Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Работа с талантливыми и одаренными учениками

Обучение талантливых и одаренных учеников

Тембаева Татьяна Николаевна учитель истории и географии
Воскресенской СОШ, Качирского района, Павлодарской области
Статья: «Обучение талантливых и одаренных учеников»
Описание работы: данная статья предназначена для педагогов, психологов и классных руководителей. Я делюсь своим педагогическим опытом работы с талантливыми и одаренными детьми.
«Всё гениальное просто, и всё простое гениально» Геббельс
Для достижения максимального успеха в обучении детей, все учителя стремятся к созданию благоприятной среды. Эта задача, по отношению к талантливым и одаренным детям, значительно сложнее и требует продумывания, обсуждения и тщательного планирования. В целях установления содержания обучения детей, в рамках соответствующей образовательной программы, используются различные теории и стратегии.
Одаренность — это компонент способностей, определяющий конечный итог развития. Понятие «талант» произошло от греческого слова «talanton», что означает выдающиеся способности в какой-либо области. Мы знаем, что способность и одаренность являются, предположительно, ступенями к таланту и характеризуют нестандартного ребенка, отличающегося от других детей. Талантливый (способный или одаренный) ребенок, часто находится, как бы в замкнутом пространстве своей одаренности. У него другие ощущения себя в социуме, другой взгляд на окружающее, что затрудняет встраивание его мировоззрения в систему общества. Подобные дети нуждаются в особом педагогическом внимании, как со стороны родителей, так и со стороны учителей.

Как же выделить среди учащихся «одаренных»? В чем их отличительная черта? Зачастую, одаренные дети, хорошо учатся, они активны в постижении истин и поиске ответов на интересующие их вопросы, критически относятся к предоставленным фактам. Обычно, в своем развитии, такие дети, опережают своих сверстников, они способности к более качественному и креативному усвоению данных, полученных, в ходе жизнедеятельности.
Но встречаются случаи, когда одаренный ребенок может выделяться наличием нестандартного видения данных, нешаблонным мышлением и использованием полученных знаний o мире в решении жизненно-практических задач. Окружающим людям, такие способности могут быть и не очень заметны, нестандартность мышления и видения может быть принята как капризное поведение, попытка как – то выделиться среди окружающих. Я согласна с мнением А. Бебеля: «В каждом человеке заключается целый ряд способностей и наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развивать, чтобы они, при приложении к делу, произвели самые превосходные результаты. Лишь тогда человек становится настоящим человеком».
Однозначно, с такими детьми всегда труднее, чем с обычными, не «выпадающими» из общих мерок. Одаренные дети часто вызывают даже озлоб¬ленность окружающих, особенно если они сами не блещут особыми талантами. Адаптация талантливых детей, протекает неравномерно и сталкивается с большими трудностями, связанными как с социальными условиями, так и собственно и с его нестандартностью.

