Педагогический проект для детей младшей группы с презентацией
Педагогический проект: «Путешествие в страну Сенсорику"
Автор: Мугу Татьяна Викторовна, воспитатель МБДОУ "Центр - детский сад № 46" г. Краснодар. Описание: Данный педагогический проект буден полезен педагогам в работе с детьми младшего дошкольного возраста, а также родителям, т.к. в проекте указаны основные направления и способы работы для формирования и развития сенсорных эталонов. Также материал будет полезен и интересен педагогам, ищущим различные формы взаимодействия с родителями.
На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения в школе, связана с недостаточной точностью и гибкостью сенсорного восприятия. В результате, возникают искажения в написании букв, построении рисунка, неточности в изготовлении поделок.
Таким образом, сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемого в младшем дошкольном возрасте. Поэтому задача сенсорного развития детей в младшем дошкольном возрасте, является одной из наиболее актуальных.
Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. Отсюда вытекает проблема – какие необходимо создать условия для эффективного использования дидактических игр, как средства формирования представлений о сенсорных эталонах.
Предварительная работа с детьми данной возрастной группы, выявила недостаточный уровень представлений и знаний детей о форме, цвете, величине, положении в пространстве, времени и т. п., а также недостаточные представления родителей воспитанников о значении сенсорного развития. Так и появилась идея разработки и реализации проекта, который поможет развить сенсорно – математические представления у детей, и позволит расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности.
Решение данной проблемы формирует цель данного проекта: формирование и развитие сенсорно – математических эталонов у воспитанников раннего возраста.
В соответствии с выявленной проблемой и поставленной целью, были сформулированы следующие задачи проекта:
• Проанализировать учебно-методическую литературу по вопросам сенсорного развития детей раннего возраста;
• Содействовать развитию сенсорной, психомоторной сферы детей посредством игровых технологий;
• Формировать у детей зрительные способы обследования предметов, цветоразличение, формовосприятие, умение воспринимать величину, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам.
• Дополнить дидактический материал по сенсорному развитию детей раннего возраста;
• Разработать систему игр, обеспечивающих последовательное развитие сенсорных навыков в условиях игровой деятельности;
• Разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по ознакомлению с данной темой.
• Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет;
• Учить соотносить форму предметов с формой плоскостных изображений и объемных геометрических тел;
• Обогащать активный и пассивный словарь детей: учить понимать и использовать в речи слова: «цвет», «такой же», «разный»;
• Развитие познавательных процессов, мелкой моторики, памяти, внимания и воображения у детей.
Новизной проекта станет использование информационно-коммуникационных технологий, способствующих повышению качества, доступности и эффективности сенсорного воспитания, а также использование подручных материалов для формирования сенсорно - математических представлений у детей. Это позволит формировать элементы логического мышления и развивать интеллектуальные способности детей, не нарушая законов и этапов психического и физиологического развития, а также учитывая индивидуальные особенности детей, что делает обучение детей интересным, содержательным, ненавязчивым.
Сроки реализации: долгосрочный: октябрь 2014г. – май 2015г.
Тип проекта: познавательно - игровой.
Участники проекта: воспитанники первой младшей группы, родители, воспитатель Мугу Т.В., музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию.
По количеству участников: коллективный.
Форма организации детей: групповая, подгрупповая и индивидуальная.
Необходимое оборудование и материалы: компьютер, книги, иллюстрационный материал, аудиозаписи, атрибуты для сюжетно – ролевых игр, цветная и белая бумага, карандаши, краски, пластилин.
Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, продуктивная, познавательная, музыкально-художественная. Методы и приемы взаимодействия педагога с детьми в ходе проекта:
Словесные;
Беседы;
Вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности;
Загадывание и отгадывание загадок;
Указание, пояснение, объяснение, разъяснение.
Педагогическая оценка (поощрение, одобрение; похвала);
Наглядные;
Демонстрация наглядных пособий;
Показ способа действий;
Показ образца;
Рассматривание иллюстраций;
Практические
Игровые действия;
Внезапное появление объектов;
Музыкальные занятия;
Художественное творчество;
Конструирование;
Введение элементов соревнования;
Создание игровой ситуации, упражнение, тренировка, моделирование.
