Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока химии, 10 класс. Витамины

Разработка урока химии. Тема: "Витамины"
Цель: На основе межпредметных связей с биологией, опираясь на жизненный опыт учащихся, обобщить знания учащихся о витаминах, раскрыть важнейшую роль витаминов для здоровья человека. Дать понятие об авитаминозах, гиповитаминозах и гипервитаминозах на примере важнейших представителей водо- и жирорастворимых витаминов.
Задачи:
Образовательные:
• сформировать представление о витаминах как биологически активных веществах клетки, об их влиянии на обменные процессы;
• расширить представления учащихся об истории открытия витаминов.
• показать значимость витаминов для здоровья человека
• познакомить с понятием “авитаминоз” и его последствиями;
• сориентировать учащихся на продукты, содержащие наибольшее количество определённых витаминов;
• Обобщить имеющиеся знания о важнейших представителях витаминов..
Воспитательные:
• показать приоритет отечественной науки в открытии витаминов;
• продолжить воспитание и стремление учащихся к правильному и здоровому образу жизни, используя полученные на уроке знания о витаминах.

Развивающие:
• формировать познавательные потребности школьников, ИКТ-компетенции
• прививать интерес к предмету, развивать творческую активность.
• развитие навыков самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой;
• развитие умений применять полученные знания на практике;
• определять личностную значимость темы для каждого ученика.


Оборудование и реактивы: компьютер, проектор, экран, ноутбуки учащихся, коллекция витаминных препаратов, аскорбиновая кислота, рыбий жир, FeCl3- 1%, крахмальный клейстер, 5% р-р йода, раствор брома, этанол, р-р щелочи (NaOH).
Тип урока. Урок самостоятельного изучения и первичного закрепления полученных знаний
Ход урока
I. Организационный момент
- Сегодняшнем на уроке речь пойдёт об одной из важнейших и незаменимых сторон жизни человека – о здоровье.
Определение темы урока. Я предлагаю вам самим догадаться какая у нас тема урока, а для этого необходимо разгадать кроссворд, ключевое слово которого будет тема нашего урока! Согласны?
Учащимся предлагается разгадать кроссворд, ключевое слово в котором обозначает тему урока.
Ягода известная
Прозрачная, полезная
Этой ягоде я рад,
Это вкусный… (Виноград)

Младший брат апельсина (Мандарин)
Маленькая печка с красными угольками (Гранат)

Какой плод человеческим именем величается? (Груша)

Яркий, кислый, налитой,
Весь в обложке золотой (Лимон)
Желтый, круглый, ты откуда?
Прямо с солнечного юга.
Сам на солнышко похож.
Можешь съесть меня, но только
Раздели сперва на дольки.
Как меня ты назовешь? (Апельсин)

Диковинка заморская
С зеленым хохолком.
Не растет у нас
Полезный… (Ананас)
Как назвать это все одним словом? (Фрукты)

