Цели:
1. Развивать познавательный интерес учащихся.
2. Расширять кругозор и представления детей о собаках.
3. Прививать любовь к животным.
Оборудование: выставка книг о собаках, картинки с изображением собак.
I. Вступительное слово.
1-й ведущий. Уже не одну тысячу лет домашние животные живут рядом с нами. Но, как это ни странно, мы знаем о них гораздо меньше, чем о диких животных.
Мир домашних животных очень интересен. Наблюдая и изучая его, человек испытывает не только удивление и восхищение все новыми и новыми открытиями, но и проникается к животным добротою, любовью, снисхождением. Познавая животных, человек познает и себя.
Домашние животные играли и всегда будут играть огромную роль в нашей жизни. Общение с ними обогащает человека духовно и даже исцеляет от недугов. Теряя связь с ними, мы начинаем осознавать, что мир становится скучным. Сегодня мы поговорим о наших верных друзьях. А о ком, вы узнаете, отгадав загадку.
С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Спит под крылечком,
И хвост колечком!
Кто это? (Собака.)
II. Чтение детьми стихотворения Б. Заходера «Мордочка, хвост и четыре ноги».
Едва мы
Чуть-чуть обогнали мартышку,
К высотам прогресса направив шаги, -
За нами сейчас же
Помчались вприпрыжку
Мордочка, хвост и четыре ноги.
Порою
С пути нам случается сбиться
(Кругом темнота, и не видно ни зги),
Но нам не дадут
Насовсем заблудиться –
Мордочка, хвост и четыре ноги!
Пусть в чаще
Свирепые хищники воют -
Тебе не страшны никакие враги.
- Не бойся, мы рядом! - тебя успокоят
Мордочка, хвост и четыре ноги.
А если порою
Тоска тебя гложет
(Бывает такая тоска, хоть беги),
Поверь,
Что никто тебе так не поможет,
Как
Мордочка, хвост и четыре .ноги.
Маленечко мяса,
Маленечко каши...
(Короче - влезать не придется в долги!)
Матрасик в углу...
И вот они - наши:
Мордочка, хвост и четыре ноги.
III. Сообщения учеников.
1-й ученик. Ещё со времён каменного века собака - верный и преданный друг человека. 15 тысяч лет назад первобытных людей на каждом шагу подстерегала опасность, так как много было диких зверей и человеку приходилось быть очень осторожным.
2-й ученик. Поэтому человек решил приучить волка. У волка много таких качеств, которых нет у людей: он хорошо слышит, чувствует запахи, которые недоступны человеку. Но прошли тысячелетия, прежде чем хищник, забыв дикие привычки, стал настоящим другом человека.
3-й ученик. Постепенно человек приручил собаку сторожить дом - пещеру, подавать лаем сигнал тревоги. На охоте собака стала для человека первым помощником: отыскивала дичь, приносила её хозяину, помогала человеку защищаться.
4-й ученик. Все современные породы делятся на 4 основные группы: служебные, спортивно-служебные, охотничьи, комнатные.
К служебным собакам относят: военных, караульных, пастушьих, ездовых. Это такие породы, как овчарка, дог, колли, ротвейлер и т. д.
Демонстрируются картинки с изображением животных.
5-й ученик. Какую только работу не выполняют собаки! Они и спасают людей на пожаре, и воюют, и становятся поводырями, и даже в космос летают. Например, Герой Советского Союза пограничник Карацупа задержал вместе со своей собакой 467 нарушителей. А пёс Султан помог милиции обнаружить похищенные ценности более чем на 2 млрд рублей.
Ведущий. Собакам в разных странах мира воздвигли памятники.
Известно, что в Древнем мире было немало памятников богу Анубису, воплощением которого была собака. В городе Коринфе в IV веке до н. э. собаке был поставлен памятник с надписью «Защитнику и спасителю Коринфа». По преданию, эта собака разбудила гарнизон и этим предупредила вторжение неприятеля. Она была награждена серебряным ошейником.
На барельефах Вавилона изображали огромных собак молоссоидного типа. Александр Македонский воздвиг в честь собаки целый храм. Вряд ли можно считать собакой Капитолийскую волчицу, по легенде, выкормившую Ромула и Рема, легендарных основателей Рима, но этот памятник точно известен всем.
По всему миру памятники четвероногим друзьям пользуются большой популярностью. К примеру, в Токио монумент «Бронзовая собака» уже стал излюбленным местом горожан, где назначаются свидания.