Работая долгое время в школе, я пришла к выводу, по сути, с одаренными детьми в школе никто толком и не работает. Мы считали, что одаренные дети, это те которые приходили с начальных классов отличниками в учебе. Жизненный опыт показывает, не все отличники в жизни чего-либо добиваются. Почему? По какой причине? А причина вот в чем, детям привыкшим жить по определенному стандарту, тяжело адаптироваться в жизненных ситуациях. Как же им помочь? Все гениально и просто необходимо дать ученику возможность учиться самому, дать ему понятие о самообразовании и мотивировать учащихся на успех в жизни. Самое главное, увидеть одаренного ребенка, для этого нужна педагогическая грамотность, интуиция, сотрудничество с родителями, классным руководителем, психологом. Трудно, раскрыть одаренную личность, еще труднее развивать способности такого ученика.
Сейчас, проработав в школе более двадцати лет, я поняла, как мы заблуждались, переделывая ребенка под себя, заставляли выбирать именно наш предмет на олимпиады, не учитывая мнения самого ученика, с приобретением педагогического опыта, я в корне пересмотрела свои взгляды.
Во-первых, необходимо определить, талантлив ученик или нет, для этого существует разные методы, приемы. Обязательно прислушиваться к советам психолога, классного руководителя, родителей, в этих целях я провожу треннинги, в частности по проверке интеллектуальных способностей. В процессе анкетирования «Самооценка индивидуальных навыков в обучении и мышлении», я определяю индивидуальные навыки в обучении и мышлении, для тoго чтобы решить как лучше построить работу по усовершенствованию слабых сторон. С целью выявления одаренности ребенка и раскрытия его способностей я провожу психологические минутки, наблюдая за учащимися, за их работой индивидуально, в паре, группе.
Я хочу привести пример. Для эксперимента я взяла десятый класс, урок история Казахстана, на уроке запланировала составление презентации по теме «Виды хозяйственной деятельности». Для наблюдения я выбрала трех учениц разного уровня. Мира и Таня оказались в одной группе, Настя в другой. Группы получили вопросы, по которым необходимо было составить презентации. Задание первой группе: – Как люди в эпоху бронзы и железа совершенствовали ювелирное искусство и производство? Какие технологии использовались в ювелирном производстве для изготовления украшений?
Задание второй группе: – Как развивалось гончарное производство в различных регионах Казахстана? Какие технологии использовались в гончарном производстве?
Я выбрала именно это задание, просмотрев десять способов индивидуальной направленности обучения. Во-первых, детям поставлены общие задачи, но предоставляются различные ресурсы, которые требуют более развитых навыков чтения или исследовательских навыков. Способных детей они побуждают использовать различные ресурсы, или альтернативные методы презентации своей работы. Во-вторых, я приготовила дифференцированные вопросы, составленные в зависимости от уровня подготовленности учениц, так как дифференциация по диалогу в последнее время отмечается как ключевой момент в решении вопросов удовлетворения потребностей высоко способных детей в условиях совместной групповой работы.
Работа с презентациями помогла мне определить творческие способности учащихся. Мира хорошо справилась со сложным заданием, сравнив производство и ювелирное искусство эпохи бронзы и железа, но не смогла сделать логического вывода самостоятельно. При этом она искала информацию в интернете, успела оформить презентацию. Таня работала только с учебником, она справилась только с вопросом первого уровня сложности. Настя, пыталась найти ответы в учебнике, но долго не справлялась с поставленной задачей, при поддержке группы она смогла ответить на второй, легкий вопрос, требующий простого запоминания.
Работа в группе помогли мне определить следующие качества в учащихся: лидерство учеников в классе и лидерство учеников в группах, творческие способности, уровень предметных знаний. За время проведения мной уроков я выявляла одаренность учеников, я так думаю, у Миры и Даяны есть определенные способности, в частности ученицы, очень ловко обращаются с информационно-коммуникационными технологиями. Я считаю, эти способности, необходимо направить, в нужное русло, образовательной системы. Мира способная ученица, у неё хороший запас знаний, хорошая эрудиция, грамотная речь, она активно работает на уроке, у Тани хорошая память, Настя раскрылась и стала самостоятельно отвечать на уроках и также выполнять задания.

Я полностью согласна с А. Бебелем «Гении не падают с неба, они должны иметь возможность образоваться и развиваться». После наблюдения я пришла к выводу, при планировании заданий уделить большое внимание дифференцированному подходу в ходе составления вопросов и заданий. А вот форма ведения урока, а именно работа в парах и в группе меня полностью устраивает. Так как, одаренные ученики любят работать индивидуально, они мотивированы завершить задание самостоятельно, индивидуально, для того чтобы насладиться результатом своего труда и похвалами, они горды своими способностями, а результат других людей их мало волнует, а групповая работа поможет решить данную проблему. В будущем я постараюсь эти недостатки превратить в достоинства. И лучшим результатом работы будут здоровые, активные, самомотивированные, независимые, увлеченные, уверенные, ответственные личности с развитым критическим мышлением, легко адаптируемые в любом обществе, умеющие применить свои знания на практике.