Определение цели урока. Учащиеся по кругу высказывают свои ожидания от предстоящего занятия, начиная фразу со слов: «Я думаю…., Мне кажется…. Мне хотелось…»
Ведь все мы прекрасно знаем, как не просто быть здоровым. Чтобы быть здоровым, надо соблюдать много условий, а главное из них это правильное питание. Хочу заметить, что на каждом этапе жизни оно должно быть различным.
- Ребята, а как вы думаете с чем это связано?
- Скажите, что получает человек вместе с пищей?
(ответы детей)
- Конечно, ребята, вы абсолютно правы, но кроме белков, жиров, углеводов, минеральных соединений и воды, в пищу человека входят особые вещества, крайне необходимые для жизни, нормального роста и развития организма. Кто уже догадался, что это за такие особые вещества?
(ответы детей)
- Верно,молодцы, ребята – это витамины. Даже в наше цивилизованное время можно почувствовать недостаток витаминов.
- Рябята, а кто знает, когда наш организм испытывает самую большую нехватку витаминов?Почему?
(ответы детей)
- Правильно, ребята, Особенно весной и осенью наш организм быстро утомляется, снижается иммунитет. Слад 1
II. Актуализация знаний
- Во время одной из экспедиций Колумба часть экипажа сильно заболела. Умирающие моряки попросили капитана всадить их на каком-нибудь острове, чтобы они могли там спокойно умереть. Колумб сжалился над страдальцами, причалил к ближайшему острову, оставил больных вместе с запасом провианта, ружья и пороха на всякий случай. Через несколько месяцев, на обратном пути, его корабли вновь подошли к берегу, чтобы предать останки несчастных моряков земле. Каково же было их удивление, когда они встретили своих товарищей живыми и здоровыми! Остров назвали “Кюрасао”, по-португальски это означает “оздоравливающий”. Как вы думаете, что же спасло моряков от гибели?
- Верно, витамины. Вот об этом мы и поговорим на сегодняшнем занятии. Может, кто-то догадался, что именно послужило источником витаминов для моряков? Если нет, то вы узнаете об этом в конце урока. Слад 2
III. Новая тема
1. Введение в понятие
- Итак, что же такое витамины? Какие определения вы нашли и в каких источниках?
Учащиеся зачитывают различные варианты определения понятия «витамины».
- Обобщая всё вами сказанное, давайте запишем определение витаминов.
Работа в тетради
Витамины – низкомолекулярные органические соединения различной химической природы, катализаторы, биорегуляторы процессов, протекающих в живом организме. Слайд 3
- Находясь в продуктах питания в незначительных количествах, они оказывают выраженное влияние на физиологическое состояние организма, так как являются компонентом молекул ферментов. Они принимают участие в сложных цепях химических превращений. Большинство витаминов в соединениях с белками образуют ферменты, которые являются непосредственными участниками обмена веществ в организме.
2. Краткая история открытия витаминов (работа с дополнительным материалом, самостоятельное изучение)
- Что же привело к открытию витаминов – этих веществ, обладающих чудесными свойствами предупреждать и излечивать тяжелые болезни качественной пищевой недостаточности? А привели множественные факты из жизни людей.
- У Джека Лондона есть замечательный рассказ, написанный им в 1911 году, «Ошибка господа бога», в котором автор рисует яркую картину того, как от истощения, вызванного цингой, гибнут люди, несмотря на то, что у них имеется достаточный запас пищи. Прочтите отрывок из рассказа в учебнике.
Работа с учебником. Учащийся читает вслух отрывок на с.276.
- В этом маленьком отрывке из рассказа ясно показана причина заболевания. Какова она, на ваш взгляд?
– Да, верно – это отсутствие в консервированных продуктах веществ – витаминов.
- Кто был основателем открытия витаминов?
- Верно, начало изучения витаминов было положено русским врачом Н. И. Луниным, который еще в 1888 г. установил, что для нормального роста и развития животного организма, кроме белков, жиров, углеводов, воды и минеральных веществ, необходимы еще какие-то, пока неизвестные науке вещества, отсутствие которых приводит организм к гибели.
В 1912 г. польский врач и биохимик К. Функ выделил из рисовых отрубей вещество, излечивающее паралич голубей, питавшихся только полированным рисом. Химический анализ выделенного К. Функом вещества показаал, что в его состав входит азот. Открытое им вещество Функ назвал витамином (от слов “вита” – жизнь и “амин” – содержащий азот). Слайд 4
- Правда, потом оказалось, что не все витамины содержат азот, но старое название этих веществ осталось. В наши дни принято обозначать витамины их химическими названиями: ретинол, тиамин, аскорбиновая кислота, никотинамид, - соответственно—А, В, С, РР. Привычные нам буквенные обозначения – это дань традиции. Витамины называют чудесной азбукой здоровья, их и их производных сегодня известно около 80 видов.
- Чтобы узнать, почему знания об этих веществах очень важны для человека, вам предстоит на уроке поработать и заполнить таблицу.
Название витамина Функции Симптомы авитаминоза
и гиповитаминоза Суточная потребность Источники витамина для организма
3. Работа экспертных групп. Метод групповой. (15 минут).
Работа участников 1 группы сводится к тому, что они выясняют историю открытия витаминов, знакомятся с названием витаминов. Работа ведется по первоисточникам. (Свои ответы заносят в таблицу тетради и таблицу на компьютере учителя).
2 группа - выясняет следствия дефицита витаминов. При выполнении работы пользуются стендами, таблицами, учебниками, первоисточниками. (Свои ответы заносят в таблицу тетради и таблицу на компьютере учителя).
3 группа - выясняют функции витаминов, заполняют таблицу.
(Свои ответы заносят в таблицу тетради и таблицу на компьютере учителя).
4 группа - выясняют нормы витаминов, в каких продуктах содержатся какие витамины. На помощь к ним «идут» первоисточники, таблицы. Выполняют работу по заполнению таблицы. (Свои ответы заносят в таблицу на компьютере учителя).
5 группа – выполняет практические задания. ( Результаты практических работ заносят в таблицу тетради и таблицу на компьютере учителя).

