Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в детском саду. Средняя группа

Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира) в средней группе.
Тема «Народная культура и традиции»
«Путешествие в прошлое вместе с Кузькой»
Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Народная культура и традиции». Данный материал подходит для возрастной категории детей дошкольного возраста 4-5 лет. Дети во время данной образовательной деятельности знакомятся с бытом, обычаями, традициями и утварью русского народа.
Задачи:
1. Образовательные:
Знакомство детей с русским бытом, утварью;
Изучение русского фольклора – песни, танцы, сказки, потешки.
2. Развивающие:
Развитие потребности и желание детей в познании творчества народной культуры;
Развитие интереса к познанию нового материала.
3. Воспитательные:
Воспитание уважения к культуре, традициям и обычаям русского народа.
4. Речевые:
Связная речь: учить отвечать на вопросы воспитателя полным ответом, составляя грамматически правильные предложения.
Словарь: предметный – изба, сени, горница, половик, ручник, ухват, чугунок, потешка; определения – чугунный, деревянный, глиняный, хлопковый; глагольный – плясать, петь, стряпать, обмазывать, месить.
Грамматика: продолжать учить детей образовывать новые слова имён существительных множественного числа.
Звуковая культура речи: развивать слуховую сосредоточенность детей.
Методы и приёмы:
Практические: прослушивание русских народных песен, мелодий; сюрпризный момент (появление домовёнка Кузьки); дидактические игры «Отгадай из какой сказки герой»; физминутка.
Наглядные:карточки с изображением русской избы, утвари.
Словесные: дидактические игры «Один-много», «Узнай потешку».
Материалы: аудиозаписи русских народных песен; игрушка домовёнок Кузька; картинки с изображением русской избы, русской утвари; дидактическая игра «Отгадай из какой сказки герой».
Ход занятия
Звучит русская народная мелодия, под неё появляется домовёнок Кузька.
Кузька: ой, бяда – бяда – огорчение. И некуда мне, несчастному податься. И негде мне – горемыке укрыться...
Воспитатель: ребята, это кто такой к нам в гости пожаловал?
Ответы детей (это домовёнок Кузька)
Воспитатель: верно! Кузька, да ты нас не бойся, мы тебя не тронем. Наши мальчики и девочки добрые, никого не обижают, они со всеми дружно живут. Проходи к нам в гости!
Дети зовут Кузьку погостить у них.
Кузька: ну если не тронете, тогда ладно, тогда погощу немного у вас. Садитесь на стульчики, будем знакомится. Меня Кузькой кличат. А вас? Ну-ка все хором скажите – как вас зовут?
Дети произносят свои имена.
Воспитатель: Кузька, а что значит – кличат? Вот слово «кричат» мы знаем, а это слово с ребятами первый раз слышим.
Кузька: вот неумехи-незнамыши! Кличат – это по-старинному значит «зовут». Ничего-то вы не понимаете!
Воспитатель: вот это да! И много ты таких слов старинных знаешь? И откуда?
Кузька: так я ж давно родился. Мне семь веков, восьмой пошёл. Или по-вашему – 700 лет.
Воспитатель: Ах, вон оно что! Значит, ты знаешь, как люди в старину жили – как одевались, что кушали. Какие традиции были у нашего народа?
Кузька: а почто не знать-то! Конечно знаю! И ребятам всё расскажу – поведаю. Хотите обо всём узнать?
Ответы детей (конечно хотим!).
Кузька: ну тогда смотрите и слушайте!
Кузька вместе с воспитателем сначала показывают дом, в котором жили люди в старину, затем – предметы утвари, рушники, посуду.
Воспитатель: ребята, раньше люди жили в скромных домах – избах. Делался дом из глины, крыша выкладывалась из соломы. Сам дом внутри состоял из сеней (в современных домах это помещение называется коридор или прихожая). Потом шла горница (у нас это – комната). Давайте повторим название дома и его помещений.
Дети называют избу, сени и горницу.
Кузька: ваши мамы и бабушки умеют стряпать пироги да ватрушки?
Ответы детей (да, они пекут и пироги, и булочки, и торты).
Кузька: ах, какие стряпуньи – молодцы! Эта традиция – выпекание всяких вкусностей пошла с давних времён. Стояла раньше у хозяек печь посреди горницы.
