Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока МХК для 10 класса

Конспект урока МХК по теме "Готический собор - образ мира"
Автор: Фадеева Татьяна Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ гимназии № 3 имени М.Ф. Панькова г. Хабаровска
Описание материала: Конспект урока мировой художественной культуры в 10 классе по теме "Готический собор - образ мира". На уроке учащиеся знакомятся со спецификой и образной системой готической архитектуры. Соответствует всем действующим учебникам МХК для 10 класса.
Тема урока: Готический собор – образ мира.
Тип урока: урок-исследование.

Цель урока: развитие у учащихся способности к личностно-смысловому восприятию и осмыслению особенностей готического стиля, воплощённых в архитектуре собора.

Задачи урока:
1. расширение культурно-художественного кругозора обучающихся через знакомство со спецификой и образной системой готической архитектуры;
2. развитие у учащихся умения анализировать, синтезировать и критически осмысливать материал (на основе самостоятельного освоения искусствоведческих и художественных текстов);
3. постижение мировоззренческих акцентов готического искусства, сохранённых в архитектурных памятниках.
Ход урока
1.
Пролог.
Звучит музыка «Пришла пора соборов кафедральных…»
Средневековье… Какими словами его только ни называют: и темное, и мрачное, и жестокое, и невежественное… Все так, но в каждом городе при этом непременно готический собор строился, да такой, что всех жителей разом вместить мог, а у современных туристов при виде такого чуда до сих пор дух захватывает. Тогда люди без Храма жизнь свою не представляли. Глубокую мысль высказал великий композитор Альфред Шнитке: готический собор – всегда некая модель мира.
Актуализация личностных смыслов, знаний, сложившихся представлений о готике, выявление эмоционального отношения к готическому искусству.
- Какие смыслы звучат для вас в словах «готика», «готическое искусство»?
- Какие ассоциации возникают у вас, какое эмоциональное отношение вызывают эти слова?
- Пользуясь текстом учебника, дайте краткие ответы на вопросы:
Откуда произошло название готика и когда оно закрепилось за искусством этого периода?
Обозначьте временные границы готического искусства.
В какой стране зародился этот архитектурный стиль? Какой стиль ему предшествовал?

2.
Романский и готический стили. Сопоставление.
С XIII века городской собор становится не только местом богослужения. На площади перед собором и в самом соборе происходят диспуты, читаются лекции, разыгрываются театральные представления. Собор теперь должен вмещать все население города. Часто соборы строились и перестраивались очень долго, и теперь мы можем увидеть черты разных архитектурных стилей в одном сооружении.
Просмотр видеофрагмента «Кентерберийский собор». Задание перед просмотром:
- В чем отличие романской и готической частей собора? Каковы ваши впечатления от готического собора?
- Почему готический стиль стал «революционным» для того времени?
Преодолевая тяжесть каменной толщи, каркас здания разросся ввысь. А стена, прорезанная огромными окнами ярких витражей, будто растворилась в потоках света.

3.
Секреты готического мастера.
Знакомство с архитектурными особенностями готического стиля. Вертикаль как воплощение идеи Вознесения.
Кафедральные соборы должны были быть огромных размеров. Новые задачи потребовали небывалых инженерных решений. В готической архитектуре был достигнут поразительный эффект: пространство готического собора внутри кажется большим, нежели сам собор, когда осматриваешь его снаружи.
Показ интерактивной модели готического храма (ресурс Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru).
Объяснение учителя с использованием презентации (показ схемы готического храма в разрезе), работа учащихся с терминами (раздаточный материал, учебник).

Термины: нервюра, нервюрный свод, контрфорс, аркбутан, стрельчатая арка, пинакль, окно-роза, портал, тимпан, трансепт.
Работа с интерактивной схемой готического храма (ресурс Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru).
- Найти и показать на схеме основные архитектурные элементы готического собора.
- Поясните преобладание вертикальных линий в конструкции собора.
Храм как будто возносится ввысь, преодолевая земное притяжение. В нем словно соперничают земная тяжесть и божественный дух. Преобладание в его конструкции вертикальных линий отвечает идее Вознесения как стремления человеческой души к небу, к Богу.