3. Роль витаминов для здоровья человека
- В начале урока мы говорили, что большое значение для здоровья человека имеют витамины. Почему?
- Дело в том, что для нормальной жизнедеятельности человека витамины необходимы в небольших количествах, но так как в организме они не синтезируются в достаточном количестве, то должны поступать с пищей в качестве ее необходимого компонента. Отсутствие или недостаток в организме витаминов вызывает гиповитаминозы (болезни в результате длительного недостатка) и авитаминозы (болезни в результате отсутствия витаминов). Вредны все крайности: как недостаток, так и избыток витаминов. При приеме витаминов в количествах, значительно превышающих физиологические нормы, могут развиваться гипервитаминозы. Это часто наблюдается у ребят, которые занимаются столь модным сейчас бодибилдингом. Слад 5
4. Классификация витаминов, их свойства, значение и нахождение в продуктах
- Важнейшими признаком классификации является способность витаминов растворяться в воде или жирах. По этому признаку различают два класса витаминов:
1. Водорастворимые. К ним относятся витамины С, РР, группы В, Н и другие.
2. Жирорастворимые. К ним относятся витамины групп А, D, Е и К.
Слайд 6
Водорастворимые витамины
- Основным источником этого класса витаминов служат овощи и фрукты. Они содержат вместе с витаминами также и фитонциды, обладающие антисептическим и дезинфицирующим действием и эфирные масла, способствующие санации пищеварительной системы.
Витамин С (аскорбиновая кислота)
- Все витамины жизненно важны. Однако витамин С, аскорбиновая кислота, в ряду своих собратьев особый – это витамин над витаминами. Он единственный напрямую связан с белковым обменом. Аскорбиновая кислота – вещество, влияющее на активность ферментов.
Сообщение и презентация учащихся о витамине С
Сообщение
Недостаток витамина С вызывает заболевание цингу. С этим связана история его открытия.
Веками цинга была постоянным спутником длительных морских путешествий и экспедиций в необитаемые места, хотя участники таких экспедиций получали пищу, большей частью богатую по калорийности и по содержанию белков, но были лишены свежих овощей, фруктов и свежего мяса, которое обычно заменялась солониной. Так, например, в экспедиции Васко да Гама, положившего путь в Индию вокруг Африки (1497–1499 гг.) погибло от цинги более 60% моряков его экипажа.
Такая же судьба постигла многих участников экспедиции знаменитого русого мореплавателя В. Беринга в 1741г. Сам Беринг умер от цинги на берегу названного его именем острова Авага.
18 марта 1914 г. погиб от цинги герой – полярник Г.Л.Седов. Цинга была зловещей спутницей так же и воинов сухопутных армий. История войн насчитывает немало поражений, проигранных кампаний, неудавшихся походов в результате массового поражения войск цингой. Начиная с глубокой древности цинга подстерегала солдат в походах, на поле брани, под стенами осажденных крепостей, в осажденных городах. От нее жестоко пострадали крестоносцы, особенно в 1218г. на египетский портовый город Дамьетту. Плохо пришлось от цинги и войскам Людовика IX, осаждавшим Каир в 1268 г., когда Нил вышел из берегов, и разливом унесло провиант.

- Почему это вещество называется кислотой?
- Правильно, оно кислое на вкус и в водном растворе диссоциирует на катион Н+, а поэтому и изменяет окраску индикатора.
Демонстрационный опыт 1
- Проведем опыт. В раствор аскорбиновой кислоты опускаем универсальный индикатор. (Индикатор окрасился в красный цвет.)
Демонстрационный опыт 2 «Обнаружение витамина С в яблочном соке»
- Нальём в пробирку 2 мл сока и добавим воды на 10 мл. Затем вольём немного крахмального клейстера (1 г крахмала на стакан кипятка). Далее по каплям добавлям 5 %-ный раствор йода до появления устойчивого синего окрашивания, не исчезающего 10–15 с.
- Техника определения основана на том, что молекулы аскорбиновой кислоты легко окисляются йодом. Как только йод окислит всю аскорбиновую кислоту, следующая же капля, прореагировав с крахмалом, окрасит раствор в синий цвет.
Витамины группы В (В1-тиамин, В2-рибофлавин, В5-пантотеновая кислота, В6-пиридоксин, В9-фолиевая кислота, В12-цианкобаламин)
Сообщение и презентация учащихся о витаминах группы В
Сообщение
В 1890 году голландский врач Эйкман прибыл на остров Ява, где наблюдал страшную болезнь. У больных немели руки и ноги, наступал паралич конечностей. При этом тяжелом заболевании парализуется деятельность конечностей, расстраивается походка. У больных, будто цепями скованы ноги. С этим связано и название болезни – бери-бери (оковы).
Выяснить причину болезни помогло случайное наблюдение Эйкмана за курами во дворе тюремной больницы, где он работал врачом. Он заметил, что у сидящих в клетках кур, которых кормили очищенным рисом, проявились признаки болезни бери-бери. Многие из них в конце концов гибли. Куры же, которые свободно разгуливали по двору были здоровы, поскольку они находили себе самую разнообразную пищу. Что находилось в рисовых отрубях Эйкман так и не узнал, однако, врачи стали лечить больных людей рисовыми отрубями.
В настоящее время установлено, что причина данного заболевания был недостаток витамина В.
Различают несколько видов данной группы: В1, В2, В6, В12.
Витамин В1 (тиамин) влияет на процессы обмена углеводов. Он необходим для нормальной жизнедеятельности тех органов, где наиболее интенсивен этот обмен. При отсутствии в пище витамина В1 возникает заболевание бери-бери, о котором мы уже говорили. Эта болезнь часто кончается смертью.
Отсутствие витамина В2 ведет к заболеваниям глаз, языка, полости рта.
Витамин В12 необходим для продуцирования красных кровяных телец.
Отсутствие витамина В6 вызывает дерматиты – заболевания кожи.
Содержится витамин В в печени, мясе, молоке, овощах, яйцах, проросшей пшенице.

