Обучение талантливых и одаренных учеников
Тембаева Татьяна Николаевна учитель истории и географии
Воскресенской СОШ, Качирского района, Павлодарской областиСтатья: «Обучение талантливых и одаренных учеников»
Описание работы: данная статья предназначена для педагогов, психологов и классных руководителей. Я делюсь своим педагогическим опытом работы с талантливыми и одаренными детьми.
«Всё гениальное просто, и всё простое гениально» Геббельс
Для достижения максимального успеха в обучении детей, все учителя стремятся к созданию благоприятной среды. Эта задача, по отношению к талантливым и одаренным детям, значительно сложнее и требует продумывания, обсуждения и тщательного планирования. В целях установления содержания обучения детей, в рамках соответствующей образовательной программы, используются различные теории и стратегии.
Одаренность — это компонент способностей, определяющий конечный итог развития. Понятие «талант» произошло от греческого слова «talanton», что означает выдающиеся способности в какой-либо области. Мы знаем, что способность и одаренность являются, предположительно, ступенями к таланту и характеризуют нестандартного ребенка, отличающегося от других детей. Талантливый (способный или одаренный) ребенок, часто находится, как бы в замкнутом пространстве своей одаренности. У него другие ощущения себя в социуме, другой взгляд на окружающее, что затрудняет встраивание его мировоззрения в систему общества. Подобные дети нуждаются в особом педагогическом внимании, как со стороны родителей, так и со стороны учителей.
Как же выделить среди учащихся «одаренных»? В чем их отличительная черта? Зачастую, одаренные дети, хорошо учатся, они активны в постижении истин и поиске ответов на интересующие их вопросы, критически относятся к предоставленным фактам. Обычно, в своем развитии, такие дети, опережают своих сверстников, они способности к более качественному и креативному усвоению данных, полученных, в ходе жизнедеятельности.
Но встречаются случаи, когда одаренный ребенок может выделяться наличием нестандартного видения данных, нешаблонным мышлением и использованием полученных знаний o мире в решении жизненно-практических задач. Окружающим людям, такие способности могут быть и не очень заметны, нестандартность мышления и видения может быть принята как капризное поведение, попытка как – то выделиться среди окружающих. Я согласна с мнением А. Бебеля: «В каждом человеке заключается целый ряд способностей и наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развивать, чтобы они, при приложении к делу, произвели самые превосходные результаты. Лишь тогда человек становится настоящим человеком».
Однозначно, с такими детьми всегда труднее, чем с обычными, не «выпадающими» из общих мерок. Одаренные дети часто вызывают даже озлоб¬ленность окружающих, особенно если они сами не блещут особыми талантами. Адаптация талантливых детей, протекает неравномерно и сталкивается с большими трудностями, связанными как с социальными условиями, так и собственно и с его нестандартностью.
Работая долгое время в школе, я пришла к выводу, по сути, с одаренными детьми в школе никто толком и не работает. Мы считали, что одаренные дети, это те которые приходили с начальных классов отличниками в учебе. Жизненный опыт показывает, не все отличники в жизни чего-либо добиваются. Почему? По какой причине? А причина вот в чем, детям привыкшим жить по определенному стандарту, тяжело адаптироваться в жизненных ситуациях. Как же им помочь? Все гениально и просто необходимо дать ученику возможность учиться самому, дать ему понятие о самообразовании и мотивировать учащихся на успех в жизни. Самое главное, увидеть одаренного ребенка, для этого нужна педагогическая грамотность, интуиция, сотрудничество с родителями, классным руководителем, психологом. Трудно, раскрыть одаренную личность, еще труднее развивать способности такого ученика.
Сейчас, проработав в школе более двадцати лет, я поняла, как мы заблуждались, переделывая ребенка под себя, заставляли выбирать именно наш предмет на олимпиады, не учитывая мнения самого ученика, с приобретением педагогического опыта, я в корне пересмотрела свои взгляды.
