Статья: "Организация клуба «Гармония» - как средство укрепления и сохранения психологического здоровья педагогов"
автор: Шеремет Татьяна Викторовна, педагог-психолог первой квалификационной категории, МБДОУ "Детский сад "Мастерок"
Назначение: педагоги ДОО.
Путь к мастерству - как подъем в гору с полными ведрами воды. Как сохранить ведра полными, поднявшись на вершину? Как сохранить радость жизни, оптимизм, яркость чувств, богатство эмоций, выполняя великую миссию педагога.
Редкая профессия сравнится с педагогической по тем эмоциональным нагрузкам, которые ежедневно, ежесекундно испытывает ее носитель. Современные ученые отмечают, что наиболее подвержены синдрому профессионального выгорания педагоги.
По мере увеличения стажа работы и возраста педагогов, увеличения профессиональной нагрузки неизбежно происходит накопление усталости, нарастание тревожных переживаний, снижение настроения, вегето-сосудистые расстройства и поведенческие срывы. В результате психологическое, физическое и социальное здоровье педагога подвергается серьезной опасности. Что, в свою очередь, отрицательно влияет на всех участников образовательного процесса.
Неблагополучие психологического здоровья, деформация личности педагога, проявление синдрома выгорания самым непосредственным образом влияют и на профессиональную состоятельность педагога и на здоровье детей. Психологическое здоровье педагогов является необходимым условием здоровья детей. Нездоровый педагог не может обеспечить ребёнку необходимый уровень внимания, индивидуальный подход. Он не может заниматься и воспитанием культуры здоровья, так как в этой работе необходим личный пример. Таким образом, проблема сохранения и укрепления здоровья педагогов является одной из приоритетных и актуальных задач образовательного пространства. Поэтому, мною как педагогом-психологом был создан клуб для педагогов «Гармония»
Цель клуба: Формирование умений и навыков по сохранению и укреплению психического здоровья педагогов через овладение ими способами психической саморегуляции и активизацию личностных ресурсов.
Задачи клуба:
Познакомить педагогов с понятием «синдрома профессионального выгорания», его причинами, стадиями, способами профилактики;
Обучить способам психической саморегуляции;
Снизить уровень психического выгорания и эмоционального напряжения;
Содействовать активизации личностных ресурсных состояний;
Сформировать установку на сохранение и укрепление психического здоровья.
Ожидаемые результаты:
•овладение умениями и навыками психической саморегуляции (анкеты-отзывы; наблюдение; групповое интервью).
снижение уровня психического выгорания (Опросник психического выгорания педагогов и воспитателей до и после тренинговых занятий; анкеты-отзывы).
•активизация личностных ресурсов (анкеты-отзывы);
• улучшение настроения и самочувствия (анкеты-отзывы модифицированная методика САН в форме протокола «Успешность занятия» до и после каждого тренинга, наблюдение).
Способы и средства проверки ожидаемых результатов
•диагностика уровня психического выгорания (методика К. Маслак модифицированная Н.Е. Водопьяновой «Опросник психического выгорания педагогов и воспитателей» на первом и на последнем занятии);
•диагностика уровня эмоционального напряжения (модифицированная методика САН в форме протокола «Успешность занятия» до и после каждого тренинга);
•анкеты-отзывы;
•групповое интервью.
Структура программы
Программа включает в себя следующие блоки:
1.Диагностический (знакомство, лекция, групповая диагностика);
2.Основной – тренинговый (тренинги саморегуляции с элементами социально-психологического тренинга);
3.Итоговый (завершающий тренинг, групповая диагностика, рефлексия, рекомендации).
Рекомендуем посмотреть:
Гиперактивные и замкнутые дети
Советы для молодых педагогов ДОУ
Особенности развития детей младшего дошкольного возраста
Сценарий занятия с использованием сказкотерапевтических методов и приемов для младших школьников