Конспект ООД в подготовительной группе «Не всякий встречный - друг сердечный!»
Автор: Суховерша Татьяна Юрьевна, воспитатель ЧОУ «Школа Мариоль» города Воронежа.
Описание: предлагаемый конспект ООД в подготовительной группе может быть интересен воспитателям, учителям начальных классов, родителям для организации работы по обеспечению безопасной жизнедеятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Ребенок и другие люди».
Цель: формирование основ безопасного поведения.
Задачи:
1. На примере сказок способствовать обобщению правил безопасности при встрече с незнакомыми людьми, закреплять представления о том, что приятная внешность не всегда означает добрые намерения.
2. Стимулировать коммуникативную деятельность детей, в том числе с использованием проблемных ситуаций.
3. Развивать внимание, память, воображение, логическое мышление, конструктивные и творческие способности.
4. Воспитывать добрые чувства к окружающим, смелость и находчивость.
Интеграция видов деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая, конструктивная, изобразительная, восприятие художественной литературы и фольклора
Предварительная работа: дидактические игры «Как избежать неприятностей» (2, 3 часть), «Полезные сказочные советы», игры-тренинги, составление коллажа из сказок, придумывание знакомым сказкам новой концовки, беседы, разучивание пословиц, поговорок по теме. Просмотр кинофильма «Приключения Буратино» в семейном кругу, чтение художественной литературы, организация книжной выставки:
1. Сказки: «Кот, лиса и петух», «Лисичка со скалочкой». «Волк и семеро козлят». «Колобок». «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». «Заюшкина избушка». «Жихарка»
2. А. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино», Г.-Х. Андерсен «Снежная королева». С. Маршак «Сказка о глупом мышонке». Ш. Перро «Красная шапочка». К. Чуковский «Бармалей», «Котауси и Мауси». А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
3. Е.Тамбовцева-Широкова «Кто твой друг и кто твой враг?»
Словарная работа: ставни, внешность, длиннохвостая, острозубая.
Оборудование: «Чудо-крестики», «Чудо-цветик», «Головоломка Пифагора», «Танграм» схемы, мягкая игрушка «Лиса», мнемотаблица «Колобок», игровизор «Дорожки». Аудиозапись А. Рыбников, Ю. Энтин «Кто доброй сказкой входит в дом?» из кинофильма «Приключения Буратино». Карточки с картинками «Айболит», «Заяц», «Бармалей», «Умка», «Карлсон», «Артемон», карточки с буквами «А» - 2 шт., «Б», «З», «К», «У» - по 1 шт. Ширма, игрушки кукольного театра «Петушок», «Лиса», «Кот». Материалы для аппликации, карандаши, фломастеры, рабочий лист «Петушок и Лиса», «Ставеньки».
Ход ООД:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие, а куда, вы сможете догадаться сами, если соберете изображение из геометрических форм по схеме.
Ребята выкладывают «растения», «деревья», «насекомых», «птиц», «животных» из «Танграма», «Головоломки Пифагора», «Чудо-крестиков» и «Чудо-цветика».
Воспитатель: Где можно увидеть деревья, птиц, цветы, животных и насекомых?
Дети: В лесу.
Воспитатель:
«Если мы глаза закроем и подсматривать не будем,
Мы волшебный мир откроем, о котором не забудем»
(Н. Сорокина)
Вот мы с вами оказались в волшебном лесу, живет в нем много сказок. Герои этих сказок разные: есть герои приятные и некрасивые, добрые и злые. А есть такие герои, внешность которых обманчива, выглядят привлекательно, а намерения у них недобрые. В каких сказках они встречаются?
Дети: «Кот, лиса и петух». «Золотой ключик». «Снежная королева». «Лисичка со скалочкой». «Волк и семеро козлят». «Колобок». «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». «Сказка о глупом мышонке». «Красная шапочка». «Котауси и Мауси». «Заюшкина избушка». «Жихарка» и др.
Воспитатель: Очень часто такой героиней является Лиса. Расскажите, какая Лиса.
Воспитатель показывает мягкую игрушку.
Ребята описывают внешность, выделяют черты характера сказочной Лисы.
Дети: Она – хитрая, умная, лукавая, коварная. Рыжая, гладкая, пушистая, ловкая, красивая.
Воспитатель: У Лисы острые зубы, можно сказать, что она - острозубая. У Лисы длинный хвост, она ...
Дети: Длиннохвостая
Воспитатель: Молодцы! Словами вы описали Лису правильно, а теперь давайте покажем, какая она.
Проводится игра с движением «У лисицы острый нос». И. Лопухина.
У лисицы острый нос,
(показываем «острый» носик)
У нее пушистый хвост,
(показываем руками сзади «хвост»)
Шуба рыжая лисы
(поглаживаем себя по рукам)
Несказанной красоты.
(гордо расправляем плечи)
Лиса важно похаживает,
(идем важно, покачиваясь)
Шубу пышную поглаживает.
(поглаживаем себя по плечам)
«Я - охотница до птицы!
(хватательные движения перед грудью)
Кур ловить я мастерица!
Как увижу - подкрадусь,
(ладонь ставим на лоб «козырьком»)
И тихонько затаюсь.
