Беседа по экологии, 5-7 класс. Загрязнение атмосферы.
Актуальность темы:Планета Земля — наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относится к нему, сохраняя все его ценности и богатства.
Описание материала: В этом году передо мной встала задача рассказать ребятам о экологии нашего края. Предлагаю вашему вниманию третью беседу о экологии "Загрязнение атмосферы", рассчитанную на детей 5-7 класса, так же этот материал может быть полезен учителям, воспитателям и родителям. В тексте беседы имеются гиперссылки.
Рекомендации: Беседа сопровождается показом презентации ( мультимедийное сопровождение), что позволяет полнее ощутить степень опасности от загрязнения нашего Дома-Земля и загрязнение водоёмов.
Цель:Сформировать у детей знания о видах загрязнения атмосферы.Вызвать стремление деятельности школьников по защите природы, дать установку на выполнение некоторых мероприятий по охране природы.
Задачи:
-изучить масштабность проблемы;
-проанализировать виды загрязнения атмосферы;
-найти рациональные способы защиты атмосферы от загрязнения.
Ход беседы.
На прошлом уроке, мы с вами говорили о второй по счету, но не по значению, экологической проблеме.
-Что это за проблема?
- Чем она опасна для человечества?
- Что вы знаете о ней?
-Что знают о ней ваши родители, друзья?
- Что мы можем сделать, что бы защитить наш поселок?
Ответы детей, рассуждения.
Чтобы понять о чем мы будем сегодня беседовать отгадайте загадку.
Показ презентации
Правильно, попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.
(ответы детей)
3слайд. Воздух – одно из ключевых понятий нашего бытия. На языке физиков и химиков воздух – это смесь нескольких газов, а на языке поэтов воздух – это жизнь, свежесть, свобода.
Упражнение
Давайте все вместе попробуем задержать дыхание и проверим,как долго мы можем терпеть отсутствие воздуха в легких.
Обсуждение результата.
4слайд.
-Для чего нужен воздух?
-Как дышат растения?
-А как узнать, что вы дышите?
-Через какой орган люди дышат?
-А кто ещё дышит носом?
-И что же такое воздух?
-Кто-нибудь видит сейчас воздух?
-А может его вовсе нет?
-Скажите, а почему мы не видим воздух?
-В каком случае мы его видим?
Ответы и рассуждения детей.
5 слайд. Загрязнение атмосферы- это привнесение в атмосферный воздух новых нехарактерных для него физических, химических и биологических веществ или изменение естественной среднемноголетней концентрации этих веществ в нём.
6 слайд. Загрязнение бывает 2 видов: естественное и искусственное.
•
Естественное загрязнение воздуха вызвано природными процессами
(извержения вулканов, лесные пожары, пыльные бури, процессы выветривания, разложение органических веществ)
•
Искусственное загрязнение атмосферы происходит в результате практической деятельности человека (промышленные и теплоэнергетические компании, транспорт, системы отопления жилищ, сельское хозяйство, бытовые отходы)
7слайд. Естественные источники загрязнения атмосферы представляют собой такие грозные явления природы, как извержения вулканов и пыльные бури. Как правило они носят катастрофический характер. При извержении вулканов в атмосферу выбрасывается большое число газов, паров воды, твердых частиц, пепла и пыли. После затухания вулканической деятельности общий баланс газов в атмосфере постепенно восстанавливается. В частности, в следствии извержения вулкана Кракатау в 1883 г. в атмосферу было выброшено около 150 млрд. т пыли и пепла. Мелкие пылевые частицы держались в верхних слоях атмосферы в течение нескольких лет. «Над Кракатау поднялась черная туча высотой около 27 км. Взрывы продолжались всю ночь и были слышны на расстоянии 160 км от вулкана. Газы, пары, обломки, песок и пыль поднялись на высоту 70 - 80 км и рассеялись на площади свыше 827000 км»
8слайд. Существенно загрязняют атмосферу крупные лесные пожары. Чаще в итоге они выходят в засушливые годы. В России самые опасные лесные пожары в Сибири, на Дальнем Востоке, на Урале, в Республике Коми. В среднем за год площадь, пройденная пожарами, составляет около 700 тыс. га. В засушливые годы, скажем, в 1915 г. она достигла 1 - 1,5 млн. га. Дым от лесных пожаров распространяется на большие площади - около 6 млн. км. Памятным для жителей нашего поселка остается лето 1972 г., когда воздух был сизым от дыма пожаров, видимость на путях не превышала 20 - 30 м. Горели лес и торфяники. Прямой ущерб от лесных пожаров в среднем составляет 200 - 250 млн. долл.