4. Готический собор как образ мира. Синтез искусств.
4.1. Святые и химеры. Скульптурное убранство готического собора.
Готический собор – это целый мир, со своей жизнью и своими обитателями. Его населяют ангелы и демоны, святые и химеры, короли и причудливые чудовища. И у каждого – свое место в храме.
Показываются слайды с изображением скульптур готических соборов.

Самостоятельная работа с искусствоведческим текстом и схемой готического собора. «Поселите» персонажей готических скульптур на свои места.
Текст:
«Храм – каменное кружево, где самым невероятным образом сочетаются реальные и фантастические твари, фрагменты человеческого тела и звериного туловища.
На крышах, в декоративных беседках, ангелы распахнутыми крыльями осеняют окрестности, ниспосылая им благодать. На башнях уродливые химеры демонстрируют человеческие пороки. На галереях денно и нощно несут стражу ветхозаветные цари. Притворившись водостоками, свешиваются вниз причудливые твари с глазами на груди, лицом на животе, двумя головами. На порталах святые ведут неслышную беседу. На консолях, под ногами святых, таятся лукавые демоны… И всё это многообразие фитур оплетает узор из местных растений – плюща, хмеля, земляники, чертополоха, боярышника, винограда». (Л. Г. Емохонова)

4.2. Образ небесного мира в интерьере собора. Окно-роза. Витражи.
Внутреннее пространство собора — с многочисленными архитектурными и скульптурными украшениями, светом, льющимся сквозь стекла витражей, — создает образ небесного мира. Стена освободилась от тяжести. Прочный каркас не нуждался в ней как в опоре. Появилась возможность сделать огромные оконные проемы. Центром композиции становится роза – круглое резное окно. Его называют «готическая роза». «Я вдыхаю божественное благоухание, аромат этого каменного цветка», - писал Огюст Роден об этом готическом чуде.
- Почему роза? Как вы думаете?
Сообщение учащегося о символике розы.

4.3. Свет и цвет как средство создания таинственной атмосферы готического собора.
Главное окно-роза особенно украшалось. При этом снаружи можно было любоваться лишь каменным кружевом, слегка позолоченным. Зато изнутри роза становилась главным витражом храма.
Магия витража раскрывается только на просвет: снаружи витражи «слепые», почти бесцветные. Но, когда внешний свет пробивается сквозь витражные стекла в интерьер храма, раскрашенные окна начинают излучать особый, «нематериальный» свет. Через витраж свет проникает в пространство храма уже расцвеченным. Это игра света и цвета: то торжественная, сверкающая, то приглушенная в таинственном полумраке от тучи или в час заката.
Просмотр видеофрагмента «Шартрский собор». Обратить внимание на витражи собора, их цвет.
- В чем магия света в соборе? Какую атмосферу создают витражные окна?
- Какие основные цвета используются в готических витражах? Почему?
- Согласны ли вы с тем, что «Шартрский собор – нечто большее, чем кажется на первый взгляд»?
Свет, льющийся с неба, согласно средневековым представлениям, означал свет, идущий от Бога. Символика цвета. Основные цвета витражной живописи: красный, синий, зеленый.
Неутомимая фантазия мастеров стекла привела их к замечательному открытию – оттенок свинцового крепления, соединяющего кусочки стекла, изменял оттенок и самого стекла, рождая многообразие и причудливость оттенков света. За этим стояла средневековая метафизика света, желание познать его, приблизиться к нему. Красота воспринималась как свет, который успокаивал и ободрял.