История собаки Хачико известна всем без исключения японцам. ...Холодный осенний дождь сменялся зимним морозцем, на смену ему приходил теплый обволакивающий весенний воздух, затем поднимался сухой песчаный ветер и становилось немыслимо жарко. В течение девяти лет, как и положено, одно время года сменяло другое, и только одно оставалось неизменным. Каждый вечер возле одного из выходов станции появлялась собака по прозвищу Хачико и, невзирая на переменчивость погоды, терпеливо дожидалась с работы своего хозяина, которого уже не было в живых девять лет.
Хачико родился в городе Одате в 1923 году - это был белый щенок-самец породы акита. В возрасте двух месяцев он попал в дом одинокого доктора Эйсабуро Уэно, профессора сельскохозяйственного факультета Токийского университета.
Каждый вечер, проделывая длинный путь из университета домой в район Шибуя, он знал, что увидит в темноте на станции знакомые очертания своего любимца - Хачико. Но однажды, 21 мая 1925 года, профессор Уэно почувствовал себя плохо в университете и скончался от сердечного удара. Друзья и родственники профессора, зная о взаимной привязанности Хачико и его хозяина, взяли на себя заботу о полуторагодовалой собаке, но для Хачико его настоящим хозяином по-прежнему оставался Эйсабуро Уэно, которого он каждый вечер приходил встречать на станцию Шибуя.
История о преданности и привязанности собаки профессора Уэно стала известна многим благодаря статье, опубликованной в «Асахи» в 1933 году. Эта история до такой степени тронула японцев, что Хачико стал национальным символом преданности. Через год после его смерти на станции Шибуя был поставлен бронзовый памятник легендарной собаке. Деньги на памятник собрали почитатели Хачико.
На Южном шоссе в Тольятти также открыт памятник псу по кличке Верный, который семь лет ждал своих хозяев на одном месте. Владельцы собаки погибли в автокатастрофе. Пес при аварии практически не пострадал и с тех пор постоянно в течение семи лет находился вблизи места ДТП вплоть до своей смерти. Бронзовая скульптура высотой в полтора метра установлена на гранитном постаменте таким образом, чтобы проезжающим по Южному шоссе казалось, будто собака поворачивает голову вслед за машинами. На монументе помещена надпись «Преданности».
Собаки-поводыри известны с древних времен. Но по- настоящему эта служба была создана после Первой мировой войны. Сейчас более чем в двадцати странах мира есть специальные школы, где готовят собак-поводырей для слепых людей. Памятник собакам-поводырям установлен на территории Берлинского зоопарка в Германии. «Немецким собакам-поводырям от незрячих берлинцев» - такую надпись можно прочесть на памятнике.
Наибольшую известность в России и в мире приобрел «Памятник собаке», находящийся на территории парка Института экспериментальной медицины Российской Академии медицинских наук на Аптекарском острове. Его создал в 1935 г. скульптор И. Ф. Беспалов по идее академика И. П. Павлова.
В США, в городе Джуно на Аляске, есть памятник бультерьеру Пэтси Энн, прожившей 13 лет. Пёс родился в 1929 году, от рождения он был глухой, но обладал удивительной способностью: живя всё время на причале, он точно знал, когда очередной корабль прибудет в порт. Люди облегчённо вздыхали, когда видели пса в порту: значит, все в порядке.
Памятник собаке, символизирующий гуманное отношение к бездомным животным, открыт в вестибюле станции московского метрополитена «Менделеевская».
Фигура собаки установлена рядом с переходом, где был убит кухонным ножом пес по
кличке Мальчик, которого опекали работники метрополитена.
Даже литературным героям-собакам установлены памятники:
• в городе Санкт-Петербурге к 150-летию выхода рассказа И. С. Тургенева был открыт памятник собаке Муму (2004);
• памятник Белому Биму Черное ухо из книги воронежского писателя Г. Н. Троепольского «Белый Бим Черное ухо» установлен в Воронеже в начале 1998 года. Пес сидит прямо на тротуаре (без постамента) и ждет хозяина.
IV. Игра «Поле чудес».
Ведущий. Люди вывели свыше четырёхсот пород собак. Существует даже целая наука о собаках - кинология. Естественно, сколько разных собак - столько и названий. Некоторые из них можно легко объяснить. Например: дворняжка. Самая распространенная «порода» собак. Их видишь в каждом дворе. И хотя нет у этих дворовых собак никакой родословной, их любят ничуть не меньше.
Лайка получила свое название по звонкому призывному лаю, помогающему охотнику определить местонахождение собаки и добычи.
Овчарка - собака-сторож овечьих стад.
А вот названия других пород, наверное, следует пояснить. Это и будет нашей задачей.
I тур.
