Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Внеклассное занятие: Культура речи, 5-6 класс

Конспект занятия на тему "Культура речи" в 5-6 классах
Цель: способствовать обогащению обучающихся знанием русского языка, борьбе за его чистоту и смысловую точность.
Задачи:
- воспитание любви и интереса к русскому языку;
- развитие у обучающихся речи;
- обогащение словарного запаса.
Форма проведения: устный журнал «За страницами учебника».
Оборудование: карточки с заданиями, плакат «Говори правильно».
Назначение: Данное занятие предназначено для учащихся 5-6 классов, воспитателей ГПД, классных руководителей, а также для родителей.
Ход занятия.
Звучит песня Владимира Шаинскоро «Игра» в исполнении учащихся.
Воспитатель: Речь человека – это орудие его труда. Речь, язык в жизни каждого из нас имеют большое значение. От нашей эрудиции, от нашего умения владеть речью зависит будущее науки. И не случайно наше занятие посвящено теме «Культура речи».
Открываем 1-ю страницу журнала. Она называется «Что такое культура речи». А как вы, ребята, думаете, для чего человеку необходима речь?
(Ответы учащихся)
Воспитатель: Правильно. С помощью речи человек выражает свои мысли, чувства, переживания. Чем богаче внутренний мир человека, чем шире его культура знания языка, тем речь богаче, выразительнее, понятнее. Человек, который много читает, имеет в своём запасе 2-3 тысячи слов. А вот Александр Сергеевич Пушкин , к примеру, имел в запасе 7 тысяч слов.
Культура речи включает все эти понятия. Она предполагает знания законов языка, его норм. Прекрасно сказал Антон Павлович Чехов: «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
Все вы знаете, что русский язык богат пословицами и поговорками. Знание их, употребление в речи делают живой и образной нашу речь.
2-я страница журнала называется «Пословицы и поговорки».
Я буду называть отдельные слова из пословиц, а вы должны произнести пословицу полностью.
Время – потехе.
Ученик: Делу время, потехе час.
Воспитатель: Труда – пруда.
Ученик: Без труда не вынешь рыбку из пруда.
Воспитатель: Как эту пословицу можно применить к учёбе?
(Ответы учащихся)
Воспитатель: Дело – мастера.
Ученик: Дело мастера боится.
Воспитатель: Я не понимаю смысла этой пословицы. Объясните мне, как может дело бояться мастера?
(Ответы учащихся)
Воспитатель: Каравай – рот.
Ученик: На чужой каравай рот не разевай.
Воспитатель: Броду – воду.
Ученик: Не зная броду – не лезь в воду.
Воспитатель: Шило – мешок.
Ученик: Шила в мешке не утаишь.
Воспитатель: Рублей – друзей.
Ученик: Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Воспитатель: Объясните, как можно иметь сто друзей, не имея ста рублей.
(Ответы учащихся)
Воспитатель: Кататься – возить.
Ученик: Любишь кататься – люби и саночки возить.
Воспитатель: Молодцы, хорошо справились с заданием.
Постоянно проверяя себя, обращаясь к словарям, мы постоянно должны усваивать нормы языка.
3-я страница «Говори правильно».
Воспитатель: Давайте прочитаем слова, которые часто встречаются в нашей речи, и правильно расставим в них ударение
(На доску повесить плакат со словами, ученики хором читают, правильно расставляя ударения)
Все: Агентство, алфавит, бензопровод, баловать, баржа, гусеница, с гуся, деньгами, досуг, диспансер, договор, закупорить, заржаветь, звонит, предложить, каталог, столяр, туфля, петля, квартал, цемент, повторим, прогул, красивее, партер.
Воспитатель: Хорошо. Теперь прочитаем слова с буквами «е» и «ё».
(На доску вывесить плакат)
Все: Жёлчь, заём, осётр, молодёжь, манёвр, побасёнка, сёмга, планёр, никчёмный, непревзойдённый, новорождённый, берёста, свёкла, блёклый, белёсый, поблёскивать, шофёр, комбайнер, современный, шлем, опека, афера, маклер.
Воспитатель: Следующее задание: нужно определить род имён существительных, где часто допускаются ошибки. Для этого я буду называть имена существительные во множественном числе, а вы – в единственном, в сочетании со словом «один» или «одна».

