I. Анализ ситуации
(Можно также использовать стихотворение Э. Мошковской «Странные вещи со мною случаются...».)
Происходит что, не знаю,
Непонятно почему,
Я бездумно подражаю
Взрослым, детям и всему.
Все смеются,
Я смеюсь.
Все дерутся,
Я дерусь.
Все не делают уроки,
И я к этому стремлюсь.
За друзьями следуя,
Ни о чем не ведая,
По кружкам по всем промчался,
Ни в одном не задержался.
Мне все это надоело —
Подражать — пустое дело.
Чужие успехи, поступки большие,
Как я ни старался, не стали моими.
— Часто ли вы поддаетесь общему настроению или настроению своих друзей, родителей или кого-то другого? Расскажите об этом.
II. Работа со словарем
— Давайте найдем в толковом словаре С. Ожегова слово «зависимость».
1) Связанность явлений, предопределяющая их существование или сосуществование, обусловленность.
2) Подчиненность другим при отсутствии самостоятельности, свободы.
- От чего может зависеть настроение человека? (От настроения своего и окружающих, телевизора, компьютера, интересной игры, человека, погоды, конфет, химических веществ и т. д.)
- В чем опасность зависимости?
Например, надо делать уроки, а вы не можете пропустить фильм по телевизору, врач запретил есть шоколад, а вы не можете с собой справиться и съедаете конфету тайком ото всех и т. д.
С перечисленными проблемами человек может справиться сам, воспитав свою волю.
У человека, который начал курить, появляется более серьезная зависимость от сигарет, точнее от веществ, содержащихся в табаке он теряет власть над собой и своими поступками. Желание закурить отвлекает от других дел, не позволяет сосредоточиться, резко изменяет образ жизни.
III. Оздоровительная минутка
IV. Это полезно знать!
В легких при курении постепенно скапливается табачный дым и смолы. Кашель травмирует легкие, в которых накапливается слизь, дыхание становится слабым. Спортивные и учебные показатели значительно снижаются.
V. Игра «Давай поговорим»
- Я считаю, что дети начинают курить, подражая взрослым или подросткам, из любопытства и от безделья. А вы как считаете?
VI. Подведение итогов урока
Любая зависимость опасна для вашего здоровья.
I. Анализ ситуации
Напомню вам содержание сказки Джанни Родари «Самый большой молодец на свете» про человека по имени Примо. По-итальянски это имя означает «первый». Наверное, поэтому Примо еще в детстве решил:
— Буду первым не только по имени, но и в деле. Всегда и во всем буду первым.
А вышло наоборот — он всегда и везде был последним. Последним, кто пугался, последним, кто убегал, последним, кто шалил...
Его сверстники всегда были в чем-нибудь первыми. Один был первым вором в городе, другой — первым хулиганом в квартале, третий — первым дураком во всей округе. А он же, наоборот, был последним, кто говорил глупости, и когда наступала его очередь говорить, он молчал.
— Хорошо ли всегда быть первым?
— Как вы понимаете выражение «В жизни все относительно»?
— Трудно ли быть последним в плохих поступках?
II. Беседа по теме
Согласитесь ли вы, не сделав уроки, пойти в зоопарк? Или, не вымыв посуду, посмотреть телевизор? С годами у вас будет все больше предложений — заманчивых, любопытных, приятных, от которых трудно отказаться. Очень часто мы соглашаемся с ними, хорошо понимая, какие неприятности и последствия для здоровья за этим последуют. Иногда такие поступки совершаются из солидарности с товарищами, из желания не оказаться белой вороной, но чаще всего потому, что не осознается ценность собственного здоровья.
— Кого называют белой вороной?
— Плохо или хорошо быть не такой (не таким), как все, если все поступают дурно?
Вспомните Примо из сказки, он всегда поступал не так, как все, а у вас вызвал искреннюю симпатию.
III. Оздоровительная минутка
IV. Игра «Давай поговорим»
— Если одноклассники предлагают вам попробовать покурить, то у вас всегда есть выбор. А вы как думаете?
V. Игра «Что? Зачем? Как?»
— Вы решили один разочек «курнуть». Ответьте на три вопроса нашей игры.
VI. Это полезно помнить!
Никотин вызывает привыкание (зависимость) к сигаретам. Организм курильщика не усваивает кислород в нужном для человека количестве. Отсюда ухудшение памяти, внимания, повышение утомляемости зрения, снижение слуха и скорости чтения.
VII. Подведение итогов урока
Я умею сказать НЕТ курению!
I. Игра «Зеркало и обезьяна»
(Дети делятся на пары и встают друг против друга. Один из пары — обезьяна, которая смотрится в зеркало, другой — зеркало, в котором повторяются все движения обезьяны. Через некоторое время участники меняются ролями. Это упражнение можно выполнять всем одновременно, можно также попросить пары работать по очереди. Наблюдение и обсуждение.)
— Какая роль вам понравилась больше? Почему?
Что нужно для того, чтобы успешно повторять движения другого?
