Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Внеклассное мероприятие по литературе для 8-9 класса. Жизнь и творчество Пушкина

Сценарий мероприятия, посвященного жизни и творчеству А.С.Пушкина «Однажды Болдинской осенью» (литературный вечер)
Цели:
Образовательные: расширить знания учащихся по творчеству А.С.Пушкина; показать связи литературных произведений с эпохой их написания, выявить заложенные в них вневременные, непреходящие нравственные ценности и их современное звучание
Развивающие: развивать память, творческие способности учащихся; приобщить к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры.
Воспитательные:совершенствовать духовно-нравственные качества личности, воспитать уважительное отношение к русской литературе.
Оснащение мероприятия:
1. Письменный стол, на столе листы бумаги, чернильница, перо, свечи и подсвечники, световой луч.
2. Портрет А.С.Пушкина.
3. Портрет няни А.С.Пушкина Арины Родионовны (Яковлевой).
4. Презентация слайдов о Болдинской осени.
5. Костюмы для участников инсценировок произведений А.С.Пушкина.
6. Музыка П.И.Чайковского «Времена года»
Литературный вечер «Однажды Болдинской осенью» посвящён жизни и творчеству А.С. Пушкина. Факты биографии перемежаются выразительным чтением и инсценировками фрагментов произведений поэта.
Внеклассное мероприятие проводится параллельно с изучением творчества А. С. Пушкина. Рекомендовано для учащихся 6-9-ых классов. Развивает творческий потенциал учащихся, знакомит с историей произведений, созданных в один из самых плодотворных периодов А.Пушкина осенью 1830 года, с интересными событиями из жизни великого поэта в это время, даёт возможность окунуться в эпоху начала XIX века.
Сценарий мероприятия
(В зале полумрак. На камине горят свечи. Световой луч освещает портрет А.С.Пушкина. Около камина в углу комнаты стоит письменный стол, на нём лежат листы бумаги, чернильница и перо. Зрители рассажены полукругом. Звучит тихая мелодия. (Чайковский П.И. «Времена года»)
I. Ведущий 1
Да здравствуют музы,
Да здравствует разум !
Ты, солнце святое, гори!
Как эта лампада бледнеет
Пред ясным восходом зари,
Так ложная мудрость
Мерцает и тлеет
Пред солнцем бессмертным ума.
Да здравствует солнце,
Да скроется тьма! (А. Пушкин)

Ведущий 2.
Этот час мы посвящаем памяти А.С.Пушкина. Болдинская осень – что же такое это чудо – и как творилось оно день за днём. В первых числах сентября 1830 года Пушкин приехал в Болдино.
Впервые он посетил нижегородскую вотчину своего отца. Выжженные солнцем, бесплодные поля лежали вокруг, осеннее ненастье делало их ещё безотраднее. Ему ли, Пушкину, было дивиться мужицкой нищете; он много видывал её в своих странствиях, но нищета, подобная той, которая открылась в этом нижегородском сельце, ещё никогда ему не встречалась. Сердце щемило при виде деревень, в которых десятилетиями хозяйничали барские управляющие. Избы топились по-чёрному, концы села именовались Бунтовка, Самодуровка, и уже самые названия их приоткрывали печальную историю этих мест.
А тем временем все пути на Москву были закрыты: холера пришла. Он был пленником в этих унылых местах, и, как знать, может быть, надолго.
Ведущий 1
Сентябрь 1830 года. ( Пушкин сидит перед раскрытой черновой тетрадью. Рядом лежат отдельные чистые листы. Полумрак, горит свеча)
Ведущий 2
Все силы души разом восстали против мрачных мыслей. Один, при свечах, под свист ветра в печной отдушине- смертоносного ветра с Поволжья, он писал первые строчки, которые принесла ему эта необыкновенная осень:
II. Чтец ЭЛЕГИЯ
Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье.
Но, как вино- печаль минувших дней
В моей душе чем старее, тем сильней.
Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море.

Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать,
И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья;
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть – на мой закат печальный
Блеснёт любовь улыбкою прощальной.

III. Ведущий 1
Москва была за пятьсот вёрст, обнесённая карантинами, вокруг лежали голые, взмокшие под осенними дождями поля, а он, наутро получив ласковую весточку из Москвы- краткую улыбку любви, — и уже охваченный тем душевным напряжением, исход которому только в словах, в гармонии, в созвучии слов, писал другу: Пушкин:Ах, мой милый… что за прелесть здешняя деревня! Вообрази: степь да степь; соседей ни души, езди верхом сколько душе угодно, пиши дома сколько вздумается, никто не помешает. А я тебе наготовлю всячины, и прозы и стихов».
Ведущий 2. И вот судьба повёртывает беды оборотной стороной. Не раз уже в жизни Пушкина бывало, когда вынужденное бездействие вызывало в нём творческие силы. Поэт провёл в Болдино три месяца, прославленные бессмертными творениями. Творчество это настолько огромно: такого многообразия и столь высочайшего художественного совершенства, что его можно считать вершиной созданного поэтом за всю жизнь.
Так преходящие неудачи и горести вознаграждаются вечными художественными ценностями.
Ведущий 1.
Он был наконец-то один, наедине с самим собой, с полями, с небом, с оплывающей свечой по вечерам. Запертый в карантине, он как бы очутился между своим вчерашним днём и завтрашним; всё отошло: все хлопоты, все тревоги, которые неизменно отравляли ему жизнь. Может быть, он и сам не подозревал, какое богатство чувств, мыслей, образов скопилось в его душе за последние месяцы, может быть годы, и не успевало найти себе выход в словах, оттого что ему нужно было искать любви, отбивать нападки врагов, уходить с головой в повседневные житейские дрязги. Отошло всё…
IV. Инсценировка эпизода из «Руслан и Людмила».
Ведущий 2. Он не забывал мир- это неправда, он только возвращал миру, возвращал жизни всё взятое от неё же, а сам в эти часы и минуты напряжённого и вдохновенного труда как бы переставал существовать со своими личными чаяниями и желаниями.
Ведущий 2. Живые, узнанные им люди, живые человеческие образы, слитые его воображением из многих человеческих натур в одну – самую верную, самую жизненную, — они толпились вокруг него той осенью. Когда вечерами он сидел, помешивая в затопленной печке дрова, они как бы обступали его со всех сторон, заглядывая ему в лицо и оттесняя друг друга. Вились снежные бесы над зимней дорогой- образ дорожных раздумий, до слёз любимых и унылых просторов.
Ведущий 1.
В один из первых вечеров болдинского заточения он написал «Бесы». Чуть ниже подзаголовок или другое название- «Шалость». Потом «Шалость» исчезает. Под текстом: «7 сентября. Болдино».
V.Чтец:( исполняется стихотворение «Бесы»)
VI.Инсценировка эпизода из произведения «Дубровский»
VII.Ведущий 2
Пушкин задумал создать несколько повестей, которые будут объединены в сборник, автором которого писатель ставит вымышленное лицо. Иван Петрович Белкин, якобы действительно живший и создавший эти замечательные творения. 18 сентября создана ещё одна повесть «Барышня-крестьянка».
IX. Инсценировка эпизода из повести «Барышня-крестьянка».
Ведущий 2. Просматривая подряд названия пушкинских сочинений, созданных в Болдине, легко заметить резкую разницу между последними сентябрьскими и первыми октябрьскими. Вторая половина сентября заполнена «Онегиным».
X. Инсценировка из «Евгений Онегин»
Ведущий 1В первые дни октября создано несколько «мелких стихотворений…
XI. Чтец (Стихотворение «Царскосельская статуя»).
Ведущий 2Первое среди болдинских стихотворений – прощание с теми, кого любил прежде.
XII.Чтец. Стихотворение «Прощание».
Ведущий 1. Теперь одинокой болдинской осенью воспоминания о невозвратимых днях явились Пушкину, пробудили в нём поэзию. Он воспевает и оплакивает давнюю любовь, навсегда прощается с ней.
Пушкин: Для берегов отчизны дальней.
Ведущий 2
«Мелодия сердца, — скажет о стихотворении Белинский, — музыка души, непереводимая на человеческий язык, и тем не менее заключающая в себе целую повесть, которой завязка на земле, а развязка на небе…»
Ведущий 1
Лошади несут его прочь от Болдина, и он не знает, вернётся ли ещё когда-нибудь в бедную свою вотчину. Но воспоминания о вдохновенном труде никогда не оставят его, будут манить, тревожить.
Пушкин: … Другие дни, другие сны…
В зале гаснет свет, тушатся свечи. Звучит тихая мелодия. (Чайковский П.И. «Времена года»)
Конец.
Фото с праздника




