Внеклассное мероприятие по экологии для 6-9 класса. Экскурсия на водоём
Аннотация: В ходе экскурсии учащиеся познакомятся с природным сообществом - водоёмом, расширят знания о растениях и животных, обитающих в водоёме. В полевых условиях ребята смогут изучить растения водоема и некоторые виды беспозвоночных. Работа адресована педагогам дополнительного образования экологического профиля, учителям биологии и учащимся 6-9 классов.
Автор: Данильченко Оксана Анатольевна, заведующий отделом по основной деятельности ГУО «Слуцкий ЭБЦУ», г.Слуцк, Республика Беларусь
Цель: Сформировать представления учащихся о водоёме, как о сообществе, в котором живут вместе растения, насекомые, рыбы, водоросли и т.д.
Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с растительным и животным миром водоёма, закрепить на практике их знание о живой природе этих биоценозов, их взаимосвязи; продолжить формирование у детей умения проводить простейшие наблюдения за природой, моделировать схемы экологических связей в природе.
Воспитательные: показать учащимся на конкретных примерах значение чистоты окружающего мира; продолжить воспитание основ экологической культуры.
Оборудование: компас, бинокль, увеличительное стекло, сачки, коробки и пробки для сбора коллекционного материала, блокнот, карандаш, дидактический материал, термометр, фотоаппарат.
Место проведения: водоём.
Время проведения: апрель-июнь.
Возраст учащихся: 11-14 лет.
Подготовка к экскурсии
1. Беседа о цели экскурсии и правилах поведения во время её.
2. Учащиеся разбиваются по группам.
3. Повторение зон распределения растений в воде (приложение №1).
4. Вспомнить по иллюстрациям, какие животные могут встретиться на водоёме.
5. Подготовка вопросов, загадок и заданий для детей.
Проведение экскурсии
1.Беседа о важности воды.
Сегодня наша экскурсия на водоём. Для начала послушайте «сказку». Однажды люди нашли нефть. Огромным фонтаном поднялась она над землей и начала хвастаться:
- Я, самая сильная, я самая красивая. Меня называют все «чёрным золотом». Услышала это вода и говорит:
- Если ты самая сильная, то попробуй жить без меня.
- Подумаешь, - фыркнула нефть. – Ну и проживу.
И стал фонтан нефти с каждым днём всё меньше и меньше, пока совсем не иссяк. И тогда послышался из земли тихий голосок:
- Помоги мне вода. Без тебя нельзя мне жить, увидеть землю. Сжалась вода и поддержала нефть. И та опять поднялась над землёй фонтаном и прошептала:
- Спасибо тебе вода. Нет тебя главнее на земле».
Какой вывод можно сделать, прослушав эту историю? (Без воды жизнь на земле невозможна).
2. Водная растительность.
а\ Ребята, какие три основные зоны распределения водных растений вы знаете? (ответы ребят)
б\ Вспомните, на какие группы делятся водные растения? (ответы ребят).
Задания
Задания выполняют все группы ребят.
а\ Вычленить три зоны данного водоёма, измерьте температуру воды в них, отметьте характер берега. Полученные данные запишите.
б\ Рассмотрите растения в каждой зоне водоёма, определите их, установите к какой группе относится каждое растение.
в\ Посмотрите какие растения растут на берегу. Определите их и составьте список.
Например:
1. Плакучая ива
2. Чёрная ольха
3. Водные животные
Для того чтобы вспомнить, какие животные обитают в водоёмах и рядом с ними, отвечаем на вопросы и отгадываем загадки:
1. У родителей и деток вся одежда из монеток. (Рыбы, их чешуя)
2. Драгун, забияка, живет в воде, а когти на спине – и щука не проглотит. (Ёрш)
3. Какие рыбы имеют усики? (Сом, сазан, пескарь)
4. Не шагом ходит, не бегает, только прыгает. (Лягушка)
5. Не кузнец, а с клешнями. (Рак)
6. Глаза на рогах, а домик на спине. Кто это? (Улитка)
7. Как на речку прилетает, сразу в воду залезает.
«Кря» - нырнула на минутку вы узнали? Это - (Утка)
8. Какого зверя называют «речным строителем?» (Бобра)
9. Какого кольчатого червя называют лекарем? (Медицинскую пиявку)
10. Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик. (Стрекоза)
Таким образом, делаем вывод, что животный мир водоёма не менее богат и интересен, чем растительный.
Задания
Задания 1 выполняют все группы ребят, а задания 2, 3, 4 и 5 распределяются между группами.
1.Визуально определите виды животных, которых увидите на водных растениях, на поверхности и в толще воды, над водой, и на дне водоёма.