Воспитатель: А сейчас надо произнести слова в сочетании со словом «много».

Воспитатель: Ребята, допустим, вы выучили и запомнили произношение многих слов. Но культура речи зависит ещё и от выразительности нашей речи.
4-я страница журнала «Выразительность речи».
Выразительность речи – это её эмоциональность, ярко выраженное отношение к тому, о чём говорят, и к тем, кому адресована речь. Каждый человек должен уметь читать стихи, сказки, рассказы с выражением. Послушайте стихотворение Елены Благининой «Эхо» в исполнении Варнаковой Ольги, победительницы районного конкурса чтецов.
Ученица: Я бегу у самого откоса и смешную песенку пою.
Эхо звонко и разноголосо повторяет песенку мою.
Я спросила эхо: «Замолчишь ты?»
А сама притихла и стою…
А оно в ответ мне: «Ишь ты…Ишь ты…»
Значит, понимает речь мою.
Я сказала: «Ты поёшь нескладно!»
А сама притихла и стою…
А оно в ответ мне: «Ладно…Ладно…»
Значит, понимает речь мою.
Я смеюсь – и всё звенит от смеха,
Замолчу – и всюду тишина.
Иногда гуляю я одна
И не скучно, потому что эхо.
Воспитатель: Каждый человек должен следить за своей речью и уметь находить и исправлять ошибки в речи других.
И 5-я страница нашего журнала называется «Исправь ошибки в тексте».
Я прочитаю вам рассказ «В парке культуры и отдыха», а ваша задача – найти в нём 9 неправильных словосочетаний. Будьте внимательны.
В выходной день Мы с Васей были в парке культуры и отдыха. «Пойдём сходим в детский городок, - сказал я, - там сегодня в военную игру играют. Читал в объявлении?» Вася насмешливо усмехнулся и сказал, что вчера тоже объявление висело, а игры не было, так как в объявлении бывает одно, а на деле – другое. Это две большие разницы. В детском городке стояла молчаливая тишина. Мы увидели мальчика, который стоял, облокотившись плечом на фонарный столб. Он сказал: «Сегодня игры не будет. Она состоится завтра. Торопитесь скорее записаться». Мы спросили: «Кто записывает?» «Да вон тот парень, у которого книжки и веснушки на носу». Мы с Васей захохотали оглушительным хохотом. «Эх ты, грамотей! – сказал я. – Кто же так говорит: «Книжки и веснушки на носу?»
(Ответы учащихся)
Воспитатель: 6-я страница – «Головоломки».
Ребята, а как вы понимаете слово «головоломка2?
(Ответы учащихся)
Воспитатель: Сейчас мы с вами должны решить небольшой кроссворд.
(На доску вывешивается сетка кроссворда. Отгадав слово, оно вписывается в эту сетку)

