Конспект занятия "О гостеприимстве" для учащихся 4 класса
Цель: возрождать традиции русского народа.
Задачи:
- развивать интересы учащихся к русской истории и основам национальной культуры;
- воспитывать уважение к традициям русского народа.
Описание. Предлагаю занятие для учащихся 4 класса о традициях русского гостеприимства, составленного на основе русских пословиц. Данный материал может использоваться учителями, воспитателями групп продлённого дня.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня я расскажу вам о гостеприимстве. Это добрая, замечательная черта характера человека. Русское гостеприимство – это неотъемлемая часть наших культурных традиций. Гостям всегда были рады, делились с ним последним куском. Недаром говорили: «Что есть в печи – на стол мечи!»
Встречали гостей хлебом-солью.
Дорогих гостей встречаем
Пышным круглым караваем.
Он на блюдце расписном
С белоснежным рушником!
Каравай мы вам подносим,
Поклонясь, отведать просим!
Гость отламывал маленький кусочек хлеба, макал его в соль и съедал.
В народе о гостеприимстве немало сложено метких пословиц. Давайте вспомним некоторые из них.
Ученик: Гость в дом – хозяину радость!
Воспитатель: Объясните смысл этой пословицы.
(Ответы учащихся)
Ученик: Не жалей каши для гостей.
Воспитатель: Как понимаете эту пословицу?
(Ответы учащихся)
Ученик: Гости придут – счастье принесут.
Воспитатель: В чём смысл этой пословицы?
(Ответы учащихся)
Воспитатель: Послушайте стихотворение «Ничего не жалей».
Ученик: Для любимых гостей ничего не жалей!
Дом красиво убирай, стол скатёркой накрывай.
Чаю вкусного налей, добрых слов не пожалей,
Если любишь ты гостей!
Воспитатель: Ребята, а вы любите гостей? Как вы их встречаете? Чем угощаете?
(Ответы учащихся)
А теперь послушайте стихотворение про девочку Ксюшу.
Ученица: Любит Ксения гостей, добротой от Ксюши веет.
Вкусных лакомств и сластей для подружек не жалеет.
Дарит девочкам подарки и открыток много дарит:
Со снежинками, цветами, с голубыми васильками,
С жёлтыми мимозами, с лилиями, розами.
Все открытки хороши, это радость для души!
Утешает, привечает и душистым поит чаем.
Любит радость и веселье, так приветлива на вид.
Перед сладкой карамелью Ксюшенька не устоит!
Воспитатель: Какой показана Ксюша в этом стихотворении? Почему?
(Ответы учащихся)
Воспитатель: Да, Ксюша добрая, гостеприимная. Но ведь иной раз встречаются и жадные люди. Давайте рассмотрим ситуацию.
Ситуация.
Две сестры собирались пить чай. Достали яблочный пирог, орешки, финики, зефир в шоколаде и другие сладости. Вдруг одна сестра посмотрела в окно и говорит: «Гости идут! Прячь всё скорее!» Другая сестра быстро-быстро попрятала все сладости в шкафчик.
Как вы думаете, красивый ли это поступок?
(Ответы учащихся)
Воспитатель: Верно! Некрасивый. Можно ли сестёр назвать добрыми, гостеприимными?
(Ответы учащихся)
Воспитатель: Конечно, нет. Какие это сёстры?
(Ответы учащихся)
Воспитатель: Правильно, они жадные. О жадности в народе тоже немало поговорок и пословиц сложено:
«Жаден, как волк, и труслив, как заяц»,
«Жадный сам себе покоя не даёт»,
«Жадный богач беднее нищего»,
«Кто жаден, тот в дружбе не ладен».
Давайте попробуем объяснить их.
Ученик: Нам известно, что волки порой заглатывают сразу огромные куски добычи, а зайца всегда считают трусливым.
Ученик: Смысл второй пословицы состоит в том, что жадный человек беспокоится, что ему придётся что-то отдать, поделиться с другими, и это лишает его покоя и радости.
Ученик: Третья и четвёртая пословицы говорят о том, что у богатого, но жадного человека нет друзей.
Воспитатель: Какие сказки о жадности и щедрости вы знаете? Назовите их.
Ученик: О жадности я знаю сказки «Два жадных медвежонка» и «Сказка о рыбаке и рыбке».
Ученик: «Сказка о попе и работнике его Балде» тоже о жадности.
Воспитатель: А о щедрости?
Ученик: «Сказка о щедром сердце», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Воспитатель: Хорошо. Давайте поразмышляем ещё над одной историей.
