Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Урок-путешествие по химии для 8 класса. Основания

Конспект урока химии в 8 классе
Ситалова Олеся Александровна
Учитель химии, биологии
МКОУ СОШ №12 г. Лиски Воронежская обл.

Описание работы. Урок – путешествие по теме: «Основания» предназначен для учителей и учащихся 13-14 лет. Данный урок использую для изучения нового материала: класс веществ – основания в 8 классе.
Цель: изучить новый класс веществ – основания.
Задачи: сформировать понятия об основаниях (гидроксидах), рассмотреть состав, названия, классификацию оснований; развитие логического мышления, речи, памяти, умений слушать, делать выводы; формирование навыков сотрудничества, мировоззрения.
Урок-путешествие: «Основания»
Задачи урока:
образовательная: сформировать понятия об основаниях (гидроксидах), рассмотреть состав, названия и классификацию оснований;
развивающая: развитие логического мышления, речи, памяти, умений слушать, делать выводы;
воспитательная: формирование навыков сотрудничества, мировоззрения.
Оборудование: раствор гидроксида натрия, раствор гидроксида кальция, индикаторы, карбонат кальция, соляная кислота.
Подготовка к уроку: заранее необходимо нескольким учащимся (дежурные по станциям) раздать задания, для подготовки сообщений (важнейшие основания; правила техники безопасности при работе с основаниями, об истории открытия индикаторов). На доске развешиваются таблички с названием станций.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
Что называют оксидами?
Какие важнейшие оксиды вы знаете?
С какими водородными соединениями вы уже познакомились?
III. Изучение нового материала.
Мы с вами сегодня совершим путешествие. Итак, наша первая станция – «Информационная».
Учащийся-дежурный по станции рассказывает учащимся определение оснований, классификацию, формулы и названия оснований (учащиеся делают записи в рабочие тетради).
(Основания (гидроксиды) - это сложные вещества, состоящие из ионов металлов и связанных с ним одного или нескольких гидроксид-ионов (OH-).
Основания делятся по растворимости в воде:
Растворимые (щёлочи): гидроксиды металлов главной подгруппы 1 группы и главной подгруппы 2 группы начиная с кальция (NaOH, Ca(OH)2 и др.)
Нерастворимые: гидроксиды всех остальных металлов (Cu(OH)2, Al(OH)3 и др.)
Название оснований = «Гидроксид» + название металла в родительном падеже + (переменная степень окисления римскими цифрами в скобках)
NaOH – гидроксид натрия; Cu(OH)2 – гидроксид меди (II).
Наша вторая станция – «Правила техники безопасности».
Учащийся-дежурный по станции рассказывает учащимся «Правила техники безопасности при работе с основаниями».
1) Наливать в пробирку количество гидроксида, которое указано в инструкции.
2) Заполнять пробирку на 1/3 её объёма.
3) Перемешивать вещества, следует слегка покачивая пробирку.
4) Не пробовать на вкус.
5) Щёлочи концентрированные вызывают ожоги, поэтому, если вещество попало на кожу, то его необходимо промыть большим количеством воды и нейтрализовать раствором уксусной кислоты).
Наша третья станция – «Опытно - экспериментальная».
Учащийся-дежурный по станции рассказывает учащимся об истории открытия индикаторов. Учащиеся проводят опыты и делают соответствующие выводы об изменении цвета индикаторов в растворах щелочей (учащиеся делают записи в рабочие тетради).
(Индикаторы («указатели») - вещества, которые под действием кислот и щелочей изменяют свой цвет. Английский химик Р. Бойль, изучая свойства соляной кислоты, случайно пролил ее. Кислота попала на сине-фиолетовые лепестки фиалок, которые через некоторое время стали ярко-красными. Это явление его удивило, и он провел серию опытов с разными кислотами и цветами разных растений. Оказалось, что и васильки, и роза, и цветки других растений изменяют свою окраску при действии кислот. Такие вещества Р.Бойль назвал индикаторами, что в переводе с латинского означало «указатели».
В растворе гидроксида натрия бесцветный фенолфталеин становится малиновым, оранжевый метиловый оранжевый становится жёлтым, фиолетовый лакмус - синим. При добавлении индикаторов к нерастворимым основаниям изменений окраски не происходит.
(Учащиеся в 3 пробирки с 2 мл раствора гидроксида натрия добавили по одной капли каждого индикатора. Полученные результаты записали в тетрадь).
Наша четвёртая станция – «Практическая».
Учащийся-дежурный по станции рассказывает учащимся о некоторых основаниях, их применении (учащиеся делают записи в рабочие тетради).
(Гидроксид кальция Ca(OH)2, гашёная известь или «пушонка» — порошок белого цвета, плохо растворимый в воде.
Учитель проводит демонстрационный опыт: в пробирку пропускаем углекислый газ, известковая вода мутнеет в результате образования нерастворимого карбоната кальция:
Ca(OH)2 + CO2 = CaCO3 + H2O
Получают гидроксид кальция путём взаимодействием оксида кальция (негашёной извести) с водой (процесс получил название «гашение извести»).
Применение: при побелке помещений, для приготовления известкового строительного раствора, бетона, для производства хлорной извести, известковых удобрений, в стоматологии — для дезинфекции корневых каналов зубов и др.)
IV. Закрепление.
1) Даны вещества: CaO, Al(OH)3, HCl, N2O5, KOH, NaOH, HNO3, Fe(OH)3, MgCO3, LiOH, NaCl, Mg(OH)2. Выбрать отдельно в столбик щёлочи, отдельно – нерастворимые основания. Дать им названия.
2) Какое количество вещества соответствует 440г гидроксида кальция?
V. Подведение итогов урока.
Сегодня, ребята, мы с вами изучили новый класс веществ – основания. Рассмотрели их классификацию, формулы, научились давать им названия, познакомились с некоторыми их химическими свойствами.
VI. Домашнее задание: учебник О.С. Габриелян п. 19, упр. 1-3(письменно)
VII. Рефлексия
На сегодняшнем уроке я закрепил знания …
На сегодняшнем уроке я научился …
После сегодняшнего урока я уже не делаю ошибок …

Рекомендуем посмотреть:

Внеклассное мероприятие по химии для 8 класса Учебный лист по химии 8 класс Обобщение раздела курса химии 8 класса «Основные классы неорганических веществ». Химический турнир Самостоятельные работы по химии для 8 класса. Первоначальные химические понятия

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие по химии для 8 класса

Конспект урока химии в 8 классе «Соли. Основания»

Внеклассное мероприятие по химии в 8 классе

Участник №86 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 января по 27 марта 2015 года
Конспект урока химии для 9 класса. Серная кислота
Опубликовано: 3593 дня назад (1 февраля 2015)
Просмотров: 7602
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1
Наталия Владимировна Бабич # 1 февраля 2015 в 22:45 0
Олеся, Здравствуйте! Спасибо за возможность увидеть химию не на страницах учебника, а с практической стороны. У моей дочери (8 класс) нет опытов на предмете, ваш урок помог мне показать ей тему. Впечатление шикарное! Использование того, что под рукой (известь, растения), незатратно, но выглядит очень убедительно. А эмоции всегда укрепляют запоминание. Спасибо.
Олеся Александровна Ситалова # 2 февраля 2015 в 14:49 0
Огромное спасибо за Ваш комментарий!!!