Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект внеклассного занятия по экологии для 5-6 класса

Конспект занятия для учащихся 5-6 классов "Берегите землю, берегите"

Цель: познакомить обучающихся с проблемами охраны окружающей среды, с правилами поведения в природе.
Задачи.
Образовательные:
-способствовать формированию у обучающихся знаний о природе, её закономерностях;
-Формировать умение анализировать, обобщать, делать выводы, доказывать своё мнение.
Развивающие:
-способствовать развитию мышления, внимания.
Воспитательные:
-формировать у обучающихся чувства ответственности за состояние окружающей среды;
-формировать гражданскую позицию «Земля – это наш дом, а дом всегда нужно беречь и охранять».
Описание. Данное занятие рассчитано для обучающихся 5-6 классов. Будет полезным и для обучающихся 7-9 классов.
Ход занятия
Воспитатель: Добрый день, ребята! Вы знаете, что на территории нашей Родины очень много живописных уголков природы. Эти места не только красивы, но и богаты своеобразным растительным и животным миром. Вот об этом мы с вами и поговорим. Для начала предлагаю отгадать загадки о воде.
1.Он без рук, он без ног
Из земли пробиться смог.
Нас он летом в самый зной
Ледяной поит водой.
(Родник)
2.По реке идёт, идёт,
А до берега дойдёт –
Тут она и пропадёт.
(Волна)
3.Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе.
Узкий кончик в роднике,
А широкий – в море.
(Река)
4.Не вода, не суша,
На лодке не уплывёшь
И ногами не пройдёшь.
(Болото)
5.Зеркало большое
Средь полей лежит.
Небо отражает,
Землю украшает.
(Озеро)
6.По небесам оравою
Бредут мешки дырявые.
И бывает иногда
Из мешков течёт вода.
(Туча)
7.Вечером родится,
Ночью живёт,
Утром умирает.
(Роса)
8.Без крыльев летит,
Без ног бежит,
Без паруса плывёт.
(Облако)
( Звучит в грамзаписи песня «Течёт Волга», музыка М.Фрадкина)
Воспитатель: О какой реке поётся в песне?
(Ответы учащихся)
Воспитатель: Да, эта песня о великой русской реке Волге. Волга – крупнейшая река Европы, протянулась на 3530 километров с севера на юг. В древности её называли Ра. Она олицетворяет силу и величие нашего народа. Волга принимает в себя около 200 притоков, больших и малых. По подсчётам учёных, ей 50 тысяч лет. Но сейчас наша великая река в опасности. В бассейне Волги сосредоточено около половины сельскохозяйственного и промышленного производства страны. Здесь же образуется до 42 миллионов тонн токсичных отходов. Из 100 российских городов с самой грязной атмосферой – 65 находятся в бассейне реки.
Ребята, скажите, откуда берёт своё начало Волга?
Ученик: С Валдайской возвышенности.
Воспитатель: Правильно.
Вот отсюда, именно отсюда,
Из глубин лесного родника,
Вытекает голубое чудо –
Русская великая река.
Лёгкий дом, как девичья светёлка.
Вяз, ольшаник, сумрачная ель.
Стойте, люди! Здесь родилась Волга,
Здесь её и дом, и колыбель.

Воспитатель: Куда впадает Волга?
Ученик: Волга впадает в Каспийское море.