1.Обитатель морского дна.
2.Цветок, царица всех цветов.
3.Часть света.
4.Музыкальный инструмент.
Воспитатель: Вы видите, что слова в этом кроссворде читаются одинаково и по горизонтали, и по вертикали. Это магический квадрат.
Следующая головоломка – разгадывание метаграмм. Напомню: метаграмма – это разновидность шарады, когда нужно заменить одну букву другой и получится новое слово.
1.С «м» - тебя я одеваю, с «л» - собакою зовусь,
С «ч» - над морем я летаю, с «г» - в машине нахожусь.
(Майка-лайка-чайка-гайка)
2.Конечно, метаграмма эта весьма проста и несложна:
Я с «у» - далёкая планета, а с «и» - я в Азии страна
(Уран-Иран)
3.Я зверь пушной, известный всем.
Имеющий мой мех – гордится.
Но дай мне «р» на место «н»,
И мех мой в перья превратится.
(Куница-курица)
4.С «б» - смертельна я бываю, с «м» - меха я пожираю,
С «р» - актёру я нужна, с «с» - для повара важна.
(Боль-моль-роль-соль)
5.Я цвет одинаковый часто имею:
И с «г» зеленею, и с «к» зеленею.
Но с «к» вам рискованно быть:
Могу и до слёз довести и убить.
(Луг-лук)
6.С «п» - людей я развлекаю, всякой сказки- ярый враг.
С «з» - по полю удираю от охотничьих собак.
(Паяц-заяц)
Воспитатель: Богата русская речь и всевозможными интересными оборотами, которые не всегда бывают понятны по происхождению, но сказанные к месту, делают речь меткой и интересной. Это фразеологические обороты.
Этому посвящена 7-я страница журнала.
Мы часто говорим «крокодиловы слёзы», «попал впросак» и т.д. Сейчас мы попытаемся объяснить этимологию некоторых словосочетаний. Скажите, когда мы говорим «попал впросак»?
Ученик: «Попал впросак» - это значит, что человек попал в неловкое положение.
Воспитатель: Правильно. Когда-то на Руси сучили верёвки, растянув их на большом стане по всему двору. Такой стан назывался «просак». Попадёшь в него, запутаешься в верёвках, едва выберешься – тебе неловко, другим смешно. Поэтому мы и говорим «попал впросак», когда человек попадает в неловкое положение.
Ребята, а как понимаете выражение «гонять лодыря»?
Ученик: Это значит бездельничать.
Воспитатель: Правильно. В первой половине XIX века в Москве популярный врач Лодер лечил больных минеральными водами, главным образом, от ожирения. В сад Лодера приезжали московские богачи. После приёма минеральных вод их заставляли гулять по саду. От заведения Лодера, «гонявшего» бездельников, и пошло выражение «гонять лодыря», то есть бездельничать.
А когда мы употребляем в своей речи выражение «как белка в колесе»?
Ученик: Когда человек хлопочет, суетится, но всё без толку.
Воспитатель: Верно. Когда в купеческих домах для забавы сажали белку в клетку с колесом, оно вращалось, и испуганный зверёк без остановки бегал в колесе. И про человека, который всё время хлопочет, суетится, но часто без толку, мы говорим «крутится, как белка в колесе».
О чём говорит нам словосочетание «спустя рукава»?
Ученик: Когда плохо выполняется работа.
Воспитатель: Правильно. В старину на Руси одежда шилась с рукавами длиной чуть не до пола. Спустя такие рукава работать, конечно, было неудобно, и работа выполнялась кое-как. Когда работа плохо выполнена, мы и говорим «спустя рукава».
Культура речи предполагает и культуру поведения. Только уважение к своему собеседнику не даёт культурному человеку засорять свою речь грубыми, неправильными словами.
Открываем 8-ю страницу журнала под названием «Деловые игры».
Сейчас мы проверим, как вы усвоили то, о чём только что говорили. Для этого проведём несколько деловых игр. Необходимо разделиться на команды. Каждая команда получит карточки. Вы все вместе обсудите, как правильно ставить в словах ударение, какие окончания в словах надо вставить вместо точек. Через 1-2 минуты представитель каждой команды должен это обыграть.
(Раздача карточек, Звучит тихая музыка, ребята совещаются)
«На вокзале».
-Добрый вечер!
-Добрый вечер!
-У вас есть билеты на поезд до Москвы?
-Только плацкартные.
-Мне нужно дв…(-е,-а) плацкарт…(-ы, -а).
-Две? Сейчас узнаю…Есть.
-Спасибо.
-Торопитесь. Поезд уже подошёл.

