Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Подвижные игры как средство оздоровления и развития физических качеств дошкольников

Подвижная игра как средство оздоровления детей дошкольного возраста
В современных условиях жизнедеятельности в связи с резким снижением двигательной активности человека возрастает роль систематических занятий физическими упражнениями, подвижными играми. Подвижная игра как элемент физической культуры с малых лет способствует всестороннему развитию ребенка. В игре ребенок бегает, прыгает, наклоняется, упражняя все мышцы, все органы чувств. Включение ребенка в ту или иную игру позволяет развивать такие его качества, как выдержка, бесстрашие, дисциплинированность и т.п. Игра способствует развитию и интеллектуальной сферы дошкольников.

В последнее время интерес к подвижным играм возрос. Особая эффективность подвижных игр достигается за счет того, что они широко доступны и понятны детям, являются для них привлекательным видом деятельности. Такие игры требуют проявления творческих способностей, активности, инициативы. Все это с методической точки зрения характеризует подвижную игру как многоплановое, комплексное по воздействию, педагогическое средство воспитания. Комплексность выражается в формировании двигательных навыков, развитии и совершенствовании жизненно важных физических, умственных и морально-волевых качеств.

Особенно актуально использование подвижных игр для развития ловкости дошкольников, так как именно это вид игровой деятельности позволяет точно и своевременно выполнять задания, связанные с обязательными для всех играющих правилами, специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на сигналы «Лови!», «Беги!» «Стой!» и др.

В связи с этим можно утверждать, что потенциал подвижных игр значительно больше, чем каких-либо других средств физического воспитания.

В дошкольном возрасте рост и развитие детского организма происходит интенсивно, при этом развитие ребенка находится в большой зависимости от двигательной активности, которая является источником познания окружающего мира. Несвоевременность и низкая эффективность использования физической культуры в дошкольные годы приводит к нарушению развития детей, отрицательно влияет на их умственную сферу.

Существуют разные классификации подвижных игр: по возрасту, по степени подвижности ребенка в игре (игры с малой, средней, большой подвижностью), по видам движений (игры с бегом, метание и т.д.), по содержанию (подвижные игры с правилами и спортивные игры).

К подвижным играм с правилами относятся сюжетные и несюжетные игры. К спортивным играм — баскетбол, городки, настольный теннис, хоккей, футбол и др.

Сюжетные подвижные игры отражают в условной форме жизненный или сказочный эпизод. Ребенка увлекают игровые образы. Он творчески воплощается в них, изображая кошку, воробышка, автомобиль, волка, гуся, обезьяну и т.д.

Сюжетные подвижные игры содержат интересные детям двигательные игровые задания, ведущие к достижению цели. Эти игры делятся на игры типа перебежек, игры с элементами соревнования («Кто скорее добежит к своему флажку?» и т.п.); игры-эстафеты («Кто скорее передаст мяч?»); игры с предметами (мячи, обручи, кегли и т.п.).

В работе с самыми маленькими детьми используют игры-забавы («Ладушки» и др.)

Подвижные игры как средство физического воспитания способствуют оздоровлению ребенка благодаря проведению игр на свежем воздухе, а также активизируют творческую деятельность, самостоятельность, проявления раскованности, свободы в решении игровых задач. Как метод физического воспитания подвижная игра способствует закреплению и совершенствованию движений ребенка. Почти в каждой игре присутствует бег, прыжки, метания, упражнения на равновесие и т.д. В играх воспитываются основные физические качества ребенка, такие как ловкость, сила, быстрота, выносливость и совершенствуются разнообразнейшие двигательные умения и навыки.

Подвижная игра — незаменимое средство пополнения знаний и представлений ребенка об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведении подвижной игры создаются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка.

В процессе игры происходит как упражнение в уже имеющихся двигательных навыках, их закрепление и совершенствование, так и формирование новых умений и навыков, а также развитие личностных качеств – упорства, настойчивости, целеустремленности.

Подвижные игры являются наиболее эффективным способом развития ловкости детей, так как связаны с быстрым передвижением. Это могут быть игры с предметами и без предметов. Подвижные игры чаще всего являются игрой в кого-то, во что-то. У дошкольников это «Кошки-мышки», «Зайцы в огороде», «Гуси-Лебеди», «У медведя во бору», «Филин и пташки» и т.п. В этих играх нет особых правил. Чаще всего сами дети договариваются от и до какого места можно бегать, кто считается пойманным и т.п. Нередко эти игры сопровождаются произношением каких-либо слов.

При проведении подвижных игр особое значение имеют профессиональная подготовка воспитателя, педагогическая наблюдательность и предвидение.

Подбор подвижных игр зависит от условий работы каждой возрастной группы: общего уровня физического, умственного развития детей, их двигательных умений; состояния здоровья каждого ребенка, его индивидуальных типологических особенностей, времени года, режима дня, места проведения игр, интересов детей.

Педагогу при подборе сюжетных подвижных игр следует принимать во внимание сформированность у детей представлений о сюжете игры. Обязательным условием подготовки педагога к проведению подвижных игр является предварительное разучивание движений как имитационных, так и физических упражнений, действий, которые дети выполняют в игре. Для лучшего понимания игрового сюжета педагог проводит предварительную работу: читает художественные произведения, организует наблюдения за природой, за животными, деятельностью людей различных профессий (водителями, спортсменами и т.д.), просмотр видеофильмов, кино- и диафильмов; беседы. Значительное внимание педагог уделяет подготовке атрибутов игры — изготавливает атрибуты вместе с детьми или в их присутствии (в зависимости от возраста).