Основные принципы реализации проекта:
- Доступность (соответствие дидактической задачи возрастным и индивидуальным возможностям детей);
- Повторяемость (закрепление и усложнение одной и той же игры);
- Актуальность дидактического материала (актуальные формулировки математических задач, наглядные пособия и др.) собственно помогает детям воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений;
- Коллективность (позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку, и зачастую – более сложные);
- Соревновательность (создает у ребёнка или подгруппы стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурентов, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой);
- Элемент новизны (внесение новых атрибутов, схем, образцов, возможность проявления творчества, изменение правил).
Рабочая гипотеза - предполагается, что организованная работа по развитию математических способностей дошкольников в соответствии с современными требованиями будет способствовать повышению уровня развития математических способностей детей.
Предполагаемый результат:
• Положительная динамика мониторинга формирования сенсорно - математических эталонов у детей младшего дошкольного возраста;
• Создание условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр.
• Совместная работа с родителями по изготовлению и апробации методического материала и дидактических игр;
• Рекомендации для родителей по созданию благоприятных условий для проведения игр, а также консультации по их приобретению и самостоятельному изготовлению.
• Выставка дидактических игр и пособий «Интересная математика».
• Выставка совместного творчества ребят и родителей «Картины из фигур».
• Создание «Библиотеки дидактических игр», совместно с родителями.
Этапы реализации проекта.
1. Подготовительный.
На данном этапе были осуществлены следующие мероприятия:
1. Изучение уровня знаний по теме. Диагностика детей, направленная на выявление уровня развития сенсорно – математических представлений;
2. Мониторинг диагностики детей;
3. Составление плана работы по реализации проекта «Формирование сенсорно-математических представлений детей раннего возраста»;
4. Создание предметно - развивающей среды по теме проекта;
5. Подбор методического материала, иллюстраций, фотографий, стихов, аудио и видеозаписей по данной теме;
6. Подготовка консультаций, сообщений и методических пособий для родителей;
7. Взаимодействие с родителями:
• Совместное изготовление дидактических игр «Найди заплатку к зонтику», «Корабли», «Матрешки», «Открой коробочку» и др.;
• Создание родителями карт - схем к настольно- печатным играм «Головоломка», «Рассели жильцов», «Какой фигуры не хватает» и т.д.
• Помощь в создании и оформлении выставки
8. Анализ и обобщение имеющегося в ДОУ опыта работы по данной теме;
9. Изучение опыта других образовательных учреждений.
Для того чтобы определить у воспитанников уровень представлений и знаний детей о форме, цвете, величине, положении в пространстве, времени и т.п. я использовала целевые ориентиры, прописанные в ФГОС, определяющие уровень освоения сенсорно - математических эталонов в этом возрасте. Материалы, используемые для диагностики детей, а также бланки для проведения индивидуального анализа умений и навыков детей 2 – 3 лет,
представлены в Приложении 1 и 2.
В ходе первичной диагностики я получила следующие результаты:
Количество Величина Форма Цвет Ориентировка в пространстве(ОВ)
Богдан + + = + +
Лера + = + + =
Диана - + = = =
Борис - - - = =
Сергей + = - = +
Маша - + = + +
Сева - = = = +
Леша = + + + =
Видно, что не у всех воспитанников данной подгруппы развиты сенсорно – математические эталоны.
2. Основной. На данном этапе провелась вся практическая работа, с целью получения качественного результата данного проекта. А именно:
Беседы с детьми, отгадывание загадок;
Рассматривание иллюстраций, открыток, книг на данную тему;
Чтение художественной литературы и заучивание считалок;
Чтение детьми стихотворений;
Проведение дидактических, сюжетно – ролевых игр, подвижных, беговых и пальчиковых игр;
Театрализованная деятельность, в т.ч. совместно с детьми;
Выставки «Картины из фигур» и «Интересная математика».
Инсценировка «Как фигуры подружились»;
Консультации для родителей на тему: «Значение сенсорного развития в раннем дошкольном возрасте» и «Комплекс игр для развития сенсорно- математических эталонов.
Творческо-продуктивная деятельность: лепка, рисование, аппликация (совместная работа детей с родителями), самостоятельная деятельность детей;
Просмотр развивающего м\ф про рыбку Малыша из серии «Геометрические фигуры. Квадрат. Треугольник».
Прослушивание и разучивание музыкальных произведений.
Деловая игра с родителями: «Как познать мир математики?». Проведение родительского собрания, разработка рекомендаций и пособий для родителей.
3. Заключительный. На этом этапе представлено портфолио проекта, оценена результативность проделанной работы, представлен продукт проекта.
