытая улыбка всегда привлекает сердца людей. Почему, как вы думаете?
(Ответы учащихся)
Воспитатель: Да, потому что улыбающийся человек настроен доброжелательно. Слово «доброжелательность» состоит из двух частей – «добро» и «желать». Значит, доброжелательный человек – это тот, кто желает вам добра.
Вы тоже улыбнитесь ему в ответ. Ведь улыбка – это начало дружбы. Чтобы иметь хороших, верных друзей, нужно уметь дружить. А в чём заключается умение дружить?
(Ответы учащихся)
Воспитатель: Прежде всего в том, чтобы поступать с людьми так, как бы вы хотели, чтобы они поступали с вами. Если вы хотите, чтобы вам улыбались, - улыбайтесь сами, проявляйте внимание к людям, будьте добры и отзывчивы. Уметь дружить – значит уметь уступать, с благодарностью принимать помощь, советы и замечания друзей.
Народ сложил о дружбе мудрые пословицы и поговорки.
«Друг – ценный клад, ему всякий рад».
«Дружба дороже денег».
«Дружба, что стекло – разобьёшь, не склеишь».
«За друга держаться – ничего не бояться».
Попробуйте объяснить смысл этих пословиц.
(Ответы учащихся)
Воспитатель: Послушайте небольшое стихотворение и ответьте на вопросы.
Ученик: Помогает Саша маме –
Возится он с малышами.
И сочувствует другим - Верный друг, хороший сын.
Воспитатель: О каком хорошем качестве друга рассказывается в стихотворении?
(Ответы учащихся)
Воспитатель: Почему говорят: «Старый друг лучше новых двух»?
(Ответы учащихся)
Воспитатель: Как вы думаете, ради кого мы делаем добрые дела?
(Ответы учащихся)
Воспитатель: Да, ради окружающих нас людей.
Воспитатель: Ребята, как вы понимаете слово «равнодушный»?
(Ответы учащихся)
Воспитатель: Давайте разберём ситуацию.
Дети играли на детской площадке, и один малыш упал с невысокой скамейки и громко заплакал. Рядом сидели две подружки – Таня и Оля. Таня тут же вскочила и подбежала к малышу. Подняла его, отряхнула, успокоила, приласкала. А Оля и не подумала встать со скамейки. «А что с ним случится! Поплачет и перестанет! Ведь ничего серьёзного не произошло. Пусть привыкает сам вставать, а то неженкой вырастет», - сказала она Тане.
Ребята, как вы думаете, какая из девочек отзывчивая, а какая равнодушная?
(Ответы учащихся)
Воспитатель: Правильно. Таня – отзывчивая, а Оля – равнодушная, даже чёрствая. Она поступила плохо. Значит, в её сердце не хватает доброты. А сейчас предлагаю послушать стихотворение.
Ученик: Коля – мальчик равнодушный,
С ним играть ребятам скучно!
Худо Коле одному,
Худо Коле потому,
Что добра не делал никому!
Воспитатель: Ребята, запомните, что добро, которое вы делаете людям, обязательно к вам вернётся!
Добро, как птица, к тебе возвратится
Новым добром, золотом, серебром.
Воспитатель: Давайте вспомним, о чём же сегодня мы говорили на занятии.
-Чем отличается отзывчивый человек от равнодушного?
-Помогает ли отзывчивый человек другим людям?
-Как поступает равнодушный человек, если видит, что другу требуется помощь?
-К каким людям вы относите себя?
-Почему говорится, что добро к доброму человеку возвращается?
(Ответы учащихся)
Воспитатель: Занятие закончено. Всем спасибо.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект тематической прогулки в начальной школе. У природы нет плохой погоды
Спортивный час в ГПД. Разработка
Спортивное состязания в начальной школе в ГПД
Веселая эстафета для начальной школы
Похожие статьи:
Турнир знатоков русского языка, 2-3 класс
Занимательный материал для ГПД
Занятие в ГПД по теме «Народное декоративно-прикладное искусство»
Беседы о правилах поведения в группе продленного дня
Конспект занятия в ГПД. Знакомство с обязанностями дежурных