Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Процесс развития коммуникативных способностей у детей дошкольников

Основы процесса становления коммуникативных способностей детей дошкольного возраста
«Музею принадлежит право открывать публике
бесконечный запас накопленных историей идей,
точек зрения, наконец, тайн»
Б. Ньюсони и А. Сильвер


Одним из основных принципов дошкольного образования, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом ДО, является: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, а также формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

Никто не будет спорить с тем, что дошкольный возраст - это период для формирования фонематического восприятия детей, развития всех сторон речи, расширения и обогащения детских представлений о разнообразии окружающего мира. У детей рано складывается своя “картина мира”. Данное понятие означает зримый портрет мироздания, образно-понятийную модель Вселенной, в которой обозначены ее пространственно-временные границы и место в ней человека.

Формирование восприятия целостной картины мира у детей дошкольного возраста – это средство образования в их сознании адекватных представлений и знаний о мире, основанных на чувственном опыте, и воспитание правильного отношения к нему. Оно является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.

Личный опыт, хотя и небольшой, показывает, что задача педагога заключается в развитии умения видеть закономерности, зависимости, взаимовлияния, свободно и грамотно строить свои высказывания, подкреплять их доводами и фактами из различных областей знаний, доступных воспитаннику; пробуждать познавательные интересы.

Проблема становления коммуникативных способностей ребёнка дошкольного возраста обусловлена кризисной ситуацией современного этапа развития российского общества, который характеризуется многообразием постоянно меняющихся норм и правил, девальвацией социально значимых ценностей. Её актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Именно поэтому в настоящее время остро стоит вопрос преемственности освоения личностью ценностных ориентиров жизнедеятельности, лучших достижений человеческой цивилизации, на которые можно опереться.

Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста неразрывно связано с современными тенденциями обновления образования и требованиями государственного стандарта.

«Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе» (ФГОС дошкольного образования, 2014).

В период дошкольного возраста, когда маленький человек начинает познавать для себя окружающий мир, делает первые шаги на пути открытия себя и окружающих. Интерес к действительности пробуждается у ребенка в раннем возрасте, далее этот интерес возрастает и крепнет. Юный исследователь начинает задавать многочисленные вопросы («Как появилась жизнь на Земле?», «Всегда ли человек был таким, как сегодня?»), отправляясь в путешествие в неведомый мир тайн и открытий.

Музей в рамках ФГОС понимается как эффективная интеграционная образовательная среда, в том числе социально-коммуникативного развития, развития речи. Изучая вместе с педагогом мир прекрасного, окружающие их предметы и произведения русского народного фольклора дети значительно обогащают свой словарный запас, учатся высказать свои мысли и предположения, рассуждать по тематике увиденного, делиться впечатлениями.

Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функций. Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребенок не только познает другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя.

Очень важно, чтобы в этот момент рядом оказались люди, готовые прийти на помощь, вооруженные необходимыми знаниями и умениями, способные поддержать возникший интерес. Кстати, задача наставника отнюдь не в том, чтобы дать однозначные ответы на подобные вопросы (это невозможно), а в том, чтобы совместно с ребенком искать пути их решения или просто поставить их, чтобы решать потом всю жизнь. Порой важнее поставить вопрос, чем дать на него ответ, подчас весьма субъективный или поверхностный. И тут на помощь взрослым наставникам приходит музейная педагогика со своими методами, средствами.

Процесс становления коммуникативных способностей личности продолжается непрерывно на всех её возрастных этапах, однако возраст «маленьких почемучек» является сенситивным периодом для развития.
Теоретические основы процесса становления коммуникативных способностей детей дошкольного возраста
1.1 Понятие «коммуникативная деятельность», его сущность
Жизнь каждого человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении - одна из самых важных человеческих потребностей. Только в общении и в отношениях с окружающими его людьми, человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире.

В последнее время широкое распространение получил термин «коммуникация», наряду с термином «общение». Коммуникация - это процесс взаимного обмена информацией между партнерами по общению. Она включает передачу и прием знаний, идей, мнений, чувств. В словаре русского языка С.И. Ожегова «коммуникация» растолковывается как «сообщение, общение». В дошкольной педагогике преобладает точка зрения М. И. Лисиной, Т. А. Репиной, А. Г. Рузской, согласно которой «общение» и «коммуникативная деятельность» рассматриваются как синонимы. Ими отмечается, что «развитие общения дошкольников со сверстникам, как и со взрослым, представляется как процесс качественных преобразований структуры коммуникативной деятельности». В словаре синонимов понятия «коммуникация» и «общение» характеризуются как синонимы, что позволяет считать эти термины однозначными. В толковом словаре русского языка общение связывается со словами «общность», «община».