Рекомендуем посмотреть:

Работа психолога с одаренными детьми Формирование психолого-физиологической стойкости, профилактика стрессов и эмоциональных перегрузок Как выявить одаренных детей в школе Работа с одарёнными детьми в начальной школе

Похожие статьи:

Методика диагностики общей одаренности «Интеллектуальный портрет» А. И. Савенкова

Участник №246 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 января по 27 марта 2015 года
Конспект урока истории Казахстана в 10 классе. Звериный стиль, культура саков | Конспект урока истории в 9 классе с презентацией. Вторая мировая война
Опубликовано: 3571 день назад (15 марта 2015)
Просмотров: 12231
Рубрика: Обмен опытом
+17
Голосов: 17
Елена Всеволодовна Ксеник # 15 марта 2015 в 18:24 +2
Здравствуйте,Татьяна Николаевна!Спасибо за приглашение!Статья Ваша понравилась!!!Примите первый голос!!!
Татьяна Николаевна Тембаева # 15 марта 2015 в 20:09 +2
Добрый вечер, Елена Всеволодовна. Я Вам очень благодарна за Ваш первый комментарий моей статьи.Спасибо, творческих успехов!!!
Надежда Викторовна Кузьмина # 16 марта 2015 в 18:58 +2
Здравствуйте, Елена Всеволодовна!Огромное спасибо за статью. Я работаю в начальных классах общеобразовательной школы, но это не мешает выявлению одаренных детей. Вот именно индивидуальный подход, работа в парах, дифференцированная работа позволяют выявить одаренных детей. Вы творческий и любящий свою работу педагог! Удачи Вам и здоровья!
Татьяна Николаевна Тембаева # 16 марта 2015 в 19:16 +1
Добрый вечер, Надежда Викторовна! Я Вам благодарна за комментарий, и согласна, что выявление одаренных учащихся необходимо заниматься с самого начала учебного процесса, именно преемственность является одним из факторов успешной работы с данным контингентом учащихся. Творческих успехов!
ЛИДИЯ Кононенко # 17 марта 2015 в 17:57 +2
Актуальная статья. Работая с детьми 38 лет, думаю. что одаренность надо выявлять еще в дошкольном возрасте. Ребенок до школы должен "раскрыться" с помощью педагога, необходимо найти в ребенке те качества,которые есть и надо их развивать.Вот тогда будет видна преемственность. А в начальных классах уже продолжается .В каждом ребенке можно "найти", то чего нет в других.
Татьяна Николаевна Тембаева # 17 марта 2015 в 18:15 +3
Добрый вечер, Лидия. Все дети талантливы, талантлив каждый ребенок по своему. Наша задача на ранних стадиях приметить одаренность и развивать её.
Нина Александровна Цырульникова # 18 марта 2015 в 14:29 +1
Спасибо за приглашение! Очень интересная статья, хоть я работаю с дошкольниками, тем не менее эта статья подтверждает мои взгляды и методы работы с детьми. Спасибо и успехов Вам! Мой голос +.
Татьяна Николаевна Тембаева # 18 марта 2015 в 15:45 +1
Нина Александровна, спасибо за комментарий. Я рада, что наши взгляды, на методы работы с детьми совпали. Творческих успехов.
Снежана Анатольевна Колесникова # 18 марта 2015 в 16:04 +1
Татьяна Николаевна, здравствуйте! Спасибо за приглашение. Внимательно прочитала Вашу статью об обучении талантливых и одаренных детей. Сначала сразу обращаю Ваше внимание на оформление работы: Вы не указали цель и задачи.
Статья интересная, необходимая людям, работающим с детьми, начиная ещё с детского сада. По поводу работы в паре с Вами совершенно согласна. Такая работа полезна не только одаренным детям, но и всем остальным. Так как мы живем в обществе и всё время контактируем с другими людьми, нам просто необходим навык сотрудничества. А работа в паре, группе помогает этот навык получить.
Примите голос +
Татьяна Николаевна Тембаева # 18 марта 2015 в 16:15 +1
Снежана Анатольевна, спасибо за комментарий. Да действительно я не указала задачи,это моя первая статья на этом сайте, в следующий раз учту замечание. Всего доброго. Творческих успехов.