В среднем за год сгорает и повреждается на корню до 20-25 млн. м3 древесины.
9 слайд. Пыльные бури появляются в связи с переносом мощным ветром поднятых с земной поверхности мельчайших частиц почвы. Мощные ветры - смерчи и ураганы - поднимают в воздух и крупные обломки горных пород, хотя они не держатся долго в воздухе. При мощных бурях в атмосферный воздух поднимается до 50 млн. т пыли. Причинами пыльных бурь являются засуха, суховеи; провоцируют их интенсивная распашка, выпас скота, сведение лесов и кустарников. Наиболее распространены пыльные бури в степных, полупустынных и пустынных районах. В России катастрофические пыльные бури наблюдались в 1928-м, 1960-м, 1969-м, гг.
На карте вы видите желтым цветом обозначенные места наиболее частых засух. Заштрихованные- пыльных бурь.
10 слайд. Выветривание горных пород и ухудшения качества несущих грунтов приводит к образованию пыли в воздухе. Разложение живых организмов загрязняет воздух ядовитыми веществами.
11 слайд. Искусственные источники загрязнения - самые опасные для атмосферы. По агрегатному состоянию все загрязняющие вещества антропогенного происхождения подразделяются на твердые жидкие и газообразные, притом последние составляют около 90%.
Проблема загрязнения воздуха не нова. Более двух столетий серьезные опасения вызывает загрязнение воздуха в крупных промышленных центрах большинства европейских государств. Впрочем длительное время эти загрязнения носили локальный характер. Быстрый рост промышленности и транспорта в XX в. привел к тому, что такой объем выброшенных в воздух веществ не может больше рассеиваться. Их концентрация увеличивается, что влечет за собой опасные последствия для биосферы.
12 слайд. Особое звание среди источников загрязнения атмосферы занимает химическая промышленность. Она поставляет диоксид серы (SO2), сероводород (H2S), оксиды азота (NO, NO2),
углеводороды (СxНy) галогены (F2, Сl2) и др. Для химической промышленности характерна высокая концентрация предприятий, что создает повышенное загрязнение окружающей среды. Вещества, выделяемые в атмосферу, могут вступать в химические реакции друг с другом, образуя высокотоксичные соединения.
13слайд. Смог.
14слайд. Из всех искусственных источников загрязнения атмосферы
самым опасным является автомобильный транспорт. В 1900 г. в мире было 11 тыс. автомобилей, в 1950 г. - 48 млн, в 1970 г. - 181 млн, в 1982 г. - 330 млн, в настоящее время - около 500 млн автомобилей. Они сжигают сотни миллионов тонн невозобновимых запасов нефтепродуктов. В отработанных газах автомобилей содержится около 280 вредных компонентов. Автомобильный транспорт становится одним из главных источников загрязнения окружающей среды. В ряде зарубежных государств (Франция, США, Германия) автомобильный транспорт дает более 50 - 60% в конечном счете загрязнения атмосферы.
15слайд. С широким употреблением фреонов в холодильных установках, в производстве аэрозольных баллонов связано их появление на огромных высотах, в стратосфере и мезосфере. В настоящее время истощение озонового слоя признано всеми как серьезная угроза глобальной экологической безопасности. Снижение концентрации озона ослабляет способность атмосферы защищать все живое на Земле от жесткого ультрафиолетового излучения (УФ-радиация). Живые организмы весьма уязвимы для ультрафиолетового излучения, ибо энергии даже одного фотона из этих лучей достаточно, чтобы разрушить химические связи в большинстве органических молекул. Не случайно поэтому в районах с пониженным содержанием озона многочисленны солнечные ожоги, наблюдается рост заболеваемости людей раком кожи и др. Так, например, по мнению ряда ученых-экологов, к 2030 г. в России при сохранении нынешних темпов истощения озонового слоя заболеют раком кожи дополнительно 6 млн человек. Кроме кожных заболеваний возможно развитие глазных болезней (катаракта и др.), подавление иммунной системы и т. д. Установлено также, что растения под влиянием сильного ультрафиолетового излучения постепенно теряют свою способность к фотосинтезу, а нарушение жизнедеятельности планктона приводит к разрыву трофических цепей биоты водных экосистем, и т. д.