(присесть, сжаться в комок)
После прыгну и схвачу,
(прыжок в сторону)
Деткам в норку отнесу!»
(побежали по кругу)
Воспитатель: Поведение Лисы в сказках может доставлять неприятности другим героям. Давайте, поможем им в нашем путешествии по волшебному лесу.
Ребята подходят к мольберту с мнемотаблицей «Колобок».
Воспитатель: Вот и первая сказка. Узнали вы ее?
Дети: Эта сказка – «Колобок»
Воспитатель: Как вы догадались?
Ответы детей.
Воспитатель: Чем закончилась встреча Лисы и Колобка? Почему это произошло?
Ответы детей.
Воспитатель: Колобок разговаривал с незнакомыми, доверился ласковым словам Лисы и попал в беду. Изменим сказку - поможем Колобку избежать встречи с Лисой, отыскать путь домой.
На тренажере Игровизор из двух дорожек дети выбирают ту, что приведет Колобка к дому, проводят по ней линию фломастером.
Звучит музыка из кинофильма «Приключения Буратино».
Воспитатель: Вы слышите музыку? Это зовет нас другая сказка. Как она называется?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно. «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Какие ошибки совершил Буратино?
Ответы детей.
Воспитатель: Вы все правильно сказали. Буратино обидел сверчка, убежал от папы Карло, пошел в театр, а не в школу, поверил незнакомым, рассказал им свои тайны и ушел с ними. Поможем деревянному человечку не попасть в лапы Лисы и Кота? Попробуем определить, что ему нужно.
Проводится игра «Сложи слово». В именах сказочных героев, изображенных на карточках, дети определяют первый звук, находят соответствующую букву, выкладывают их под картинками.
Воспитатель: У нас получилось слово…
Дети: Азбука.
Воспитатель: Как азбука поможет Буратино?
Дети: Он пойдет в школу, научится читать и сможет узнать много нового и интересного.
Воспитатель: Тому, кто хочет много знать,
Кто хочет книги прочитать
Про горы и долины,
Про водные глубины,
Про реки, звёзды и моря –
Не обойтись без Азбуки, друзья!
Демонстрируется фрагмент из кукольного спектакля «Кот, Лиса и Петух». Лиса несет Петушка. Слышен голос Петушка: «Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы. Котик-братик, выручи меня...»
Воспитатель: Ребята, кто зовет на помощь? Вы узнали эту сказку?
Дети: «Кот, лиса и петух».
Воспитатель: Давайте вспомним, что наказывал Котик-братик Петушку?
Дети: «Смотри, Петя, не выглядывай в окошко, не слушай Лису, а то она тебя унесет, съест и косточек не оставит.»
Воспитатель: Послушался Петушок? Что он сделал?
Ответы детей
Воспитатель: Как помочь герою?
Ребята предлагают закрыть окошко.
Воспитатель:[/b] Чтобы не выглянул Петушок на ласковые слова Лисы, сделаем ставни для окошка. Для начала разомнем наши пальчики.
Проводится пальчиковая гимнастика «В нашей избушке Петух поет». Матыкина И.А.
В нашей избушке
(руки к себе, руки «домиком» над головой)
Петух
(большой и указательный пальцы - «клювик», остальные - «гребешок»)
Поёт
(«клюв» раскрыть)
Мышка-норушка
(ладошки вместе большие пальцы поднять)
избушку
(руки над головой «домиком»)
метёт.
(движения кистью руки)
Кошка
(руки «ушками» над головой)
на окошке
(ладони под подбородок)
штанишки
(большие пальцы соединить)
шьёт.
(движение «иголкой»)
Курочка
(большие пальцы - "клювик", остальные - маленький "гребешок")
на печке
(кулачок на кулачок - "печная труба")
горшки
(ладошками сделать глубокую горсточку)
скребёт.
(поцарапать "коготками")
А теперь, вырежьте ставни, сложите каждую деталь по пунктирной линии, нанесите клей на узкую часть заготовки и приклейте к раме окна с левой и правой стороны. Если пожелаете, можете украсить свои ставеньки.
Все справились, молодцы! А Лиса не достанет Петушка.
Воспитатель:
«Снова мы глаза закроем и подсматривать не будем,
В детский садик мы вернемся, мир волшебный не забудем!»
(Н. Сорокина).
Мы вернулись в группу, наше путешествие закончилось. Понравилось вам оно? Что мы сегодня делали?
Дети: Изменяли сказки, помогали героям, пострадавшим от хитростей Лисы.
Воспитатель: Все верно, но без Лисы не было бы сказок, которые учат нас быть внимательными и осторожными.
Литература:
1. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «Детство- пресс», 2012. – 144 с.
2. Михайлова З.А.. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М.: Просвещение, 1990.- С. 43-56.
3. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. - М.: ФОЛИО, АСТ, 2000. - 464 С.
Благодарю За внимание!
Рекомендуем посмотреть:
Конспект ООД для детей подготовительной группы на тему: Осень
Конспект ООД в подготовительной группе. Путешествие в прошлое
Конспект ООД в подготовительной группе на тему «Невидимка-воздух»
Организованная учебная деятельность в подготовительной группе с использованием игровой технологии