Воспитатель показывает на картинке русскую печку.
Кузька: хозяюшки теста намесят, раскатают, начиночкой сладкой сдобрят свою стряпню, да в печь ставят. А чтоб веселее было работать – песни пели. Протяжные, да задумчивые.
Физминутка
Воспитатель включает запись русских народных песен. И предлагает детям вместе с Кузькой поплясать, используя движения русского народного танца – прясядка, кружение, взмахи платочками.
Воспитатель: славно детки поплясали. А теперь давайте дальше посмотрим картинки, приготовленные Кузькой.
Воспитатель показывает картинки с изображением русской утвари – чугунок, рушник, ухват и т.д. Проводится игра «Один – много».
Кузька: вы молодцы, детишки! А кто из вас знает русские народные сказки? Давайте-ка вспомним сказки и их героев. Ведь их придумали именно в старину. Матушки и батюшки рассказывали своим деткам сказки, а они в свою очередь, когда подрастали, рассказывали своим детушкам. Так вот сказки по традиции и идут друг по дружке.
Дети называют сказки «Колобок», «Теремок», «Репка».
Воспитатель предлагает детям игру «Из какой сказки герой?».
Кузька: да, наш народ был горазд на выдумку. И песни-то они пели, и сказки сочиняли, и шутки-прибаутки, потешки да приговорки у них водились. На каждый случай потешка у них была припасена. Ну-ка скажите-ка мне, ребятушки, когда можно использовать эту потешку
Расти коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти косынька, до пят —
Все волосыньки в ряд.
Расти коса, не путайся —
Маму, дочка, слушайся!
Ответы детей (при расчёсывании, при заплетании косичек).
Кузька: какие догадливые ребятишки! А ну-ка следующие потешки отгадаете?
Умница, Катенька,
Ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую.

Тушки — тутушки,
На столе пампушки.
На столе пампушки,
А в печи ватрушки.
Пампушки, ватрушки —
Нашему Андрюшке!
Ответы детей (эти потешки использовали тогда, когда кормили деток).
Кузька: эх, и с этой справились! Давайте-как ещё одну вам расскажу! Ох и весело мне с вами!
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Ответы детей (при умывании)
Воспитатель: молодцы, ребята! Все потешки от Кузьки узнали. А теперь давайте и я вам потешку скажу, а вы угадайте – когда её говорят?
Ночь пришла,
Темноту привела,
Задремал петушок,
Запел сверчок.
Вышла маменька,
Закрыла ставеньку.
Засыпай,
Баю-бай.
Ответы детей (когда тетки засыпают).
Кузька: баю-баюшки-баю, баю Кузеньку мою! Чегой-то я спать зохотел. Пойду посплю немного под печкой у бабушки в избе.
Воспитатель: иди, Кузенька, отдохни! Мы рады были тебя увидеть. С тобой было очень интересно и весело. До свидания!
Дети прощаются с домовёнком. Воспитатель вспоминает с детьми – что на картинках у Кузьки было нарисовано, название русских народных сказок и что такое – потешки, для чего они использовались.

Рекомендуем посмотреть:

НОД для детей старшей группы: Культура и традиции мордовского народа Конспект НОД по рисованию в старшей группе на тему: Зима НОД в старшей группе. Знакомство с днями недели Модель программы ознакомления старших дошкольников а с творчеством Конашевича
Участник №51 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 сентября по 15 декабря 2016 года
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе компенсирующей направленности
Опубликовано: 2953 дня назад (21 октября 2016)
Просмотров: 13133
+11
Голосов: 11
Надежда Валентиновна Пунегова # 21 октября 2016 в 13:40 +1
Здравствуйте, Татьяна! Для средней группы очень насыщенное и интересное занятие. А от речи Кузи веет стариной. Хорошо, что дети узнают на занятии много новых слов. Всё это актуально, ведь не должна теряться связь времён. Спасибо. Голос.
Татьяна Николаевна Рогачкова # 21 октября 2016 в 19:04 0
Надежда Валентиновна, спасибо за комментарий - приятно читать! И за голос спасибо)
Наталья Викторовна Мишина # 22 октября 2016 в 22:22 +1
Здравствуйте Татьяна Николаевна, спасибо за приглашение. Очень интересное и познавательное занятие. Как хорошо, что дети знакомится со стариной, с русскими традициями. С удовольствием голосую
Татьяна Николаевна Рогачкова # 23 октября 2016 в 05:29 0
Наталья Викторовна, спасибо большое!
