Цели:
1. Расширять кругозор и представления детей о самых обычных вещах.
2. Развивать познавательный интерес учащихся.
Оборудование: набор различных карандашей, шаблоны с клеточками для вписывания букв.
I. Сообщение темы заседания.
- Сегодня мы поговорим о самых простых и обычных для нас вещах, которые всегда рядом с нами. А о чём, вы узнаете, отгадав загадку.
Не похож на человечка,
Но имеет он сердечко,
И работе круглый год
Он сердечко отдаёт:
Пишет он, когда диктуют,
Он и чертит, и рисует,
А сегодня вечерком
Он раскрасит мой альбом. (Карандаш.)
- Да, сегодня речь пойдёт о карандаше. Казалось бы, карандаш - что интересного? Но, оказывается, это целая история.
II. Рассказ об истории карандаша.
- Слово «карандаш» происходит от тюркского слова кара - черный и таш, даш - камень.
Каких только карандашей не встретишь сегодня в школьных пеналах! Разные по размеру и толщине, круглые, шестигранные, восьмигранные, трёхгранные, плоские, эллиптические. Есть карандаши с кисточками, карандаши-резинки. Бывают даже гибкие, что гнутся и не ломаются.
Удивительно, но изобретён обыкновенный карандаш сравнительно недавно - каких-то 240 лет назад. Однажды владелец одной из чешских фабрик по изготовлению химической посуды, некий Иозеф Гартмут, нечаянно уронил и разбил чашку-тигель. И один из осколков случайно оставил на бумаге чёткий чёрный след. Гартмут заинтересовался этим и выяснил, что в глину был добавлен порошок графита. Он стал экспериментировать, смешивая в различных пропорциях глину и графит. В результате родились стержни для письма, которые их создатель назвал «кохинор» - «не имеющий равных».
Независимо от него приблизительно в то же время (в 1760 году) французский механик и живописец Жан Клод Конте также додумался делать пишущие стержни из смеси порошка графита с глиной и помещать их в деревянную оболочку. Чем больше глины - тем твёрже стержень. Так появились карандаши в привычном для нас виде.
В Россию простые карандаши до революции привозили в основном из Германии. Отечественные, конечно, делали, но кустарным способом, и они не отличались хорошим качеством. После 1917 года поставки прекратились, и пришлось налаживать собственное производство. Так 26 ноября 1926 года в Москве открылась первая государственная карандашная фабрика имени Л. Б. Красина.
В ту пору вся страна села за парты, и письменные принадлежности требовались в огромных количествах. Поэт революции Владимир Маяковский выступил с лозунгом «Даёшь карандаши, которые хороши!».
В первый год было выпущено 38 миллионов, а со временем наша промышленность стала выпускать их за год более миллиарда штук.
Конечно, открывались и другие, но фабрика имени Красина работает и поныне. На неё мы сегодня мысленно отправимся.
Итак, карандаш состоит из деревянной рубашки и грифеля. Но для его изготовления требуется более 80 (!) операций, на которые уходит 28 рабочих дней.
Производство грифеля.
Глина для грифеля берётся особенная - белая и пластичная. Её дробят, направляют по транспортёру в чаны, чтобы размочить в воде. В глине не должно остаться ни одного камешка или соринки. Затем эту глиняную «сметану» пропускают через 9 сит и взбивают. Теперь вода становится лишней.
В последнем фильтре-прессе очищенная и обогащённая глиняная масса выливается на плотную ткань. Сверху опускается пресс. Вода стекает вниз, а оставшаяся часть обдувается тёплым воздухом.
Лишь после этого масса перемешивается с графитным порошком. Предварительно графит перемалывают до состояния лёгкой пудры, в сравнении с которой косметическая выглядит под микроскопом весьма грубо. Однако из полученной массы ещё трудно получить стерженёк. Чтобы она стала пригодной для формирования, необходимо связующее - вязкий клейстер. Его варят из крахмала и воды в специальных установках.
В смесителе графито-глиняный корж тщательно перемешивают со связующим и готовят из полученной смеси брикеты. Брикеты состоят на 30 % из воздуха, что совершенно не допускается.
Масса подаётся на линию механической обработки, где сначала пропускается между валиками. Так удаляется тот самый лишний воздух. А потом всё перетирается и пропускается через сито.
Прежде чем получить стерженьки, массу формируют в толстые цилиндры «колобашки». Дальше «колобашки» поступают на гидравлический пресс, где продавливаются через фильеру - приспособление с отверстиями. И на выходе по ленте транспортёра бегут уже тоненькие и тёплые мягкие стерженьки. Пока стерженьки проходят по ленте транспортёра, успевают затвердевать. Но окончательно они досушиваются в сушильном шкафу с температурой до 1200°.
