Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Региональный компонент на уроках математики

Формирование познавательного интереса учащихся к предмету через изучение регионального компонента.
Ермолина Татьяна Юзиковна - учитель математики МБОУ СШ №50 имени дважды героя Советского Союза А.О.Шабалина г.Архангельска.

Материалы статьи будут интересны учителям математики, особенно молодым.
Данный материал поможет организовать работу с учениками на уроках математики по использованию материалов регионального компонента. Все задачи в статье составлены мною или моими учениками.
Цель статьи: показать целесообразность использования краеведческого материала на уроках математики.

Познавательный интерес выступает как сильное средство обучения. Успешность обучения существенно зависит от отношения учащихся к учебной деятельности. Практика работы лучших педагогов показывает, что каждый урок можно проводить так, чтобы учащимся было интересно учиться. При «учении с увлечением» эффективность урока заметно возрастет, учащиеся охотно выполняют предложенные им задания. Педагогу не нужно тратить время на поддержание дисциплины, внимания. Таким образом, если ребятам интересно учиться, то они своим поведением как бы помогают преподавателю в реализации учебно-воспитательных задач урока. На скучном, неинтересном уроке учитель много сил и времени тратит на привлечение внимания учащихся, поддержание порядка, и в результате план урока, как правило, не выполняется, а самим уроком не удовлетворены ни учащиеся, ни преподаватель. Есть учащиеся, с низкой мотивацией, которые зачастую не проявляют интереса к учению. На уроках они пассивны, не стремятся отвечать на вопросы педагога, не обращаются к нему; если материал не понятен, часто отвлекаются. Чем объясняется отсутствие у них интереса к знаниям? Во многом и тем, что материал им кажется сухим, не нужным, что он им в жизни не пригодится. Вызвать интерес и осуществить связь с практикой поможет региональный компонент. Причем на любом предмете.
Я учитель математики, но даже на моих уроках это возможно.
Задачи – это жизнь, которая нас окружает. Использование краеведческого материала на уроках математики решает следующие задачи:
- воспитание учащихся в духе патриотизма, гуманизма, любовь к малой родине;
- развитие способностей ученика применять исторические знания при анализе событий прошлого и настоящего;
- повышение интереса к предмету, что способствует активизации их учебной деятельности.
Задачи, составленные на местном материале, находят широкое применение на уроках математики и на внеклассных занятиях. Эти задачи вызывают у учащихся большой интерес к предмету, что способствует активизации их деятельности. А ведь это главное условие ФГОС - побудить ребенка к деятельности, т.е. осуществить системно - деятельностный подход.

Можно выделить несколько типов заданий в работе с учащимися:
I. Решение задач, составленных учителем с использованием местных печатных материалов.
Например, ко дню Победы учащимся 5-7 классов можно предложить следующие задачи:
1. Соломбальцы с «Красной Кузницы» героически сражались на фронтах Великой Отечественной войны. Только три цеха: корпусной, трубопроводный и кузнечный дали фронту 280 человек. Корпусной цех дал в 7,4 раза больше людей, чем кузнечный; а из кузнечного цеха ушли на фронт на 45 человек меньше, чем из трубопроводного. Сколько человек дал фронту каждый цех?
2. В начале войны завод «Красная Кузница» получил приказ от Министерства обороны на изготовление для фронта аэросаней. В феврале 1942 года было изготовлено на 38 саней больше, чем в январе. За эти 2 месяца изготовлено 132 штуки. Сколько саней выпустил завод в январе и феврале?
3. СЕВМАШ - Северодвинский машиностроительный завод. За годы Великой Отечественной войны на предприятии отремонтировано 150 русских и иностранных судов. За первый год отремонтировали 38 кораблей: 20% иностранных и 30% отечественных от всего количества. Сколько кораблей иностранных и сколько наших отремонтировано за первый год войны?

II. Творческие задания: предлагается учащимся составить задачи по предложенным числовым данным местного материала.
Эти задания удивляют детей. Интересные сведения ученики воспринимают эмоционально; зарождается интерес к познанию, развивается память, мышление, речь. Например:
Предлагается учащимся задания: придумать задачи по числовым данным:
1. Длина реки Северная Двина равна 740 км, а реки Онега - 410 км. Составить задачу по теме «Масштаб», используя географический атлас.
2. Территория Вельского района 9320 кв. км, территория Верхнетоемского района 21710 кв. км, а территория Вилегодского района 6310 кв. км. Составить задачу по этим данным.