Этот смысл данного понятия может служить и главным критерием подлинного общения человека с другими людьми. Если есть общий контекст, общее поле, это значит, что человек общается. Коммуникация, по мнению психологов - это умение и навыки общения с людьми, от которых зависит успешность людей разного возраста, образования, разного уровня культуры и психологического развития, а также имеющих разный жизненный опыт и отличающихся друг от друга коммуникативными способностями.

Коммуникативные умения - это осознанные коммуникативные действия учащихся (на основе знаний структурных компонентов умений и коммуникативной деятельности) и их способность правильно строить свое поведение, управлять им в соответствии с задачами общения.

1.2 Особенности развития коммуникативных навыков у дошкольников
В период от рождения до семи лет последовательно сменяют друг друга четыре формы общения ребенка с взрослым: ситуативно-личностная, ситуативно-деловая, вне ситуативно - познавательная, вне ситуативно - личностная. Важнейшее значение в возникновении и развитии у детей коммуникативного общения имеют воздействия взрослого, опережающая инициатива которого постоянно «подтягивает» деятельность ребенка на новый, более высокий уровень по механизму «зоны ближайшего развития». Организуемая взрослым практика взаимодействия с детьми способствует «обогащению и преобразованию их социальных потребностей». Без постоянной поддержки взрослого развитие коммуникативного общения детей с окружающими замедляется или даже прекращается.

Исследования Е.О. Смирновой, Р.И. Терещук, В.М. Холмогоровой показали, что примерно к четырем годам для ребенка сверстник становится более предпочитаемым партнером по общению, чем взрослый.

Коммуникативное общение со сверстником отличает ряд специфических особенностей, среди которых богатство и разнообразие коммуникативных действий, чрезвычайная эмоциональная насыщенность, нестандартность и не регламентированность коммуникативных актов.

Развитие коммуникативного общения ребенка 4 - 7 лет со сверстником также проходит ряд этапов.

На первом этапе (4 года) сверстник является партнером по эмоционально-практическому взаимодействию, которое основано на подражании и эмоциональном заражении ребенка. Главной 15 коммуникативной потребностью является потребность в соучастии сверстника, которое проявляется в параллельных действиях детей.

На втором этапе (4 - 6 лет) возникает потребность в ситуативно деловом сотрудничестве со сверстником. Сотрудничество, в отличие от соучастия, предполагает распределение игровых ролей и функций, а значит, и учет действий и воздействий партнера. Содержанием общения становится совместная (главным образом, игровая) деятельность. На этом же этапе возникает другая и во многом противоположная потребность – потребность в уважении и признании сверстника.

На третьем этапе (6 - 7 лет) общение со сверстником приобретает черты вне ситуативности – содержание общения отвлекается от наглядных ситуаций, начинают складываться устойчивые избирательные предпочтения между детьми. В коммуникативном общении со сверстником можно наблюдать множество действий и обращений, которые практически не встречаются в контактах с взрослыми.

К концу старшего дошкольного возраста в жизни ребенка все большее время и внимание занимают сверстники. Возникают различные группы, сообщества, обмениваются своими мыслями в зависимости от задач, случая. Часто ребенок за год меняет несколько таких групп, имеет многочисленные знакомства, но еще не настоящую дружбу. В этом возрасте дружба скорее напоминает сотрудничество в каком-то деле. Заканчивается дело – заканчивается и сотрудничество.

Общаясь со сверстником, ребенок может стать действительно равным партнером в общении. Сверстник выступает объектом сравнения с собой, это та мерка, которая позволяет оценить себя на уровне реальных возможностей. основное побуждение к коммуникативному общению рождается из стремления ребенка к самопознанию и самооценке через партнера по общению и с его помощью, и это в одинаковой степени относится к обеим сферам коммуникации детей. Таким образом, уже в дошкольном возрасте коммуникативные потребности выходят за рамки родной семьи и в жизни ребенка появляются друзья и товарищи. В этот период основное взаимодействие детей между собой происходит в игре. Именно в игре они постигают и учатся применять вербальные и невербальные средства и способы коммуникации, образцы поведения в различных ситуациях, способы эмоционального реагирования.

