Выставочная деятельность в системе дополнительного образования.
Что чувствует ребенок, оказавшись в необычном для него пространстве, где воздух наполнен запахом красок, где его окружает множество рисунков, мягких игрушек, красочных поделок на стенах. Где предметы несут какой-то иной, не бытовой смысл, и, объединяясь в некое содружество, образуют сказку, красоту которой нужно увидеть и почувствовать? Все это создает определенные эмоциональные переживания, и особое состояние, с которого, возможно и начнется творчество.
Обучить творчеству невозможно, но «настроить» восприятие ребенка на творческое, нестандартное, образное мироощущение, дать возможность почувствовать свою непохожесть на других, оригинальность, постепенно развивая индивидуальность ребенка, - это и есть главная задача педагога.
Именно учреждения дополнительного образования формируют общую культуру детей, интерес к досугу, содержательному времяпрепровождению. Они являются основой для самоопределения учащегося, его интеллектуального и духовного развития, удовлетворения образовательных и социально-культурных потребностей.
Развивать творческие способности человека - это прежде всего воспитывать творческое отношение к труду. При этом труд рассматривается как источник формирования познавательной деятельности, как самостоятельное отношение к решению поставленной задачи. Творческое отношение к труду – это одновременно и воспитание любви к труду, и стремление к познанию всех аспектов любимого дела. Умение человека комбинировать и преобразовывать ранее неизвестные ему способы деятельности при решении поставленной задачи говорит о его творческом подходе к делу.
В процессе творческого отношения к труду вырабатываются такие ценные качества, как настойчивость, целеустремленность, инициативность, самостоятельность, умение выбрать наиболее подходящие методы и способы выполнения работы, то есть качества, без которых невозможно творчество вообще. Что дает возможность в свою очередь попробовать ребенку свои силы и добиться успеха.
От преподавателей зависит, каким будет подрастающее поколение. Именно система дополнительного образования детей дает возможность развить те качества для формирования личности ребенка, на развитие которых не хватает возможности и ресурсов у системы общего специального или профессионального образования.
Педагог, начиная работу с ребенком, берет на себя не только роль преподавателя, дающего определенные знания и навыки в различных видах декоративно-прикладного творчества, но и помогает понять и принять эстетические ценности и искусства в непринужденной творческой атмосфере. Именно на таких занятиях педагог дает возможность раскрыться каждому ребенку, не мешая его творческой индивидуальности.
Именно поэтому очень важно правильно и грамотно организовать творческую деятельность на занятиях, которая должна предусмотреть:
- подготовку к целевой установке;
- осознание путей решения задачи;
- вдохновение (возбуждение эстетической потребности);
- проверку верности найденного решения;
- обобщение всей проделанной работы.
Художественные задачи решаются, начиная с простейших занятий, которые постепенно усложняются. Творческое воображение детей активизируется демонстрацией фильмов, слайдов, различными репродукциями произведений декоративно-прикладного искусства, таблиц и других средств обучения.
Идеально если каждая изученная тема закончится выставкой – обсуждением. Для коллектива, занимающегося декоративно-прикладным творчеством, выставка - это подведение итогов работы за определенный срок, связь теории и практики, форма контроля.
Выставки детского творчества - показ достижений творческой самодеятельности школьников (В.А. Межериков Психолого-педагогический словарь).
В педагогической теории и практике различают два основных вида выставок:
- познавательные (в виде экспозицией, отражающих, определенные темы и разделы образовательной области);
- выставки детских творческих работ (совмещаются с проведением викторин, конкурсов, организуются в виде отчетов детей и их педагогов за определенный период работы объединений).
Задачи, которые ставятся организаторами, бывают разными, но неизменными остаются главные:
- познакомить с результатами труда как можно большее число зрителей;
- способствовать формированию художественного вкуса;
- развитию творческих способностей, тем самым, содействуя широкой пропаганде декоративно-прикладного искусства.
Значимость выставки зависит, прежде всего, от глубины и актуальности выбранной идеи, масштабности, художественного уровня представляемых изделий.
Работы должны:
- отражать способности воспитанника, отвечать самым высоким критериям отбора;
- отражать лучшие традиции народных ремесел края;
-содержать новизну;
- быть оригинальными в художественной изобразительности,
-высококачественными по технике исполнения.
Успех будущей выставки предопределяется актуальностью темы, выраженной в образном ярком названий. Названия выставок детских работ воспитанников должны соответствовать этим требованиям. Они привлекают внимание зрителей, отражают содержание экспозиции. Только изделия, получившие высокую оценку строгого жюри, начинают свою активную экспозиционную жизнь, участвуя во многих выставках декоративного творчества самого различного уровня.