II. Беседа по теме
На предыдущем занятии мы говорили о том, что иногда нам приходится кому-то в чем-то отказать, иногда — самим себе. Делать это не только сложно, трудно, но и неприятно. Вам же не нравится, когда вам говорят НЕТ, НЕЛЬЗЯ. Сегодня мы будем учиться отказывать, не обижая собеседника. Например, вы просите родителей купить компьютер. Какой вариант ответа родителей вы бы предпочли услышать, если выполнить просьбу по каким- либо причинам они не могут?
• Нет, у нас много других проблем.
• К сожалению, у нас нет таких денег.
• Наша квартира не позволяет иметь компьютер.
• Мы обязательно купим тебе компьютер, когда у нас для этого будут возможности.
— Что общего в этих фразах и чем они отличаются?
III. Оздоровительная минутка
IV. Игра «Закончи предложение»
• Я бы мог воспользоваться вашим предложением — попробовать покурить, но...
V. Толкование пословицы
- Как вы понимаете смысл мудрых слов: «Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу»?
VI. Подведение итогов урока
Я умею сказать НЕТ.
I. Работа со стихотворением
(Можно также использовать стихотворение А. Костецкого «Я все люблю, что есть на свете...».)
Люблю я землю, солнце, небо,
Вкус замечательного хлеба.
Люблю свой дом, свой класс, и школу,
И матчи по хоккею и футболу.
Люблю играть, шутить, смеяться,
В реке без устали плескаться.
Люблю я петь, и рисовать,
И книги умные читать.
Люблю на свете всех людей —
Друзей, соседей и учителей.
Люблю я всю свою семью,
А больше всех себя люблю.
— А вы что любите? Назовите что-нибудь самое любимое.
— Как вы относитесь к себе?
— Как вы понимаете слова «любить себя»?
— Как надо к себе относиться, чтобы эти слова можно было отнести к вам?
II. Игра «Комплимент»
Разделитесь на группы, и каждый пусть сделает комплимент себе. Начните со слов: «Я люблю себя, потому что...», закончите словами: «И поэтому забочусь о своем здоровье».
В конце игры все встают и хором произносят: «Мы любим друг друга и заботимся друг о друге».
III. Оздоровительная минутка
IV. Беседа по теме
Сегодня мы узнали о многих вещах, которые вы любите. В то же время все вы хорошо относитесь к себе и знаете цену здоровью. Вспомните случай, когда надо было сделать выбор между чем-то значимым для вас и тем, что важно для вашего здоровья. Всегда ли вы делаете выбор в пользу своего здоровья? Напоминаю, что такие решения можете принимать только вы сами.
Сегодня мы будем работать с плакатом «Дерево решений». (Плакат вывешивается.) Это волшебное дерево имеет разные очертания слева и справа. На нем могут созреть любые плоды, которые вы любите, и может не вырасти ничего. Корни этого дерева — ваши решения, а плоды — результат решений: сочный плод или сухая ветка. Все зависит от вас.
Например, вы решили, что всегда будете есть много сладкого, соленого, кислого, жирного, так как все это очень любите. Или никогда не будете мыть руки перед едой. Тогда ваш выбор в левой части дерева, это один их черных засыхающих корней, который не может в полной мере обеспечивать питательными веществами левую сторону ствола и кроны дерева — ветки здесь сухие, ломкие, почти мертвые.
Если вы принимаете решение рационально и разнообразно питаться, соблюдать правила гигиены, отказаться от вредных привычек, то ваш выбор — корень с правой части дерева — мощный, живой, наполненный соками, питающий всем необходимым плоды и листья. В итоге эта сторона дерева ярко-зеленая, с красивыми здоровыми плодами.
V. Практическая работа
- Нарисуйте в тетради «дерево решений». Над одним из корней, слева или справа, напишите, что выбираете вы. Внимательно посмотрите на рисунок: что же можно ожидать от такого решения?
VI. Подведение итогов урока
Я умею принимать решение.
I. Анализ ситуации
У бабули юбилей:
Полон дом у нас гостей.
Гости много говорили,
Ели, пили и курили.
Тяжело мне потому,
Задыхаюсь я в дыму.
Дым вокруг от сигарет,
Мне в дыму том места нет!
- Чем опасен для здоровья табачный дым?
II. Игра «Выбери правильный ответ»
Если рядом курят, то нужно:
• отойти в сторону;
• попросить не курить;
• подойти к курящим как можно ближе.
III. Оздоровительная минутка
IV. Работа с «деревом решений»
• Я решаю курить (желтые зубы, запах изо рта, замедление роста и развития, болезни, ссоры с родителями и т. д.).
• Я решаю не курить (не надо обманывать родителей, брать без разрешения сигареты или деньги, у меня будут красивые белые зубы и т. д.).
Все последствия решений называют дети. После обсуждения все дети хором произносят: «Мы говорим КУРЕНИЮ — НЕТ!»
V. Домашнее задание
Нарисуйте картинку «Мы живем без табачного дыма».
VI. Подведение итогов урока
Я выбираю жизнь без табачного дыма.
В гостях у гигиены. Урок здоровья для младших школьников
Если на улице дождь и гроза. Урок здоровья для 2 класса
Какие врачи нас лечат. Внеурочное занятие, 2 класс
Урок здоровья в начальной школе, 4 класс
Внеурочное занятие «Я пришёл из школы», 1 класс. Азбука здоровья
Нет комментариев. Ваш будет первым!