Из опыта работы учителя математики
Автор: Бокова Елена Владимировна, учитель математики высшей категории ГБОУ СОШ №10 «ОЦ ЛИК» г.о. Отрадный Самарской области. Победитель Приоритетного Национального Проекта «Образование» «Лучшие учителя РФ».
Материал представляет Карту инновационного опыта, которая поможет в доступной форме учителям-предметникам и педагогам описать опыт своей работы.
Сущностные характеристики опыта
1. Тема инновационного педагогического опыта. Активизация познавательной деятельности учащихся через внедрение в модульную технологию элементов КСО на уроках математики.
2. Источник изменений. Образовательная деятельность современного учителя все больше отходит от наставнического морализаторства в сторону понимающего и сопереживающего соучастия, оказанию педагогической поддержки вместо «научения правильному знанию». Происходит изменение требований к работе учителя: от умения транслировать программный объем знаний – к формированию у учащегося в ходе деятельности преимущественно творческого характера, способности связывать знания и способы деятельности с ситуацией (проблемой), требующей ее эффективного разрешения.
3. Идея изменений. Использование модернизированных современных образовательных технологий, таких как технология модульного обучения и КСО позволяют создавать на уроках математики ситуации «успеха», которые снижают уровень тревожности, повышают мотивацию к учению, активизируют познавательную деятельность, а значит, повышают работоспособность учащихся на уроках математики.
4. Концепция изменений. Изменение содержания образования состоит в постепенном переходе от учебно-предметной парадигмы, основанной на усвоении основ наук, знаний, умений и навыков, к ориентации на овладение каждым учащимся (с учетом особенностей личности) совокупностью универсальных знаний. Это достигается через внедрение в модульную технологию элементов КСО. Новизна опыта заключается в разработке системно-структурной композиции урока, определении его ключевых составляющих, подчиняющихся главной цели. Такой целью является создание условий для активизации познавательной деятельности ученика как личности.
Преимущества перед аналогами:
1) Происходит учет индивидуальных параметров личности;
2) Знания становятся средством;
3) Знаниевая ориентация сменяется личностно-ориентированным образованием;
4) Каждый ученик развивается как личность.
5. Условия реализации изменений. Данная технология:
1) Требует от учителя организаторского, творческого мастерства, увлеченного не только своим предметом, но и переживающем за развитие личности ребенка;
2) Знание методики Модульного метода обучения;
3) Знание технологии Коллективного Способа Обучения;
4) Знание ПК;
5) Наличие оргтехники, расходных материалов, выхода в интернет.
6. Результаты изменений.
1) Снижается уровень тревожности;
2) Повышается личная уверенность у каждого ребенка в себе как в человеке способном и компетентном;
3) Повышается мотивация к учению;
4) Повышается познавательная активность;
5) Повышается успеваемость учащихся;
6) Улучшаются показатели по ГИА и ЕГЭ;
7) Возрастает количество призовых мест на школьной, городской, окружной олимпиадах по математике.
Описание инновационного опыта
Педагогика обязывает нас принимать обучающегося таким, каков он есть, но каждый ученик – личность. И в классе всегда есть такие ученики, которые схватывают все на лету, и такие, которым все надо подробнейшим образом несколько раз пояснять; увлеченные математикой и не любящие ее. Насильно против воли человека научить невозможно. Когда-то Галилео Галилей сказал: «Вы не в состоянии научить человека чему-либо. Вы можете лишь помочь ему обнаружить это внутри себя». Дети учатся сами, а учителя, педагоги учиться только помогают. Нужно сделать так, чтобы ученик сам захотел, тогда он выучит. Стимулом к обучению служат эмоции, лучше, если положительные.
Применяемая методика позволяет создать каждому обучающемуся комфортный темп работы, и, что немаловажно, на мой взгляд, для каждого ученика создать ситуацию успеха. Если ученик не получает удовлетворения от учебы, то учеба становится в тягость, а учеба в тягость – это вид каторги. Средством для достижения удовлетворения от учебы является модульная технология как личностно-ориентированное обучение и технология КСО.
Я полагаю, что для успешности обучения необходимо:
1) Так организовать учебный процесс, чтобы ученик вначале понял, какой материал подлежит усвоению, и каким образом с ним следует работать;
2) Организовать собственную работу ученика таким образом, чтобы каждый его шаг оказался учителю подконтрольным;
3) Организовать учебный процесс, чтобы весь материал по данному модулю был последовательно проработан сначала в позиции ученика, затем в позиции учителя;
4) Постепенно перейти от пошагового контроля к самоконтролю.
Мне нравится, что при этом меняется роль учителя в учебном процессе. Моя задача через модуль с помощью технологии КСО мотивировать учащихся, осуществлять управление их учебно-познавательной деятельностью, активизировать ученика на рассуждения, поиск, догадку, ориентировать на успех, обеспечивая тем самым постепенный переход от пассивно воспринимающей позиции ученика к его сотрудничеству с другими учащимися и учителем.
Как происходит такое обучение? Каждый раздел учебного пособия разбит на модули. Каждая тема раздела также разбита на модули. Работа над каждым модулем происходит в парах «сменного» характера. Каждый ученик работает в паре сначала над своим модулем в позиции ученика, а затем происходит смена позиций. Если же, кто-то допускает ошибки, то ученик, который выполнил верно данное задание становится в позицию учителя. Модули составлены таким образом, что организация работы на уроке осуществляется дифференцировано. В паре учащиеся помогают друг другу усваивать новые знания или тренировать один другого, работая над каждым модулем. Практическая значимость урока заключается в развитии у учащихся умений ставить перед собой учебные цели и задачи; четко выражать мысли; выслушивать мнение одноклассников, сравнивая его со своим; выделять главное; сопоставлять, делать выводы. Каждый ученик получает возможность передать товарищу то, чему научился и что узнал сам. Один обучает многих, многие обучают одного. Между учениками устанавливаются новые связи, меняются их обязанности и функции, виды деятельности. Глубина понимания обсуждаемых в парах вопросов также регулируется учениками, а не сковывается временным стандартом урока. Тем самым, продвигаясь постепенно от дисциплинарной пассивности в классе к развитию познавательного интереса учащихся, а затем и развитию их познавательной активности. На протяжении всего урока формируется коммуникативная компетенция, развивается математическая речь, совершенствуются умения и навыки общения, развиваются умения и навыки работы с учебно-научными текстами, совершенствуется умение информационной переработки текста. Развиваются общедеятельностные умения выполнять самопроверку и взаимоконтроль. Все формы контроля, известные учителю сохраняются. Но ученики в разное время выходят на контроль. Я считаю целесообразным проконтролировать отдельно тех, кто закончил раньше, и предоставить им время на уроке для знакомства с дополнительной литературой или решения задач олимпиадного уровня. В режиме урока осуществляется дифференцированный контроль со стороны учителя.
Опыт показывает, что ребята с удовольствием работают в парах сменного характера. Результаты такой работы хорошие. То, чему научились ребята друг у друга, хорошо усваивается, следовательно, создается ситуация «успеха», а это приводит к активизации познавательной деятельности.
Рекомендуем посмотреть:
Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 7-8 класса. Игра «Слабое звено»
Конспект урока математики в 5 классе по теме: Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа
Игра как средство интерактивного обучения по предмету Математика
Конспект урока математики 9 класс по теме: Арифметическая и геометрическая прогрессии
Конспект урока математики в 6 классе по теме: Умножение и деление обыкновенных дробей