Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Социокультурный проект для детского сада "Беларусь моя васильковая"

Социокультурный проект «Беларусь моя васильковая»
Автор: Бунтури Татьяна Николаевна, музыкальный руководитель МАДОУ детский сад № 14, г. Екатеринбург.
Описание материала: Данная методическая разработка адресована музыкальным руководителям и воспитателям детских садов и центров дошкольного развития, а также может быть полезна учителям начальных классов общеобразовательных школ. Методический материал представляет собой проект социокультурной направленности на тему "Беларусь моя васильковая". В работе представлены теоретический и практический разделы.

Введение. Проблема воспитания у детей культуры межнационального общения обусловлена общим ростом национального самосознания и на сегодняшний день является весьма актуальной, в том числе и на этапе дошкольного образования. Важно воспитывать у детей положительное эмоциональное отношение к национальному многообразию населения нашей страны, различным национальным языкам. У старших дошкольников, воспитывающихся в многонациональном коллективе, необходимо формировать положительное отношение к представителям разных народов, которое может проявляться в интересе к их жизни, культуре, желании дружить, общаться и даже изучить язык. Основной путь достижения таких результатов – это приобщение к различным этническим культурам через познание образцов народной мудрости, национальных традиций и обычаев, произведений выдающихся национальных писателей и поэтов, композиторов, художников, талантливых мастеров народных промыслов.
Для реализации данного проекта нами избран материал о белорусском этносе, близком к русскому как в языковом, так и в культурном отношении. Россия и Белоруссия являются тесными партнёрами в экономической, политической и военной сферах. В данных условиях происходит неизбежная интеграция наших народов, что обуславливает устойчивый интерес друг к другу и обеспечивает доступность освоения культурного наследия белорусской нации для российских детей-дошкольников.
Объектом проекта является процесс развития социально-коммуникативных навыков и творческих способностей детей подготовительного к школе возраста.
Предметом исследования является цикл тематических мероприятий, направленных на достижение целей проекта.
Цель проекта: формировать знания детей об истории и культуре белорусского этноса, дать понятие о единстве и различии народов России и Белоруссии, воспитывать уважение и интерес к национальным культурным традициям.
Задачи проекта:
- Обогатить знания о мире и человеке, о народах, населяющих Россию.
- Приобщать детей к духовно-нравственным традициям славянских народов.
- Воспитывать уважение к близкому по культуре и языку народу, понимание национальных особенностей и в то же время чувство собственного достоинства как представителя своего народа, а также толерантного отношения к представителям других национальностей.
- Развивать эмоциональную отзывчивость к народному творчеству.
- Познакомить детей с белорусскими сказками, играми, песнями и танцами разного характера (хороводными, игровыми, трудовыми, шуточными).
- Дать представление об изделиях белорусского народного промысла, народной игрушке, декоративно-прикладном искусстве.
Планируемые результаты:
- повышение социальной и коммуникативной компетентности детей,
- формирование культуры поведения и отношений детей в межнациональном коллективе,
- бережно-действенное отношение к природе, рукотворному миру, к своему здоровью и здоровью окружающих;
- обогащение творческого опыта, развитие музыкальных способностей и эмоциональной сферы детей.
Подготовительный этап – сбор информации, подготовка методической литературы, репертуара, дидактических и мультимедийных материалов по теме проекта. На данном этапе необходимо спланировать и скоординировать деятельность всех участников проекта (педагогов, специалистов, родителей и детей).
Основной этап проекта реализуется в течение 1 месяца на базе подготовительной группы детского сада.

Содержание основного этапа.
1 неделя. Вводная беседа с презентацией по теме «Белорусы в национальной палитре народов Урала». Национально-культурная автономия «Белорусы Урала». Историко-географическая справка: столица Республики Беларусь – Минск, государственные символы, главные достопримечательности (Мирский замок, Несвиж), природные богатства (заповедник Беловежская пуща, зубр – символ Белоруссии).
Слушание песен о Белоруссии «Беловежская пуща», «Молодость моя - Белоруссия» (муз. А. Пахмутова, сл. Н. Добронравов).
Создание во взаимодействии с родителями мини-музея изделий белорусского народного творчества и быта «Белорусская сторонка» в группе. Создание библиотечки рецептов белорусской кухни (драники, колдуны, картофельная бабка, юшка).
2 неделя. Сохранение и развитие национальных традиций в культуре белорусов, живущих на Урале. Знакомство с декоративно-прикладным искусством белорусских мастеров. Белорусский национальный костюм, элементы вышивки. Выставка (либо презентация) кукол из соломки, ткани, фарфора и других материалов в народных костюмах. Глиняные фигурки-свистульки, элементы росписи. Изобразительная деятельность по теме «Наряди куклу» (дети изготавливают национальный белорусский костюм для бумажной куклы).
Детские белорусские подвижные игры «Лиски», «Заплетися, плетень», «Колечко».