Светлана Анатольевна Савостьянова # 18 марта 2015 в 17:00 +2
Татьяна Николаевна, спасибо за приглашение. Познакомилась с Вашей статьёй «Обучение талантливых и одаренных учеников». Она заслуживает внимания, потому что в ней представлен личный опыт, Вы приводите пример одного из направлений работы по выявлению способностей ребят. Этот пример может быть взят и опробован другими. В начале статьи Вы раскрываете понятия «одарённость» и «талант», указываете, с какими трудностями встречается учитель, и даёте своё видение решения ситуации. К месту в статье и цитаты А. Бебеля (но не указан источник цитирования). Статья хорошо читается, текст разбит личными фотографиями с уроков. Я бы назвала статью «Выявление и обучение талантливых и одарённых детей», так как про обучение в ней говорится меньше, но это мой личный взгляд. На будущие не забывайте про цели и задачи публикации, для конкурсной работы тем более это важно. Голосую +1
Татьяна Николаевна Тембаева # 18 марта 2015 в 17:12 +2
Светлана Анатольевна, спасибо за комментарий. Творческих Вам успехов.
Екатерина Петровна Беликова # 18 марта 2015 в 19:45 +2
Здравствуйте, Татьяна Николаевна. Ознакомилась с Вашей статьей. "Все гениальное просто..." - эти слова много раз находили подтверждение. Вы даете определение "одаренности", "таланта". Называете цели и задачи, которые, так или иначе, в большей или в меньшей степени, ставит перед собой каждый педагог. Действительно, порой бывает сложно определить одаренных деток: есть отличники, которые зациклены только лишь на оценках по учебным предметам, и отказываются принимать участие в конкурсах, олимпиадах и т. п., в то время как другие, не имея отличных оценок, великолепно проявляют себя (творчески, оригинально, нестандартно) во всевозможных проектах, выступлениях, конкурсах - становятся призерами; на практике даже столкнулась с троечниками, которые создают неплохие проекты. Вы правы! Следует подходить индивидуально, дифференцированно. Нельзя не согласиться со словами А. Бебеля, которые вы приводите в своей статье: «В каждом человеке заключается целый ряд способностей и наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развивать, чтобы они, при приложении к делу, произвели самые превосходные результаты. Лишь тогда человек становится настоящим человеком». Ваш материал имеет практическую направленность - Вы описываете свой опыт, эксперимент на конкретном классе, результат. Информация ценна. Оформлена аккуратно, представлен фотоматериал, но выпустили из виду цель и задачи данной статьи.
Я в 5 классах предлагаю ребятам кому-то подготовить сообщение устно, кому-то оформить материал еще и на бумаге, кому-то презентацию, надо сказать, редко кто просто выполняет то, что я предложила... Обычно я слышу: " А можно я еще и нарисую?" "А можно я придумаю стихотворение?" "А фотоколлаж можно?" "А я книги принесу для выставки к своему сообщению"...Я говорю: "Конечно, можно!"
«Гении не падают с неба, они должны иметь возможность образоваться и развиваться». А сегодня, когда я обратилась к своим девчонкам с предложением сфотографировать одноклассников для презентации к 1 апреля, одна из них спросила:"А можно я буду снимать, потом смонтирую видеоролик?" Я в восторге! Когда позволяешь детям проявлять инициативу - получаешь удивительный результат! Спасибо Вам за статью! Голос!
Татьяна Николаевна Тембаева # 18 марта 2015 в 20:32 +1
Екатерина Петровна, спасибо за комментарий. Творческих Вам успехов.
Анна Юрьевна Бровенко # 22 марта 2015 в 11:07 +1