Во-первых, необходимо определить, талантлив ученик или нет, для этого существует разные методы, приемы. Обязательно прислушиваться к советам психолога, классного руководителя, родителей, в этих целях я провожу треннинги, в частности по проверке интеллектуальных способностей. В процессе анкетирования «Самооценка индивидуальных навыков в обучении и мышлении», я определяю индивидуальные навыки в обучении и мышлении, для тoго чтобы решить как лучше построить работу по усовершенствованию слабых сторон. С целью выявления одаренности ребенка и раскрытия его способностей я провожу психологические минутки, наблюдая за учащимися, за их работой индивидуально, в паре, группе.
Я хочу привести пример. Для эксперимента я взяла десятый класс, урок история Казахстана, на уроке запланировала составление презентации по теме «Виды хозяйственной деятельности». Для наблюдения я выбрала трех учениц разного уровня. Мира и Таня оказались в одной группе, Настя в другой. Группы получили вопросы, по которым необходимо было составить презентации. Задание первой группе: – Как люди в эпоху бронзы и железа совершенствовали ювелирное искусство и производство? Какие технологии использовались в ювелирном производстве для изготовления украшений?
Задание второй группе: – Как развивалось гончарное производство в различных регионах Казахстана? Какие технологии использовались в гончарном производстве?
Я выбрала именно это задание, просмотрев десять способов индивидуальной направленности обучения. Во-первых, детям поставлены общие задачи, но предоставляются различные ресурсы, которые требуют более развитых навыков чтения или исследовательских навыков. Способных детей они побуждают использовать различные ресурсы, или альтернативные методы презентации своей работы. Во-вторых, я приготовила дифференцированные вопросы, составленные в зависимости от уровня подготовленности учениц, так как дифференциация по диалогу в последнее время отмечается как ключевой момент в решении вопросов удовлетворения потребностей высоко способных детей в условиях совместной групповой работы.
Работа с презентациями помогла мне определить творческие способности учащихся. Мира хорошо справилась со сложным заданием, сравнив производство и ювелирное искусство эпохи бронзы и железа, но не смогла сделать логического вывода самостоятельно. При этом она искала информацию в интернете, успела оформить презентацию. Таня работала только с учебником, она справилась только с вопросом первого уровня сложности. Настя, пыталась найти ответы в учебнике, но долго не справлялась с поставленной задачей, при поддержке группы она смогла ответить на второй, легкий вопрос, требующий простого запоминания.
Работа в группе помогли мне определить следующие качества в учащихся: лидерство учеников в классе и лидерство учеников в группах, творческие способности, уровень предметных знаний. За время проведения мной уроков я выявляла одаренность учеников, я так думаю, у Миры и Даяны есть определенные способности, в частности ученицы, очень ловко обращаются с информационно-коммуникационными технологиями. Я считаю, эти способности, необходимо направить, в нужное русло, образовательной системы. Мира способная ученица, у неё хороший запас знаний, хорошая эрудиция, грамотная речь, она активно работает на уроке, у Тани хорошая память, Настя раскрылась и стала самостоятельно отвечать на уроках и также выполнять задания.
Я полностью согласна с А. Бебелем «Гении не падают с неба, они должны иметь возможность образоваться и развиваться». После наблюдения я пришла к выводу, при планировании заданий уделить большое внимание дифференцированному подходу в ходе составления вопросов и заданий. А вот форма ведения урока, а именно работа в парах и в группе меня полностью устраивает. Так как, одаренные ученики любят работать индивидуально, они мотивированы завершить задание самостоятельно, индивидуально, для того чтобы насладиться результатом своего труда и похвалами, они горды своими способностями, а результат других людей их мало волнует, а групповая работа поможет решить данную проблему. В будущем я постараюсь эти недостатки превратить в достоинства. И лучшим результатом работы будут здоровые, активные, самомотивированные, независимые, увлеченные, уверенные, ответственные личности с развитым критическим мышлением, легко адаптируемые в любом обществе, умеющие применить свои знания на практике.
Рекомендуем посмотреть:
Работа психолога с одаренными детьми
Формирование психолого-физиологической стойкости, профилактика стрессов и эмоциональных перегрузок
Как выявить одаренных детей в школе
Работа с одарёнными детьми в начальной школе
Похожие статьи:
Методика диагностики общей одаренности «Интеллектуальный портрет» А. И. Савенкова