Из опыта работы музыкального руководителя детского сада. «Коррекционно-направленная музыкальная деятельность детей после кохлеарной имплантации»
Автор: Бунтури Татьяна Николаевна, музыкальный руководитель МАДОУ детский сад №14, г. Екатеринбург.
Описание материала: Данная методическая разработка адресована музыкальным руководителям и воспитателям детских садов и центров дошкольного развития. Статья включает в себя теоретическое обоснование и практические материалы по коррекционно-направленному музыкальному развитию слабослышащих детей дошкольного возраста.
Цель: Коррекция индивидуальных особенностей развития детей с помощью музыкальной деятельности.
Важнейшим в развитии и становлении личности человека является период дошкольного детства, так как именно он наполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. В современной педагогике и психологии возраст от трёх до шести лет рассматривается как самоценное явление со своими закономерностями, и, в большинстве случаев, субъективно переживается как счастливая, беззаботная, полная открытий и приключений жизнь. При этом отдельного внимания в системе воспитания и образования требуют дети с ограниченными возможностями здоровья, в частности, с нарушениями слуха. В связи с модернизацией российского образования в пространстве дошкольных учреждений всё актуальнее становится проблема перехода к инклюзивному образованию. В инклюзивном образовании заложена необходимость изменения образовательной ситуации, создание новых форм и способов организации образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей детей. В наших силах создать особые условия для их успешности и помочь наметить маршруты развития на последующих этапах жизненного пути. Одним из возможных решений вышеизложенной проблемы является коррекционно-направленная музыкальная деятельность — психолого-педагогически ориентированная форма художественной деятельности, нацеленная на коррекцию отклонений в развитии детей с нарушениями слуха средствами музыкального искусства.
Основными задачами музыкальной деятельности со слабослышащими детьми являются коррекция и компенсация недостатков их развития. Основным направлением работы на музыкальных занятиях необходимо избрать развитие тактильно-вибрационного чувства и остаточного слуха, которые в свою очередь способствуют становлению речи, значение которой для развития ребенка неоспоримо. Кроме того, именно музыкальная практика положительно влияет на формирование правильных, ритмичных, движений, координации, на вокально-интонационное развитие голоса и ритмико-интонационную структура речи. Не стоит забывать и об эстетическом воспитании, обогащении духовного мира ребенка, способности музыки воздействовать на его нравственное, эстетическое воспитание, развитие памяти, воображения, активизировать познавательную активность.
Интересно, что по сравнению с речью неречевые звуки имеют ряд преимуществ, а именно: они обладают большей интенсивностью и мощностью, разнообразны по своей частотной характеристике, они не требуют большого словарного запаса для их обозначения и знакомства с содержанием понятия. При использовании неречевых звучаний слуховая функция совершенствуется в следующих направлениях: во-первых, происходит расширение частотного и динамического диапазона слухового восприятия, за счёт целенаправленного вслушивания улучшается острота слуха. Во-вторых, у ребёнка совершенствуются способности дифференцированного восприятия источников, направления и других характеристик звучания. Благодаря этому фактору мы имеем возможность проводить работу по выработке у детей умения различать ритм (длинные и короткие звуки), метр (сильные и слабые), штрих (слитные и прерывистые). Неречевые звучания обогащают представления о мире звуков, развивают музыкальную память, совершенствуют слухо-мышечную чувствительность за счёт выполнения музыкально-ритмических упражнений, учат определять характер музыки и других звучаний.
В продолжение данной работы приводим некоторые примеры музыкальных игр, используемых в нашей инклюзивной практике с детьми после кохлеарной имплантации. Упражнения предназначены для среднего дошкольного возраста.
Игра на слуховой анализ «Угадай веточку» (в контексте музыкального занятия).
Педагог: - Cегодня мы с вами отправимся гулять по осеннему лесу! Чтобы нам не заблудиться, возьмём с собой кого-нибудь из местных жителей. Отгадайте-ка загадку:
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу! (Белочка)
/появляется Белочка (игрушка) и «поёт» песенку/:
Белочка по ветке скачет вверх и вниз,
Белочка, за ветку лапками держись!
Белочка орешки зубками грызёт,
Белочка на ветке песенку поёт!
Педагог: - Наша белочка такая шалунья! Посмотрите, как высоко она забралась, на самую верхушку дерева! (играет аккорды стаккато в высоком регистре фортепиано).
Педагог просит детей закрыть глаза и угадать на слух, на какую ветку прыгнула Белочка (аккорды в верхнем регистре фортепиано – Белочка на верхушке дерева, на высоких и тонких веточках; аккорды в нижнем регистре фортепиано – Белочка внизу, на толстых, низких ветках).
Пальчиковая гимнастика с пением «Ёжик колкий».
Педагог: – А это кто тут под листочками спрятался?
Лежала между ёлками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала. (Ёжик)
/Педагог достаёт из корзинки с осенними листьями игрушечного Ёжика, показывает детям и предлагает им изобразить «ёжика» своими ручками/
Ёжик, ёжик колкий, Пальцы обеих рук сжаты в «замок»,
Где твои иголки?
Вот они! Пальцы выпрямляются и сгибаются два раза,
на третий раз – задерживаются в выпрямленном состоянии («торчат, как иголки у ежа»)
Ёжик, ёжик колкий,
Убери иголки!
Раз, два, три! Пальцы сгибаются и выпрямляются два раза, затем возвращаются в исходное положение («спрятали иголки»).
/Игра повторяется 2 раза/
Ритмическое упражнение «Нарисую радугу».
Педагог предлагает детям пропеть песенку и «нарисовать» в пространстве её ритмический рисунок своими руками по показу. Длинная фраза под лигой изображается плавным дугообразным движением руки слева направо («рисуем радугу»), короткие восьмушки «стаккато» - стучим кулачком правой руки по кулачку левой «как молоточки», обращаем внимание на точность движений, выразительность, на артикуляцию при декламации.
Нарисую радугу – ду-ду-гу,
ду-ду-гу!
А по этой радуге – я бегу,
я бегу.
Светит ясно солнышко – в облаках,
в облаках,
Ветерок колышется – в волосах,
в волосах.
Вышеизложенные методические материалы были апробированы на музыкальных занятиях в средней группе №3 МАДОУ д/с №14 г. Екатеринбурга. В процессе освоения дети показали эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к подобным упражнениям, стремление к «чистоте» их исполнения.
Музыкальное искусство играет особую роль в непосредственной образовательной деятельности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, активно помогает решать задачи не только нравственно-эстетического воспитания, что не маловажно, но и позволяет скорректировать и компенсировать индивидуальные особенности развития, стимулирует слуховое восприятие, память, крупную и мелкую моторику и, как следствие, речь. Поэтому именно музыка является незаменимым средством в коррекционно-направленной деятельности современного педагога.
Рекомендуем посмотреть:
Формирование коммуникативных УУД у учащихся с КИ в ходе подготовки к общешкольному проекту «Моя устн
Логопедическая работа по развитию памяти школьников
Применение арт терапевтических методик в работе с детьми с ОВЗ
Социально-ориентированный воспитательный проект для детей с ОВЗ