Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Устный счет как способ повышения математической культуры учащихся

Учебно - методическая разработка «Устный счет как способ повышения вычислительной культуры учащихся»
Автор: Кунавина Ольга Михайловна, учитель МКОУ Верхнехавская СОШ №1 Верхнехавского муниципального района Воронежской области.
Описание материала. Предлагаю Вашему вниманию краткое описание опыта работы по формированию навыков устных вычислений и повышению математической культуры учащихся. Материал предназначен для использования в работе учителям математики, осуществляющих преподавание на основной и старшей ступени обучения.
В последнее время все более актуальной на всех ступенях обучения становится проблема овладения навыками устного счета. Калькулятор и компьютер, несомненно, стали нашими помощниками в ускорении вычислений. В связи с этим у современных школьников просто нет систематической практики быстрого счета в уме. И сегодня можно с сожалением утверждать, что большинство учащихся считают очень медленно. Однако общая культура вычислений влияет на скорость и качество выполнения заданий и при изучении арифметики, и при решении задач ГИА и ЕГЭ, где подобные умения необходимо доводить до автоматизма.
Подбирая информацию в Интернет-ресурсах к факультативному занятию в 5 классе, мы с ребятами прочитали аннотацию статьи В. Доценко “Пятое правило арифметики” (см. “Наука и жизнь” №12, 2004г.) В ней отмечалось низкое качество образования французских студентов, сдававших в школе “бак” (от слова “бакалавр”)- аналог нашего единого государственного экзамена. Из откликов на статью была напечатана заметка Г. Полознева “Сбывшееся предсказание”, в которой говорилось об аналогичном положении среди немецких студентов (см. “Наука и жизнь” № 12, 2005г.), а кроме того, упоминалось о сельской школе Рачинского, который еще в конце XIX века прививал деревенским ребятишкам навыки устного счета и основы математического мышления. К статье прилагалась иллюстрация репродукции картины Богданова-Бельского - изображены дети младшего школьного возраста, вычисляющие в уме значение дроби, числитель которой представляет собой сумму квадратов чисел от 11 до 14, а знаменателем является число 365.
Этот пример показался ребятам очень сложным. Некоторые попытались вычислить значение дроби письменно. Но для них оказалось загадкой, как такой пример можно решить устно. И тогда я предложила ребятам самостоятельно собрать информацию о навыках быстрого счета.
Спустя несколько дней мои ученики стали применять найденные ими приемы и в устном счете, и при выполнении упражнений из учебника, при выполнении тестовых заданий. Овладение приемами позволило повысить качество и скорость вычислений.
Культура устного счета формируется, в основном, в первые 7 лет обучения в школе. В 5 классе необходимо сформировать вычислительные навыки и довести до автоматизма знание таблиц умножения и деления, в 6 классе обучающиеся должны использовать свойства действий, в 7 классе учащиеся должны уметь применять формулы сопряженного умножения, степень и ее свойства, в 9-11 классах – постоянно закреплять вычислительные навыки. Содержание устных упражнений весьма разнообразно и велико, и оно постоянно расширяется за счет введения алгебраического и геометрического материала.
Навыки устного счета утрачиваются очень быстро, тем более, что в старших классах мы не всегда уделяем должное внимание этому на уроке. Но при подготовке учащихся 11 класса к ЕГЭ становится понятным, что без доведенных до автоматизма навыков устного счета не повышается скорость решения заданий ЕГЭ и по математике, и по физике. Скоростные вычисления создают необходимый запас времени.
Возникла необходимость в составлении подобных заданий. Оказалось, что выпущено несколько пособий, разработанных специально к подготовке к ЕГЭ по этой проблематике. Так, пособие Ф.Ф.Лысенко «Устные вычисления и быстрый счет» позволило помочь выпускникам при подготовке к ЕГЭ в развитии умения быстро вычислять, преобразовывать выражения, быстро находить их значения, оценивать результат, предлагать те или иные варианты решения.
Необходимо также разъяснять учащимся, что устные вычисления мы постоянно используем в повседневной жизни, например, при совершении покупок.
Ученые, занимающиеся исследованиями в области мозга, выявили, что устные вычисления являются великолепной интеллектуальной зарядкой, помогающей до старости держать мозг в хорошем состоянии.
В то же время надо помнить, что освоение скоростного устного счета под силу практически любому ученику (нужные знания есть даже у слабоуспевающих учеников, нет только нужных скоростных навыков).
Прививая любовь к математике с помощью различных видов устных упражнений, учитель будет пробуждать у учеников стремление совершенствовать способы вычислений и решения задач, менее рациональные заменять более совершенными. А это важнейшее условие сознательного усвоения материала по предметам физико-математического цикла, успешная сдача обучающимися ЕГЭ и ГИА.
Список используемой литературы:
1.Математика. Устные вычисления и быстрый счет. Тренировочные упражнения за курс 7-11 класса. Учебно-методическое пособие (Под редакцией Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова)- Ростов-на –Дону: Легион-М, 2010-231 с.
2.Минаева С. Формирование вычислительных умений в основной школе // Математика. – 2008 год. - № 2.
3.Струнникова Э.П., Мельникова Н.И. // Устный счет. – 2007 год. - № 3.
4.Федотова Л. Повышение вычислительной культуры учащихся 5-9 классов // Математика. – 2006 год. - № 35.
5.Федотова Л. Повышение вычислительной культуры учащихся // Математика. – 2006 год. - № 36.