Очень познавательно. Было интересно ознакомиться с вашей статьей, тем более молодому учителю.Я тоже большое внимание уделяю работе с одаренными детьми. Я учитель физики и мои дети много занимаются исследовательской работой. Еще раз спасибо за ценный материал! Вы-молодец!
Татьяна Николаевна Тембаева # 22 марта 2015 в 17:33 +1
Анна Юрьевна, спасибо за комментарий. Мне приятно, что Вам пригодился мой материал. Творческих Вам успехов.
Надежда Николаевна Панова # 22 марта 2015 в 16:29 +1
Здравствуйте,Татьяна Николаевна!Спасибо за приглашение!Статья Ваша понравилась!!!Творческих успехов)
Татьяна Николаевна Тембаева # 22 марта 2015 в 17:35 +1
Надежда Николаевна, спасибо за комментарий.
Жанна Таранина # 22 марта 2015 в 19:33 +1
Полностью с Вами согласна. Статья очень полезная в нашей работе. Спасибо, успехов!
Татьяна Николаевна Тембаева # 22 марта 2015 в 21:08 +1
Жанна, спасибо за комментарий. Творческих Вам успехов.
Юлия Викторовна Бутова # 22 марта 2015 в 20:31 +1
Как хорошо и замечательно, что Вы так преданно работаете и помогаете проявляться этим маленьким гениям стать достойными членами общества! ГОЛОС!
Татьяна Николаевна Тембаева # 25 марта 2015 в 18:20 +1
Юлия Викторовна, спасибо за комментарий. Творческих Вам успехов.
Рита Вячеславовна Шатохина # 25 марта 2015 в 17:13 +1
Татьяна Николаевна, спасибо за приглашение. Ваша статья очень актуальна сегодня. И во многом я с Вами согласна.Чтобы рассмотреть в ребёнке талант просто необходимо с ним общаться и дать ему возможность попробовать себя в разных качествах. Не критиковать, а рассуждать вместе с ним, иногда ломая стереотипы и уважая его, пока ещё детскую, но точку зрения. Успехов Вам!
Татьяна Николаевна Тембаева # 25 марта 2015 в 18:19 +1
Маргарита, спасибо за комментарий. Творческих Вам успехов.
Лидия Сергеева # 25 марта 2015 в 22:41 0
Добрый вечер! Спасибо за приглашение. Статья мне понравилась. Присоединяюсь к предыдущим отзывам. Помочь раскрыться ребенку, найти его "изюминку" является нашей главной задачей.
Татьяна Николаевна Тембаева # 26 марта 2015 в 04:24 +1
Здравствуйте, Лидия Сергеевна. Вы правильно поняли основную идею моей статьи. Спасибо за комментарий.
Айгуль Ринатовна Гайфуллина # 26 марта 2015 в 17:03 +1
Здравствуйте, Татьяна Николаевна! Прочитала Вашу статью. Статья очень актуальная, как для классных руководителей, так и учителей-предметников.Ловите голос! Желаю Вам дальнейших творческих успехов!
Миреста Асварова # 25 апреля 2015 в 23:43 0
Здравствуйте,Татьяна Николаевна! Спасибо за приглашение! Мне очень понравилась Ваша статья. Творческих Вам успехов. Примите мой голос!
Ольга Викторовна Артемьева # 27 апреля 2015 в 14:20 0
Здравствуйте, Татьяна Николаевна! Тема вашего материала несомненно актуальна и важна, но и очень хочется, чтобы и в обычных детях учителя тоже что-то замечали, а "не бросали на произвол судьбы", мол сами репетиторов найдут....Правильно сказали, надо создать атмосферу доверия и условия, но только всем детям. Обычно дети - троешники вырастают отличными специалистами, трудягами. Потому что потом им становится интересно, хочется, чтоб в школе было интересно всем ученикам. А детей- отличников и одарённых учителя всегда любили, замечали, давали возможность проявить себя на конференциях, хотя самим таким детям в общении с обычными сверстниками тяжелее. Поэтому задача педагогов- найти такой баланс,при котором обычные школьники тянулись за знаниями и одарёнными, а одарённые дети могли поделится этими знаниями с одноклассниками. А для этого надо давать самостоятельные задания на творчество, тут есть где разгуляться детской фантазии. Примите мои искренние пожелания в победе на конкурсе и удачи вам", голосую!
Татьяна Николаевна # 27 апреля 2015 в 15:14 0
Здравствуйте, Ольга Артемьевна. Спасибо за комментарий. Я полностью согласна с Вашим мнением.