Цель: рассказать о родном крае.
Задачи:
1. Воспитывать у учащихся любовь к своему языку.
2. Обучать грамматике.
3. Развивать память, внимание, речь.
Оборудование: медали командам, жетоны для поощрения, карточки со словами.
I. Организация класса.
II. Постановка темы и цели занятия.
- Ребята, сегодня мы поговорим о нашем языке, о его роли в нашей жизни. Как зарождалась речь.
III. Основное содержание.
- Итак, как вы думаете, зачем нам нужна речь?
- Речь нам нужна для того, чтобы общаться друг с другом. Если бы не было речи, человек не мог бы размышлять, обмениваться мыслями. Люди не могли бы выразить словами чувства привязанности, дать толковый совет, предложить помощь.
- А кто знает, как зарождалась речь?
- Теперь послушайте мой рассказ:
Давным-давно люди совсем не умели разговаривать, хотя все у них для этого было: и достаточно развитый мозг, и органы речи.
Удивительно, не правда ли?
Даже птицы и разные другие существа, едва появившись на свет, умели изъяснять все по-своему. Но у человека все по- другому: только что родившийся не умеет говорить, каждому ребенку надо этому учиться. Но кто же обучал речи самых первых детей, если сами взрослые не умели говорить? Как вы думаете?
- Никто точно не знает, но предполагают, что примерно 25 тысяч лет назад. Люди научились говорить, потому что остро нуждались в общении и очень зависели друг от друга. И мы должны любить и беречь свой родной язык.
- А теперь мы с вами поиграем. Для этого вам нужно разделиться на две команды. Выбрать капитана.
Одна команда будет называться «Гласные», а другая «Согласные». Я вам дам карточки, на них будет написан ваш девиз.
Девиз гласных:
«Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать».
Девиз согласных:
«А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь».
Итак, I конкурс.
Я буду вам по очереди загадывать загадки, а вы отвечать на них.
1) Грамоты не знаю, а весь век пишу. (Перо.)
2) Черный Ивашка, деревянная рубашка,
Где носом поведет, там заметку кладет. (Карандаш.)
3) Белый зайчик прыгает по черному полю. (Мел и доска.)
4) Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Книга.)
5) Пять чуланов, одна дверь. (Перчатки.)
6) Новая посудина, а вся в дырах. (Сито.)
7) Одну меня не едят, а без меня редко едят. (Соль.)
8) Висит сито, не руками свито. (Паутина.)
9) Не по рыбам, а сети расставляет. (Паук.)
10) В лесу родился, а дома хозяйничает. (Веник.)
II конкурс.
На доске для каждой команды написаны два слова, но буквы в этих словах перепутаны. Вам нужно будет составить правильные слова:
АОСНВМТКО - космонавт
СУМКЕНРОДЕ - секундомер
НКАСФАРД - скафандр
БИЬЛУНИДК - будильник.
III конкурс.
Теперь мы проверим ваши знания алфавита. Я раздам вам карточки со словами, а вы должны собрать их в алфавитном порядке. Кто соберет правильно быстрее, тот получит очко.
(Каждой команде по 15 слов) - айва, город, ель, зонт, корова, кот, окно, пенал, стул, ухо, хлеб, часы, щука, экран, якорь.
IV конкурс.
«Согласным» нужно выбрать любую согласную букву, а «гласным» - гласную.
Я засекаю время, а вы должны придумать и записать слова на ту букву, которую выбрали.
Кто напишет больше слов, тот выиграет.
(Причем слово должно обозначать предмет.)
V конкурс. (Завершающий.)
Отгадайте знаки препинания.
1) На крохотное ушко
Похожа завитушка,
Велит нам постоять чуть-чуть
И отправляться дальше в путь.
Выйдет на дорожку –
Всем подставит ножку. (Запятая.)
2) Ляжет палочкой на строчку –
Проходите по мосточку. (Тире.)
3) Оно глазастое,
Ходит, знаками хвастая.
Так и хочется ему
Разъяснить нам
Что к чему... (Двоеточие.)
4) Стоят три кумушки рядком,
Ведут беседу - но тайком,
Какими-то далёкими
Туманными намёками. (Многоточие.)
5) Всегда подслушать норовят
То, что другие говорят. (Кавычки.)
6) Словам раскрывают объятья:
- Ждём в гости вас, милые братья. (Скобки.)
- И в завершении я дам вам предложение. Обе команды должны поставить в этом предложении запятую и объяснить, почему именно здесь её поставили: «Казнить нельзя помиловать».
Кто поставит и объяснит, тот получит очко. Это предложение на смекалку. На этом наши конкурсы закончились, теперь давайте посчитаем очки. Победила команда...
IV. Итог занятия.
- Ребята, понравился ли вам урок?
Что нового из этого урока узнали?
Чему научились?
Итак, можем ли мы жить без языка?
На этом наше занятие заканчивается.
Молодцы!
До свидания!
Автор: Попова С.
Игра «Поле чудес» по окружающему миру, 4 класс. Изобретение машин и приборов
Внеурочное занятие по окружающему миру, 4 класс. Тема «Собаки - верные друзья»
Конспект внеурочного занятия по окружающему миру, 4 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!