Место, где Волга впадает в Каспийское море-озеро.
Воспитатель: Какие рыбы, обитающие в наших реках, занесены в Красную книгу?
Ученик: В Красную книгу занесены такие рыбы как шип, стерлядь, волжская сельдь.
Воспитатель: Любителей рыбной ловли река привлекает круглый год. Самый большой осётр, выловленный в Волге, достигал в длину 7 метров 80 сантиметров и весил 1440 килограммов. Самая крупная пойманная щука весит 75 килограммов, а возраст самой старой пойманной щуки составляет 33 года.
Предлагаю вам отгадать речворд.
1.Под водой живёт народ,
Ходит задом наперёд. Кто это? (Рак)
2.Есть тигровая, а есть водяная. Что это? (Лилия)
3.Назовите дыхательный орган рыб. (Жабры)
4.На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно. (Сом)
5.Что рыбы мечут весной? (Икру)
6.Назовите рыбу, которая напоминает ежа. (Ёрш)
7.Рога вперёд, ползёт,
Дом на себе везёт. (Улитка)
8.Эта рыба в воде не говорит «му». Кто это? (Бычок)
9.Растёт по берегам водоёмов. Если её сорвать, можно порезаться. Что это? (Осока)
10.Речной волк – зубами щёлк. Кто это? (Щука)
11.Назовите рыбу с красными плавниками. (Краснопёрка)
12.За способность линять эта рыба и получила своё имя. (Линь)
(Ответы учащихся)
Воспитатель: Чтобы загубить любой водоём, не требуется ни копейки. Есть программа, которая называется «Возрождение Волги», но из-за отсутствия средств программа практически не работает. Сколько ещё просуществует наша великая река при таком отношении – неизвестно.
Ребята, скажите, без чего не смогли бы существовать реки и озёра и почему?
(Ответы учащихся)
Воспитатель: Конечно, без леса. Ведь лес помогает сохранять в почве влагу, без него пересохли бы реки и озёра. Его нужно охранять и беречь.
Сейчас предлагаю вам несколько конкурсов.
«Растение – доктор»
Назовите как можно больше лекарственных растений.
(Учащиеся называют: ландыш, пижма, ноготки, мята, подорожник, пастушья сумка, ромашка, зверобой, мать-и-мачеха, шиповник, крапива)
Воспитатель: Многие растения занесены в Красную книгу. Если собрать все подснежники, уцелевшие в лесах, и поделить их между жителями города – на всех не хватит даже по цветку! Как же спасти цветы от полного уничтожения?
(Ответы учащихся)
Воспитатель: Способ один – любоваться ими и помнить: сорванный цветок – для одних глаз, а не сорванный – для миллионов глаз.
«Цветы, цветы…»
Воспитатель: Прошу вас ответить на вопросы.
1.Какое растение цветёт ещё до таяния снега? (Подснежник)
2.Эти цветущие ветки ставят в одно из воскресений Великого поста. (Верба)
3.Когда зацветёт это растение, кажется, что на занятой им полянке играют солнечные зайчики. Что это? (Одуванчик)
4.Этот цветок часто дарят на 8 Марта. Что это за цветок? (Мимоза)
5.Как называется лесное растение, чьи цветы напоминают колокольчики? (Ландыш)
(Ответы учащихся)
«Лети, лети, лепесток»
Воспитатель: Предлагаю вспомнить самые первые, знакомые нам с раннего литературные произведения, в которых речь идёт о каком-либо растении, дереве или цветке. У меня в руках цветок. Я буду отрывать от него лепесток и зачитывать задание. Кто правильно ответит, тот получит лепесток. У кого больше лепестков – тот и победит.
1.Из какого произведения эти слова?
Дети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг. (В.Катаев «Цветик-семицветик»)
2.За какими цветами послала в зимний лес девочку капризная принцесса в сказке С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»? (За подснежниками)
3.На каком дереве находится цепь, по которой ходит учёный кот? (На дубе)
4.Как зовут сестру Беляночки из сказки братьев Гримм? (Розочка)
5.Какой цветочек просила привезти младшая дочь купца себе в подарок в сказке С.Т.Аксакова? (Аленький)
6.Какой цветок сделал Данила-мастер в сказке П.П. Бажова? (Каменный)
7.Каким растением называли мальчика Витю из квартиры № 6 в стихотворении С,В.Михалкова? (Мимоза)
8.Из какого растения вязала рубашки своим заколдованным братьям главная героиня сказки Х.К.Андерсена «Дикие лебеди»? (Из крапивы)
9.С какого дерева папа сорвал Маше – гамаши, Зинке – ботинки, Нинке – чулки в стихотворении К.И.Чуковского? (С чудо-дерева)
(Награждение победителя)
Воспитатель: Жизнь человека на Земле прочно и навсегда связана с животным миром. Животные давали людям пищу и одежду, внушали страх и приносили радость. Они были их врагами, друзьями, учителями. Поэтому очень важно знать, любить и беречь животных.
«Братья наши меньшие»
Воспитатель: В очередной раз предлагаю ответить на вопросы.
1.Назовите место, где живут волки. (Логово)
2.То, что растёт у некоторых животных на голове. (Рога)
3.Какой лесной житель сушит на деревьях грибы? (Белка)
Воспитатель: Кстати, белка может засушить на зиму 2000 разных грибов.
4.Как в народе называют лося? (Сохатый)
5.Другое название лесной свиньи. (Кабан)
6.Звериное лицо. (Морда)
7.Как называется предводитель стаи? (Вожак)
«Пернатые друзья»
Воспитатель: На территории нашей страны обитает много пернатых. Птицы – защитники полей, лесов, садов и огородов..Они охраняют урожай, уничтожают в день огромное количество вредных насекомых. Хищные птицы ловят на полях грызунов. Предлагаю вашему вниманию небольшую викторину.
1.Эту птицу часто изображают на гербах и монетах. Назовите её. (Орёл)
2.Как называется перелётная птица, которая вьёт свои гнёзда под крышами и карнизами домов? (Ласточка)
3.Каки называется зубастый предок птиц? (Динозавр)
4.Говорят, что эти птицы приносят детей. (Аист)
5.Именем этой птички называют рано просыпавшегося человека. (Жаворонок)
6.Ей «как-то Бог послал кусочек сыра». Кто это? (Ворона)
(Ответы учащихся)
«Птицы на одну букву»
Воспитатель: Предлагаю отгадать загадки о птицах, названия которых начинаются с одной и той же буквы.
1.Красногрудый, краснокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)
2.Всю ночь летает – мышей добывает.
А станет светло – спать летит в дупло. (Сова)
3.Бела, как снег. Черна, как жук. (Сорока)
4.На шесте – дворец, во дворце – певец.
Вертится, как бес, повернулся – и в лес. (Скворец)
5.Он серенький на вид,
Но пеньем знаменит. (Соловей)
(Ответы учащихся)
Воспитатель: Ребята, какие птицы прилетают к нам весной и как их называют?
Ученик: Весной к нам прилетают гуси, грачи, журавли, скворцы, ласточки, соловьи, пеночки. Это перелётные птицы.
Воспитатель: Какие птицы остаются у нас на зиму и как их называют?
Ученик: На зиму остаются вороны, снегири, воробьи, синицы, сороки, галки, голуби. Это зимующие птицы.
«Кто как говорит?»
Воспитатель: Сейчас я буду показывать птицу, а вы должны сказать, как она «говорит».