Содержание проекта по образовательным областям ФГОС ДО
Познавательное развитие:
1. Беседа с детьми «На какую фигуру похож предмет».
2.Чтение математических сказок - рассказов.
3. Дидактические игры «Геометрическое лото» «Открой коробочку», «Что внутри?», «Волшебный сундучок», «Один - много», «Подбери по размеру».
4. Рассматривание иллюстраций в книге А. Тимофеевского «Геометрия для самых маленьких»,
К. Крот «Большой не маленький».
5. Просмотр мультфильма про рыбку Малыша из серии «Геометрические фигуры. Квадрат. Треугольник».
6. Рассматривание тематических альбомов, книг и иллюстраций.
Художественно - эстетическое развитие:
1. Занятие по изодеятельности «Воздушные шары», «Листья желтые летят», «Ёлочка – зеленая иголочка», «Полосатые варежки», «Бабочки».
2. Аппликация «Составь фигуру», «Домик для зайчика» и др.
3. Лепка «Нанижи бусы на ниточку», «Ягодка для Анечки», « Грибок для ёжика», «Разноцветные мячи».
4. Продуктивная деятельность-аппликация «Овощи на тарелке».
5. Экспериментирования деятельность: «Оттиски»
6.Театрализованные представления «Теремок», «Колобок».
7.Прослушивание и заучивание «Часики», «Мышки», «Тучка».
8. Настольный театр «Три медведя»
Речевое развитие:
1. Отгадывание загадок на тему: «Геометрические фигуры», «Загадки на цвета».
2. Чтение художественной литературы А. Барто «Мяч», «Бычок» и др., С.Я. Маршак «Сборник произвеюдений», Г.Скребицкий «Белка», «Заяц»; К. Эрик «Резиновые утята», И. Токмакова «Ходит солнышко по кругу», «Поиграем?», М. Пляцковский «Стрекоза»и др., Г. Сташевская «Цвет, величина, форма»., Громова О., Павлова Л. "Еще про зайку" и др.
3. Чтение РНС «Колобок», «Рукавичка»», «Теремок», «Три медведя».
4. Чтение и заучивание считалок, скороговорок, пословиц и поговорок на данную тему.
5. Разгадывание загадок, развить чувство рифмы в стишках о формах, цветах, и величинах.
Социально – коммуникативное развитие:
1. Дидактическая игры «Волшебный зонтик», «Собери картинку», «Подбери пару», «Чего не стало?», «Геометрическая полянка», «Закрути ленточку».
2. Сюжетно – ролевые игры «Накрываем на стол», «Отвезем ребят в театр», «Полечим куклу Аню», «Дочки - матери».
3. Коллективная игра «Найди мышку», «Наряди солнышко».
4. «Создай картину». Игра на воображение.
Игра – экспериментирование с водой «Веселое путешествие».
5. Конструирование с использованием блоков Дьенеша, палочек Кьюзикера, разного вида конструкторов.
6. «Величина, цвет, форма. Карточки для детей 1-3 лет».
Физическое развитие:
1. Физкультурное занятие «Веселый мяч».
2. Психогимнастические этюды на выражение эмоций: «Солнышко проснулось», «Вкусно или нет?» «Белочки на веточке».
3. Подвижные и беговые игры: «Солнышко и дождик»» (на прогулке), «Автомобиль и воробышки», «У медведя во бору»,
«Мой веселый звонкий мяч», Бездомный заяц», « Сердитый пёс», « Воронята».
4. Построение в круг, в колонну, парами.
5. Физкультминутка «А часы идут - идут», «Бабочка», «Будем прыгать и скакать».
6. Пальчиковая гимнастика «Зайка», «Кошки - мышки», «Кто где?», «Пальчики - мальчики» и др.
Данный проект «Путешествие в страну Сенсорику» был успешно осуществлен в период с октября 2014 года по май 2015 года, и работа в направлении данной темы продолжается по настоящее время.
В конце учебного года была проведена повторная диагностика, по которой стало возможно определить эффективность проделанной работы.
Количество Величина Форма Цвет Ориентировка в пространстве (ОВ)
Богдан + + + + +
Лера + = + + +
Диана = + = + =
Борис = + - + +
Сергей + = + + +
Маша - + = + +
Сева + = = + +
Леша + + + + =
Исходя из результатов повторной диагностики, можно утверждать, что данный способ формирования сенсорно - математических представлений эффективен.