Витамин РР (ниацин)
Сообщение и презентация учащихся
Витамин РР – витамин В3, никотиновая кислота, ниацин, никотинамид - обладает настолько полезными и лечебными свойствами, что официальная медицина приравнивает его к лекарствам. Никотиновая кислота, одна из более известных форм витамина РР, была получена ещё в XIX веке, однако о том, что она идентична витамину РР, название которого означает – «предупреждающий пеллагру», узнали только в 1937 году.
Пеллагра – это тяжёлое заболевание, при котором возникают спутанность сознания, депрессия, дерматиты, диарея, рвота, галлюцинации. Если болезнь не лечить вовремя, то она может привести к смертельному исходу. Пеллагра до сих пор встречается в странах с низким уровнем жизни, среди бедняков; заболеть ею могут и алкоголики – тогда она называется «алкогольной пеллагрой».
Никотиновая кислота и никотинамид считаются двумя активными формами витамина РР.
Никотиновая кислота есть во многих продуктах. Продукты животного происхождения, содержащие витамин РР: говяжья печень, свинина, сыр, рыба, молоко, яйца, почки, белое мясо курицы.
Растительных источников больше: брокколи, морковь, картофель, помидоры, бобовые, арахис, финики, дрожжи, продукты из злаков, кукурузная мука и проростки пшеницы. Богаты витамином РР и многие травы: щавель, шалфей, корень лопуха, люцерна, плоды шиповника, котовник кошачий, красный клевер, кайенский перец, песчанка, листья малины, ромашка, мята перечная, женьшень, хвощ, хмель, очанка, пажитник сенной, семя фенхеля, крапива, коровяк, петрушка, овёс, одуванчик.
В организме человека никотиновая кислота тоже может синтезироваться, при условии присутствия незаменимой аминокислоты триптофана. Данной кислоты в нашем организме достаточно, если в питании всегда хватает животных белков.
Основная роль витамина РР в организме – участие в окислительно-восстановительных процессах. Витамин РР способствует нормальному росту тканей, оказывает благотворное влияние на жировой обмен, участвует в преобразовании сахара и жиров в энергию, снижает в крови уровень «плохого» холестерина. Благодаря витамину РР человек защищён от сердечно-сосудистых заболеваний, тромбозов, гипертонии и диабета. Без витамина РР невозможна нормальная работа нервной системы. Такое сложное заболевание, как мигрень, можно облегчить или предупредить, принимая дополнительно витамин РР. Здоровье желудка и всего пищеварительного тракта тоже определяется достаточным содержанием в организме витамина РР. Для синтеза гемоглобина и образования эритроцитов витамин РР также очень важен. Без участия витамина РР не происходит образование эстрогенов, прогестерона, тестостерона, инсулина, кортизона, тироксина – гормонов, которые нужны для работы многих органов и систем.
Витамин РР, витамин В3, ниацин и никотиновая кислота – это, по сути, несколько названий одного вещества. Чаще всего его называют ниацином или никотиновой кислотой, а никотинамид – это одно из производных никотиновой кислоты.
Норма витамина РР в сутки для здорового взрослого человека – 20 мг. Детям нужно больше витамина РР с возрастом: начиная от 6 мг для полугодовалых детей и заканчивая 21 мг для подростков. Юношам этого витамина требуется больше, чем девушкам. При физических и нервных нагрузках, беременности и кормлении грудью нам требуется больше витамина РР – до 25 мг в сутки и более.
Нехватка и дефицит витамина РР имеют много неприятных проявлений: снижение аппетита, тошнота, головокружение, изжога, болезненность дёсен, рта и пищевода, плохой запах изо рта, проблемы с пищеварением, диарея. Со стороны нервной системы это быстрая утомляемость и мышечная слабость, раздражительность, депрессия и апатия, бессонница и головные боли, потеря ориентации, слабоумие, галлюцинации и бред. Поражения кожи тоже имеют место при дефиците витамина РР: это бледность, сухость, появление трещин и разъедающих язв; покраснения кожи, шелушения и дерматиты. Среди других симптомов отмечены ослабление иммунитета, тахикардия, боль в руках и ногах, снижение уровня сахара в крови.
В случае авитаминоза – практически полного отсутствия витамина РР, возникает пеллагра – тяжёлая болезнь, описанная выше. Конечно, чтобы довести себя до такого состояния, нужно вообще не есть продукты с содержанием витамина РР, или сделать невозможным его синтез в организме.
Передозировка витамина РР, как правило, не вызывает опасных последствий. Может возникнуть покраснение кожи лица, верхней части тела, временное головокружение, ощущение прилива крови к голове; покалывание или онемение. Такие же симптомы часто возникают при приёме никотиновой кислоты натощак; всё это быстро проходит.

