Методические рекомендации по развитию общих компетенции обучающихся Центра детского творчества
Автор: Астафьева Татьяна Павловна, директор МБОУ ДО «Центр детского творчества» п. Уральский Нытвенского района Пермского края. Описание работы: В данном материале обобщен опыт методической работы по переходу к компетентностному обучению, направленной на обновление содержания образовательного процесса, повышение профессиональной компетентности педагогов, своевременное оказание им методической помощи, систематизацию и распространение методических знаний. Статья может быть полезной для педагогов дополнительного образования, учителей, воспитателей дошкольных учреждений.
«Методические рекомендации по развитию общих компетенции обучающихся МБОУДОД «ЦДТ» п. Уральский»
Методические рекомендации по развитию общих компетенций обучающихся являются обобщением опыта работы педагогов Центра детского творчества по переходу к компетентностному обучению.
Через идею развития общих компетенций у дополнительного образования появляется возможность добиться новых результатов обучения и соответствовать современным запросам общества и государства. Так как в ситуации динамического развития страны жизнеспособность и конкурентоспособность молодого поколения во многом зависит от его умения адаптироваться к изменяющимся условиям жизни и труда.
Новый Федеральный государственный образовательный стандарт также выделяет в качестве основных образовательных результатов развитие компетенций, определяющих не просто информированность обучающегося, а способность формировать понятия, необходимые для решения поставленной задачи.
Основным условием результативности работы является нацеленность коллектива на овладение современными педагогическими методиками и технологиями по развитию общих компетенций обучающихся.
Рассуждая о новой ситуации в образовании и смещении акцентов со знаниевого подхода к компетентностному, мы понимаем и то, что компетенция - это способность к деятельности, основанная на знаниях, умениях и навыках, приобретенных детьми в процессе обучения.
На первом, репродуктивном уровне развития дети овладевают определенной деятельностью, работая по образцу (это ещё ЗУНы). Второй, творческий уровень предполагает воплощение собственных идей на основе полученных знаний, умений, навыков, что говорит о развитии компетенций. Научая ребенка, развивая творческие способности, мы формируем предметные компетенции, которые и станут фундаментом развития общих и ключевых компетенций. Общие компетенции определяются адаптацией, социализацией, интеграцией в социум, самореализацией личности. Ключевые компетенции многофункциональны: имеют надпредметный и междисциплинарный характер, профессиональную значимость; требуют интеллектуального развития, абстрактного мышления, саморефлексии, критического мышления. Особенности работы по развитию общих компетенций обучающихся МБОУ ДО «ЦДТ» п. Уральский Особенностью работы по развитию компетенций обучающихся является личностно-ориентированный подход, который реализуется через многообразие дополнительных образовательных программ (долгосрочных и краткосрочных), индивидуальные образовательные маршруты, широкий спектр мероприятий, проводимых в Центре детского творчества, позволяющих детям сделать осознанный выбор направления деятельности и в полной мере развить творческие способности.
Рассматривая соотношение понятий «компетенция» и «компетентность» можно выделить два направления – синомизирующее и дифференцирующее. Мнения ученых далеко не однозначны относительно соотношения данных категорий. Представители первого направления (В.А. Болотов, В.С. Леденев, М.В. Рыжаков и др.) отождествляют понятия, представители второго (И.А. Зимняя, О.М.Мутовская, А.В. Хуторской и др.) считают компетентность первичной категорией.
Из множества определений мы выбрали следующие: компетенции – это набор поведенческих факторов, включающих деловые и личностные качества, знания, умения и навыки, необходимые для успешного выполнения работы. компетентность (синоним-Квалификация) — степень развития у специалиста определенных компетенций (в первую очередь — в части знаний и навыков). Следовательно, компетентность – это способность человека использовать знания, умения, навыки, а также личностные качества в конкретной ситуации. А умения, необходимые для самостоятельного решения проблемы, составляют сущность компетенции. Задача педагога – научить ребенка действовать не только в учебной, но и иных сферах деятельности.
