Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Тематический урок для 5-11 классов. Жизнь и творчество Константина Симонова

Разработка тематического урока к 100-летию К.Симонова Жизнь и творчество Константина Симонова
Эпиграф урока:
Моя цель – дать почувствовать
читателю, какой была эта война.
Победа нам досталась дорогой ценой…
Если я не расскажу об этих трудностях,
тогда мне не удастся рассказать о мере
подвига нашего народа.
К.Симонов


Тематический урок разработан для учащихся 5-11 классов, посвященный 100-летию со дня рождения Константина Симонова.
Цель: знакомство учащихся с личностью известного советского поэта, писателя, военного корреспондента и общественного деятеля Константина Симонова, развитие навыков работы в творческой группе.
Задачи:
Образовательные:
o расширить знакомство учащихся с биографией и творчеством К.М. Симонова.
o показать, как в поэзии Симонова переплетаются патриотические чувства с личными переживаниями;
Развивающие:
o формировать поисково-исследовательские навыки у школьников;
o развивать монологическую речь, память.
o развивать познавательные способности обучающихся, коммуникативные и информационные компетентности;
Воспитательные:
o воспитывать чувство гордости и патриотизма за страну, за своих «фронтовых» героев
o привить любовь к слову,
o привлечь к чтению военно-патриотической литературы через творчество
К. Симонова.
o способствовать мировоззренческому становлению обучающихся.
Оборудование: портрет К.М. Симонова, семейные фотографии, фотографии о войне, выставка произведений К.М. Симонова, презентация «Симонову К.М. – 100 лет».

Слово учителя. Ребята, все чаще мы обращаемся к тем грозным и суровым годам Великой Отечественной Войны, чтобы понять тех, кто ценой невероятных усилий выиграл эту войну, подарив нам право на жизнь и свободу. О том, как тяжело досталась эта победа нашей Родине, написано очень много книг, авторы которых сами – участники тех кровопролитных боев. Среди наиболее ярких представителей военного поколения – Константин Михайлович Симонов, которому в этом году исполнилось бы 100 лет.
На доске расклеены фотографии и портрет К. Симонова и запись:

Константин Симонов
1915 – 1979
Русский советский писатель и поэт
Общественный деятель
Герой Социалистического Труда
Лауреат Государственных премий
Киносценарист


Биография К. Симонова
Первый ученик. Константин (Кирилл) Михайлович Симонов родился 28 ноября 1915 г. в Петрограде в семье полковника Генерального штаба Михаила Агафангеловича Симонова и княжны Александры Леонидовны Оболенской. Отец пропал без вести в годы гражданской войны. (Слайд 1,2)
В 1919 г. мать с сыном переехала в Рязань, где вышла замуж за преподавателя военного дела, бывшего полковника царской армии А. Г. Иванишева. По собственному признанию Симонова, отчим оказал сильное и благотворное влияние на его жизненные и житейские принципы и привычки. Отчиму он обязан своей любовью к армии.(Слайд 3)
Учился в Рязани, а закончил восьмилетку в Саратове, куда перевели отчима. После семилетки продолжал образование в ФЗУ, переехав с родителями в Москву, работал токарем, а в 1934 г. поступил в Литературный институт. Его сокурсниками были Е. Долматовский, М. Матусовский, М. Алигер.(Слайд 4)
Второй ученик. Поэтическая биография Симонова складывалась успешно. Начал печататься с 1936 г. Еще до приема в Литинститут ему как молодому рабочему автору дали командировку на строительство Беломорканала, в результате чего появилась поэма «Павел Черный».
Первое стихотворение, которое принесло К. Симонову широкую известность, – «Генерал». Оно было посвящено герою войны в Испании, венгерскому коммунисту Матэ Залка.
В горах этой ночью прохладно.
В разведке намаявшись днем,
Он греет холодные руки
Над желтым походным огнем.
В кофейнике кофе клокочет,
Солдаты усталые спят.
Над ним арагонские лавры
Тяжелой листвой шелестят.
И кажется вдруг генералу,
Что это зеленой листвой
Родные венгерские липы
Шумят над его головой.

В1939 году и послан (Халкин-Гол) работать в армейской газете.
В начале осени 1939 г. Симонов зачислен в армию, отправляется на свою первую войну – он назначен поэтом в газету «Героическая красноармейская» на Халхин-Гол в Монголию. В это время берет себе псевдоним «Константин». Пишет стихотворение «Танк». Знакомится с полководцем Г. Жуковым, редактором «Героической Красноармейской», а в Великую Отечественную – «Красной Звезды», Давид Ортенберг, ставшие впоследствии героями его воспоминаний и прототипами персонажей его прозы.
Эти люди навсегда вошли в жизнь писателя, которым он остался верен до последних дней.
В это время формируются основные жизненные принципы:
• Преклонение перед военным профессионализмом
• Верность фронтовой дружбе
• Собранность
• Работоспособность
• Целеустремленность
• Уважение к храбрости врага
• Милосердие к поверженному
• Пренебрежение к слабакам и нытикам
• Подчеркнутое «гусарство» по отношению к женщинам
(Слайд 5)
В 1940-1941 гг. Симонов окончил курсы военных корреспондентов при Военно-политической академии.
Звучит «Песня военных корреспондентов»
От Москвы до Бреста
Нет такого места,
Где бы не скитались мы в пыли.
С лейкой и с блокнотом,
А то и с пулеметом
Сквозь огонь и стужу мы прошли.
Без глотка, товарищ,
Песню не заваришь,
Так давай по маленькой нальём.
Выпьем за писавших,
Выпьем за снимавших,
Выпьем за шагавших под огнём!