Важно активное участие детей в подготовке к выставке. Раскладываются все работы, и ребята вместе с педагогом обсуждают каждую работу. Именно так ребята учатся, не обижаясь, выслушивать критику, сочувственно относится к неудачам других и спокойно относится к своим успехам. На таких рабочих выставках учащиеся проникаются творческими идеями друг друга, обогащая собственный багаж знаний, учатся внимательному отношению к более слабым, одновременно решая творческие задачи . В ходе выставки организуются небольшие лекции.
На протяжении учебного года ребята тщательно готовятся к выставкам:
- учатся оформлять работы;
- обсуждают ее организацию;
- отбирают лучшие работы.
Итогом активной работы ребенка на протяжении всего учебного процесса может стать персональная выставка как наиболее действенный стимул к развитию творческой личности. Такая выставка - мечта каждого ребенка.
Персональные выставки могут быть разными: одна может показывать развитие ребенка от первых шагов к первым успехам; другая может раскрыть мир увлечений ребенка, когда работы объединены одной темой; можно также поощрить ребенка персональной выставкой за активную работу, если у него накопилось большое количество учебных и творческих работ. Могут быть организованы выставки двух-трех учащихся, работы которых объединены одной техникой выполнения или одним направлением декоративно-прикладного искусства.
Для создания тематической экспозиции отбираются изделия только по определенной теме. Затем наступает ответственный этап подготовительной работы - продумывается ее размещение в отведенном для выставки месте. Игра объемов создает впечатление разумно организованного пространства экспрессию. Размещение отобранных изделий в композиционном пространстве витрин, подиума, на стене - дело творческое, требующее продуманности и тщательной подготовки: ведь от удачного расположения экспонатов во многом будет зависеть общее впечатление от выставки. Выполнить непростую работу помогут предварительные карандашные наброски на листе бумаги, эскизная проработка каждой витрины, подиума, настенного пространства. Затем на листе выполняется набросок общего вида выставочного зала с зарисовкой намеченного расположения всей экспозиции - четкий тематико-экспозиционный плане выделением главного и подчиненного, со схемой размещения всего материала. При заполнении композиционных объемов витрин надо непременно учитывать степень доступности зрительного обзора каждого экспоната, его сочетаемость с находящимися рядом изделиями. С этой целью при монтаже полезно пользоваться подставками под изделия разной высоты, как правило, драпируемыми тканью. Культура оформления выставки должна проявляться во всем. Красочно оформленная реклама с приглашением посетить выставку, краткие пресс-релизы с рассказом о деятельности объединения, об изделиях, представленных на выставке, создают атмосферу праздничного, значимого события в жизни детей и взрослых - посетителей выставки.
С целью привлечения большего внимания к выставке можно продумать проведение рекламной кампании с привлечением средств массовой информации, расклейкой объявлений в школах и учреждениях. В рамках выставки можно провести ряд мероприятий: творческие встречи зрителей с учениками и педагогами объединения, вечера, пресс-конференции, экскурсии по выставке со специально подготовленными экскурсоводами из числа детей-участников выставки.
Комплекс этих мер позволит превратить выставку в культурно значимое событие, привлечь внимание общественности к творчеству вашего объединения.
На протяжении всего курса обучения практически каждый ребенок нашего Центра принимает участие в краевых, городских выставках:
- «Краски осени» (работы из природных материалов);
- «Подарок маме»;
- «Мастерская Деда Мороза»;
- Выставка декоративно-прикладного искусства;
- «Пасхальный сувенир»;
- Итоговая выставка работ.
Именно на этих выставках ребенок может оценить себя в сравнении с другими, со стороны. И тут имеет место радость, подчас и разочарование. Но все вместе дисциплинирует, дает возможность самооценки, стимулирует активность и творческие способности. А заслуженно полученная грамота вселяет уверенность и утверждает к совершенствованию. Опыт выставочной деятельности учит не огорчаться при неудачах, а продолжать трудиться, наслаждаться творчеством и не ради наград, а из любви к тому делу, которое по душе.
Рекомендуем посмотреть:
Пути повышения мотивации и эффективности обучения школьников в процессе коллективно-групповой деятел
Напутствие молодому специалисту – хореографу
План – конспект занятия «Аппликация как средство выражения», 2-3 класс
О доме детского творчества станицы Ярославской…