Игра «Что? Где? Когда?» по окружающему миру, 4 класс

Конспект игры по предмету «Окружающий мир» для учащихся 4 класса

Цели:

1. Расширять кругозор и представления детей об окружающем мире.

2. Развивать познавательный интерес учащихся.

3. Способствовать воспитанию культуры работы в коллективе.

Оборудование: конверты с заданиями, барабан для игры.

Ход занятия

I. Сообщение темы и правил игры «Что? Где? Когда?».

II. Игра.

Задания для игры (задания лежат в 11 конвертах, читает ведущий).

1-й конверт.

Можно удивиться, но это слово, столь хорошо знакомое поколениям школьников и студентов, по происхождению - греческое. Слово «спарган» для древних греков означает не что иное, как... грязные пелёнки. Римляне переиначили слово в «спарганум», и оно вошло в некоторые языки средневековой Европы, относясь уже ко всем грязным тряпкам и бумагам. В XVI веке слово дошло до Польши. Наконец в начале XIX века оно оказалось на Украине, где школьники впервые стали называть им свои записи на бумажках, предназначенных для тайного заглядывания в них на экзаменах. В том же веке оно перекочевало и в Россию.

О чём идёт речь?

Ответ: о шпаргалке.

2-й конверт.

Оказывается, этому предмету уже полтора века. Простейшее устройство изобрёл в середине XIX столетия французский врач Парватс. Сначала этот медицинский инструмент представлял собой цилиндр из твёрдого каучука с поршнем из кожи и полой иглой. В кратчайшее время он был признан медиками всего мира. Через тридцать лет после изобретения их стали делать из стекла. А в наше время, как известно, они стали одноразовыми, из прозрачного пластика.

Что это?

Ответ: шприц.

3-й конверт.

Идея этой книги возникла в 1951 году у англичанина лорда Вивера во время... охоты. Его поразило, как быстро могут летать ржанки - маленькие птички с золотистым оперением. Но точное значение скорости ржанки лорд не смог найти ни в одном из справочников. Тогда-то он и предложил составить книгу, где были бы собраны самые удивительные достижения во всех областях. Приглашённые лордом журналисты стали «коллекционировать» рекорды природы, спорта, науки, невероятные способности людей, животных и тому подобные удивительные факты.

О какой книге идёт речь?

Ответ: о книге рекордов Гиннесса. (Спонсировал издание книги ирландский мультимиллионер, производитель пива, Артур Гиннесс. В его честь и была названа эта книга.)

4-й конверт.

Четыре тысячи лет назад его изобрели в Китае. Первые приборы были не морскими, а сухопутными и устанавливались на тележках купцов, странствующих по обширным китайским провинциям. Они представляют собой вращающиеся на оси фигурки, всегда указывающие на магнитный полюс. Секрет прост - в руке фигурки был спрятан кусочек магнитного железняка. Позже в Китае же появился и «портативный» прибор - железная намагниченная игла, подвешенная на шёлковой нити. А в Европе с этим прибором познакомились лишь в XII веке. Первый европейский прибор, которым пользовались моряки, представлял собой плавающую в воде пробку, на которой была укреплена намагниченная стрелка. О каком приборе идёт речь? Назовите его.

Ответ: компас.

5-й конверт.

Всем известно, что лесной дятел с утра до вечера долбит клювом кору деревьев в поисках личинок жуков-короедов. Для дятла это пища, для дерева - лечение. Уничтожая вредителей, неутомимая птица приносит лесу большую пользу. Но, глядя на его труд, поневоле задаёшься вопросом: а не болит ли у дятла голова от постоянных ударов?

Ответ: учёные-орнитологи уже давно дали ответ на него. Оказывается, природа наградила дятла очень прочными костями черепа, которые гасят ударные волны. К тому же мощные челюстные мышцы служат птице амортизаторами, смягчающими удары. И, наконец, голова птицы окутана ещё «лентами» из мускулов и сухожилий. Словом, защита у дятла тройная.

6-й конверт.

Эта настольная игра появилась очень давно. Изображения играющих людей обнаружены в пирамиде, построенной в 2700 году до н. э. В эту игру играли и в Древней Греции, и в Древнем Риме. На территории нашей страны эта игра известна тоже с давних пор - комплект предметов для игры найден в могильнике древних славян-антов (III—IV вв. до н. э.). В каждой стране играли по-своему. И до сих пор есть разные системы игры: русская, англо-шотландская, итальянская, немецкая, африканская, турецкая. Игроки, выполнившие определённые нормативы, получают спортивные разряды и звание мастера и гроссмейстера. Назовите эту игру.

Ответ: шашки.

7-й конверт.