а/ отметьте, чем они заняты.
б/ сделайте вывод о видовом составе животных данного участка.
в/ составьте список.
2.Наблюдение за водомерками.
а/ Рассмотрите водомерку на поверхности водоёма. Обратите внимание на способ её передвижения. Отметьте особенности в строении тела и конечностей водомерки, позволяющие ей скользить по воде, как на лыжах. (Приложение № 2)
б/ Пронаблюдайте, как водомерка захватывает добычу. Какие конечности она при этом используют? Какое значение имеет окраска её тела?
в/ Зарисуйте внешний вид водомерки.
3.Наблюдение за стрекозами.
а/ Визуально определите виды стрекоз, летающих над данным участком.
б/ Пронаблюдайте за охотой стрекоз.
в/ Почему жизнь стрекоз тесно связана с водоёмом?
4.Наблюдения за моллюсками.
а/ Определите виды моллюсков находящихся на данном участке (Приложение №3). Соберите несколько улиток в банку.
б/ Зарисуйте улиток.
в/ Определите и сравните скорость движения улиток и через какой промежуток времени они поднимаются за новой порцией воздуха (7-9 раз в час). (после экскурсии)
5.Наблюдения за пиявками.
а/ Найдите и поймайте сачком пиявку, отсадите её в отдельную ёмкость. Определите, к какому виду она относится (Приложение №4).
б/ Понаблюдайте за движениями пиявки: плавает, ходит.
в/ Зарисуйте движения пиявки.
Подведение итогов экскурсии
1. Обсуждение выполненных заданий.
2. Установление взаимосвязей между известными учащимся видами растений и животных водного биогеоценоза.
3. Составление схем возможных целей питания в пресноводном водоёме.
4. Раскрытие значения водоёмов в природе и жизни человека, а также необходимости принятия мер по их охране.
Литература:
1.В.В.Травникова «Биологические экскурсии» Санкт-Петербург, 2002г.
2.Веремчук О.Н. Жуковский А.Т. Якимович И.К. «Природные сообщества Беларуси» Брест, из-во С.Лаврова 2003г.
3.М.А. Козлов И.М. Олигер «Школьный атлас-определитель беспозвоночных» М.: «Просвещение», 1991г.
4. «Зоопарк в твоей книжке» Сост. В.В. Никитина, В.И. Башарин, А.Г.Башарина, Харьков «Услуга», 1992г.
Приложение № 1
Зоны распределения растений водоёма
Первая зона занимает ближайшую к берегу мелкую полосу водоёма, глубиной до 1м, и может быть названа земноводной. Она иногда пересыхает, и находящиеся здесь растения приспособлены к существованию в условиях перемежающихся затопления. Наиболее обычные представители здесь:
осоки, стрелолист, вахта, сабельник.
Вторая зона – идёт в глубину до 2 – 3 метров. Если водоем сразу от берега начинается такой глубины, то в подобном случае эта зона начинается от берега. В составе второй зоны встречаются тростник, камыш,рогоз.
Третья зона – глубиной до 4-5 метров. Здесь растут кувшинки, кубышки, элодея, роголистник.
Далее в глубь водоёма высшие растения не идут, и здесь могут развиваться водоросли.
Растения не прикрепленные ко дну, т.е. свободноплавающие, как ряска, пузырчатка и др., не могут быть отнесены к одной какой-либо зоне: они плавают между растениями разных зон, в особенности более глубоких.
Классификация водных растений.
Гидрофиты – наземные растения влажных, переувлажненных и периодически затопляемых местообитаний с высокой влажностью воздуха.
Они часто растут в руслах неглубоких рек и ручьёв, на сырых прибрежных отмелях, по берегам водоёмов. Например: аир болотный, незабудка болотная, чистец болотный.
Гидрофиты – это настоящие водные растения, постоянно растущие в воде. Они делятся на три группы.
1.Погружённые в воду растения – основная вегетативная масса находится в толще воды. (элодея канадская, пузырчатка обыкновенная)
2.Плавающие растения – на поверхности воды плавают листья и другие фотосинтезирующие органы. (водокрас обыкновенный, кубышка жёлтая).
3.Воздушно-водные растения - укореняющиеся на дне водоёма растения, часть побегов находятся в водной среде, а часть возвышается над поверхностью воды. (камыш озёрный, рогоз узколистный).
Приложение № 2
Водомерка.
Водомерки живут на поверхностной плёнке стоячей воды. Передвигаются они, узким телом рассекая воздух и широко расставляя 4 длинных задних ноги. Питается водомерка насекомыми, высасывая хоботком содержимое добычи.