Есть, чтоб выпить, повод —
За военный провод,
За У-2, за эмку, за успех.
Как пешком шагали,
Как плечом толкали,
Как мы поспевали раньше всех.
От ветров и водки
Хрипли наши глотки,
Но мы скажем тем, кто упрекнет:
«С наше покочуйте,
С наше поночуйте,
С наше повоюйте хоть бы год!»

Там, где мы бывали,
Нам танков не давали —
Но мы не терялись никогда.
На пикапе драном
И с одним наганом
Первыми въезжали в города.
Так выпьем за победу,
За нашу газету.
А не доживем, мой дорогой,
Кто-нибудь услышит,
Снимет и напишет,
Кто-нибудь помянет нас с тобой!
В начале Великой Отечественной войны был призван в армию, работал в газете «Боевое знамя». В 1942 г. ему было присвоено звание старшего батальонного комиссара, в 1943 – звание подполковника, а после войны – полковника. Большая часть его военных корреспонденций публиковалась в «Красной звезде».
Из «Автобиографии»: «22 июня мне и моим товарищам пришлось надеть военную форму и не снимать ее до конца войны».
Второй чтец читает стихотворение «Родина».
Касаясь трех великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда.

Но в час, когда последняя граната
Уже занесена в твоей руке
И в краткий миг припомнить разом надо
Все, что у нас осталось вдалеке,

Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь родину - такую,
Какой ее ты в детстве увидал.


Клочок земли, припавший к трем березам,
Далекую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком.


Вот где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли
Ту горсть земли, которая годится,
Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть... Но эти три березы
При жизни никому нельзя отдать.

За четыре военных года написал пять сборников очерков и рассказов, повесть «Дни и ночи», пьесы «Русские люди», «Так и будет», «Под каштанами Праги», дневники, которые впоследствии составили два тома его собрания сочинений. (Слайд 6)
После того как в «Правде» было опубликовано стихотворение «Жди меня», посвященное любимой, красивой и талантливой женщине – актрисе Валентине Серовой, которая стала лирической героиней и музой поэта. Симонов стал самым известным и почитаемым поэтом в стране. (Слайд 7)

Стихотворение «Жди меня» читает первый чтец.(Слайд 8)
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: - Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой, -
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

Феномен лирического «Жди меня», написанного в августа 1941 г., перепечатываемого и переписываемого, посылаемого с фронта домой и из тыла – на фронт, адресованного вполне конкретной, земной, но в эту минуту – далекой женщине, выходит за рамки поэзии. «Жди меня» – молитва атеиста, заговариванье судьбы, хрупкий мост между жизнью и смертью, и оно же – опора этого моста. В нем предсказано, что война будет долгой и жестокой, и угадано, что человек – сильнее войны. Если любит, если верит.
Еще широко известное стихотворение «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» написано в 1941 году.
Четвертый чтец.
Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,
Как шли бесконечные, злые дожди,
Как кринки несли нам усталые женщины,
Прижав, как детей, от дождя их к груди,

Как слёзы они вытирали украдкою,
Как вслед нам шептали:- Господь вас спаси!-
И снова себя называли солдатками,
Как встарь повелось на великой Руси.

Слезами измеренный чаще, чем верстами,
Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:
Деревни, деревни, деревни с погостами,
Как будто на них вся Россия сошлась,

Как будто за каждою русской околицей,
Крестом своих рук ограждая живых,
Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся
За в бога не верящих внуков своих.

Ты знаешь, наверное, все-таки Родина -
Не дом городской, где я празднично жил,
А эти проселки, что дедами пройдены,
С простыми крестами их русских могил.

Не знаю, как ты, а меня с деревенскою
Дорожной тоской от села до села,
Со вдовьей слезою и с песнею женскою
Впервые война на проселках свела.

Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом,
По мертвому плачущий девичий крик,
Седая старуха в салопчике плисовом,
Весь в белом, как на смерть одетый, старик.

Ну что им сказать, чем утешить могли мы их?
Но, горе поняв своим бабьим чутьем,
Ты помнишь, старуха сказала:- Родимые,
Покуда идите, мы вас подождем.

"Мы вас подождем!"- говорили нам пажити.
"Мы вас подождем!"- говорили леса.
Ты знаешь, Алеша, ночами мне кажется,
Что следом за мной их идут голоса.