В далёкой древности наши предки обустраивали деревни на больших полянах посреди леса. В чащах грунт был топким, и опорные сваи жилищ быстро сгнивали. В конце концов брёвна для свай стали обжигать и окуривать дымом костров, отчего они служили дольше. Такие-то обкуренные сваи в свою пору называли «курными». Они и вошли в устное народное творчество. И за века, когда сказки передавались от поколения к поколению, название немножко изменилось.

Как вы думаете: о чём идёт речь?

Ответ: о «курьих ножках», жилище Бабы-Яги - избушке на «курьих ножках».

8-й конверт.

Это лакомство пришло в европейские страны от древних греков, которые, в свою очередь, позаимствовали рецепт в Азии. Тогда он был очень прост - смесь снега с медом. Как бы то ни было, лакомство всем пришлось по душе. В наши дни рецептов этого лакомства великое множество, и любят его почти все, от мала до велика. Однако рекорд потребления мороженого принадлежит Швеции. Несмотря на довольно холодный климат, в год на каждого шведа приходится в среднем по 15 килограммов этого лакомства. Туристские справочники объясняют пристрастие шведов к этому холодному лакомству тем, что его... рекомендуют врачи, которым в этой стране привыкли верить безоговорочно. Что это?

Ответ: мороженое.

9-й конверт.

В разных областях России её именуют по-разному: балабойкой, балабонкой, брункой, бренчалкой и даже... трень-бренькой. Этот музыкальный инструмент - исконно русский, и поэтому в глазах многих людей за рубежом даже стал своеобразным символом нашей страны наряду с матрёшкой и самоваром. В эпоху Петра I из Голландии завезли в Россию трёхструнную мандолину из итальянской древесины, отличающейся большой гибкостью, что и позволяло придавать ей округлые формы. У нас же такой древесины не было, и мастера сделали «русскую мандолину» из склеенных плоских дощечек сосны - потому-то корпус этого инструмента оказался как бы треугольным. К концу XVIII века он широко вошел в народный обиход, а в 1880 годах был усовершенствован под руководством знаменитого русского музыканта В. В. Андреева. Какой это инструмент?

Ответ: балалайка.

10-й конверт.

В 1991 году этот хорошо известный предмет бытового обихода отметил свое восьмидесятипятилетие. Кто же был его создателем?

Искусный берлинский стеклодув Рейнгольд Бургер однажды получил заказ на изготовление резервуара для хранения жидкого воздуха. В том, что заказ получил именно он, ничего удивительного не было: незадолго до этого он участвовал в создании первой рентгеновской трубки. Стеклодув принялся за работу и сделал стеклянный шар с двойными посеребренными стенками, откуда был выкачан воздух. Затем Бургер налил в сосуд, принесенный из дома, горячий кофе. Оказалось, что «шар» сохраняет не только жидкий воздух, но и отлично «держит» тепло. Стеклодув заключил «шар» в жестяную оболочку и в таком виде запатентовал свое изобретение.

В дальнейшем сосуд превратился в цилиндр. И доныне существует маленькое семейное предприятие «Р. Бургер», на котором работают двое из четырех сыновей старого стеклодува. Предприятие специализируется на изготовлении уникальных стеклянных приборов и устройств для научных исследований. А о каком предмете шла речь?

Ответ: о термосе.

11-й конверт.

Этому простому школьному предмету более двухсот лет. Однако при раскопках Помпеи археологи находили тщательно оструганные дощечки, с помощью которых античные архитекторы выполняли свои чертежи. В Средневековье немецкие монахи для разметки линий и колонок на листах пергамента пользовались тонкими свинцовыми пластинками.

В ряде стран Европы, в том числе и в Древней Руси, для этих целей применялись железные прутья, в летописях они назывались «шильцами». В середине века монахи свинцовой палочкой разлиновывали страницы будущих летописей. Не обходились без «правильца» и русские писцы. У каждого из них на поясе рядом с глиняной чернильницей висело линовальное шило.

В расходных книгах московских приказов XVII века нередко встречается слово «каракса». Так своеобразно называли этот предмет. Он представлял собой раму в размер листа, на которую туго натягивали нити. Положив на лист бумаги караксу, писец водил вдоль нитей костяной палочкой, выдавливая на бумаге линии-строчки. Вот почему рукописи того времени удивляют нас ровностью строчек и четкими интервалами. Что это за предмет?

Ответ: линейка.

III. Подведение итогов игры.

- Какой вопрос был самым трудным?

- Какой вопрос не вызвал затруднения?

- Какой вопрос был самым интересным? Почему?

Рекомендуем посмотреть:

Конспект внеурочного занятия по окружающему миру, 4 класс

Игра «Поле чудес» о животных, 4 класс. Окружающий мир

Игра «Поле чудес» по окружающему миру, 4 класс. Изобретение машин и приборов

Внеурочное занятие по окружающему миру, 4 класс. Тема «Собаки - верные друзья»

Внеурочное занятие в 4 классе. Наш родной русский язык

Нет комментариев. Ваш будет первым!