Немецкое название породы происходит, вероятно, от глагола - плюхать, бултыхать. Это «водяная» или «плетущаяся» собака. Всем известно, что она прекрасный пловец.
П |
У |
Д |
Е |
Л |
Ь |
II тур.
Свое название эти собаки получили от латинского слова terra - земля, поскольку большинство этих собак использовалось для охоты в норах. От слова terra образовались и другие слова: территория, террариум.
Т |
Е |
Р |
Ь |
Е |
Р |
Название этой породы англосаксонское и переводится как черный. В стародавние времена предки этих собак пасли черных овец. Так и осталось за этой собакой такое название - пастух черных овец.
К |
О |
Л |
Л |
И |
Игра со зрителями.
Дословный перевод этой породы означает усатая морда. В Чехословакии породу называют брадыч. Его голова украшена бровями, усами и бородой.
Ш |
Н |
А |
У |
Ц |
Е |
Р |
Финал.
Это порода охотничьих собак. Название породы означает быстрый. Главное качество этих собак - быстрый бег, который им необходим для охоты на открытых пространствах.
Б |
О |
Р |
3 |
А |
Я |
Суперигра.
Эти собаки ведут свое происхождение от древних охотничьих собак в Испании. Название страны отражено в названии породы.
С |
П |
А |
Н |
И |
Е |
Л |
Ь |
V. Инсценирование стихотворения «Разные собаки».
Дети в костюмах собак разных пород читают стихотворение. Вместо костюмов можно использовать для показа картинки.
Бассет
Бассета
Кривые лапки
Красят.
Это подтвердит вам
Каждый бассет.
Левретка
Как хороша,
Как изящна левретка!
Жаль, что левретки
Встречаются редко!
Бульдог
Трудно поверить,
Что у левретки
И у бульдога –
Общие предки!
Колли
Это - овчарка,
Красавица колли.
Колли, ребята,
Не учатся в школе:
Древнюю мудрость –
Науку овчарок
Колли от мам
Получают в подарок.
Доберман
В названиях пород
Обман
(А может, произвол):
Не слишком добрый
Доберман
(Хоть и не так уж зол!).
Ньюфаундленд
Что ты скажешь, водолаз?
Есть один закон у нас:
Утопающих спасай!
Нападающих кусай!
Лайка
Что же ты не лаешь, лайка?
Да ведь я не пустолайка!
Лайки, честно говоря,
Очень редко лают зря!
Награждение победителей.
VI. Обзор литературы о собаках.
Выставка книг.
VII. Итог занятия.
Чтение стихотворения Эдуарда Асадова «Стихи о рыжей дворняге».
Хозяин погладил рукою
Лохматую рыжую спину:
- Прощай, брат! Хоть жаль мне, не скрою,
Но все же тебя я покину.
Швырнул под скамейку ошейник
И скрылся под гулким навесом,
Где пестрый людской муравейник
Вливался в вагоны экспресса.
Собака не взвыла ни разу,
И лишь за знакомой спиною
Следили два карие глаза
С почти человечьей тоскою.
Старик у вокзального входа
Сказал: - Что? Оставлен, бедняга?
Эх, будь ты хорошей породы...
А то ведь простая дворняга!
Огонь над трубой заметался,
Взревел паровоз что есть мочи,
На месте, как бык, потоптался
И ринулся в непогодь ночи.
В вагонах, забыв передряги,
Курили, смеялись, дремали...
Тут, видно, о рыжей дворняге
Не думали, не вспоминали.
Не ведал хозяин, что где-то
По шпалам, из сил выбиваясь,
За красным мелькающим светом
Собака бежит, спотыкаясь!
Споткнувшись, кидается снова,
В кровь лапы о камни разбиты,
Что выпрыгнуть сердце готово
Наружу из пасти раскрытой!
Не ведал хозяин, что силы
Вдруг разом оставили тело,
И, стукнувшись лбом о перила,
Собака под мост полетела...
Труп волны снесли под коряги...
Старик! Ты не знаешь природы:
Ведь может быть тело дворняги,
А сердце - чистейшей породы!
1948 г.
- Что нового вы узнали для себя на заседании клуба?
- Что больше всего вам сегодня понравилось?
- Что вас поразило и удивило?
Конспект внеурочного занятия по окружающему миру, 4 класс
Внеурочное занятие в 4 классе. Наш родной русский язык
Игра «Поле чудес» о животных, 4 класс. Окружающий мир
Игра «Что? Где? Когда?» по окружающему миру, 4 класс
Игра «Поле чудес» по окружающему миру, 4 класс. Изобретение машин и приборов
Нет комментариев. Ваш будет первым!