III. Решение задач, в которых требуется найти нормативы.
Задачи – расчеты расширяют знания учащихся по формированию жизненного опыта при выполнении домашних работ по побелке, покраске, оклейке квартир, засолке овощей и так далее. Например:
1. При покраске на 1 кв. м пола расходуют 40 г краски. Сколько потребуется килограммов краски, чтобы покрасить 2 раза пол в классе длиной 7,5 м и шириной 5,4 м? (предварительно группа учащихся измерила длину и ширину класса перед уроком).
2. Витя живет в прямоугольной комнате высотой 3 метра, длина стен составляет 6 м и 4 м. Ему надо оклеить от пола до потолка. В одной стене комнаты есть дверь шириной 1 м и высотой 2 м, а в другой стене находятся два квадратных окна со стороной 1 м. Какова площадь требуемых для оклейки обоев? (5 класс. Тема: Площадь прямоугольника)

IV. Решение задач, составленных учащимися по данным, подобранным самими учащимися.
1. В реках Архангельской области водится 45 различных видов рыб, что составляет 90% видов рыб, обитаемых в Белом море. Сколько видов рыб в Белом море?
2. Население Архангельской области на 1 января составило 1548000. Население Северодвинска составило 1/6, Новодвинска – 1/30 , Котласа –1/22 . Сколько человек проживало в этих городах в 1994 году?
3. Архангельская земля, кроме М. В. Ломоносова, дала миру многих известных людей. В 1746 г. родился Баранов Александр Андреевич (русский купец, 1-ый главный правитель русских поселений в Америке). Он прожил 73 года. После его смерти пройдёт 1/10 века, когда на свет появится Иоанн Кронштадтский (священник Православной Российской церкви, настоятель и проповедник), который прожил 79 лет. Мещерский Иван Всеволодович (русский педагог и ученый) родился, когда купцу исполнилось бы 113 лет, и умер через 19/25 века. Шубин Федот Иванович, (великий русский скульптор и художник) на 6 лет старше Баранова А.А., прожил 65 лет. В каком веке умер скульптор? Назовите годы жизни этих известных людей.

При составлении региональных задач необходимо знать особенности региона. Студентка математического факультета САФУ Ольга Чеснокова выделила 6 видов региональных задачи. Приведу свои задачи с учетом данной классификации:
1) исторические и национально-культурологические:
1. Одна шестая часть колоколен Кенозерья составляет 1/13 часть от сохранившихся часовен, а их общая сумма равна 57.Сколько в национальном парке амбаров, если количество деревянных часовен в 6,5 раза их больше?
2. До революции в Архангельске было 6 гимназий, что составляет 1/8 всех учебных заведений города. Сколько учебных заведений было в дореволюционном Архангельске?

2) природно-географические:
1. Площадь Виноградовского района составляет 1/2 площади Онежского района. Площадь Котласского района составляет 1/4 от площади Онежского района, а площадь Пинежского района равна 4/3 от площади Онежского района. Найдите площади всех трёх районов Архангельской области, если известно, что площадь Онежского района равна 24000 км2?
2. Северная Двина — река на севере Европейской части России. Длина от устья Сухоны — 744 км, длина с Сухоной — 1300 км. Площадь бассейна — 360 тыс. кв. км. Найдите ширину реки без устья Сухоны и ширину с устьем Сухоны.

3) социально-географические:
1. Население Архангельской области на 1 января 1994года составило 1548000. Население Северодвинска составило 1/6, Новодвинска – 1/30 , Котласа –1/22 . Сколько всего человек проживало в этих городах в 1994 году?
2. Численность населения Архангельской области в 2010 году составила 1228056 человек, в том числе городское население составило 75,6%. Остальную численность составило население, проживающее в сельской местности. Какова численность городского населения? Сколько человек проживает в сельской местности?

4) социально-демографические:
1. Население г. Архангельска — 348,4 тыс. чел. (50-е место по численности населения в России). Мужская половина составляет 45 % всего населения. Сколько от численности населения составляют женщины?
2. В деревне Боброво проживает 25 детей, это составляет 1/3 пенсионеров и 1/6 всего населения села, сколько человек живет в деревне Боброво и сколько из них составляет работающее население?