Витамин Н (биотин)
Сообщение и презентация учащегося
Биотин (витамин Н) играет важную роль в процессе синтеза гликогенов – углеводов, накапливаемых печенью и мышцами. А посредством участия в глюконеогенезе – преобразовании аминокислот в глюкозу, он способствует поддержанию нормального уровня сахара в крови. Кроме глюкозы, витамин Н помогает лучше усваивать белок, а при обмене веществ «сотрудничает» с витаминами группы B. Кроме этого, биотин участвует в процессе разложения жирных кислот и в реакциях сжигания жиров.
Клетки нашего мозга, а также вся нервная система человека питаются глюкозой. Биотин является своеобразным катализатором для реакции участия глюкозы в обмене веществ.
Биотин (витамин Н) – прекрасный и надежный поставщик серы в клетки организма. Соединения серы играют незаменимую роль в образовании коллагена – это вещество, образующее основу для костей, кожного покрова, ногтей и волос. Именно поэтому без биотина невозможно сохранить цветущий внешний вид: здоровые волосы, гладкие и прочные ногти, сияющую кожу. Не говоря уже о прочных костях.
Биотин (витамин Н) поступает в организм с пищей, однако он также продуцируется полезной микрофлорой кишечника. Поэтому некоторые ученые утверждают, что дополнительного приема витамина Н не требуется.
Однако при нашем образе жизни, при современном уровне здоровья вполне может возникнуть дефицит биотина. Судите сами – это может произойти при длительном приеме антибиотиков, при частых внутривенных инъекциях, при увлечении слишком сытными завтраками и любви к гоголю-моголю (сырой белок предотвращает выработку биотина). Кроме этого, микрофлора кишечника любого человека давно уже оставляет желать лучшего, поэтому она не способствует нормальному синтезу биотина (витамина Н).
Также снижению уровня витамина Н способствует прием алкоголя. И не потому ли сейчас так часто можно встретить повышенный сахар в крови даже у молодежи, что им не хватает биотина? Кроме этого, недостаток магния также может привести к затруднению перехода витамна Н в активную форму, потому что именно магний участвует в процессе синтеза биотина и превращения его в активно действующее вещество.
Пониженный уровень сахара в крови говорит о недостатке витамина Н, поскольку он участвует в углеводном обмене. А ведь клетки головного и спинного мозга питаются глюкозой, которая должна постоянно поступать в организм, давая ему энергию. Понижение уровня глюкозы приводит к слабости, раздражительности и склонности к истерикам.
Если говорить о внешних признаках нехватки витамина Н (биотина) в организме – это будет бледность языка и кожи, сухость и покраснение кожи, выпадение волос, перхоть, себорея и пр.
Продукты, содержащие витамин Н – самые обычные, которые мы потребляем практически ежедневно: печень; почки; яйца; молоко и молочные продукты; дрожжи; овощи: красная свекла, капуста, шпинат; бобовые; орехи; грибы: шампиньоны, белые; фрукты; листья черники и лесной земляники.
В чистом виде нам нужно 50 мкг биотина в сутки.
Как таковых признаков переизбытка биотина в организме не существует, и при однократных приемах больших доз никаких отрицательных реакций не выявлено.

Жирорастворимые витамины
- Отличительными особенностями этого класса является:
• усваивание организмом только в присутствии жиров и желчи, так как растворяются в них;
• способность накапливаться в организме при поступлении в него в больших количествах, что может привести к развитию гипервитаминозов;
• наличие аналогов с близкой структурой и идентичным биологическим действием. Так, у витаминов А и К обнаружено по два аналога, у витамина Е – четыре, а у витамина D – десять
- Так как эти витамины нерастворимы в воде и экстрагируются органическими растворителями, их относят к липидам.

Витамин А (ретинол)
Сообщение и презентация учащихся
Сообщение
Витамин А –по своей химической структуре является непредельным циклическим одноатомным спиртом, который легко окисляется в альдегид (ретиналь).
Витамин А (ретинол) участвует в биохимических процессах, связанных с деятельностью мембран клеток. Витамин А существует в виде двух аналогов: А1 (ретинол-1) и А2 (ретинол-2). Оба аналога представляют собой спирты, содержащие шестичленный цикл и боковые изопреновые цепи.
Недостаток в пище витамина А ведет к нарушению зрения (сумеречное или «куриная слепота»), поражению дыхательных путей(склонность к бронхитам, пневмониям), поражению покровов (сухость кожи, фурункулёзы).

Демонстрационный опыт 3 «Определение витамина А в подсолнечном масле»
- В пробирку нальём 1 мл подсолнечного масла и добавим 2-3 капли 1 %-ного раствора FeClз.
- При наличии витамина А появляется ярко-зеленое окрашивание.

