Семейный праздник "И счастлив лишь тот, в ком сердце поёт" для 7 класса
Цель: прививать обучающимся любовь к песне.
Задачи:
- познакомить обучающихся с творчеством композитора Бориса Мокроусова и поэта Алексея Фатьянова;
- встреча поколений: дети, их родители, бабушки и дедушки.
Назначение. Мероприятие составлено для учащихся 7 класса. Рекомендуется использовать фрагменты данного занятия на уроках музыки.
Ход мероприятия
Ученик: Разбросав дома по косогорам
Над широкой Волгою рекой,
Ты стоишь твердыней, древний город,
Милый город, светлый Нижний мой!
Ученик: Я в который раз опять любуюсь
И Заволжьем, и твоим Кремлём,
И красивой многолюдной улицей,
Что Покровкой попросту зовём.
Ученик: Слышу протяжные, певучие
Пароходов горьковских гудки,
Вижу мост с пролётами могучими
Над песчаной отмелью Оки.
Ученик: На крутом откосе, над причалами,
Где мазутным пахнет ветерком,
Разговор веду с великим Чкаловым,
Сильным и бесстрашным земляком.
Ученик: Есть в тебе, помимо обаяния,
Город мой, особые черты,
Ведь недаром через расстояния,
Как магнит, притягиваешь ты.
Ученик: Нижегородская земля, скажи,
Где твоё начало?
У стен ли древнего Кремля
Или у волжского причала?
(Песня «Нижегородская лирическая», музыка А, Морозова)
Ученик: Тридцатый год. Страна брала разбег.
Все люди из деревень съезжались.
И у слиянья двух великих рек
Заложен был Автозавод-красавец.
Ученик: В могучей поступи ударных славных дней,
Не меркнувших в истории по праву,
Завод живёт, растит своих людей
И набирает опыт, силу, славу.
Ученик: В дни испытаний грозных и лихих,
Автозаводцы шли на бой за честь державы.
Склоняли головы пред памятью они
У вечного Кургана Славы.
Воспитатель: Среди защитников Москвы от лютого врага были и нижегородцы.
(«Песня защитников Москвы», музыка Б. Мокроусова)
Ученик: Мы сквозь года всегда вперёд смотрели,
Четыре ордена об этом говорят.
От «Эмки» до красавицы «Газели»
Прошли мы путь, что славен и богат.
Ученик: Мечта и труд нам горизонт открыли,
Зовут вперёд и вдохновляют нас.
И пусть по всем, по всем дорогам в мире
Бегут машины нашей марки «ГАЗ»!
(Песня «Машины из нашей истории», музыка А. Бурдова)
Воспитатель: Богатство любого общества – это человеческий капитал. Нижний Новгород – город славных революционных традиций, крупнейший индустриальный центр Поволжья, важный транспортный узел, город науки и культуры.
Давайте вспомним когда, где и кем был основан Нижний Новгород.
Ученик: Нижний Новгород основан на Дятловых горах в 1221 году владимирским князем Юрием Всеволодовичем Долгоруким.
Ученик: С историей Нижнего Новгорода связана жизнь многих выдающихся людей нашей страны. Здесь, в 1868 году, родился пролетарский писатель Алексей Максимович Горький. Нижний Новгород – родина выдающегося деятеля Якова Михайловича Свердлова, русского изобретателя Ивана Кулибина, математика Николая Ивановича Лобачевского, чьё имя носит Нижегородский университет, революционного демократа и литературного критика Николая Александровича Добролюбова, писателя Павла Мельникова-Печерского, композитора Милия Балакирева, лётчика П. Нестерова и многих других выдающихся людей.
Ученик: Древние стены Нижегородского Кремля слышали речь Кузьмы Минина в тот исторический час, когда он обратился к согражданам с призывом собрать ополчение, идти на выручку Москве, захваченной иноземцами: «Не пожалеем животов наших, дворы свои продадим, жён и детей заложим. Дело великое!»
Воспитатель: Это было в далёком 1612 году, когда в Москве хозяйничали польские войска. Нижегородцы Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, собрав ополчение, спасли от чужеземцев не только Москву, но и Русь.
Сегодня мы поговорим о нашем земляке, композиторе Борисе Андреевиче Мокроусове и его соавторе, поэте из Вязников Владимирской области Алексее Ивановиче Фатьянове, которые мечтали видеть Россию богатой, сильной, культурной державой. Несмотря на то, что они жили давно, наши мечты очень похожи на их мечты, потому что мы хотим видеть Россию такой же. Но как осуществить эту мечту?