5) социально-экономические:
1. За январь 1980 года выпуск продукции белой бумаги Архангельского целлюлозно-бумажного комбината (АЦБК) составил 30% квартального плана. За февраль – 120% продукции, выпущенной в январе. Чтобы выполнить квартальный план, в марте комбинат изготовил 680 тонн белой бумаги. Каков квартальный план АЦБК?

6) задачи на экономические отрасли региона:
1. Архангельские рыбаки выловили в первый день 3/8 рыбы от общего улова, во второй день 13/16 рыбы от улова в первый день. Сколько рыбы поймали в третий день, если весь трёхдневный улов составил 32 тонны?
2. Ракета - носитель “Протон” запущенная с космодрома “Плесецк” состоит из трех ступеней. Масса второй ступени 480 тонн, что составляет 4/19 части массы первой ступени; масса третьей 122 тонны. Найти массу ракеты “Протон”.

Региональный компонент используется в исследовательской работе моих учеников. Начиная с 5 класса, ребята придумывают задачи по материалам Архангельской области. Позже некоторые творческие работы перерастают в проекты и исследования: «Задачи о Соломбале» Гордиенкова Марина (11А класс 2009г.); «Математические задачи с региональным содержанием для основной школы» Лихачева Настя (9Б класс. 2012г.); «Составление буклета математических задач по теме «Дроби» Сокол Ольга(6Б класс 2013г.).
Конечно, есть и трудности: отсутствие методической литературы, деградация традиций регионального воспитания в семьях, ориентация общества на западные модели организации учебно-воспитательного процесса, недостатка у педагогов знаний о северных преданиях и традициях.
Моя статья нацелена на то, чтобы помочь молодому учителю в решении данной задачи. Наша северная земля замечательная, у нас так много интересного.

Люблю тебя за вольные просторы
За то, что ты суров и многолик.
У самого красивейшего моря,
Поморский край Архангельской земли.
Киприянов В.


Литература:
1. Киприянов, В. Архангельск.- Архангельск: Родина Ломоносова, 1994.- 240с.
2. Фольклорные и краеведческие математические задачи народов России / Н.И.Мерлина, А.В.Мерлин, С.А.Карташова и др./ под общ. ред. Н.И.Мерлиной.- Чебоксары: Изд-во Чуваш.ун-та, 2012.- 290с.

Рекомендуем посмотреть:

Устный счет как способ повышения математической культуры учащихся Факультативные занятия по математике Методы обучения математики Деятельность учителя математики по успешному включению обучающихся в процесс социализации

Похожие статьи:

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики. Инновационный опыт работы

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики

Внеурочная деятельность учителя математики по ФГОС

Участник №181 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 декабря 2015 года по 15 марта 2016 года
Опубликовано: 3193 дня назад (25 февраля 2016)
Просмотров: 7791
+7
Голосов: 7
Ирина Юрьевна Ручина # 28 февраля 2016 в 12:45 +6
Татьяна Юзиковна, спасибо за приглашение. Познакомилась с вашей разработкой. Материал статьи очень интересный, познавательный, мне понравился. Очень интересные типы заданий в работе с учащимися. Творческих Вам успехов и вдохновения. Примите мой голос. +1!!!
Татьяна Юзиковна Ермолина # 28 февраля 2016 в 21:14 +3
Спасибо!
Елена Григорьевна Полякова # 29 февраля 2016 в 12:39 +5
Уважаемая Татьяна Юзиковна, примите голос!
Замечательная идея, практически подкреплённая.
Здорово, когда на уроках присутствуют такие межпредметные
связи - это усиливает познавательный интерес и мотивацию к
занятиям. Вы молодец! Желаю новых удачных публикаций!
С уважением, Е.Г.
Татьяна Юзиковна Ермолина # 29 февраля 2016 в 20:30 +2
Благодарю за комментарий!
Ирина Николаевна Ступченко # 6 марта 2016 в 17:19 +3
Спасибо за приглашение. Грамотное и правильное использование материала, удачно оформленная работа. Всё вместе впечатляет и делает очень интересным. Голос!
Татьяна Юзиковна Ермолина # 7 марта 2016 в 19:58 +1
Ирина! Спасибо и с праздником! Добра и здоровья!