Витамин Д (кальцифрол)
Сообщение и презентация учащихся
Сообщение
Витамин D (кальциферол). Участвует в регуляции обмена кальция и фосфора в организме, содействует использованию этих важных веществ клетками и тканями нашего организма, обеспечивает нормальное отложение кальция в костях, способствуя формированию скелета.
Особенно важное значение витамин D имеет для детей. В раннем детском возрасте при необеспеченности организма ребенка этим витамином развивается рахит. Симптомы этого заболевания – беспокойство, вялость, тревожный сон, вздрагивание при малейшем шуме, а затем неправильное формирование скелета. У таких детей искривляются ноги, голова и живот увеличены, изменяется грудная клетка.
Важнейшей мерой профилактики является длительное пребывание детей на свежем воздухе. Под воздействием солнца в коже появляется вещество, способное превращаться в витамин D.
У взрослых недостаток витамина D приводит к разрежению костей. Следствием этого являются переломы конечностей, кариес зубов.
Содержится витамин D почти исключительно в продуктах животного происхождения. Это печень трески, скумбрия сельдь, яичный желток, сливочное масло и другие.
При недостатке витаминов у человека возникает гиповитаминоз, при избытке – гипервитаминоз, а при отсутствии их употребления – авитаминоз.

Демонстрационный опыт 4 «Определение витамина D в рыбьем жире или курином желтке»

- В пробирку с 1 мл рыбьего жира прильём 1 мл раствора брома. При наличии витамина D появляется зелено – голубое окрашивание.
Витамин Е (токоферол)
Сообщение и презентация учащегося
Витамин E — группа жирорастворимых биологически активных веществ (токоферолы и токотриенолы), проявляющих антиоксидантные свойства.
Витамин Е — жирорастворимый витамин, он растворяется и остается в жировых тканях тела, тем самым уменьшая потребность в потреблении больших количеств витамина. Признаки дефицита жирорастворимых витаминов проявляются не сразу, поэтому его трудно диагностировать.
Токоферол — главный антиоксидант в пище. Кроме витамина Е, из антиоксидантов наиболее известны витамин С и бета-каротин.
По современным российским стандартам, ежедневная норма потребления витамина Е составляет 10 мг. Эти цифры относятся к d-α-токоферолу, который является естественным видом и обладает наивысшей активностью.
Значение
Является главным питательным веществом-антиоксидантом
Замедляет процесс старения клеток вследствие окисления
Улучшает питание клеток
Укрепляет стенки кровеносных сосудов
Предотвращает образование тромбов и способствует их рассасыванию
Укрепляет миокард
Источники витамина
Витамин Е присутствует во многих продуктах, особенно им богаты некоторые жиры и масла (аргановое, оливковое).
Содержится в растительном и сливочном маслах, зелени, молоке, яйцах, печени, мясе, а также зародышах злаковых.
Гиповитаминоз α-токоферола как основной антиоксидантной системы организма приводит к нарушению метаболизма витамина А (токоферол — стабилизатор непредельной боковой цепи ретинола), а также к нарушениям в мембранах клеток, так как витамин Е — стерический стабилизатор фосфолипидного слоя биологических мембран. А это в свою очередь ведёт к нарушению транспорта кислорода, бесплодию и т. д.(вследствие деградации мембран эритроцитов и семенников соответственно).
Следует также заметить, что гипо- и гипервитаминозные состояния у человека при сохранении нормальных функций организма не встречаются. Их можно наблюдать при разного рода заболеваниях — таких, как цирроз печени, печёночная липодистрофия и др.
Нехватка витамина E может служить одной из причин вялости и малокровия.

Витамин К (фитоменадион)
Сообщение и презентация учащегося
Дефицит витамина К может развиваться из-за нарушения усвоения пищи в кишечнике (такие как закупорка желчного протока), из-за терапевтического или случайного всасывания антагонистов витамина K, или, очень редко, дефицитом витамина К в рационе. В результате приобретенного дефицита витамина К Gla-радикалы формируются не полностью, вследствие чего Gla-белки не в полной мере выполняют свои функции. Вышеописанные факторы могут привести к следующему: обильные внутренние кровоизлияния, окостенение хрящей, серьёзная деформация развивающихся костей или отложения солей на стенках артериальных сосудов.
В то же время переизбыток витамина К способствует увеличению тромбоцитов, увеличению вязкости крови, и как следствие крайне нежелательно употребление продуктов богатых витамином К для больных варикозом, тромбофлебитом, некоторыми видами мигреней, людям с повышенным уровнем холестерина (так как формирования тромбов начинается с утолщения артериальной стенки вследствие формирования холестериновой бляшки).
Рекомендованная дневная норма 60 мкг витамина К в день.