Лариса Викторовна Штоколова # 23 октября 2016 в 10:58 +2
Татьяна Николаевна, спасибо за приглашение!В наше время актуальная тема -это духовно-нравственное воспитание. Очень хорошо,что вы в своей работе используете русские традиции.С удовольствием, голос!
Татьяна Николаевна Рогачкова # 23 октября 2016 в 11:49 0
Лариса Викторовна, спасибо большое за отзыв!
Ермакова Наталья Александровна # 23 октября 2016 в 17:36 +1
Доброго вечера, Татьяна Николаевна! Чудесное занятие, с таким любимым детьми персонажем, очень понравилось! +1
Татьяна Николаевна Рогачкова # 23 октября 2016 в 18:24 0
Наталья Александровна, какой замечательный Кузьма! Спасибо)
Наталия Александровна Юркина # 23 октября 2016 в 21:13 +1
Татьяна Николаевна, отличный конспект! Обязательно возьму на заметку ваш конспект и проведу со своими детишками! Ваше занятие прививает детям уважение к культуре, традициям и обычаям русского народа.
Татьяна Николаевна Рогачкова # 22 декабря 2016 в 05:18 0
Наталия Александровна, спасибо за комментарий!
Михалина Юрьевна Струнина # 24 октября 2016 в 07:40 +1
Здравствуйте Татьяна Николаевна, спасибо за приглашение. С удовольствием, голос!
Татьяна Николаевна Рогачкова # 22 декабря 2016 в 05:18 0
Михалина Юрьевна, спасибо за голос)
Ольга Ивановна Симакина # 24 октября 2016 в 15:37 +1
Здравствуйте Татьяна Николаевна, спасибо за приглашение. Очень интересное занятие. Дети знакомятся с бытом, обычаями, традициями и утварью русского народа. Это неотъемлемая часть воспитания любви к своей Родине и её истории. С удовольствием голосую.
Татьяна Николаевна Рогачкова # 22 декабря 2016 в 05:18 0
Ольга Ивановна, благодарю за Вашу оценку!
Оксана Анатольевна Данильченко # 25 октября 2016 в 11:12 +2
Здравствуйте!
Спасибо за приглашение. Было очень интересно. Материал подан с учетом возраста детей в увлекательной форме. Публикация будет полезна всем кто работает с дошкольниками и младшими школьниками. Не хватает только иллюстраций. Голос! Успехов!
Татьяна Николаевна Рогачкова # 22 декабря 2016 в 05:19 0
Оксана Анатольевна, спасибо за отзыв! В дальнейшем постараюсь исправить недочёты)
Наталья Косарева # 25 октября 2016 в 20:26 +1
Добрый вечер, Татьяна Николаевна! У вас очень интересный конспект НОД по реализации образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Народная культура и традиции».Вы воспитываете у детей уважение к культуре, традициям и обычаям русского народа.
Голос!
Удачи!
Татьяна Николаевна Рогачкова # 22 декабря 2016 в 05:20 0
Наталья Николаевна, спасибо за Ваш отзыв и голос!
Елена Владимировна Иванова # 28 октября 2016 в 22:09 +1
Татьяна Николаевна! Спасибо за приглашение! Такое доброе, радушное, познавательное занятие для детишек среднего возраста! Материал доступен для их понимания, подобраны разнообразные игры по возрасту, учтены физкультминутки для отдыха. Считаю, что непрерывная образовательная деятельность сложилась. Правда нас сейчас учат немного по-другому оформлять "шапку" конспекта. Мы прописываем приоритетную образовательную область, указываем цель НОД, а потом прописываем интеграцию образовательных областей и какие задачи решаются в каждой из них.
Примите голос! Удачи Вам!
Татьяна Николаевна Рогачкова # 22 декабря 2016 в 05:22 0
Елена Владимировна, спасибо за комментарий! Я так понимаю, что "шапку" пишут почему-то везде по-разному. Читала и просмотрела очень много конспектов, у всех разное оформление, нет единого. И это огорчает. Хочется каких-то стандартов.