Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира) в средней группе компенсирующей направленности.
Тема «Наш быт». «Новоселье куклы Кати».
Автор: Рогачкова Татьяна Николаевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №15», город Снежинск Челябинской области.
Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Наш быт». Данный материал подходит для возрастной категории детей дошкольного возраста 4-5 лет. Дети во время данной образовательной деятельности знакомятся с и закрепляют материал по темам «Мебель», «Бытовые приборы»
Задачи:
Образовательные:расширять представления детей по теме «Мебель», «Бытовые приборы»;
Развивающие:
Развивать вариативное мышление, речь, память, внимание, воображение, умение анализировать.
Развивать координацию между движением и речью.
Воспитательные:
Воспитывать чувство сострадания, сопереживания (кукле Кате).
Воспитывать бережное отношение к предметам домашнего обихода.
Речевые:
Связная речь: учить отвечать на вопросы воспитателя полным ответом, составляя грамматически правильные предложения; использовать в речи союз чтобы, для того, чтобы.
Словарь: предметный – мебель, приборы, стол, стул, кровать, шкаф, диван, кресло, крышка, ножки, ящики, дверцы, ручки, стенки, полочки, спинка, сиденье, подлокотники; качественный – мебельный, обеденный, письменный, книжный, посудный, мягкий, детская, взрослая, высокий, низкий, кукольная, деревянная; глагольный – делать, сидеть, хранить, спать, лежать, отдыхать, не ломать, протирать, чинить.
Грамматика: продолжать учить детей образовывать новые слова имён существительных множественного числа и слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Звуковая культура речи: развивать слуховую сосредоточенность детей.
Методы и приёмы:
Практические: сюрпризный момент – плач и появление куклы Кати, пальчиковая гимнастика «Много мебели», расстановка мебели и бытовых приборов в кукольный домик.
Наглядные: картинки с изображением мебели и бытовых приборов.
Словесные: дидактические игры «Один-много», «Назови ласково».
Материалы: Кукла Катя, аудиозапись плача куклы, кукольный домик, мебель и бытовые приборы для домика.
Ход занятия
В группе раздаётся плач куклы.
Воспитатель: ой, ребята, кто-то плачет! Маша, ты плачешь? Никита, это у тебя что-то случилось? Арина, что у тебя произошло?
Ответы детей (У нас ничего не случилось, мы не плачем, у нас всё в порядке!).
Воспитатель: Тогда кому же так грустно? И отчего? Ой, смотрите, это наша кукла Катя почему-то загрустила. Катя, что с тобой?
Воспитатель берёт куклу в руки и предлагает детям присесть в круг. Дети рассаживаются.
Кукла Катя: Доброе утро, мальчики и девочки!
Дети здороваются с Катей.
Кукла: ребята, а вы помните мне подарили кукольный домик? Он здесь у вас как раз и стоит. Он вам нравится?
Ответы детей (Да, он очень красивый).
Катя: а из чего он сделан – вы знаете? Какой он? Сколько в нём этажей?
Ответы детей (он деревянный и двухэтажный).
Катя: да, он деревянный, двухэтажный. Очень красивый, в нём много комнат. Но в нём чего-то не хватает…
Катя снова начинает плакать.
Воспитатель: Катенька, да ты не плачь, мы с девочками и мальчиками обязательно разберёмся – что же такого нет в твоём доме. И обязательно добавим тебе в новый домик. Поможем, ребята, Кате?
Ответы детей (конечно, поможем!)
Воспитатель: Мальчики и девочки, кто же догадался что нам нужно добавить в дом?
Ответы детей (стол, стул, шкаф, кровать).
Воспитатель: да, верно! А как назвать всё то, что вы перечислили одним словом?
Ответы детей (мебель).
Воспитатель: точно! Это мебель. Я предлагаю вам заглянуть в каждую комнату куклы и расставить мебель по своим местам. В какой комнаты начнём? Куда обычно заходят люди, заходя в свою квартиру?
Ответы детей (в прихожую).
Воспитатель: а какая мебель стоит в прихожей?
Ответы детей (шкаф для одежды).
Дети ставят шкаф в прихожую.
Воспитатель: теперь давайте пройдём в комнату и посмотрим – что же можно расположить в ней.
Подобным образом дети расставляют мебель во всём домике. И рассказывают – для чего она служит.
Воспитатель: вот и есть мебель у нашей Кати в квартире. Катя, тебе нравится?
Кукла: ой, как здесь стало красиво, да мне очень нравится! Спасибо! Я ещё поиграть хочу давайте поиграем?
Ответы детей (мы тоже хотим играть)
Воспитатель: ну хорошо, давайте поиграем. Вставайте врассыпную, чтобы вам удобно было и поиграем в пальчиковую игру «Много мебели в квартире».
Физминутка
Раз, два, три, четыре,
Много мебели квартире.
(Ритмично сжимаем и разжимаем кулачки)
В шкаф повесим мы рубашку,
А в буфет поставим чашку.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле.
(Загибаем пальчики, начиная с больших, на каждое название мебели)
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
(Сложенные ладошки положить под щёку – имитация сна)
А потом мы с котом
Посидели за столом.
Чай с вареньем дружно пили
Много мебели в квартире.
(Ритмично попеременно хлопаем в ладоши и стучим кулачками)
Воспитатель: ой, как славно поиграли! Ребята, садитесь опять в круг. Катя, теперь-то ты довольна?
Катя опять плачет.
Кукла: да вот вроде бы всё хорошо – и мебель у меня появилась, и поиграли мы с вами. А грустно мне что-то! Всё равно чего-то не хватает в моём домике.
Воспитатель: Катюша, ты прямо у нас несмеяна какая-то. Мальчики и девочки, ну давайте Катю успокоим, развеселим. Вспомним – что же ещё в квартире бывает?
Ответы детей (холодильник, микровольновка, утюг, плита и т.д.)
Воспитатель: да, всё верно, ребята. Всё это есть почти в каждой квартире. Этими вещами пользуется человек.
Воспитатель показывает карточки с изображением электроприборов, дети называют их и говорят – для чего они нужны.
Воспитатель: да, вы всё правильно сказали! А теперь мне интересно знать – догадаетесь ли вы, как будут звучать названия предметов, если их много.
Проводится игра «Один-много» (мебель + бытовые приборы).
Воспитатель: Молодцы, справились с задачей! Вот теперь можно Кате в домик всё это и принести. Но только у нас в магазинах всё большое продаётся, а Катенька у нас маленькая. Нужно найти ей меленькие бытовые приборы. Где такие можно купить?
Ответы детей (в игрушечном магазине).
Воспитатель: верно! Теперь давайте подумаем – как же мы можем назвать бытовые приборы, если они маленькие, игрушечные?
Проводится игра «Назови ласково».
Воспитатель: молодцы, ребята! Я вам предлагаю взять с собой Катю и пойти в магазин для покупки недостающих предметов для её дома. Потом помогите куколке расположить всё в домике так, чтобы ей в нём было уютно жить.
Далее – самостоятельная деятельность детей – игра «Магазин бытовых приборов», расстановка приборов в домике, игра с Куклой в её доме.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД по эмоциональному развитию в средней группе
Конспект НОД для средней группе. Волшебное добро
Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы с ОНР
Конспект ООД с применением ЭОР в средней группе: Бабочки