Сорока стрекочет

Утка крякает

Кукушка кукует

Филин ухает

Ворона каркает

Воробей чирикает
(Учащиеся дают ответ при показе картинки)
Воспитатель: Ребята, охраняйте птиц, зимой подкармливайте их. Берегите всё живое на земле!
(Учащиеся исполняют песню «Не дразните собак», музыка Е.Птичкина)
Воспитатель: Вдумайтесь, ребята, в эти факты: каждый час с лица земли исчезает около трёх видов животных и четырёх видов растений. Поэтому хочется сказать: «Берегите землю!». Наше занятие подходит к концу. Очень хочется, чтобы вы поняли, что природа, которая даёт нам всё для жизни, требует от нас бережного отношения к ней. Все мы, ныне живущие, в ответе за нашу природу.
Всем спасибо за участие.

Рекомендуем посмотреть:

Разработка внеклассного мероприятия для учащихся 6-7 классов с презентацией. Озеро Байкал Экологическая экскурсия на водоём с детьми 6-9 класса. Конспект Конференция для школьнико о проблеме бездомных животных Внеклассное мероприятие по экологии для школьников 5-7 класса. Мозговой штурм

Похожие статьи:

Игра ко Дню Земли для школьников 5-7 классов

Участник №31 творческого конкурса для детей и педагогов «Живой мир» с 5 сентября по 5 декабря 2016 года
Конспект внеклассного занятия для 5 класса на тему "Верность" | Конспект классного часа "Здоровый образ жизни" для 5-6 класса
Опубликовано: 2974 дня назад (31 октября 2016)
Просмотров: 5869
Рубрика: конспекты
+2
Голосов: 2
Татьяна Валерьевна Горбунова # 31 октября 2016 в 19:00 0
Татьяна Михайловна, Спасибо за интересный материал. Вы так легко и посто рассказали о важных и нужных вещах. Без лишних нотаций. Обязательно воспользуюсь вашим опытом. Успехов. Голос ваш.
Татьяна Обливанцева # 1 ноября 2016 в 08:40 0
Татьяна Валерьевна, благодарю Вас за отзыв о моей работе.