Приложение №3
Определение моллюсков
Тип моллюски. Класс моллюски брюхоногие.
Семейство прудовики. Раковина закручена спирально, в виде башенки.
Прудовик обыкновенный. Наиболее крупный из прудовиков, высота раковины 45-55мм. Обитает в стоящих водоёмах обязательно хорошо заросших водной растительностью. С помощью ноги прудовик или скользи по поверхности подводных предметов и траве, или, подвесившись снизу к поверхности плёнки воды, скользит по ней.
Прудовик болотный. Похож на обыкновенного, но раковина его имеет форму очень острого конуса и отличается более тёмной окраской.
Прудовик ушковый. Раковина с коротким завитком и вздутым последним оборотом. По форме раковина напоминает человеческое ухо, отсюда и название вида. Встречается реже, чем обыкновенный.
Семейство катушки. Витки раковины расположены в одной плоскости.
Катушка роговая. У этого моллюска диаметр раковины до 35 мм. Обитает на растениях в стоячих водоёмах, там же, где обыкновенный прудовик, но к поверхности воды поднимается редко.
Катушка окаймлённая. У окаймлённой катушки, раковина тёмно – коричневая, диаметром 20 мм, с 5-6 оборотами. На последнем обороте снизу имеется острый киль. Обитает в мелких водоёмах и в прибрежной части крупных водоёмов.
Катушка закрученная. Раковина жёлтая, диаметром до 10 мм, с 6-7 оборотами. На последнем обороте острый, смещённый вниз киль. Обитает в прибрежных зарослях стоячих водоёмов, часто плавает на поверхности воды.
Семейство лужанки. Устье раковины закрывается крышкой. Раковина с продольными полосами.
Лужанка болотная. Раковина высотой до 43 мм. Обитант в озёрах, прудах, иногда даже в лужах с чистой водой. Держится на дне.
Лужанка речная. Раковина более толстая и прочная, высотой 25мм, шириной – 26 мм, с менее выпуклыми оборотами, чем у болотной.
Класс моллюски двухстворчатые.
Семейство перловицы. Раковина удлинённо-овальная. На каждой створке видна наиболее выпуклая, выдающаяся часть – вершина.
Перловица обыкновенная. Раковина длинная, узкая, до 145 мм. Окраска у молодых особей жёлто-зелёная, у старых зеленовато-бурая. Обитает в озёрах и реках, в местах с замедленным течением, на песчаном, не сильно заиленном грунте.
Перловица вздутая.У этого вида раковина более короткая до 110 мм. Места обитания те же.
Беззубка обыкновенная. Раковина длиной 10-15 мм, иногда до 20 мм. Обитает в сильно заиленных грунтах, песчаных, в озёрах, прудах и реках с замедленным течением.
Семейство шаровка. Раковины сильно вздутые, почти шаровидные. Шаровка роговая. Раковина диаметром 10-15 мм, бурого цвета. Вершина створок раковины находится в её середине.
Горошинка речная. Вершина створок сдвинута в сторону, раковина коротко - овальная. Диаметр раковины 10-11 мм.
Приложение № 4
Определение пиявок.
Малая ложноконская пиявка. Длина тела 4-6 см. коричневая или жёлто-серого цвета с жёлтыми пятнышками, которые расположены поперечными рядами. Тело членистое с двумя присосками. Активный хищник. 4 пары глаз.
Большая ложноконская пиявка. Крупная пиявка – длина тела до 15 см. диаметр задней присоски равен приблизительно половине ширины тела. Окраска от тёмно-зелёной до черной. Брюшная сторона светлее спинной – зеленоватая с крапинками. Тело членистое, с двумя присосками.
Улитковая пиявка. Небольшая пиявка – длина тела 2-3 см, желтоватого или оливково-бурого цвета с множеством пятнышек и крапинок. Задняя присоска хорошо заметна. На переднем конце меленькая присоска.
Рекомендуем посмотреть:
Экологический проект, 6 класс
Экологическая беседа для учащихся 5-7 классов с презентацией
Экологическая беседа для учащихся 5-7 класса. Загрязнение вод Мирового океана
Внеклассное мероприятие по экологии для 5-7 класса с презентацией. Загрязнение атмосферы
Похожие статьи:
Викторина для школьников с ответами по теме растения, 5-6 класс
Внеклассное мероприятие по экологии, 5 класс. Первоцветы
Внеклассное мероприятие «Лес - наше богатство», 6-7 класс
Внеклассные мероприятия по экологии, 5-6 класс
Сценарий экологической сказки для 5 класса