Чтобы точнее разобраться, как традиционные ЗУН отличаются от понятия «компетенция» и «компетентность» (ЗУН + способы деятельности), рассмотрим таблицу. Развитие общих компетенций обучающихся МБОУДО «ЦДТ» п. Уральский по ступеням и профилю деятельности.
В статье «Подход к компетентностному обучению в учреждении дополнительного образования детей» Л.А. Турик рассматривает развитие компетенций как последовательное достижение обучающимися более высокого образовательного уровня по ступеням от пяти до восемнадцати лет. Центр детского творчества дети начинают посещать преимущественно с шестилетнего возраста, учитывая возрастные особенности, данный подход позволяет находить наиболее эффективные способы обучения и формы организации занятий. Первая ступень развития общих компетенций в возрасте 6 - 9 лет предполагает формирова¬ние базовой культуры и базового образования. Это первое зна¬комство ребенка с учреждением дополнительного образования детей. Происходит адаптация ребенка в новой для него среде, кол¬лективе. Вторая ступень развития в возрасте 9-14 лет предполагает формирование способнос¬тей ребенка в определенных видах деятельности. Обучающийся формирует предметные компетенции (являющиеся фундаментом развития ключевых), приобретая знания, умения, навыки через деятельность, присущую только дополнительному образованию (музыкальные, прикладные, экологические, спортивные). Формируются умения участвовать в коллективной де¬ятельности. Третья ступень в возрасте 14-16 лет предполагает развитие ключевых компе¬тенций в конкретных видах деятельности, самостоятельно выбранных обучающимися, в творческих объединениях, через участие в реализации социально-значимых проектов и программ, а также через краткосрочные образовательные программы, имеющие предпрофильную направленность. Формируется положитель¬ная мотивация деятельности. Происходит самореализация подрос¬тка в активной среде детского объединения. Четвертая ступень в возрасте 16-18 лет предполагает раз¬витие общих компетенций: адаптации, социализации, интеграции в социум, самореализация личности. Обучающийся адекватно оценивает свое личное участие в развитии общества, своими успехами и достижениями вносит вклад в развитие «ЦДТ», стремится к саморазвитию и самореализации. Требования и критерии к уровню сформированности общих компетенций обучающихся. Требования и критерии позволяют педагогу дать оценку уровня сформированности общих компетенций обучающегося в соответствии с его возрастом. Для каждого уровня определены показатели освоения компетенции. Требования к уровню сформированности общих компетенций обучающихся.
Литература:
1. Дополнительное образование: Словарь-справочник /Д.Е. Яковлев. – М.: АРКТИ, 2002. – 112 с.
2. Золотарева А.В. Дополнительное образование детей: Теория и методика социально-педагогической деятельности. – Ярославль: Академия развития, 2004. – 304 с.
3. Отчеты экспериментальных площадок. М., ООО «Новое образование», 2009.-120с.
Электронные адреса опыта:
1. Бронникова Л. М. « Из опыта реализации методической системы формирования компетенций самообразования у учащихся средней общеобразовательной школы» Научная библиотека КиберЛенинка
2. Камалеева А. Р. «Научно-методическая система формирования основных естественнонаучных компетенций учащейся молодежи» Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat
3. Л. А. Турик «Развитие общих компетенций обучающихся в учреждении дополнительного образования детей»
Скачать Методические рекомендации по развитию общих компетенции обучающихся
Лаконично и, в то же время, очень содержательно изложенный методический материал представил богатый опыт педагогической деятельности коллектива "Центра детского творчества" в современных условиях развития дополнительного образования. Спасибо, Татьяна Павловна.
Ирина Владимировна, к сожалению, материал не весь, не получается загрузить таблицы, а в них все подробно описано. Пока жду помощь модераторов. Спасибо, что прочитали.
Я работаю в Центре детского творчества старшим методистом. Всегда интересно познакомиться с опытом коллег из других регионов, который может быть полезен в работе.Это всегда позволяет найти новые приемы, подходы к работе. Взять на заметку интересное и понравившееся.