Ознакомление детей с новой игрой проводится четко, лаконично, образно, эмоционально и продолжается 1,5—2 мин. Объяснение сюжетной подвижной игры, как уже отмечалось, дается после предварительной работы по формированию представлений об игровых образах.

Организация несюжетных игр имеет свои особенности. Так, объясняя несюжетную игру, педагог раскрывает последовательность игровых действий, игровые правила и сигнал. Он указывает местоположение играющих и игровые атрибуты, используя пространственную терминологию (в младших группах с ориентиром на предмет, в старших — без него).

Объясняя игры с элементами соревнования, педагог уточняет правила, игровые приемы, условия соревнования. Выражает уверенность в том, что все дети постараются хорошо справиться с выполнением игровых заданий, предполагающих не только скоростное, но и качественное выполнение («Кто быстрее добежит до флажка», «Какая команда не уронит мяч»). Правильное выполнение движений доставляет детям удовольствие, вызывает чувство уверенности и стремление к совершенствованию.

Такие авторы как, М.А.Рунова, Т.В. Хабарова, Э.Я.Степаненкова выделяют три уровня двигательной активности:
- Высокий уровень двигательной активности. Для детей старшего дошкольного возраста свойственна высокая подвижность, высокий уровень развития основных видов движений, довольно богатый двигательный опыт, который позволяет обогатить свою самостоятельную деятельность. Определенные дети этой группы выделяются повышенной психомоторной возбудимостью, гиперактивностью.
- Средний уровень двигательной активности. Дети имеют средние и высокие показатели физической подготовленности и высокий уровень развития двигательных качеств, для них свойственно многообразие самостоятельной двигательной деятельности.
- Низкий уровень двигательной активности — это малоподвижные дети, у которых прослеживается отставание показателей развития основных видов движений и физических качеств от возрастных нормативов, общая пассивность, застенчивость, обидчивость, у них никак не проявляются какие-либо закономерные изменения в реакциях сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку.

Рассмотрим факторы, характеризующие двигательную активность дошкольников. На сегодняшний день человек все меньше использует в повседневной и трудовой деятельности свои двигательные возможности и способности. За столетие процент мышечных усилий в энергетическом балансе человечества сократился с 94% до 1% в настоящее время.

Под влияние гипокинезии попадают и дети в возрасте до семи лет. На дошкольников влияет еще и интенсивность образовательного процесса в дошкольном учреждении, сложившийся уклад семейной жизни и другие факторы.

Необходимость организма в физической активности индивидуальна и зависит от многих факторов: социальных, физических, экономических, культурных. Обуславливается уровень двигательной активности наследственными и генетическими признаками:
Минимальный – поддерживает нормальное состояние организма.
Оптимальный – более высокий уровень, предоставляет больше возможностей для жизнедеятельности организма.
Максимальный – отделяет чрезмерные нагрузки, приводящие к переутомлению и снижению работоспособности.

Руководство воспитателя подвижной игрой состоит также в распределении ролей. Водящего педагог может назначить, выбрать с помощью считалки или предложить детям самим выбрать водящего и затем попросить их объяснить, почему они поручают роль именно этому ребенку; может взять ведущую роль на себя или выбрать того, кто желает быть водящим. В младших группах роль водящего выполняет поначалу воспитатель, делая это эмоционально, образно. Постепенно роль ведущего начинают поручать детям.

В ходе игры педагог обращает внимание на выполнение детьми правил. Важно тщательно анализировать причины их нарушения. Ребенок может нарушить правила игры, если недостаточно точно понял объяснение педагога, очень хотел выиграть, был невнимателен и т.д. Отмечая действия детей, нарушавших условия и правила игры, педагог высказывает уверенность в том, что в следующий раз ребята постараются и будут играть лучше.

Преодоление трудностей является своеобразным нравственным закаливанием, оно связано с формированием высокого духовного потенциала. Подводя итог игры, воспитатель отмечает ребят, хорошо выполнявших свои роли, проявивших смекалку, выдержку, взаимопомощь, творчество.

Таким образом, подвижная игра - одно из комплексных средств воспитания: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности), совершенствование функций организма, черт характера играющих.

Подвижные игры рассматриваются как основное средство и метод физического воспитания. Подвижные игры оказывают оздоровительное воздействие на организм ребенка: он упражняется в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, лазанье, бросании, ловле и т.д. Подвижные игры, в связи с этим считаются наиболее эффективными для всестороннего развития детей дошкольного возраста.

Рекомендуем посмотреть:

Подвижные игры для детей дошкольного возраста Игры для младших дошкольников по теме Животные Организация и проведение подвижных игр в разных видах деятельности Подвижная игра с элементами сюжетно-ролевой игры для детей 4-6 лет

Похожие статьи:

Что такое сюжетно – ролевая подвижная игра?

Подвижные игры для ребёнка от 1, 2, 3 лет

Подвижная игра для детей «Перелетные птицы»

Подвижные игры для детей 3-4 лет в детском саду

Подвижные игры для дошкольников в детском саду

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в детском саду в младшей группе на осеннюю тему | Процесс развития коммуникативных способностей у детей дошкольников
Опубликовано: 514 дня назад (26 ноября 2022)
Просмотров: 493
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!