4.4. «Дыхание органной музыки».
Особую роль в готическом соборе играла музыка. Возведение в Париже собора Нотр-Дам совпало с учреждением при нем Певческой школы. И сейчас истинное наслаждение испытает тот, кому посчастливится оказаться во французском готическом соборе в тот момент, когда он залит светом, льющимся сквозь его витражи, и наполнен звучанием органа…
Виртуальная экскурсия в Собор Парижской Богоматери с использованием Интернет-ресурсов.
Просмотр фотографий, прослушивание органной музыки.

5.
Красота как божественная гармония.
В сборнике О. Мандельштама «Камень» (1913) есть стихотворение «Notre Dame», которое заканчивается такими словами
Но чем внимательней, твердыня Notre Dame,
Я изучал твои чудовищные ребра,
Тем чаще думал я: из тяжести недоброй
И я когда-нибудь прекрасное создам.

- Что такое красота?
Фома Аквинский, философ и богослов XIII века, считал красоту суммой, сочетанием трех свойств: целостности, пропорциональности, сияния. Как вы можете это пояснить?
Красота – это божественная гармония, «порядок всех вещей». Огюст Роден писал о готическом соборе: «Лесная чаща, упорядоченная человеческой гармонией»
Гармония рождает мир:
• части Вселенной, согласуясь друг с другом, образуют мироздание;
• камни, соответствуя друг другу, рождают здание;
• звуки, согласуясь, рождают музыку.
Это общие законы, объясняющие существование мира.
Храм воплощает образ мира, где все создано по велению Божьему, гармонично соединяется и взаимодействует.

«Горит свеча: крохотная световая точка. Чтобы добраться до нее, надо преодолеть грузные массы тени. Всё освещено наполовину, но здание насыщено мыслью! Здесь запечатлены века, тысячелетия. Это лик самой человеческой бесконечности. Странно! Мы живем рядом с такими прекрасными вещами, а большинство из нас их не видит! Наше незнание шедевров – это забвение истины. Проникая в глаза, красота пробуждает сердце к любви, а без любви ничто не имеет ценности».
Так в конце XIX века писал скульптор Огюст Роден о готических соборах Франции.
Мы сегодня прикоснулись к «живому камню», который сквозь века способен зажечь в нас искру восхищения великим творением Средневековья. Готический собор действительно есть образ мира и – больше того – являет собою целый мир.

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий внеклассного мероприятия по МХК в 5 классе Андрей Рублёв. Биография Конспект урока-проекта по МХК, 9 класс Методические рекомендации по составлению рабочего листа к уроку МХК

Похожие статьи:

Конспект урока МХК в 6 классе

Взаимосвязь музыки с живописью, архитектурой, танцем, словом

Литературно - художественная викторина в 5-6 классах на тему: Осень
Опубликовано: 3635 дней назад (20 ноября 2014)
Просмотров: 14391
+3
Голосов: 3
Елена Александровна Барзова # 20 ноября 2014 в 16:03 +3
Здравствуйте Татьяна Викторовна. С удовольствием познакомилась с вашим уроком.Материал хорошо подобран и выстроен.Цели и задачи урока выполнены. Использованы различные методы и формы работы.Урок интересен и познавателен. Спасибо. Творческих успехов в работе. Вам мой голос.
Татьяна Викторовна Фадеева # 25 ноября 2014 в 13:06 0
Елена Александровна, спасибо за Ваш отзыв.
Елена Ивановна Ткаченко # 8 августа 2015 в 12:58 0
Татьяна Викторовна, спасибо Вам большое за этот конспект. Он будет мне очень полезен.
Валерий Григорьевич Вершинин # 3 января 2016 в 17:25 +1
Здравствуйте, Татьяна Викторовна! Очень цельный продуманный конспект урока! Тема раскрыта полностью. Думаю, что это оценили 2876 человек (столько голосов!), просмотревших данный материал, который поможет учителям литературы, истории, МХК. Хорошо, что синтез искусств нашёл в конспекте отражение. Поздравляю Вас! Вы молодец!
Марьям Юсуфовна Акбаева # 28 января 2016 в 23:03 0
Здравствуйте, Татьяна Викторовна!Очень красивый, интересный урок!