Коммуникация дошкольников очень разнообразна, в ней много эмоций, творчества, фантазии. Отмечено, что в общении детей между собой «почти в десять раз больше экспрессивно-мимических проявлений и подчеркнуто ярких выразительных интонаций, чем в общении ребенка и взрослого».

В современных условиях многие социальные аспекты и нарастающая волна информационного развития общества ограничивают и сильно меняют характер общения детей. Часто дошкольники испытывают дефицит полноценного взаимодействия в активных играх, ограничения в тактильном, сенсорном, эмоциональном отношении. В организации поведения, регуляции эмоционально-волевой сферы, в формировании самосознания и самооценки в основе нарушенной коммуникации лежит дефицит социального взаимодействия, обусловленный вторичными причинами.

Из-за отсутствия опыта общения дети не владеют средствами и способами коммуникации, испытывают сложности при инициировании контакта, не владеют темами актуальных интересов сверстников. Современные дети, воспитывающиеся в семье, как правило, находятся под постоянным надзором взрослых и в силу социальных причин ограничены в общении. Дети практически не играют во дворах, из активного использования постепенно уходят традиционные подвижные игры, а это тоже важные условия развития коммуникативных навыков.

Согласно целевым ориентирам ФГОС ДО, на этапе завершения дошкольного образования ребенок:
• должен обладать чувством собственного достоинства;
• должен обладать установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе;
• может выражать свои мысли и желания;
• активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;
• способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя;
• должен стараться разрешать конфликты.

Сформированность коммуникативных навыков помогает дошкольнику стать образованным, легко адаптироваться в социуме. Существенную роль в развитии коммуникативной деятельности детей играет их социальная практика, которые они приобретают в семье. Если в семье между родителями и детьми гармоничные отношения, то это благоприятствует увеличению сферы общения ребенка. В неполной семье, где присутствует конфликтные, асоциальные семейные отношения, это способствует замедленному развитию личности ребёнка и в дальнейшем могут привести его десоциализации. Анализ научной литературы по проблеме речевой коммуникации позволяет сделать вывод, что коммуникативные умения у таких детей находится на низком уровне.

Необходимо также отметить, что проблема коммуникативного развития дошкольников серьезно беспокоит всех, кто связан с практическими вопросами дошкольного образования. Несмотря на значительные усилия педагогов, эффективность специальных занятий в данном направлении остается неудовлетворительной. В ходе этих занятий не удается расширить возможности установления контакта в различных ситуациях общения, отработать навыки понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми; овладеть навыками эффективного слушания, активизировать процесс самопознания и самоактуализации личности дошкольника, расширить диапазон творческих способностей ребенка, снять 18 коммуникативные барьеры общения. На решение данных проблемных вопросов направлено настоящее исследование.

1.3 Познавательное развитие дошкольников в условиях ФГОС
Познавательное развитие является важнейшим компонентом общего развития дошкольника. Этому процессу отводится огромная роль, однако не все педагоги понимают, как выстроить его грамотно с учётом возрастных особенностей детей, как индивидуализировать этот процесс для каждого ребёнка.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) определены 5 основных видов образовательной деятельности на занятиях в детском саду:
• социально-коммуникативное развитие;
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
• художественно-эстетическое развитие;
• физическое развитие.

Любой ребёнок с рождения любознателен и стремится к познанию окружающего мира. Именно познавательное развитие должно главным образом обеспечить удовлетворение потребности малыша в освоении нового. Однако ребёнок учится не только получать информацию, но и пользоваться приобретёнными знаниями. В соответствии с ФГОС познавательное развитие включает следующие цели и задачи:
• формирование познавательных действий, становление сознания;
• развитие воображения и творческой активности;
• формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой родине и Отечестве.

Рекомендуем посмотреть:

Ведущий вид деятельности в ДОУ - игра Как развивать логическое мышление у дошкольников Содержание и формы взаимодействия ДОУ и семьи по развитию речи старших дошкольников Развитие психических процессов у детей 5-6 лет в домашних условиях

Похожие статьи:

Физическое развитие детей от 5 до 7 лет

Физическое развитие ребёнка от 1 до 3 лет

Физическое развитие ребёнка от 3 до 5 лет

Как организовать учебно-воспитательный процесс в ДОУ

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в театральной деятельности

Подвижные игры как средство оздоровления и развития физических качеств дошкольников | Музейная педагогика в детском саду. Консультация для воспитателей
Опубликовано: 727 дней назад (26 ноября 2022)
Просмотров: 1255
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!