5. Витаминные препараты и правила их приема
- Не смотря на то, что витаминные препараты не являются лекарствами, важно знать правила их приема. Слайд 11
- Медицинская промышленность выпускает огромное количество витаминов и витаминных препаратов. Перед вами (показ выставки) только небольшая часть того, что можно встретить в аптеках. Как разобраться в этом изобилии?
Сообщение учащегося (ответ на вопрос 5 с.161)
Современные витаминные препараты можно разделить на профилактические и лечебные. Первые удовлетворяют 50% суточной потребности организма – их принимают с учетом того, что вторую половину мы получаем с едой. Что касается других, то они дают организму 100% нормы витаминов.
Помимо этого, все витаминные препараты различаются по составу. Препараты первого поколения состоят из одного компонента. Это такие препараты, как аскорбиновая кислота, витамины А, Е, D. В основном их назначают в лечебных целях. Препараты второго поколения - это поливитаминные комплексы, содержащие еще и микроэлементы, а также определенные минеральные соли, улучшающие усвоение и действие витаминов. Например, для нормального усвоения кальция организм должен получать необходимые количества не только витамина D, но и солей магния. Препараты третьего поколения содержат не только витамины, микро-и макроэлементы, но и другие добавки: экстракты лекарственных растений, спирулину, фруктовые соки, а также различные ферменты. Сейчас витамины в основном стараются производить из натуральных продуктов: витамин Е – представляет собой экстракт устриц, витамин С - экстракт шиповника, бета-каротин - экстракт из моркови. Натуральное сырье обеспечивает нас и витаминами, и минеральными веществами – кальцием, калием, железом, фосфором, магнием.
Никогда не следует забывать, что витамины не действуют по отдельности. Основа нормального метаболизма - хорошо сбалансированный, индивидуально подобранный витаминный комплекс. Витамин Е ускоряет синтез провитаминов D, витамин РР тормозит действие холина, аскорбиновая кислота уменьшает проницаемость сосудистой стенки, витамин А уменьшает токсичность витамина D.

6. Сохранность витаминов в пище
- А что предпочитаете вы, ребята, принимать в пищу медицинский препарат или натуральные овощи и фрукты?
- Мы уже заем, что в наш пищевой рацион витамины должны входить в достаточном количестве. Ведь натуральные витамины полезнее, они легче усваиваются организмом, никогда не вызывают гипервитаминозов, т.е. ими нельзя перенасытить организм - никогда не вызывают токсемии - отравления. Слайд 12
Слайд 13
- Сохранение витаминов в продуктах питания зависит от кулинарной обработки пищи, условий и продолжительности хранения.

Сообщение учащегося о кулинарной обработке (ответ на вопрос 4 с.161)

Наименее устойчивы витамины А, В1, В2. Установлено, что витамин А во время варки пищи быстро разрушается. Высокая температура значительно снижает содержание в пище витамина группы В. Витамин С легко разрушается при нагревании и при соприкосновении с воздухом. Соприкосновение с металлом тоже разрушает витамин С.

- А вот вам и рецепты некоторых, очень полезных по содержанию в них витаминов, салатов и напитков.
Сообщение учащегося. Рецепты приготовления. Печатный вариант раздаёт учащимся.

- Так как же сохранить овощи и фрукты с минимальной потерей витаминов в них?
Сообщение учащегося (ответ на вопрос 3 с.160)

IV. Итог урока
- Ребята, а давайте с вами вспомним начало урока, когда я вам рассказала историю про экспедицию Колумба. Кто догадался, что это за источник? А какого витамина? Подскажу, что это плод тропического растения. В большом изобилии он растет на острове Кюрасао.
- В нем содержится много витамина С. В народной медицине его применяют как профилактическое средство против гриппа. Это лимон!
- Итак, вы сегодня многое узнали о витаминах. Ваши заполненные по ходу урока таблицы, вы сдадите. Я их проверю и поставлю отметки.
- А вот, что вы запомнили – сейчас проверим. Я буду задавать вам вопросы, а вы поднимать соответствующую табличку.
Тест (отвечают при помощи табличек А, В, С, D). Слайд 14
1. Витамин роста (А).
2. Витамин, при отсутствии которого возникает куриная слепота (А).
3. Витамин, отсутствие которого вызывает болезнь Бери-бери (В).
4. Рахит возникает у детей при отсутствии витамина (D).
5. Витамин, отсутствие которого вызывает цингу (С).

– Надеюсь, что эти болезни обойдут вас стороной, а для этого, чтобы не случилась с вами беда, ешьте витамины всегда!
- Поскольку отсутствие витаминов может вызвать что?
- Правильно – авитаминоз, обычно это случатся весною. Вот я и предлагаю вам узнать, на сколько вы здоровы.
Тест «Есть ли у меня авитаминоз?» Слайд 15
1. Весной вы обычно простужаетесь чаще, чем осенью и зимой?
А – да Б- нет
2. Весенние простуды вы переносите тяжелее, чем осенние и зимние?
А – да Б – нет
3. Вы тяжелее засыпаете и просыпаетесь весной, чем в другие времена года?
А – да Б – нет
4. Свойственными ли вам весной раздражительность, утомляемость?
А – да Б – нет
5. Кожа и волосы так же хорошо выглядят в марте, как летом, осенью?
А – да Б – нет
6. Не возникают ли весной проблемы с пищеварением?
А – да Б – нет
7. Часто ли весной вам приходится снижать физическую нагрузку?
А – да Б – нет
8. Вы предпочитаете термически обработанную пищу свежим овощам?
А – да Б – нет
9. Каждый день у вас на столе бывает зелень?
А – да Б – нет
10. Вы много времени проводите на свежем воздухе?
А – да Б – нет
За каждый ответ «А» - 1 балл, за каждый ответ «Б» - 0 баллов
Интерпретация:
0 баллов. Вы – идеальный человек! На вас следует равняться.
1 – 2 балла. Риск авитаминоза невысок.
3 – 5 балла. Небольшой витаминный голод налицо.
6 – 8 баллов. Авитаминоз – фон вашей жизни.
9 – 10 баллов. Кардинально измените свой образ жизни