По русским обычаям, только пожарища
На русской земле раскидав позади,
На наших глазах умирали товарищи,
По-русски рубаху рванув на груди.

Нас пули с тобою пока еще милуют.
Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,
Я все-таки горд был за самую милую,
За горькую землю, где я родился,

За то, что на ней умереть мне завещано,
Что русская мать нас на свет родила,
Что, в бой провожая нас, русская женщина
По-русски три раза меня обняла.

Третий ученик. Как военный корреспондент Симонов побывал на всех фронтах, прошел по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боев за Берлин. После войны появились его сборники очерков: «Письма из Чехословакии», «Славянская дружба», «Югославская тетрадь», «От Черного до Баренцева моря. Записки военного корреспондента».
После войны в течение трех лет пробыл в многочисленных зарубежных командировках (Япония, США, Китай).
Победу двадцатидевятилетний Симонов встретил уже знаменитым писателем, лауреатом Сталинских премий, самым молодым из руководителей Союза писателей, автором известных произведений, переводимых на разные языки.
Смерть Сталина совпала с переменами в личной и творческой жизни: Симонов разошелся с актрисой Валентиной Васильевной Серовой, женился на вдове поэта Семена Гудзенко Ларисе Жадовой, был снят с редакторства в «Новом мире» и в 1958 г. уехал в Ташкент собственным корреспондентом «Правды» по Средней Азии.
Здесь он написал роман «Живые и мертвые». Либеральный воздух «оттепели» и великолепное знание войны счастливо сочетались в этой прозе.
Четвертый ученик. Проза Симонова – мужская проза. Война Симонова объемна, он видит ее с разных точек и ракурсов, свободно перемещаясь в ее пространстве от окопов переднего края до армейских штабов и глубокого тыла. Довольно часто Симонова упрекали в том, что проза его – офицерская, что она лишена крови и пота ежедневного солдатского труда. Симонов возвратился из Ташкента в Москву в начале 1960-х. Время «застоя» заметно сказывается на творчестве Симонова: стихов он почти не пишет, а отдельные поэтические удачи напрямую связаны с прошлым – войной, памятью о ней, ее историческими датами.
До конца своих дней он остался военным писателем, сознающим свой долг – рассказать о войне будущим поколениям.

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий внеклассного мероприятия для старших классов "Рыцари и дамы" Внеклассное мероприятие на английском языке для старшеклассников, посвященное 450-летию со дня рожд Сценарий внеклассного мероприятия по обществознанию для студентов колледжа Беседа-тренинг для старшеклассников на тему: Толерантность

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие для старшеклассников. История русского казачества

Урок мужества в школе. Память экипажа подводной лодки «Курск»

Сценарий рыцарского турнира для старшеклассников

Сценарий линейки посвященной 73 годовщине освобождения города Сальска и Сальского района | Конспект урока химии, 10 класс. Витамины
Опубликовано: 3228 дней назад (21 января 2016)
Просмотров: 4578
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 3
Валерий Григорьевич Вершинин # 22 января 2016 в 22:59 +1
Татьяна Владимировна! Вы повторяете ошибку предыдущих товарищей, тех, кто без изучения и погружения в творчество К.Симонова проводит такие пустые классные часы.
1.Как можно давать одинаковый материал для 5-11 класса?
2.ГДЕ ОБСУЖДЕНИЕ ХОТЯ БЫ ОДНОГО СТИХОТВОРЕНИЯ? А как вы собирались " развивать монологическую речь, память,
познавательные способности обучающихся, коммуникативные и информационные компетентности ?".
3. Что дают ребятам перечисления "В начале Великой Отечественной войны был призван в армию, работал в газете «Боевое знамя». В 1942 г. ему было присвоено звание старшего батальонного комиссара, в 1943 – звание подполковника, а после войны – полковника. Большая часть его военных корреспонденций публиковалась в «Красной звезде»., За четыре военных года написал пять сборников очерков и рассказов, повесть «Дни и ночи», пьесы «Русские люди», «Так и будет», «Под каштанами Праги», дневники, которые впоследствии составили два тома его собрания сочинений?
4.Кому интересно, что "Симонов разошелся с актрисой Валентиной Васильевной Серовой, женился на вдове поэта Семена Гудзенко Ларисе Жадовой, был снят с редакторства в «Новом мире» и в 1958 г. уехал в Ташкент собственным корреспондентом «Правды» по Средней Азии."?
5. Лучше бы рассказали ребятам о романе "Живые и мёртвые", чем переписанную из энциклопедии статью!
Татьяна Владимировна Орлова # 23 января 2016 в 02:37 +1
Валерий Григорьевич, добрый день.Спешу с вами не согласиться, так как вы рассматриваете материал сточки зрения учителя литературы, а я с точку зрения классного руководителя. Безусловно, школьники должны знать биографию уникального человека. Произведения разобрались, конечно не так подробно как это было на уроке литературы, после того когда дети уже имели хоть какое-то представление о К.Симонове. Спасибо за комментарий