Рекомендуем посмотреть:

Задачи в стихах для детей Урок математики по теме Диаграммы в 6 классе Игра "Поле чудес" по математике для учащихся 5-6 классов коррекционных школ VIII вида Внеклассное мероприятие по математике для учащихся коррекционных школ VIII вида

Похожие статьи:

Игра как средство интерактивного обучения по предмету Математика

Конспект урока математики в 6 классе по теме: Умножение и деление обыкновенных дробей

Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 7-8 класса. Игра «Слабое звено»

Конспект урока математики 9 класс по теме: Арифметическая и геометрическая прогрессии

Конспект урока математики в 5 классе по теме: Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа

Методы обучения математическому языку | Формирование универсальный учебных действий на уроках математики с помощью "кейс- метода"
Опубликовано: 3840 дней назад (18 июня 2014)
Просмотров: 7376
Рубрика: Без рубрики
+3
Голосов: 3
Светлана Анатольевна Савостьянова # 18 июня 2014 в 21:50 +2
Ольга Михайловна, тема, которую Вы затронули, очень актуальна. Как я с Вами согласна, что у современных школьников просто нет систематической практики быстрого счета в уме, что большинство учащихся считают очень медленно, часто пользуются калькулятором там, где быстрее посчитать в уме. А ведь устные вычисления дают возможность не только быстро производить расчеты в уме, но и развивают память, культуру мысли, ее быстроту. Именно в среднем звене и закладываются навыки устного счёта. Похвально, что Вы уделяете этому внимание в своей работе. Голос за статью!
Ольга Михайловна Кунавина # 18 июня 2014 в 22:09 +1
Спасибо большое!
Регина Сириновна Сабирзянова # 19 июня 2014 в 01:32 +2
Ольга Михайловна! Подготовленная Вами учебно-методическая разработка «Устный счет как способ повышения вычислительной культуры учащихся» в доступной и лаконичной, но в тоже время очень содержательной форме раскрыла проблему, которая присутствует не только в нашей системе образования, но и как видим, в системах образования других стран. Спасибо за Вашу работу! +1!
Ольга Михайловна Кунавина # 19 июня 2014 в 16:29 0
Уважаемая Регина Сириновна! Спасибо за комментарий, тем более что очень здорово общаться с единомышленником! Хотелось бы познакомиться с Вашими работами.
Ольга Михайловна Кунавина # 19 июня 2014 в 16:29 0
Уважаемая Регина Сириновна! Спасибо за комментарий, тем более что очень здорово общаться с единомышленником! Хотелось бы познакомиться с Вашими работами.
Наталья Александровна Михайлова # 20 июня 2014 в 14:01 +3
В наш век, современных технологий, очень сложно ребенку (не важно школьник или дошкольник) объяснить- "зачем тебе это надо?" Современные детки уже с пеленок пользуются гаджитами и родители находят в этом свою прелесть! Стараются быстрее "сунуть" мобильный телефон в руки, не понимая что, тем самым отнимают у ребенка не только детство, но и по сути, будущее! Сейчас дети не умеют играть, строить отношения со сверстниками и, возвращаясь к вашей статье, не умеют элементарного- считать и вычитать в уме! В магазине наблюдала сцену- мальчик (школьник)считал на пальцах сумму покупки! Вы, молодец, что подняли этот вопрос! Успехов в работе!
Ольга Михайловна Кунавина # 20 июня 2014 в 15:01 0
Большое спасибо!