« В универмаге»
-Пойдём в универмаг.
-Нет, очень далеко.
-Далеко? Три квартала всего.
-А ты что хочешь купить?
-Мне нуж…(-ен,-на).тюль. Хорошо бы купить пару простых чул…(-ок, -ков).
=Пойдём, пойдём. Мне тоже нужно кое-что купить: пары две нос…(-ков, -ок), несколько полотен…(-ец, -цев), яич…(-ый, -ую)_ шампунь.
-Вон трамвай (идёт, едет). Побежали.
-Надо (-за, -о)платить проезд. Передайте, пожалуйста, кондуктору за проезд.
-Вы (-вы, -с)ходите на следующей остановке?
-Пойдём в обувной отдел. Как много красивых туф…(-ель, -лей) и сапог…)-ов)! Дайте, пожалуйста примерить лев…(-ую, -ый) туф…(-лю, ель).
-Полож…(-и, -ь) свёрток в сумку.
-Давай купим ещё пару простын…(-ь, -ей).
-Сейчас я (-о, -за)плачу в кассу. Кто…(последний, крайний)?

«В столовой»
-Что возьмём на первое?
-Я люблю украинский борщ.
-А я возьму молочн…(-ую, -ый) вермишель.
-Смотри, на второе жареная камбала.
-Пожалуй, надо взять тефтели, салат из помидор…(-ов) или баклажан (-ов).
-А на третье? Стакан сок…(-а, -у).или компот из яблок…(-ов)?
-Можно и стаканчик ча…(-ю, -я). Вот бы ещё кусочек сыр…(-у, -а).
-А знаешь, есть кофе. Он…(-о) у вас горяч…(-ий, -ее)?
-Мне дайте пирожок с повидл…(-ом, -ой).
-Смотри, даже торты есть. Возьмём два торта?
Воспитатель: Ребята, наше занятие подходит к концу. Но прежде, чем перевернуть последнюю страницу журнала, я хочу спросить у вас, какой теме посвящён устный журнал? О чём мы говорили?
(Ответы учащихся)
Воспитатель: Как вы поняли, что такое культура речи?
(Ответы учащихся)
Воспитатель: Классик русской литературы Иван Сергеевич Тургенев сказал: «Владеть в совершенстве великим, могучим, правдивым и свободным русским языком – не только профессиональный, но и гражданский долг каждого человека».
И в заключении послушайте стихотворение Зумакуловой «Два языка».
Ученица: Родной язык! Он с детства мне знаком.
На нём впервые я сказала «мама»,
На нём клялась я в верности упрямой,
И каждый вздох понятен мне на нём.
Родной язык! Он дорог мне, он мой,
На нём ветра в предгорьях наших свищут,
На нём впервые удалось услышать
Мне лепет птиц зелёною весной.
Но, как родной, люблю язык я русский,
Он нужен мне, как небо, каждый миг,
На нём живые трепетные чувства
Открылись мне, и мир открылся в них.
Я поняла на русском слово «счастье».
Большое счастье жить в большой стране!
С ним не боюсь я горя и ненастья,
С ним не сгорю я ни в каком огне…
Текут две речки в сердце, не мелея,
Становятся единою рекой.
Забыв родной язык – я онемею,
Утратив русский – стану я глухой.
Воспитатель: Спасибо. Наше занятие подошло к концу и закончить его хочется словами Алексея Максимовича Горького: «Надо обогащать себя знанием русского языка, бороться за чистоту, за смысловую точность и остроту языка, так как это есть борьба за орудие культуры».
Благодарю всех за участие и внимание.

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий игровой программы для 5-8 классов «Угадай мелодию» Сценарий праздника «Осенние посиделки» для 5-6 классов Сценарий игры по станциям для 6 - 7 классов Зимние олимпийские игры, 6-7 класс

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие 6, 7 класс

Внеклассное мероприятие 5, 6, 7 класс. Сценарий

Внеклассное мероприятие для 5, 6 классов. Праздник грибов

Внеклассное мероприятие для 6, 7 класса по МХК

День здоровья в школе. Сценарий

Участник №195 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 августа по 15 ноября 2015 года
Музыкальная сказка "Колобок", 4-5 класс. Сценарий | Классный час: Роль музыкальных инструментов в восприятии музыкальных образов, 7-8 класс
Опубликовано: 3305 дней назад (6 ноября 2015)
Просмотров: 8824
Рубрика: конспекты
+1
Голосов: 1