Затем стержни плотно упаковывают в огнеупорные тигли. Набитые грифелями, они медленно въезжают в печь для обжига. Медленно - чтобы нагрев происходил постепенно. В печке выжигается связующий крахмал и спекается глина.
Во время следующей операции - жировки - поры, получившиеся при выгорании крахмала, насыщаются жирами. Благодаря жирам, карандаши лучше пишут. Чем мягче требуются свойства, тем берут более легкоплавкие жиры (вплоть до кондитерских). Чтобы грифели не были жирными на ощупь, в центрифуге жир с поверхности сбрасывается, заполненными остаются только поры.
«Рубашка» для карандаша.
Для изготовления карандашей идут лучшие сорта липы и сибирского кедра. На многопильных станках бруски распиливают на дощечки величиной с ладонь. Они должны вылежаться, высохнуть, после чего древесину облагораживают, чтобы готовый карандаш было легче точить. Для этого дощечки подают в автоклав. Воздух из него откачивают, и клетки древесины расширяются. Потом в ванне для парафинирования расширенные клетки заполняются парафином, и дощечки отправляют в термостат. Затем их надо просушить. На специальных пакетовочных станках дощечки укладываются в колодцы, которые помещают в большие металлические, продуваемые со всех сторон контейнеры-вагонетки. Они на много часов отправляются в сушильный шкаф - длинный тоннель, где медленно продвигаются навстречу тёплому воздуху. На калибровочно-дробильном станке в каждой дощечке фрезеруются канавки под стержень.
Карандаш становится карандашом.
Дощечки с канавками поступают на полуавтомат по склейке карандашных блоков. С одной стороны подаются дощечки канавками вверх. В канавки укладываются грифели. С другой стороны идут дощечки пазами вниз, по дороге проходя через валик с клеем.
Дощечки совмещаются, склеиваются и пачками укладываются под пресс на 8 часов. Ещё несколько часов после этого сох. нут уже без пресса.
Хвостики стержней, торчащие из склеенных карандашных блоков, и наплывы клея убирают шкуркой, натянутой на вращающиеся барабаны торцешлифовальных станков. На фрезерно-пропускном станке блоки превращают склеенные дощечки в карандаши - круглые, гранёные, овальные, треугольные.
Следующее отделение, где готовят лаки и эмали для покраски карандашей. По 25-26 часов эмали перемешиваются пропеллерными мешалками. Между прочим, эти лаки и эмали должны пройти все гигиенические тесты. (Специалисты утверждают, что наши, российские, карандаши безвредны, чего нельзя сказать о китайских, не имеющих никаких сертификатов.)
Эмаль не просто покрывает карандаш, а втирается в него. Каждый карандаш пропускают через резиновое кольцо меньшего диаметра, чем он сам. Из резинового кольца и подаётся краситель. Пролез карандаш в кольцо - и побежал по конвейеру обсыхать. Проехал круг - снова проходит через кольцо. И так раз 5-7. Потом ещё лежит 8-10 часов - и снова в конвейер.
Затем карандаши затачиваются и наносится маркировка. Наконец они укладываются в красивые коробочки и отправляются в магазины.
III. Игра «Поле чудес».
I тур.
Вещество, которое входит в состав стержня карандаша.
Г |
Р |
А |
Ф |
И |
Т |
II тур.
Страна, из которой в основном привозили раньше карандаши в Россию.
Г |
Е |
Р |
М |
А |
Н |
И |
Я |
Ill тур.
Как по-чешски звучит фраза «не имеющий равных»?
К |
О |
X |
И |
Н |
О |
Р |
Игра со зрителями.
Фамилия советского политического деятеля, в честь которого названа карандашная фабрика в Москве.
К |
Р |
А |
С |
И |
Н |
Для справки. Красин Леонид Борисович (1870-1926), российский и советский политический деятель. Инженер. В 1903-07 гг. член ЦК РСДРП. В 1918 г. Президент ВСНХ, нарком торговли и промышленности. В 1919 г. нарком путей сообщения, член РВСР. С 1920 г. нарком внешней торговли, одновременно полпред и торгпред в Великобритании (в 1924 г. во Франции).
Финал.
Дерево, из которого чаще всего делают карандаши.
Л |
И |
П |
А |
IV. Подведение итогов игры и заседания.
Автор: Елена Михайловна Елизарова
Игра «Что? Где? Когда?» по окружающему миру, 4 класс
Внеурочное занятие в 4 классе. Наш родной русский язык
Игра «Поле чудес» о животных, 4 класс. Окружающий мир
Игра «Поле чудес» по окружающему миру, 4 класс. Изобретение машин и приборов
Внеурочное занятие по окружающему миру, 4 класс. Тема «Собаки - верные друзья»
Нет комментариев. Ваш будет первым!