Представьте себе такую ситуацию. Коле подарили новую игрушку – самосвал. Мальчик долго не мог решить, взять ли новую игрушку во двор, показать её ребятам или нет.
«Ведь они поцарапают новенькую машину, а то и вовсе сломают», - раздумывал он. Но одному играть с самосвалом дома Коле было не особенно интересно, и мальчик решил взять его на детскую площадку. Кодю тотчас обступили мальчишки и стали просить у него поиграть самосвалом. «Не дам! – отрезал он. – Вдруг вы сломаете или запачкаете». «Ну, и не надо. А ещё друг называется! – обиделся Дима.
«Давайте все вместе строить дом, а песок и камешки можно в ведёрках приносить, - предложила Таня. – Обойдёмся без самлсвала!». Ребята дружно взялись за постройку дома.
-Как вы поступаете, если ребята просят у вас новую игрушку, с которой вы ещё сами не наигрались?
(Ответы учащихся)
Воспитатель: Коля сидел на лавочке, любовался новой машиной, но скоро ему стало скучно. «Может, уйти домой т посмотреть телевизор? Или всё-таки дать ребятам самосвал и попросить, чтобы приняли в игру?» - раздумывал он. Дима иногда посматривал на друга, а потом подошёл к нему и предложил: «Идём играть с нами! А самосвал пусть рядом с тобой стоит, стройку украшает».
-Как вы думаете, что ответил Коля?
-Как бы вы поступили на его месте?
-Дима хороший друг или нет? Почему?
-Как вы думаете, что произошло дальше?
(Ответы учащихся)
Воспитатель: Конечно, конец этой истории мог быть любым. Но в в нашем варианте Коля сумел победить свою жадность и позволил ребятам играть с самосвалом. Что же помогло ему?
(Ответы учащихся)
Воспитатель: помните пословицу: «Кто щедрый, тот в дружбе первый, а кто жаден, тот в дружбе неладен»? Согласитесь, народ сказал мудро: «неладен» - значит не годится, то есть жадный человек для дружбы не подходит.
Представьте, что на детской площадке вы качаетесь на качелях, а вокруг стоят ребята, которые жду своей очереди. Что вы будете делать?
(Ответы учащихся)
Воспитатель: Молодцы! Немного покачаетесь и уступите качели другим ребятам.
Предлагаю послушать стихотворение «Ковёр-самолёт» в исполнении Савлова Антона:
Представьте качели – ковёр-самолёт,
На нём отправляюсь в волшебный полёт.
Лечу над полями, лечу над рекой,
А вам на прощанье махну я рукой!
Потом «приземлюсь» и друзьям во дворе
Я дам полетать на волшебном ковре. (
Воспитатель: Что можно сказать про мальчика, о котором рассказывается в этом стихотворении?
( Ответы учащихся) Да, этот мальчик думает о других ребятах, он не жадный и умеет дружить.
Послушайте стихотворение «Подъёмный кран», которое прочитает Пергаев Артём:
У меня подъёмный кран,
С ним играть я буду сам!
Кран мой новенький, блестящий,
Он совсем как настоящий.
Никому его не дам –
Это мой подъёмный кран.
Воспитатель: Ну, а этот мальчик какое впечатление произвёл на вас?
(Ответы учащихся)
Воспитатель: Да, этот мальчик жадный, он не может быть хорошим другом и гостеприимным. Хорошая это черта или плохая?
(Ответы учащихся)
Воспитатель: Правильно, это плохая черта. Жадный человек не может быть другом, не может быть гостеприимным человеком.
Ребята, попробуйте подобрать другое слово к понятию «гостеприимный».
(Учащиеся называют: щедрый, не жадный, добрый, хороший, приветливый)
Воспитатель: Молодцы! Вот как много слов подходит к слову «гостеприимный».
В заключении нашего занятия попрошу вас ответить на вопросы.
-Какая добрая черта отличает русский народ?
-Гостеприимный ли вы человек?
-Что можете рассказать о жадности?
-Хорошая это черта или плохая? Плчему?
(Ответы учащихся)
Воспитатель: Занятие закончено. Всем большое спасибо за активное участие на занятии.
Рекомендуем посмотреть:
Внеурочные занятия по истории для 4 класса
День семьи в начальной школе, 4 класс
Внеклассное мероприятие «Скоро лето», 4 класс
Профориентационное занятие в 4 классе. Тема: «Профессия — экскурсовод» Конспект
Похожие статьи:
Ролевая игра для младших школьников. Свойства растений
Внеурочное занятие в 4 классе. Наш родной русский язык
Уроки о вредных для здоровья привычках, 4 класс