3 неделя. Белорусский музыкальный фольклор. Традиционные музыкальные инструменты Белоруссии (скрипка, цимбалы, трёхрожковая дуда).
Народные песни и хороводы (Колыханка, Перепёлочка, Купалинка). Белорусские частушки. Разучивание белорусской народной песни «Савка и Гришка».
Народные танцы (Бульба, Лявониха, Крыжачок, Полька-Янка). Разучивание элементов хореографии народной песни-танца «Бульба».
Подвижные музыкальные игры «Михасик», «Грушка», «Ленок».
4 неделя. Устное народное творчество белорусов. Пословицы, поговорки, считалки. Чтение белорусских народных сказок «Лёгкий хлеб», «Пых», «Мена», «Старый отец», «Пан и сказочник».
Создание альбома детских рисунков на тему «Беларусь моя васильковая».
Итоговое музыкальное развлечение - инсценировка белорусской сказки «Пых».
Создание фотовыставки по результатам проекта.

Заключение.
На сегодняшний день геополитическая ситуация такова, что вопрос межнациональной интеграции в России особенно актуален. Важно помнить, что самобытность нашего государства в большой степени определена именно многонациональной структурой его общества. Поэтому необходимо с детства прививать маленьким гражданам нашей страны любовь к родине, воспитывать патриотические чувства, пробуждать интерес к собственной национальной культуре и культурам родственных, живущих с нами в едином социуме народов в общем и, в частности, белорусов.

Рекомендуем посмотреть:

Образовательный проект в детском саду Летний проект по экологии для средней группы детского сада Проект. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 1 младшей группы План проекта в детском саду. Старшая группа
Коррекционно-направленная музыкальная деятельность детей после кохлеарной имплантации | План - конспект тематического музыкального занятия в старшей группе
Опубликовано: 2779 дней назад (14 сентября 2016)
Просмотров: 15937
Рубрика: Без рубрики
+17
Голосов: 17
Альмира Идрисовна Хамидулина # 14 сентября 2016 в 17:02 +4
Добрый день,Татьяна Николаевна! Спасибо Вам за приглашение на интересный и яркий Социокультурный проект "Беларусь моя васильковая"!Вами проделана огромная и нужная работа по повышению социальной и коммуникативной компетентности детей, формированию культуры поведения и отношений детей в межнациональном коллективе, бережном отношении к природе, рукотворному миру, к своему здоровью и здоровью окружающих;обогащению творческого опыта, а также развитию музыкальных способностей и эмоциональной сферы малышей.Вы указываете в качестве участников проекта родителей,что очень немаловажно и способствует только положительному результату сотрудничества между детским садом и семьей!От вводной беседы,слушания песен и создания мини-музея Вы переходите плавно в практическую деятельность,которая представлена изготовлением национального белорусского костюма для бумажной куклы,а также вовлечением детей в национальные подвижные игры,танцы,инсценировки!Считаю,что задачи,поставленные Вами,реализованы сполна! Единственный совет по формулировке цели-она должна быть одна,а задачи -это ступеньки на пути к ее достижению!Голосую с удовольствием и желаю Вам дальнейших творческих успехов!
Воробьёва Алла Абдулмеджидовна # 14 сентября 2016 в 17:38 +4
Здравствуйте, Татьяна Николаевна! Спасибо за приглашение. Уверена, что награды за предложенный социокультурный проект "Беларусь моя васильковая" для вас не цель, а лишь результат работы. Совместно с коллегами вам удалось разработать актуальный проект воспитания детей на основе традиционной народной культуры. Для жителей современного мегаполиса очень важно не утратить эту связь со своими корнями. В процессе работы материал будет корректироваться и совершенствоваться. Благодаря ему удастся организовывать интересные досуги, воспитывать патриотов. При оформлении обратите внимание на цель: формирование знаний детей об истории и культуре и т.д. Желаю успехов в реализации проекта. Примите голос!
Вера Анатольевна Варенцова # 14 сентября 2016 в 21:18 +5
Здравствуйте, Татьяна Николаевна! Спасибо за приглашение. Задумка проекта замечательная. Мне очень понравилось разностороннее изучение истории и культуры белорусского этноса. Реализация проекта основана на интересном познавательном содержательном разнообразном материале. Привлечение родителей - огромный плюс. Вы молодцы! Работа проделана грандиозная и результативная. Спасибо за плодотворный творческий подход. Успехов Вам! Голосую!
Оксана Анатольевна Данильченко # 14 сентября 2016 в 22:16 +4
Здравствуйте!
Большое спасибо за приглашение. Меня, как гражданку Республики Беларусь, очень заинтересовал Ваш проект. Идея великолепна и многогранна. В ходе реализации участники проекта смогут познакомиться с историей белорусского народа, его фольклором. Вы придумали интересные переходы и в результате проект превратился в увлекательное путешествие в историю. Одно замечание - страна называется не Белоруссия, а Беларусь или Республика Беларусь. Я думаю, важно учить ребят правильно называть страну с которой они знакомятся. Хотелось бы познакомиться с фотоотчетом. Думаю он будет интересен всем педагогам. Приглашайте. Успехов в творчестве. Молодцы!!! Голос!!!
Татьяна Николаевна Бунтури # 15 сентября 2016 в 08:24 +1
Оксана Анатольевна, здравствуйте! Спасибо за Ваше замечание, на самом деле этот вопрос был у меня в голове в процессе проектирования. Изучала разные источники, так и не поняла в итоге, как правильно. Теперь, опираясь на Ваше авторитетное мнение, обязательно исправлю текст в своей работе. Здесь на сайте, к сожалению, уже не поправить. Приношу свои извинения.
Татьяна Николаевна Бунтури # 15 сентября 2016 в 07:54 +1
Уважаемые коллеги! Всем большое спасибо за комментарии и критику!
Татьяна Александровна Толстикова # 15 сентября 2016 в 08:13 +4
Татьяна Николаевна, здравствуйте! Очень понравился Ваш проект! На территории России проживают люди разных национальностей, и очень интересно, да и важно знакомиться с культурой, обычаями и традициями народов, населяющих тот или иной уголок России. В нашем округе очень развиты землячества и они ведут активную работу по приобщению детей к различным культурам. Такие проекты так же очень действенны и актуальны. Вами проделана великолепная работа, которая может быть адаптирована и использована педагогами в своей работе при приобщении к культуре разных народов. Примите мой голос. Успехов Вам!
Татьяна Николаевна Бунтури # 15 сентября 2016 в 08:25 0