16 слайд. Радиоактивные вещества относятся к особо опасным для людей, животных и растений. Источники радиоактивного загрязнения техногенного происхождения. Это экспериментальные взрывы атомных, водородных и нейтронных бомб, всякого рода производства, связанные с изготовлением термоядерного оружия, атомные реакторы и электростанции; предприятия, где используются радиоактивные вещества; станции по дезактивации радиоактивных отходов; хранилища отходов атомных предприятий и установок; аварии либо утечки на предприятиях, где производится и используется ядерное топливо.
17слайд. Огромную опасность для людей, растений и животных представляют испытания ядерного оружия, аварии и утечки на предприятиях, где используется ядерное топливо
-Где такая катастрофа произошла в нашей стране?
-Что вы об этом знаете?
Ответы детей.
Наибольшее загрязнение атмосферы происходит при взрывах термоядерных устройств. Образующиеся при данном изотопы становятся источником радиоактивного распада в течение длительного времени.
Радиоактивное излучение опасно для человека, вызывает у него лучевую заболевание с повреждением генетического аппарата клеток.
Это ведет к приходу у людей злокачественных опухолей, наследственных заболеваний.
18слайд. Деятельность человека приводит к повышению концентрации парниковых газов в атмосфере.
Увеличение концентрации парниковых газов приведет к разогреву нижних слоев атмосферы и поверхности земли. Любое изменение в способности Земли отражать и поглощать тепло, в том числе вызванное увеличением содержания в атмосфере тепличных газов и аэрозолей, приведет к изменению температуры атмосферы и мировых океанов и нарушит устойчивые типы циркуляции и погоды.
Парниковый эффект
19слайд. Эта одна из самых актуальных проблем на сегодня. Льды тают, уровень воды в мировом океане повышается, влажность воздуха повышается, площадь суши потихоньку, но уменьшается
20 слайд. Повышение средней температуры в полярных областях может вызвать быстрое таяние льдов Антарктиды и Гренландии, а это повлечет за собой резкий подъем уровня Мирового океана, в результате чего затопятся прибрежные города и низменности, что приведет к экономическим и социальным потрясениям.
21 слайд. В воздухе , которым мы дышим содержится много вредных веществ. Они вызывают аллергию, заболевание дыхательной системы. Последствия: головная боль, головокружение, тошнота, аллергия, астма, раздражение кожи и др..
22 слайд.Как защитить воздух?
Технология защиты атмосферы
1)локальные средства- высокие заводские трубы, выбрасывающие дым выше застоя воздуха.
2)электрические фильтры для обеспыливания и установки для удаления серы из дыма.
3) регулирование выхлопов автотранспорта.
4) озеленение.
5) использовать экологически чистые виды энергии: ветровую. Солнечную, геотермальную.
23слайд. Учёные уже разработали машину на солнечных батареях, но к сожалению они ещё не вошли в употребление.
24 слайд. Фикус Бенджамина и диффенбахия — настоящие биофильтры, когда речь идет о токсинах, выделяемых, например, лаками (ксилол и толуол).
25 слайд. Герань дезинфицирует и дезодорирует воздух, помогает при головной боли
26 слайд. Аспарагус поглощает частицы тяжёлых металлов
Итоговое обсуждение
В конце урока можно дать тест.
Определение атмосферного загрязнения.
1. Для атмосферы вреден избыток:
1)Кислорода
2) Углекислого газа
2. Избыток углекислого газа приводит:
1) К потеплению климата
2) Ухудшению состояния здоровья человека и животных
3) Все ответы правильные
4) Правильных ответов нет
3. Озоновый экран – это:
1)Часть атмосферы
2) Часть биосферы
3) Часть гидросферы
4. Фреоны содержатся:
1) В дезодорантах
2) Древесине
3) Стекле
5. Почему экологи опасаются повышения фреонов в атмосфере?
6.Сильнее всего атмосферу загрязняют:
1)Трамвай
2) Электричка
3) Автомобиль
4.Смог – это:
1)Полезная часть атмосферы
2) Смесь кислорода и воды
3) Смесь частиц копоти и капелек воды
7.Назовите основные экологические проблемы нашего района.
Презентация на тему: Загрязнение атмосферы
Рекомендуем посмотреть:
Экологический проект, 6 класс
Внеклассное мероприятие по экологии для 7-9 классов
Экологическая беседа для учащихся 5-7 классов с презентацией
Внеклассное мероприятие по экологии, 7-9 класс
Похожие статьи:
Внеклассное мероприятие «Лес - наше богатство», 6-7 класс
Экологическая игра-путешествие для школьников 7-8 класса
Театрализованное представление по экологии для школьников, 7-9 классы
Экологическая сказка для 7 класса. Сценарий
Игровая программа по экологии для подростков