Рекомендуем посмотреть:

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе в 6-8 классах Внеклассное мероприятие к 100-летию со дня рождения Симонова, 8-10 класс Литературно-музыкальная гостиная, 8-9 класс. Русская старина Сценарий литературной радиопередачи для школьников

Похожие статьи:

Сценарий литературной композиции для школьников. Творчество Некрасова

Интеллектуальная игра по литературе

Интеллектуальная игра Умницы и умники для 5 класса

Интеллектуальная игра по творчеству Пушкина для 5-6-7 классов

Интеллектуальный конкурс эрудитов по творчеству Н. А. Некрасова

Литературный вечер в 10 классе. Творчество Есенина | Конспект урока литературы, 7 класс. Военная лирика Симонова
Опубликовано: 2850 дней назад (8 июня 2016)
Просмотров: 4733
+2
Голосов: 2
Наталия Юрьевна Мурашова # 8 июня 2016 в 14:56 +1
Ах, как не хватает нам сегодня "изящной словесности пушкинских времен"! Примите мой первый голос +1. мероприятие замечательное!
Татьяна Владимировна Козырева # 8 июня 2016 в 18:20 0
Спасибо огромное, Наталья Юрьевна!Очень приятно
Абалуева Марина Алексеевна # 8 июня 2016 в 17:19 0
Здравствуйте, Татьяна Владимировна! Ваш материал великолепен! У нас сейчас в школе проходят Пушкинские вечера. Ваш материал как нельзя кстати! Мне нравится в вашем материале , как дети описывают Пушкинские времена, знакомят с произведениями известного поэта.
Татьяна Владимировна Козырева # 8 июня 2016 в 18:21 0
Спасибо огромное))Очень приятно!Они еще и инсценировали разные произведения Пушкина..Это было очень увлекательно и интересно)))Спасибо за такой теплый комментарий)
Тамара Борисовна Вершинина # 8 июня 2016 в 17:29 0
Здравствуйте, Татьяна Владимировна! Поздравляю вас с замечательной разработкой, с прекрасной темой. Примите мой голос.
Татьяна Владимировна Козырева # 8 июня 2016 в 18:22 0
Спасибо Вам огромное,Тамара Борисовна)Очень важно слышать такие отзывы от профессионалов))))
Елена Борисовна Жданова # 10 июня 2016 в 14:03 0
Мне очень нравятся такие театрализованные литературно - музыкальные композиции. Дети получают возможность раскрыть свой творческий и артистический потенциал, расширяют литературный кругозор, проникаются творчеством великого поэта. Спасибо вам за публикацию!
Татьяна Владимировна Козырева # 12 июня 2016 в 18:36 0
Спасибо огромное,Наталья Борисовна)Мне очень приятно)
Наталия Николаевна Салата # 10 июня 2016 в 14:33 0
Замечательное мероприятие.Различные формы работы.Вы большая молодец!
Татьяна Владимировна Козырева # 12 июня 2016 в 18:37 0
Огромное спасибо, Наталья Николаевна))))))