(Высказывания учащихся и родителей)
Воспитатель: Да, прежде всего надо любить Россию, много и честно трудиться на её благо, как это делали Борис Андреевич и Алексей Иванович. Это они создали песню для кинофильма «Весна на Заречной улице», которая, сойдя с экрана, облетела всю страну и стала подлинно народной.
(Все присутствующие: и учащиеся, и родители поют песню «Когда весна придёт» из кинофильма «Весна на Заречной улице»)
Воспитатель: Они вместе и порознь написали много прекрасных произведений, вошедших в золотой фонд русской, советской песенной классики. Достаточно вспомнить хотя бы такие песни, как «Мы люди большого полёта» или песни из кинофильма «Свадьба с приданым» «На крылечке твоём» и «Хвастать, милая, не стану».
(Песня «На крылечке твоём» поют родители, мама и папа.
Песню «Хвастать, милая, не стану» инсценируют учитель и воспитатель класса)
Ученик: Борис Андреевич Мокроусов родился в Нижнем Новгороде в 1909 году. В 1936 году он окончил Московскую государственную консерваторию по классу композиции профессора Н.Я. Мясковского. Им написаны сочинения для симфонического оркестра, опера «Чапаев», оперетты, камерно-инструментальные произведения, музыка к драматическим спектаклям и кинофильмам. И всё-таки большое место в творчестве Бориса Андреевича Мокроусова занимал песенный жанр. Наиболее известные песни «Сормовская лирическая», «Одинокая гармонь», «Ты рядом» и другие Живут и по сей день.
(Исполнение песен «Сормовская лирическая» и «Одинокая гармонь» - все)
Воспитатель: В 1948 году Борис Андреевич стал Лауреатом Государственной премии, а в 1962 году ему было присвоено звание заслуженного деятеля искусств Чувашской АССР.
Изумительные песни, родившиеся в советскую эпоху, продолжали и продолжают петь.
(Песня «Вечерком на реке» - поёт воспитатель. «Хороши в саду весной цветочки» - все)
Ученик: Важнейшая страница в жизни Мокроусова и Фатьянова = Великая Отечественная война. Борис Андреевич на самом первом её этапе написал вдохновенную и мужественную «Песню защитников Москвы», вошедшую в фильм «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой», которая уже прозвучала сегодня. А позднее, оказавшись вместе с поэтом Александром Жаровым среди защитников Севастополя, они создали свой потрясающий «Заветный камень» - царь-песню, как назвал это волнующее , полное драматизма произведение, Леонид Осипович Утёсов.
(Песню «Заветный камень» поёт родитель, папа ученицы)
Ученик: Очень много песен на стихи Алексея Фатьянова написал композитор Василий Соловьёв-Седой. Среди них «Соловьи», «На солнечной поляночке», «Где ж ты, мой сад?», «Где же вы теперь, друзья-однополчане?» и другие.
(Песни «Где ж ты, мой сад?» и «На солнечной поляночке» поют все)
Воспитатель: Приближается великий День Победы. И пусть песня «Где же вы теперь, друзья-однополчане?» будет подарком для наших воинов-победителей.
(Песня «Где же вы теперь, друзья-однополчане» - поют все)
Воспитатель: Прекрасны песни Мокроусова и Фатьянова! Их можно бесконечно петь. В них такая красота! К сожалению, в современной эстраде ничего подобного нет. Время таких бесценных песен не прошло. Уверена, дружить с песнями, в которых живут народная душа и великая эпоха, будет всё больше наших соотечественников.
(Исполнение песен: «Я за реченьку гляжу» - воспитатель, «Вологда» и «Костры горят далёкие» - все)
Воспитатель: Заканчивая наш праздник, хочу напомнить:
«И счастлив лишь тот,
В ком сердце поёт».
(Все поют песню «Осенние листья», музыка Мокроусова)
Воспитатель: Благодарю всех за участие и внимание.
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий игровой программы для 5-8 классов «Угадай мелодию»
Игра по русскому языку и литературе, 7-8 класс
Сценарий внеклассного мероприятия для 7-8 классов
Сценарий конкурсной программы по профориентации, 7-9 класс
Похожие статьи:
Внеклассное мероприятие 6, 7 класс
Внеклассное мероприятие 5, 6, 7 класс. Сценарий
Внеклассное мероприятие для 7, 8, 9 классов. Тема: Этикет
Внеклассное мероприятие для 6, 7 класса по МХК
День здоровья в школе. Сценарий