- На этом урок закончен. Я хочу пожелать вам здоровья, чтобы вы бережно относились к своему организму, а знания нашей сегодняшней темы урока позволили правильно питаться, применяя витамины.
Презентация к уроку









IMG]/upload/blogs/39573_4583f900bd9e8b299fd8a98d73b6221f.png.jpg[/IMG]
IMG]/upload/blogs/39573_90237b4630b1f0bf7a66c103504370bf.png.jpg[/IMG]


Рекомендуем посмотреть:

Внеклассное мероприятие по химии для 8 класса Уроки химии для 1 курса колледжа Учебный лист по химии 8 класс Урок-путешествие по химии для 8 класса. Основания

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие по химии для 8 класса

Конспект урока химии в 8 классе «Соли. Основания»

Внеклассное мероприятие по химии в 8 классе

Конспект урока химии для 10 класса по теме «Изучение метанола и этанола»

Конспект урока по химии в 10 классе «Карбоновые кислоты»

Тематический урок для 5-11 классов. Жизнь и творчество Константина Симонова | Памятка безопасности школьников в сети интернет
Опубликовано: 3259 дней назад (21 января 2016)
Просмотров: 6859
Рубрика: ХИМИЯ В ШКОЛЕ
+6
Голосов: 6
Ольга Анатольевна Сизоненко # 21 января 2016 в 17:03 +1
Добрый вечер, Татьяна Владимировна! Здоровье - это главное и знать сегодняшним школьникам все о витаминах полезно. Интересный урок!Голос!!!!
Татьяна Владимировна Орлова # 21 января 2016 в 18:47 +1
Спасибо большое, Ольга Анатольевна!
Наталья Николаевна Ерыгина # 21 января 2016 в 17:14 +1
Здравствуйте, Татьяна Владимировна! Спасибо за приглашение. Вы затронули очень интересную и полезную тему. В наше время необходимо самим заботиться о своем здоровье, правильном питании. Благодаря материалу, представленному в Вашем уроке, каждый может внести изменения в свой рацион и пополнить организм необходимыми витаминами. Поставленные цели и задачи достигнуты. Интересные загадки, красочные и понятные слайды позволят легче усвоить информацию. Примите голос! Творческих успехов!
Татьяна Владимировна Орлова # 21 января 2016 в 18:46 +1
Наталья Николаевна, благодарю Вас за такой чудесный отзыв о моей работе.Спасибо Вам огромное!!!
Любовь Зайцева # 23 января 2016 в 00:09 +1
Здравствуйте, Татьяна Владимировна! Спасибо за приглашение. Помимо специальных знаний, что Вы даете ученикам, нам, далеким от науки химии, интересна тема доступностью и пониманием проблемы авитаминоза, значимостью витаминов для работы организма человека. На наш взгляд, получилась популярная публикация, заслуживающая внимания. +1! Успехов!
Светлана Викторовна # 23 января 2016 в 20:37 0
Здравствуйте
Материал частично отредактирован редакторами.
Просим Вас в следующий раз качественно оформить материал самостоятельно.
Для этого рекомендуем Вам внимательно прочитать правила ведения записей в блоге
https://ped-kopilka.ru/voprosy-i-otvety/kak-pravilno-oformit-zapis-v-bloge.html
Хотим Вам напомнить, что за плохо оформленные материалы мы никаких наградных документов (Свидетельств о публикации, Сертификат участника конкурса…) не выдаём.
Вот здесь записано как разместить презентацию https://ped-kopilka.ru/voprosy-i-otvety/kak-opublikovat-prezentaciyu.html
С уважением, Администратор сайта
Мухтанова Александра Павловна # 28 января 2016 в 14:45 +1
Добрый день Татьяна Владимировна!Я думаю, цели и задачи поставленные на уроке достигнуты.Много иллюстративного материала.Можно повзаимствовать коллегам.
Александра Павловна Мухтанова # 2 февраля 2016 в 18:08 +1
Добрый день Татьяна Владимировна!Я думаю, цели и задачи поставленные на уроке достигнуты.Много иллюстративного материала.Можно повзаимствовать коллегам.