Проект поспособствовал развитию сенсорно – математических представлений, уточнить и закрепить представления о геометрических формах, времени, основных цветах и положении в пространстве. Разнообразные ситуации, применяемые в данном проекте, у воспитанников пробуждают интерес, любознательность, формируют внимание.
В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр, апробированы новые игры. Родители получили методические рекомендации по созданию условий проведения дидактических игр, консультации по приобретению и изготовлению дидактических игр, поскольку с помощью игр, пособий дети дошкольного возраста незаметно для себя войдут в мир математики. Увлекательные игры помогут сделать образовательный процесс не трудным и не скучным, а интересным и занимательным!
Реализуя данный проект, я постаралась помочь каждому ребенку расширить свой кругозор на базе ближайшего окружения, а также создать условия для развития самостоятельной познавательной активности. Данный проект предоставил каждому ребенку возможность не только получить знания, но и развивать творческие способности, формировать коммуникативные навыки, формировать начальные предпосылки исследовательской деятельности. Постепенно, проект из познавательно - игрового, превращался в социально – личностный: дети стремились поделиться полученной информацией. В свою очередь, у родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.
Список используемой литературы:
1. Детство. Примерная образовательная программа дошкольного образования. Под ред. Бабаевой Т.И., А.Г. Гогоберидзе – М.: Издательство «Детство – пресс», 2014.
2. ФГОС ДО: практика реализации. – М.: Издательство «Учитель», 2014.
3. Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. - Ярославль: Академия развития, 2007;
4. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» - М. : Просвещение 2005;
5. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
6. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Первая младшая группа. – М.: «Цветной мир», 2012.
7. Михалевская И. А., Мастеркова Е. А. Большая хрестоматия для дошкольников. – М.: Мой мир, 2008.
8. Оберемок С.М. Метод проектов в дошкольном образовании: Учебно-методическое пособие. – Новосибирск: НИПКиПРО, 2007.
9. Петрова И.В. Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста. – М.: «Сфера», 2012.
10. Пилюгина В. А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. – М. : просвещение. АО «Учеб. мет» 1996;
11. Сборник русских народных сказок. Под ред. Р. Кобзарева. – М.: Издательство «Алтей»,2012.
12. Соболева А. В., Загадки – смекалки. Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей – М.: “Издательство ГНОМ и Д”, 2000
Скачать Педагогический проект: «Путешествие в страну Сенсорику"
Очень полезный материал, спасибо автору. Сложно переоценить актуальность сенсорного развития младших дошкольников, поскольку именно этот период является сензитивным, порой во многом определяющим дальнейшее успешное развитие речевых и других навыков. Хотелось бы подробнее узнать о музыкальной составляющей данного проекта, если она есть. Какое участие принимал музыкальный руководитель?
Татьяна Викторовна, представленный Вами материал претендует на высшую оценку. Все подробно описано, приведены примеры разных видов деятельности по проекту. Лично мне не хватило всего лишь фотоматериала продуктов детской деятельности. Вами проведена грандиозная работа, требующая компетентности в знании сенсорного развития ребёнка. Сенсорика являясь второй сигнальной системой позволяет ребёнку познавать предметы и явления. Именно сенсорное воспитание должно лежать в основе познания младших дошкольников. Вы, молодец, примите мой голос!
Спасибо огромное, коллеги за Ваше мнение! Презентацию надеюсь добавят в скором времени. Заявку отправила. Там полный и подробный фотоотчет по большинству видам деятельности в рамках проекта.
Татьяна Викторовна, не легкую тему вы выбрали и хорошо, что не остановились на результате. Соглашусь с Натальей Валентиновной, не хватает фото. Сейчас время редактирования уже вышло, но на будущее выделяйте цели и задачи жирным шрифтом, для легкости ориентирования в вашем материале. Материал подробно представлен, но мне не хватило работы с родителями, кроме как подготовка ваших консультаций, какую роль они играют как участники проекта? А так же что является продуктом проекта?
Татьяна Викторовна! Здравствуйте! Замечательный проект и очень актуальная тема! Показано взаимодействие всех участников образовательного процесса! Вами проделана огромная работа по этому направлению! Я работаю с детьми с нарушением зрения. А у таких деток как раз страдает развитие сенсорных эталонов в силу их зрительных нарушений. Работаю сейчас как раз на младшем возрасте. Приму во внимание Ваш опыт! Спасибо! Примите мой голос!