Татьяна Александровна! Большое спасибо Вам за отзыв!
Оксана Михайловна Жидикина # 15 сентября 2016 в 10:34 +2
Здравствуйте, Татьяна Николаевна. Спасибо за приглашение.
Тема методической разработки актуальна. Социокультурный проект грамотно и интересно составлен. Приобщает детей к духовно-нравственным традициям славянских народов. Даёт представление о культуре, национальных особенностях республики Беларусь. Желаю дальнейших творческих успехов. Примите мой голос.
Зинаида Аркадьевна Старцева # 15 сентября 2016 в 18:09 +1
Здравствуйте, Татьяна Николаевна! Благодарю за приглашение. С удовольствием познакомилась с социокультурным проектом "Беларусь моя васильковая". Замечательно, что в ходе реализации проекта Вы целенаправленно приобщаете детей к духовно-нравственным традициям славянских народов через знакомство с белорусскими сказками, играми, песнями, танцами, изделиями белорусского народного промысла. Грамотно применяя разные методы и приёмы способствуете воспитанию уважения к близкому по культуре и языку народу, пониманию национальных особенностей и в то же время чувство собственного достоинства как представителя своего народа. Примите голос № 8. Желаю творческого вдохновения и успешного учебного года!
Татьяна Николаевна Бунтури # 15 сентября 2016 в 19:10 +1
Зинаида Аркадьевна! Спасибо большое Вам за отзыв!
Алла Ивановна Ефимова # 16 сентября 2016 в 01:25 +2
Вы провели огромную и очень интересную работу.
Главное материал очень интересный, нужный и увлекательный.
Понравилось, что в работе участвовали родители, это очень ценно и важно.
Принимайте мой голос поддержки.
Татьяна Николаевна Бунтури # 16 сентября 2016 в 07:37 +1
Алла Ивановна, спасибо за поддержку!
Лариса Владимировна Валитова # 17 сентября 2016 в 20:03 +1
Здравствуйте Татьяна Николаевна. Интересно, что Вы затронули такую необычную тему ( по направлению). Это напомнило мне времена СССР, когда было нормой разучивать песни и танцы народов союзных республик. и было. кстати, очень интересно детям и необычно. Спасибо. Голос.
Мария Кузьминична Кондратьева # 18 сентября 2016 в 14:00 +1
Удивительная подборка творчества Белорусского народа. Подобные мероприятия проводить необходимо, только так дети наиболее тесно и в интересном формате могут познакомиться с культурой. спасибо Вам за материал!
Ирина Николаевна Ступченко # 18 сентября 2016 в 17:35 +1
Это очень замечательная работа. Такая позитивная, добрая и нужная. Мне очень понравилась Ваша публикация. Примите голос!
Вера Александровна Орехова # 19 сентября 2016 в 09:21 +1
Татьяна Николаевна,спаибо за приглашение.
Интересный, познавательный, полезный проект.
Вами проделана большая подгтовительная работа.
В ходе реализации проекта достигнуты поставленные цели и задачи!
С удовольствием голосую +1.
Желаю удачи!
Ольга Ивановна Марченко # 19 сентября 2016 в 18:11 +1
Спасибо, Татьяна Николаевна, за замечательный проект. Примите мой голос!!!
Сидорова Зоя Григорьевна # 1 октября 2016 в 23:06 +1
Татьяна Николаевна!
Проект «Беларусь моя васильковая» меня заинтересовал. Данная работа позволила прививать бережное отношение к природе, учить умению видеть в природе среди обычного много нового и интересного, развивать коммуникативные, познавательные навыки.
Спасибо за приглашение.
Мне очень понравился проект.
Спасибо, что делитесь своим опытом.
Примите мой голос!
Творческих Вам успехов!
Зоя.
Любовь Владимировна Лычангина # 2 октября 2016 в 08:18 +1
Татьяна Николаевна, спасибо за приглашение на социокультурный проект для детского сада "Беларусь моя васильковая"
Впечатлена. Актуальный материал взяла в закладки. И уже придумала, как применить Вашу идею.
Поставленных цели, задач Вы с успехом достигли.
Голосую, конечно, за воспитание у детей культуры межнационального общения.
Удачи Вам!
Татьяна Николаевна Бунтури # 12 октября 2016 в 09:58 0
Огромное спасибо всем, коллеги, за Ваши тёплые отзывы и пожелания к моей работе!
Вера Олеговна Седова # 22 ноября 2016 в 22:27 0
Здравствуйте, Татьяна Николаевна. Познакомилась с социокультурным проектом для детского сада "Беларусь моя васильковая". Удивилась, как много направлений за месяц Вы освоили с детьми: символика Беларуси и её достопримечательности, природные богатства, декоративно-прикладное, музыкальное, поэтическое творчество народов республики. Работу грамотно разделили на этапы и последовательно знакомили воспитанников с ценным материалом. Реализуя проект, Вы решаете задачи по сосуществованию и творческому взаимодействию воспитанников и их родителей, по развитию интереса к культуре разных народов. Цель и задачи проекта реализуются в полном объеме. Разработка выстроена по правилам учебного сайта: есть описание и назначение материала, использованы шрифты, грамотно оформлен текст. В Вашей работе встретила песенки и танцы ("Перепёлочка", "Савка и Гришка", "Бульба", "Крыжачок", "Полька-Янка"), которые мы на протяжении нескольких десятков лет разучиваем в школе искусств. Творчество Вашего народа мы знаем и любим.